Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Как избежать штрафа за несвоевременное сообщение в инспекцию об открытии или закрытии банковского счета ("Ваш налоговый адвокат", 2007, N 2)



"Ваш налоговый адвокат", 2007, N 2

КАК ИЗБЕЖАТЬ ШТРАФА ЗА НЕСВОЕВРЕМЕННОЕ СООБЩЕНИЕ

В ИНСПЕКЦИЮ ОБ ОТКРЫТИИ ИЛИ ЗАКРЫТИИ БАНКОВСКОГО СЧЕТА

Налоговый кодекс РФ возложил на налогоплательщика обязанность письменно сообщать в налоговый орган об открытии или закрытии счетов (лицевых счетов) в течение семи дней со дня открытия (закрытия) <*>. Данная обязанность установлена п. 2 ст. 23 НК РФ в редакции Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ. Нарушение установленного срока влечет для организации негативные последствия в виде взыскания штрафа. Однако в ряде случаев у налогоплательщиков имеется реальный шанс избежать налоговой ответственности. Рассмотрим, какие аргументы они могут использовать в споре с налоговой инспекцией.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Напомним, ранее в законе был установлен иной срок для информирования инспекции об открытии или закрытии банковского счета - 10 дней.

Чтобы уложиться в установленный законом срок, организация должна правильно определить дату открытия или закрытия банковского счета. В п. 2.1 разд. 2 "Аналитический и синтетический учет" Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях <**> закреплено, что открываемые клиентам счета регистрируются в книге регистрации открытых счетов. В ней следует указывать: дату открытия счета; дату и номер договора об открытии счета; наименование клиента; наименование (цель) счета; порядок и периодичность выдачи выписок счета; дату сообщения налоговым органам, фондам об открытии счета; дату закрытия счета. Таким образом, датой открытия (закрытия) счета клиента необходимо считать дату соответствующей записи в книге регистрации <***>.

