Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Зарубежный и отечественный опыт регулирования пенсионной системы ("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2007, N 2)



"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2007, N 2

ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ

ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ <*>

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Статья подготовлена к печати Екатеринбургским информационным центром Издательского дома "Финансы и Кредит".

Переориентация российской экономики с жесткой планово-распределительной стратегии на рыночные отношения и уничтожение монополии государства в экономической сфере, а также низкий уровень пенсионного обеспечения и негативные демографические изменения, происходящие в нашей стране, настойчиво требовали проведения в России пенсионной реформы. При этом задача создания в России пенсионной системы, соответствующей новым социально-экономическим условиям, является сложной и важной одновременно. Повышенное внимание к ней объясняется тем, что она без преувеличения затрагивает интересы всего населения страны: и тех, кто уже получает пенсию, и тех, кому она будет назначена спустя время. При этом неоспоримо, что пенсия - это основа жизнедеятельности любого пенсионера и ее маленький размер - важнейшая социальная проблема.

При осуществлении пенсионной реформы необходимо учитывать экономические, демографические и социальные процессы, происходящие в стране. На этапе подготовки концепции реформы пенсионной системы представляется возможным выделить лишь общие тенденции, с учетом которых должна осуществляться пенсионная реформа.

Важнейшей тенденцией такого рода является интеграция Российской Федерации в мировую систему хозяйства и переход к рыночной экономике, характеризуемой свободным перемещением товаров, услуг, рабочей силы и капитала, а также конкуренцией не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. Все это требует создания условий для обеспечения конкурентоспособности российских товаропроизводителей, в том числе реорганизации пенсионной системы таким образом, чтобы снизить издержки производства. С другой стороны, интеграция Российской Федерации в мировую систему хозяйства потребует сближения пенсионного законодательства Российской Федерации с пенсионным законодательством других стран, и в первую очередь европейских, которые, хотя и установили высокие стандарты в этой области, однако имеют весьма рациональные пенсионные системы, позволяющие национальным товаропроизводителям оставаться конкурентоспособными.

Пенсионные системы современных цивилизованных стран в значительной степени отличаются друг от друга. Это объясняется разницей в экономических потенциалах отдельных государств, степенью развития национальных систем социального обеспечения, а также демографическими, культурными, социально-политическими особенностями каждой страны. Одним из основных факторов, определяющих развитие национальных пенсионных систем, является выбор моделей и механизмов их финансирования.

В большинстве стран мира преобладает распределительный тип пенсионной системы, основанный на принципе солидарности поколений. Особенность этой системы заключается в том, что пенсии нынешним пенсионерам формируются за счет работающих граждан. Эта система носит наименование Pay as You Go, или дословно "выплата по ходу". Пенсионная модель, основанная на отчислениях из доходов работающего населения, распространена во многих европейских государствах.

Альтернативой распределительной пенсионной системе служит накопительная модель, считающая более приемлемой в ситуации старения населения, когда размер пенсионных выплат напрямую определяется стажем работы, величиной заработной платы и страховыми взносами будущего пенсионера. Главным принципом формирования пенсий при накопительной системе является долговременное систематическое накопление средств (пенсионных взносов). При этом свободные денежные средства инвестируются с целью получения дополнительных доходов, необходимых для выполнения обязательств по пенсионным выплатам. В настоящее время ни в одном государстве нет ни чисто распределительной, ни чисто накопительной пенсионной системы. Имеет место, скорее, их своеобразное сочетание.

Основные признаки пенсионных систем зарубежных стран можно увидеть в табл. 1.

