Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Сюрприз в почтовом ящике ("Налоговые споры", 2007, N 3)



"Налоговые споры", 2007, N 3

СЮРПРИЗ В ПОЧТОВОМ ЯЩИКЕ

Не исключено, что в этом году налогоплательщики будут получать письма из налоговой инспекции с приглашением явиться на комиссию для заслушивания по вопросу налоговых вычетов по НДС. В письме может также содержаться требование предоставить аналитические материалы и пояснения. Как реагировать на подобные послания?

Письмо налогового органа в адрес налогоплательщика

"О заседании Комиссии"

Инспекция ФНС России г. N сообщает, что в соответствии с Приказом УФНС России по N-ской области от 12.09.2006 N 505 создана Комиссия по рассмотрению деятельности налогоплательщиков, имеющих высокий удельный вес налоговых вычетов в сумме исчисленного налога на добавленную стоимость по налогооблагаемым объектам и имеющих минимальные платежи в бюджет.

Так как деятельность ОАО "Ритм" на период 2005 - 2006 гг. характеризуется несоответствием объемов налоговых платежей по налогу на добавленную стоимость, имеет удельный вес налоговых вычетов в сумме исчисленного налога выше среднего в целом по Управлению (91,8%) и минимальные платежи в бюджет, Вам необходимо представить аналитические материалы по прилагаемым формам (Приложения N N 2, 3, 4, 5, 6, 8) и пояснения по факту роста налоговых вычетов, низкой рентабельности деятельности, а также прогнозы изменения динамики налоговых вычетов и платежей в бюджет.

Ваши материалы будут рассмотрены на рабочей группе инспекции по данному вопросу и по итогам анализа представленных показателей в целях обеспечения снижения налоговых вычетов, а также полноты собираемости налогов, организация ОАО "Ритм" будет заслушана на заседании Комиссии УФНС России по г. N.

Сведения необходимо предоставить в каб. 28 в 5-дневный срок с даты получения настоящего письма.

Приложение: на 7 листах.

Вносим ясность

Наверное, многие уже слышали о работе созданных в налоговых органах различных комиссий, рабочих групп, заслушивающих налогоплательщиков по тем или иным вопросам. В прошлом году с их помощью налоговые органы вели активную борьбу с зарплатами "в конвертах", и многие налогоплательщики вызывались для заслушивания на комиссии.

В рассматриваемом нами письме речь идет о налоговых вычетах по НДС. Контроль за уплатой этого налога всегда был и остается на особом счету у налоговых органов. Как указано в письме, материалы у налогоплательщика истребуются для рассмотрения на рабочей группе "в целях обеспечения снижения налоговых вычетов, а также полноты собираемости налогов".

Но не будем выяснять, что за комиссии и рабочие группы создаются в налоговых органах, насколько правомочно их создание. Разберемся лучше с тем, как реагировать налогоплательщикам на подобные письма.

Начать следует с того, что любое обращение налогового органа к налогоплательщику - это проявление налогового контроля. Согласно ст. 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством:

- налоговых проверок;

- получения объяснений налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сбора);

- проверки данных учета и отчетности;

- осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);

- в других формах, предусмотренных Кодексом.

Среди других не поименованных в ст. 82 НК РФ форм налогового контроля можно назвать:

- истребование документов при проведении налоговой проверки (ст. 93 НК РФ);

- истребование у третьих лиц документов, информации о налогоплательщике, плательщике сборов, налоговом агенте;

- истребование у третьих лиц информации о конкретных сделках налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента (ст. 93.1 НК РФ), причем вне рамок налоговых проверок.

Теперь обратимся к полученному налогоплательщиком письму. Налоговый орган потребовал представить аналитические материалы, причем по формам, которые сам же и предложил. Кроме того, налогоплательщика обязали предоставить пояснения по факту роста налоговых вычетов и низкой рентабельности деятельности, а также прогнозы изменения динамики налоговых вычетов и платежей в бюджет.

Из всего приведенного перечня только получение пояснений налогоплательщика по факту роста налоговых вычетов и низкой рентабельности деятельности можно отнести к разновидности налогового контроля. Хотя заметим, что их непредставление не влечет для налогоплательщика неблагоприятных последствий, т.к. налоговым законодательством не предусмотрена ответственность за такого рода бездействие. Наш вывод подтверждается арбитражной практикой (см., например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28.08.2006 по делу N А82-17032/2005-27).

Что касается требования о представлении аналитики, прогнозов, то в этой части письмо налогового органа незаконно. Поясним на примере из судебной практики. ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 25.07.2006 по делу N А33-31096/05-Ф02-3658/06-С1 удовлетворил требование налогового органа о взыскании штрафа с налогоплательщика за непредставление пояснений, расшифровок и сведений в виде таблиц. Суд посчитал, что при проведении камеральной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы как документы по установленной форме, так и дополнительные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления налога.

С учетом этого судебного решения, можно сделать вывод о том, что в рассматриваемом нами случае у налогового органа не было оснований запрашивать аналитические материалы, таблицы, прогнозы. Ни камеральная, ни выездная налоговые проверки налогоплательщика не проводились.

