Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Вопрос: ...Организация участвует в реструктуризации задолженности по пеням и штрафам, начисленным по взносам в государственные внебюджетные фонды. В декабре 2006 г. ей списано 85% задолженности по пеням (11 млн руб). Согласно Письму Минфина России от 12.07.2006 N 03-03-02/156 за четвертый квартал сумма налога на прибыль увеличится на 2 640 000 руб., что существенно усложнит положение организации. Что можно предпринять в этом случае? ("Налоговые споры", 2007, N 3)



"Налоговые споры", 2007, N 3

Вопрос: Мы - подписчики вашего журнала. В N 9 за 2006 г. в материале "Голос Минфина России" было приведено Письмо финансового ведомства от 12.07.2006 N 03-03-02/156, из которого следует, что суммы списанной в ходе реструктуризации задолженности по пеням и штрафам, начисленным по взносам в государственные внебюджетные фонды, учитываются налогоплательщиками при расчете налога на прибыль организаций. Наша организация участвует в реструктуризации задолженности по страховым взносам, начисленным пеням и штрафам. Так как условия реструктуризации нами выполнены в полном объеме, в декабре 2006 г. списано 85% задолженности по пеням. Это составляет приблизительно 11 млн руб. Если руководствоваться упомянутой позицией Минфина России, то только за четвертый квартал сумма налога на прибыль увеличится на 2 640 000 руб. Для нашей организации это не что иное, как падение в долговую яму. Организация небольшая, за 2005 г. налог на прибыль составил 1 800 000 руб. Есть ли какой-нибудь выход из создавшегося положения? Что мы можем предпринять?

Ответ: Редакция пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ, применявшаяся до 1 января 2005 г., предусматривала освобождение от налогообложения сумм кредиторской задолженности налогоплательщика перед бюджетами разных уровней, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством РФ или по решению Правительства РФ. Однако законодатель не расшифровывал, какая кредиторская задолженность имелась в виду. Поэтому налогоплательщики могли не учитывать при налогообложении прибыли как суммы налогов, сборов, так и суммы пеней и штрафов, списанных по условиям реструктуризации.

В действующей с 1 января 2005 г. редакции рассматриваемого положения НК РФ речь идет о кредиторской задолженности налогоплательщика по уплате налогов и сборов. Таким образом, законодатель сузил сферу применения данной нормы НК РФ. Как указано в Федеральном законе от 06.06.2005 N 58-ФЗ <*>, новая редакция пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ должна распространять свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г. Однако такое правило ухудшает положение налогоплательщиков, поэтому с указанной даты оно не применяется.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Федеральный закон от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах".

По общему правилу, установленному в п. 1 ст. 5 НК РФ, акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков (иных участников налоговых отношений), обратной силы не имеют (п. 2 ст. 5 НК РФ).

Таким образом, новая норма начала действовать с 1 января 2006 г. Заметим, что на это же указал Минфин России в Письме от 29.12.2005 N 03-03-04/1/467.

Однако столь неблагоприятное для налогоплательщиков правило просуществовало недолго. Федеральным законом от 27.07.2006 N 144-ФЗ <*> в пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ вновь внесены изменения, в соответствии с которыми в перечень сумм, не учитываемых при налогообложении прибыли, вновь включены пени и штрафы. Причем, как предусмотрено п. 2 ст. 2 данного Закона, новые правила распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Федеральный закон от 27.07.2006 N 144-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части создания благоприятных условий налогообложения для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, а также внесения других изменений, направленных на повышение эффективности налоговой системы".

Таким образом, в отношении налогов, сборов, пеней и штрафов ничего не изменилось, налогоплательщики вправе не учитывать списываемые суммы при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций и за 2006 г.

А вот в отношении страховых взносов, а также начисленных по ним пеням и штрафам все не так однозначно. В упомянутом читателем Письме Минфина России финансовое ведомство отмечает, что в пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ речь идет лишь о задолженности налогоплательщика перед бюджетами. При этом подчеркивается, что в соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ имеются в виду федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты), бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты). Бюджеты государственных внебюджетных фондов к бюджетам для целей налогообложения, в т.ч. налогом на прибыль организаций, не относятся. Соответственно, положения пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ не распространяются на суммы списанной задолженности перед бюджетами государственных внебюджетных фондов.

Не исключено, что подобную же позицию займут и налоговые органы и будут признавать необоснованным невключение налогоплательщиками в налоговую базу по налогу на прибыль сумм задолженности по страховым взносам, начисленным по ним пеням и штрафам.

Однако, по нашему мнению, с такой позицией можно поспорить. Из Порядка проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам <*> следует, что право на реструктуризацию данных сумм связано с уплатой налогоплательщиком ЕСН (авансовых платежей). В частности, в решении о реструктуризации задолженности налоговый орган должен установить обязанность организации по своевременному и в полном объеме погашению задолженности по ЕСН в соответствии с установленными графиками, а также авансовых платежей по этому налогу (п. 11).

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Порядок проведения реструктуризации имеющейся у организаций по состоянию на 1 января 2001 г. задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, а также по пеням и штрафам, начисленным на указанную задолженность по данным учета налоговых органов на дату принятия решения о реструктуризации, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.10.2001 N 699.

Кроме того, именно налоговые органы, а не органы государственных социальных внебюджетных фондов, контролируют погашение организациями реструктурируемой задолженности, а также уплату ими авансовых платежей по ЕСН. Органам государственных социальных внебюджетных фондов лишь направляются копии решений о реструктуризации задолженности и прекращении реструктуризации задолженности (п. п. 12, 13 Порядка).

Если обратиться к специальному законодательству, регулирующему обязательное социальное страхование в России, то мы увидим, что правоотношения, связанные с уплатой платежей (взносов) на обязательное социальное страхование, подпадают под действие законодательства РФ о налогах и сборах (см. ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ <*> и ст. 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ <**>). Данный факт признают и налоговые органы (см., например, Письмо УМНС России по г. Москве от 30.06.2004 N 26-12/43524).

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". <**> Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования". И последний аргумент, из ст. 11 НК РФ в редакции, действующей с 1 января 2007 г., такие понятия как "бюджеты (бюджет)" и "внебюджетные фонды" исключены. Таким образом, ссылка Минфина России в Письме, которое приводит наш читатель, на ст. 11 НК РФ утратила смысл. М.В.Завязочникова Заместитель главного редактора, юрист-эксперт Подписано в печать 06.02.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Сюрприз в почтовом ящике ("Налоговые споры", 2007, N 3)
Вопрос: ...Четыре юридических лица заключили договор простого товарищества для строительства объекта недвижимости. До регистрации права собственности на созданный объект подписано дополнительное соглашение об уступке тремя товарищами прав требования в отношении части общего имущества четвертому товарищу. Последний уплачивает за уступку каждому из трех товарищей денежные средства с учетом НДС. Сможет ли он в дальнейшем возместить НДС? ("Налоговые споры", 2007, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.