Таблица 1

Основные признаки пенсионных систем зарубежных стран

     
   ———————————————T————————————————T———————————————T—————————————————T——————————————T——————————¬
   |    Страна    |      Виды      |  Максимальная |    Граждане,    |   Взносы на  |Пенсионный|
   |              |   пенсионных   | и минимальная |    подлежащие   |  пенсионное  |  возраст |
   |              |     систем     |     пенсия    |   пенсионному   |  страхование |          |
   |              |                |               |   страхованию   |              |          |
   +——————————————+————————————————+———————————————+—————————————————+——————————————+——————————+
   |Швейцария     |Государственное,|Максимальная   |Физические лица, |Отчисления    |Для       |
   |              |трудовое и      |государственная|проживающие и    |осуществляются|мужчин —  |
   |              |личное          |пенсия         |работающие на    |государством  |65 лет,   |
   |              |пенсионное      |не должна      |территории       |(не более 1/2 |для       |
   |              |страхование     |превышать двух |Швейцарии,       |суммы         |женщин —  |
   |              |                |минимальных    |имеющие          |пенсионного   |64 года   |
   |              |                |государственных|швейцарское      |страхового    |          |
   |              |                |пенсий.        |гражданство и    |взноса),      |          |
   |              |                |Минимальный    |работающие за    |работодателем |          |
   |              |                |размер пенсии  |границей, а также|(4,2%         |          |
   |              |                |был пересмотрен|физические лица, |заработной    |          |
   |              |                |в 2000 г.,     |работающие       |платы         |          |
   |              |                |в настоящее    |в международных  |работника) и  |          |
   |              |                |время это 1030 |организациях     |самим         |          |
   |              |                |швейцарских    |и организациях   |страхующимся  |          |
   |              |                |франков в месяц|гуманитарной     |(4,2% годового|          |
   |              |                |               |помощи,          |дохода)       |          |
   |              |                |               |находящихся под  |              |          |
   |              |                |               |патронажем       |              |          |
   |              |                |               |государства      |              |          |
   +——————————————+————————————————+———————————————+—————————————————+——————————————+——————————+
   |Великобритания|Система         |Тем, у кого    |Население        |Обязательные  |          |
   |              |государственного|доход ниже     |Великобритании   |взносы        |          |
   |              |страхования.    |установленного |                 |работодателя  |          |
   |              |Системы         |уровня,        |                 |(11,9%        |          |
   |              |профессиональных|государство    |                 |заработка)    |          |
   |              |пенсий.         |выплачивает    |                 |и работника   |          |
   |              |Системы         |гарантированную|                 |(10%)         |          |
   |              |персональных    |минимальную    |                 |              |          |
   |              |пенсионных      |пенсию из      |                 |              |          |
   |              |планов и        |налоговых      |                 |              |          |
   |              |Staeholders     |сборов         |                 |              |          |
   |              |пенсий          |               |                 |              |          |
   +——————————————+————————————————+———————————————+—————————————————+——————————————+——————————+
   |Германия      |Первый уровень  |Отсутствует    |Рабочие          |Планируется   |Одинаков  |
   |              |защиты —        |понятие        |и служащие,      |повышение     |и для     |
   |              |обязательное    |"максимальный  |а также некоторые|взносов до    |мужчин,   |
   |              |государственное |и минимальный  |категории        |19,3%, хотя   |и для     |
   |              |пенсионное      |размер пенсии".|самозанятого     |оптимальная   |женщин —  |
   |              |страхование.    |При заработной |населения.       |цифра — 19,5% |65 лет    |
   |              |Второй уровень —|плате даже в 1 |Государственные  |              |          |
   |              |производственное|марку (евро)   |служащие         |              |          |
   |              |пенсионное      |осуществляются |госаппарата.     |              |          |
   |              |страхование.    |муниципальные  |Фермеры и члены  |              |          |
   |              |Третий уровень —|доплаты до     |их семей.        |              |          |
   |              |приватное       |прожиточного   |Свободные        |              |          |
   |              |(частное)       |минимума       |профессии (врачи,|              |          |
   |              |страхование     |               |архитекторы,     |              |          |
   |              |                |               |адвокаты,        |              |          |
   |              |                |               |нотариусы и др.) |              |          |
   +——————————————+————————————————+———————————————+—————————————————+——————————————+——————————+
   |Нидерланды    |1. Базовая      |               |Базовой пенсией  |У работника   |Одинаков  |
   |              |пенсия.         |               |обеспечиваются и |удерживают    |и для     |
   |              |2. Пенсия       |               |граждане,        |пенсионный    |мужчин,   |
   |              |работодателя.   |               |проживавшие      |взнос,        |и для     |
   |              |3. Страхование  |               |какое—то время за|работодатель  |женщин —  |
   |              |жизни           |               |пределами страны.|добавляет свою|65 лет    |
   |              |                |               |Выплачиваются    |часть         |          |
   |              |                |               |пенсии           |и передает всю|          |
   |              |                |               |нетрудоспособным,|сумму         |          |
   |              |                |               |при потере       |в  пенсионный |          |
   |              |                |               |кормильца детям, |фонд          |          |
   |              |                |               |не достигшим 18— |              |          |
   |              |                |               |летнего возраста,|              |          |
   |              |                |               |пережившему      |              |          |
   |              |                |               |супругу          |              |          |
   L——————————————+————————————————+———————————————+—————————————————+——————————————+———————————
   

Швейцария

Цели и принципы государственного пенсионного страхования определены Конституцией страны. Оно обязательно для всех и призвано обеспечить достойное существование населению пенсионного возраста.

Также в Конституции определены основные источники бюджетных поступлений, формирующих государственные пенсии по старости: налог на табачные изделия, налог на алкогольные напитки, сборы с игрового бизнеса.