Требуя представления сведений, налоговый орган установил налогоплательщику срок - пять дней с даты получения письма. Поскольку какой-либо ссылки на нормы Налогового кодекса РФ налоговый орган в письме не сделал, можно только предположить, что он воспользовался сроком, установленным в ст. 93 НК РФ для исполнения требования налогового органа о представлении документов. Причем, поскольку письмо готовилось в 2006 г., налоговый орган исходил из теперь уже устаревшей редакции Налогового кодекса. Согласно вступившей в силу с 1 января 2007 г. новой редакции ст. 93 НК РФ срок исполнения требования о представлении документов не может быть меньше 10 дней.

Однако в рассматриваемом нами случае сам срок не так важен. Здесь надо оценить, мог ли вообще налоговый орган устанавливать какой-либо срок. Если налоговый орган использовал ст. 93 НК РФ, то тогда его требование должно быть оформлено надлежащим образом. Получив его, налогоплательщик должен четко понимать, какие именно документы он должен представить в налоговый орган, а также то, что за неисполнение требования или исполнение с нарушением срока предусмотрена налоговая ответственность в виде штрафа (ст. 126 НК РФ). Ничего подобного в рассматриваемом нами письме нет.

И последнее, как видно из письма в дальнейшем планируется заслушивание налогоплательщика на комиссии в налоговом управлении. Соответственно, налогоплательщик должен получить какое-то приглашение на эту комиссию. Возникает вопрос: нужно ли посещать это мероприятие и, если налогоплательщик явится, какими могут быть результаты его заслушивания?

Мы провели небольшой опрос среди специалистов, занятых в налоговой сфере, и вот что нам удалось выяснить. Большинство бухгалтеров, получив приглашение на комиссию, обязательно пошли бы на нее, причем представили все истребуемые налоговым органом документы, а содержащиеся в них сведения расшифровали и обосновали. Юристы считают несколько иначе. Они исходят из того, что негативных налоговых последствий деятельность таких комиссий не несет, поэтому налогоплательщик может ее и не посещать. А вот истребуемые документы, касающиеся налоговых вычетов по НДС, лучше все же в налоговую инспекцию представить. Если не понадобится много времени и сил, можно представить и аналитические сведения, прогнозы, т.е. то, что первичными документами не является. Иначе есть риск, что налоговая инспекция в связи с непредставлением необходимых ей документов и сведений признает необоснованным произведенные налогоплательщиком вычеты, доначислит налоги, пени и привлечет к налоговой ответственности. Заметим, что позиции юристов придерживаются и опрошенные нами аудиторы. Они также рекомендуют налогоплательщикам оценить шансы отстоять правомерность заявленных налоговых вычетов.

Мы согласны с тем, что никаких правовых последствий от деятельности подобных комиссий не возникает. Если в сданной налогоплательщиком налоговой декларации по НДС сумма налоговых вычетов превышает сумму налога к уплате в бюджет или если сумма вычетов постоянно растет, у налогового органа появляется лишь повод для проверки правильности расчета налогоплательщиком сумм налога. Есть Налоговый кодекс РФ, из которого следует, что такие проверки проводятся в виде камеральных или выездных, и никак иначе.

Можно предположить, что на заседании комиссии налогоплательщику, скорее всего, предложат как-то урегулировать суммы вычетов, например переносить часть суммы на следующие налоговые периоды по НДС. Всем известна позиция Минфина России (см. Письмо от 08.02.2005 N 03-04-11/23), согласно которой при отсутствии реализации в налоговом периоде и сумм, начисленных к уплате в бюджет, налоговый вычет не может быть заявлен.

Но здесь хочется предупредить тех налогоплательщиков, которые пойдут на уступки. Как показывает судебная практика, налоговые органы сами же потом признают неправомерным вычет в следующем налоговом периоде, т.к. считают, что он заявлен позднее появившегося права на вычет. Соответственно, налогоплательщику доначисляется налог, пени, а также с него взыскивается штраф. Суды соглашаются с налоговиками и освобождают налогоплательщиков лишь от налоговой ответственности (см. Постановление ФАС Уральского округа от 24.10.2006 по делу N Ф09-9487/06-С2) <*>.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Подробнее о судебной практике читайте: Судебная панорама // Налоговые споры. 2007. N 2. С. 48. Эксперты редакции Подписано в печать 06.02.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: По тонкому льду ("Налоговые споры", 2007, N 3)
Вопрос: ...Организация участвует в реструктуризации задолженности по пеням и штрафам, начисленным по взносам в государственные внебюджетные фонды. В декабре 2006 г. ей списано 85% задолженности по пеням (11 млн руб). Согласно Письму Минфина России от 12.07.2006 N 03-03-02/156 за четвертый квартал сумма налога на прибыль увеличится на 2 640 000 руб., что существенно усложнит положение организации. Что можно предпринять в этом случае? ("Налоговые споры", 2007, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.