     
   ————————————————————————————————
   
<**> Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утверждены Положением Банка России от 5 декабря 2002 г. N 205-П. <***> Такая позиция подтверждается Письмом Банка России от 24 июня 2005 г. N 08-17/2700. Налоговые органы также полагают, что сроки, назначенные ст. ст. 23 и 86 НК РФ для сообщения налогоплательщиками и банками в налоговые органы об открытии (закрытии) банковских счетов, начинают исчисляться с момента внесения соответствующей записи в книгу регистрации открытых счетов (см. Информационное сообщение ФНС России от 25 января 2006 г. "О порядке уведомления налоговых органов об открытии (закрытии) налогоплательщиком банковских счетов"). Думается, что приведенная позиция справедлива только для банков, поскольку книга регистрации открытых счетов является внутренним документом, а клиенты банка не имеют возможности знакомиться с ее содержанием. Такого же мнения придерживается и ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 27 ноября 2006 г. по делу N А05-6935/2006-21. Суд указал: поскольку записи в книге регистрации открытых счетов делает банк, налогоплательщик не может знать дату совершения в ней записи о закрытии счета до получения уведомления банка. Налогоплательщик не может нести ответственность за нарушение определенного законом срока, о начале течения которого он точно не осведомлен. Судебной практикой выработан подход, согласно которому срок для направления сообщения в инспекцию следует исчислять с момента, когда налогоплательщику стало известно об открытии (закрытии) его счета (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23 марта 2006 г. по делу N А69-3014/05-9-Ф02-340/06-С1). В соответствии с п. 1 ст. 846 ГК РФ при заключении договора банковского счета клиенту или указанному им лицу открывается счет в банке на условиях, согласованных сторонами. Значит, при открытии счета срок для информирования налогового органа должен отсчитываться со дня подписания договора (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22 февраля 2006 г. по делу N А69-3013/05-9-Ф02-343/06-С1). А при закрытии счета семидневный срок должен исчисляться с момента получения клиентом уведомления банка (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16 октября 2006 г. по делу N А05-6492/2006-27). Закрытие счета банком В п. 1.1 ст. 859 ГК РФ указано, что если иное не предусмотрено договором, то при отсутствии в течение двух лет денежных средств на счете клиента и операций по этому счету банк вправе отказаться от исполнения договора банковского счета, предупредив в письменной форме об этом клиента. Договор считается расторгнутым по истечении двух месяцев со дня направления банком такого предупреждения, если на счет клиента в течение этого срока не поступили денежные средства. ФНС России в Письме от 28 ноября 2005 г. N ЧД-6-24/998@ разъяснила, что налогоплательщик, который не был извещен банком о закрытии счета в одностороннем порядке, не может быть привлечен к ответственности за нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке. Данный вывод подтверждается и сложившейся арбитражной практикой: Постановлениями ФАС Восточно-Сибирского округа от 30 мая 2006 г. по делу N А69-42/06-7-Ф02-2483/06-С1, ФАС Поволжского округа от 1 февраля 2005 г. по делу N А55-7390/04-44, ФАС Центрального округа от 4 октября 2004 г. по делу N А14-6243/04/172/23. Отменяя решения налоговых органов о привлечении налогоплательщиков к ответственности по п. 1 ст. 118 НК РФ, суды исходили из следующих положений. Банки закрывали счета клиентов согласно условиям договоров банковского счета в одностороннем порядке, и клиенты не были извещены о закрытии счетов, а значит, не могли сообщить об этом в налоговые органы, так как не обладали соответствующей информацией. Схожий подход прослеживается и в упомянутом Информационном сообщении, в котором сказано, что в случае закрытия банком счета клиента в одностороннем порядке срок, установленный ст. 23 НК РФ для уведомления налогового органа о закрытии счета, начинает исчисляться с момента получения налогоплательщиком извещения банка о закрытии указанного счета. Транзитный валютный счет По мнению налоговых органов, налогоплательщики также обязаны сообщать в налоговый орган по месту учета об открытии или закрытии текущих, транзитных и специальных транзитных валютных счетов. При нарушении установленного законом срока представления информации налогоплательщик подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной ст. 118 НК РФ. На это указано в Письме МНС России от 1 февраля 2002 г. N 14-3-04/218-Г530. Между тем данная точка зрения, по мнению автора, небесспорна. По смыслу п. 2 ст. 11 НК РФ счета (счет) - это расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты. Арбитражные суды не раз приходили к выводу, что специальный транзитный счет не соответствует критериям, установленным ст. 11 НК РФ, в связи с чем ответственность за несообщение о его открытии или закрытии применяться не может (см., например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28 июля 2005 г. по делу N А11-13550/2004-К1-6/795/33). С учетом сложившейся практики налоговые органы фактически изменили свою точку зрения по рассматриваемому вопросу. Так, Письмом МНС России от 2 сентября 2002 г. N ШС-6-14/1355 "О Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.07.2002 N 10335/01" до сведения налоговых инспекций доведен судебный акт, принятый в пользу налогоплательщика. Суд признал незаконным взыскание с банка штрафа по п. 2 ст. 132 НК РФ за несообщение налоговому органу об открытии транзитных валютных счетов клиентов. Тем не менее иногда инспекции все же пытаются наказывать организации за нарушение срока представления информации об открытии транзитного валютного счета. Но арбитражные суды, руководствуясь правовой позицией ВАС РФ, признают подобный подход чиновников неправомерным (Постановления ФАС Московского округа от 24 мая 2004 г. по делу N КА-А40/4029-04, от 24 ноября 2003 г. по делу N КА-А40/9351-03). Двойное информирование и ошибка в номере счета Случается, что налоговые органы предъявляют претензии налогоплательщикам, не сообщившим об открытии расчетного счета для своего обособленного подразделения. Однако подобные упреки являются необоснованными. Компании, открывающей банковский счет своему филиалу, расположенному вне ее местонахождения, достаточно уведомить об открытии счета инспекцию, контролирующую этот филиал. В данной ситуации организация вовсе не обязана информировать свою налоговую инспекцию. Подобный вывод согласуется с арбитражной практикой (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30 июня 2005 г. по делу N А43-32558/2004-32-1430). Споры могут возникнуть и когда организация вовремя сообщает инспекции об открытии счета в банке, но ошибается в одной цифре номера счета. Налоговые органы полагают, что в таком случае уведомления не было, и пытаются оштрафовать налогоплательщика. Но и в этом случае действия контролеров незаконны. При наложении штрафа инспекторы должны учитывать принципы привлечения лица к ответственности. Основное условие - вина налогоплательщика в совершении правонарушения (ст. ст. 106 и 109 НК РФ). Ошибка в одной цифре в номере счета не свидетельствует о непредставлении информации об открытии счета в инспекцию. В такой ситуации не будет вины налогоплательщика и отсутствует состав правонарушения, предусмотренный ст. 118 НК РФ. Сделанные выводы опираются на судебную практику, в частности на Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20 июня 2006 г. по делу N Ф04-3599/2006(23531-А45-27). Схожий подход приведен и в другом судебном решении - Постановлении ФАС Московского округа от 6 мая 2004 г. по делу N КА-А40/3380-04. Налогоплательщик своевременно сообщил в инспекцию об открытии счета в коммерческом банке, допустив при этом ошибку в названии и номере счета. Однако налоговый орган не представил доказательств, свидетельствующих о желании налогоплательщика навредить инспекции, помешать исполнению ее контрольных функций. Ответственность за допущенные технические ошибки и опечатки налоговым законодательством не предусмотрена. С учетом изложенного суд решил, что налогоплательщик не должен платить штраф (см. также Постановление ФАС Центрального округа от 16 августа 2005 г. по делу N А09-18777/04-ДСП-8). И хотя приведенные прецеденты свидетельствуют о том, что арбитражные суды занимают сторону налогоплательщика, при выявлении ошибок в отправленных сообщениях нужно оперативно информировать налоговый орган о действительном номере счета. Это поможет выиграть спор в арбитражном суде. В заключение напомним, что за нарушение положений ст. 23 НК РФ могут наказать не только организацию, но и ее должностных лиц - руководителя и главного бухгалтера. Так, согласно ст. 15.4 КоАП РФ нарушение установленного срока представления в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда информации об открытии (закрытии) счета в банке или иной кредитной организации влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц в размере 10 - 20 МРОТ. О.А.Мясников К. ю. н., юрисконсульт департамента налогов и права компании "ФБК" Подписано в печать 09.02.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Переоформление постоянного (бессрочного) права пользования земельным участком ("Ваш налоговый адвокат", 2007, N 2)
Статья: О правовой природе документа налогового органа ("Ваш налоговый адвокат", 2007, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.