В отраслевых, кантональных или государственных (для госслужащих) расчетных кассах открывается личный счет на каждого, подлежащего обязательному страхованию. Государственным контролирующим органом вышеуказанных касс является центральная федеральная расчетная касса. Отчисления осуществляются государством (не более 1/2 суммы пенсионного страхового взноса), работодателем (4,2% заработной платы работника) и самим страхующимся (4,2% годового дохода). В случае если страхующийся, подлежащий обязательному государственному страхованию, не работает, минимальный размер его отчислений в расчетную кассу составляет 324 швейцарских франка в год.

Для свободного предпринимателя размер годовых отчислений в расчетную кассу составляет 7,8% годового дохода. Законом определяются минимальный и максимальный размеры годовых отчислений: 7800 и 48 300 швейцарских франков.

Минимальный размер государственной пенсии изначально установлен в размере 550 швейцарских франков в мес. Правительство может его периодически пересматривать с учетом изменения индекса розничных цен в стране и роста заработной платы. Последний раз минимальный размер пенсии был пересмотрен в 2000 г., в настоящее время это 1030 швейцарских франков в мес.

Размер государственной пенсии по старости складывается из постоянной и переменной (в зависимости от среднегодового дохода) частей (табл. 2).

Таблица 2

Порядок расчета государственной пенсии

     
   —————————————————————————————————T————————————————T——————————————¬
   |           Показатель           |   Постоянная   |  Переменная  |
   |                                |      часть     |     часть    |
   +————————————————————————————————+————————————————+——————————————+
   |Среднегодовой доход <= 3        |74% минимальной |Среднегодовой |
   |размерам минимальной            |пенсии          |доход x 13/600|
   |государственной пенсии          |                |              |
   +————————————————————————————————+————————————————+——————————————+
   |Среднегодовой доход > 3 размеров|104% минимальной|Среднегодовой |
   |минимальной государственной     |пенсии          |доход x 8/600 |
   |пенсии                          |                |              |
   L————————————————————————————————+————————————————+———————————————
   

Закон определяет также условия выплат максимальной и минимальной пенсий: минимальная выплачивается при условии, когда годовой доход не превышает годовой минимальной пенсии, максимальная - если годовой доход в 6 и более раз превышает годовую пенсию.

Кроме того, согласно законодательству кантоны и общины делают доплаты к государственным пенсиям следующим категориям населения:

- проживающим в Швейцарии физическим лицам, которые подлежат обязательному пенсионному страхованию;

- иностранцам, прожившим в Швейцарии более 10 лет;

- беженцам и лицам без гражданства, прожившим в Швейцарии более 5 лет.

Размер доплат в год не должен превышать 4 минимальных годовых пенсий.

Согласно ст. 37 лицо, подлежащее обязательному трудовому страхованию, может вместо пенсии получить единовременную выплату из пенсионной кассы в размере накопленной там суммы, в случае если пенсия по трудовому страхованию на 10% меньше минимального размера государственной пенсии по старости.

В связи с динамикой розничных цен каждый страхующийся должен отчислять дополнительный 1% от своей заработной платы на финансирование индексации пенсий людям, которые ее уже получают.

Каждый работающий по найму может дополнительно застраховать себя лично, открыв в любом коммерческом банке соответствующий пенсионный счет. На пенсионные вклады предоставляются льготы по налогам на имущество и перерасчетному налогу. Сумма годовых отчислений на такой счет не должна превышать 5933 швейцарских франков для тех, кто подлежит обязательному трудовому страхованию и делает отчисления в корпоративные пенсионные кассы. Для работающих, которые не подлежат обязательному трудовому страхованию, сумма годовых отчислений составляет 20% от годового дохода (за вычетом всех налогов). Максимальная сумма отчислений не должна превышать 29 664 швейцарских франков в год.

Великобритания

Пенсионная система Великобритании состоит из трех компонентов (табл. 3).

Таблица 3

Пенсионная система Великобритании

     
   —————————————————————T———————————————————————————————————————————¬
   |  Основные элементы |          Основные характеристики          |
   | пенсионной системы |                                           |
   +————————————————————+———————————————————————————————————————————+
   |Система             |Гарантирована минимальная (базовая) пенсия.|
   |государственного    |С апреля 2002 г. введена вторая            |
   |страхования         |государственная пенсия (S2P), зависящая    |
   |                    |от заработка.                              |
   +————————————————————+———————————————————————————————————————————+
   |Система             |Назначаются работодателем или группой      |
   |профессиональных    |работодателей для вознаграждения           |
   |пенсий              |работников.                                |
   +————————————————————+———————————————————————————————————————————+
   |Система персональных|Работник индивидуально накапливает будущую |
   |пенсионных планов   |пенсию в страховой компании.               |
   |и Staeholders пенсий|                                           |
   L————————————————————+————————————————————————————————————————————
   
Государственные пенсии формируются за счет обязательных взносов работодателя (11,9% от заработка) и работника (10%). Взносы аккумулируются в Национальном страховом фонде. Из этих средств выплачиваются текущие пенсионные обязательства. Если средств Национального страхового фонда для выплат не хватает, то государство берет недостающую сумму из налоговых сборов. Тем, у кого доход ниже установленного уровня, государство выплачивает гарантированную минимальную пенсию из налоговых сборов. Налоговых льгот на пенсионные взносы нет. Второй и третий компоненты относятся к негосударственным пенсиям и не являются обязательными. Персональные пенсионные планы и Staeholders пенсии - также частное дело каждого. Профессиональные пенсии назначаются работодателем для привлечения на предприятие новых кадров и удержания их на нем, для получения налоговых льгот и для создания имиджа в глазах общественности. Работодатели делают взносы в пенсионный фонд и оплачивают административные расходы. Если работодатель не вносит всей суммы установленного договором взноса, работники обязаны вносить определенный процент от заработка. При этом последние имеют законное право делать взнос, в процентном отношении превышающий установленный, но не более 15% заработка. Денежные средства направляются в пенсионный фонд, где они накапливаются, инвестируются и выплачиваются в виде дополнительных пенсий. Размер пенсий и другие условия определяются правилами пенсионного плана. Фонд имеет налоговые льготы при соблюдении определенных условий. Пенсионный фонд отделен от работодателя. Применяются схемы "с установленными выплатами", когда пенсия равна части последнего годового дохода за год участия, и "с установленными взносами", когда пенсия зависит от сформированного индивидуального счета и нормы аннуитета. В первом случае инвестиционный риск несет работодатель, во втором - работники. Для персональных пенсий применяется схема "с установленными взносами", при этом пенсия зависит от индивидуального счета и нормы аннуитета. Административные расходы оплачиваются за счет взносов. Staeholders пенсии введены в апреле 2001 г. и представляют собой упрощенную и более дешевую форму персональных пенсий. Население Великобритании охвачено почти на 100% базовыми государственными пенсиями, почти на 50% системой профессиональных пенсий, немногим более 25% схемой персональных пенсий (см. рисунок). 100 ¬ -------------¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 80 + ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 60 + ¦ ¦ Население ¦ ¦ ¦ страны, % ¦ ¦ ¦ ---------------¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 40 + ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ----------¬ 20 + ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 0 L-+------------+-+-+--------------+-+-+---------+ ———— Государственные Профессиональные Персональные

пенсии пенсии пенсии

Структура пенсий Великобритании

Налоговые льготы на профессиональные, персональные и Staeholders пенсии состоят в том, что членские взносы работников в пенсионные фонды и страховые компании производятся до уплаты налогов. Взносы работодателей не облагаются налогом и компенсируются за счет корпоративных налогов. Доход от инвестиций пенсионных средств в основном освобожден от взимания подоходного налога и налога на прибыль.

Германия

Модель пенсионной системы, сложившаяся в Германии, характерна также для Австрии, Италии, Франции и большинства других государств Западной Европы.

Пенсионная система Германии сложилась в 1890-х гг. при канцлере Бисмарке. В 1950-е гг. был принят свод важнейших законов, просуществовавших без изменения до 1998 г.

В Германии действует комплекс различных вариантов социального обеспечения (табл. 4).

Таблица 4

Пенсионная система Германии

     
   —————————————————T———————————————————————————————————————————————¬
   |Виды пенсионного|               Основные принципы               |
   |   страхования  |                                               |
   +————————————————+———————————————————————————————————————————————+
   |Обязательное    |Сюда относятся все системы, которые            |
   |государственное |функционируют на основе законодательных норм   |
   |пенсионное      |и являются обязательными для определенного     |
   |страхование     |круга лиц                                      |
   +————————————————+———————————————————————————————————————————————+
   |Производственное|Многие организации выплачивают своим бывшим    |
   |пенсионное      |сотрудникам при выходе на заслуженный отдых    |
   |страхование     |пенсии от предприятий дополнительно к выплатам,|
   |                |установленным законом                          |
   +————————————————+———————————————————————————————————————————————+
   |Приватное       |Это индивидуальная забота работников о своей   |
   |(частное)       |старости. Сюда, например, относятся: покупка   |
   |страхование     |недвижимости, покупка ценных бумаг или         |
   |                |заключение договоров о долгосрочных            |
   |                |сберегательных вкладах                         |
   L————————————————+————————————————————————————————————————————————
   

В настоящее время эти варианты значительно отличаются друг от друга, например по кругу застрахованных лиц, по принципам финансирования и предоставления услуг и пособий, а также по уровню защищенности предоставляемых гарантий.

Несмотря на существующие значительные различия, вся система предоставления защиты в старости Германии характеризуется как система трех уровней.

Первый уровень защиты - обязательное государственное пенсионное страхование. Нужно сказать, что в Германии существуют четыре обязательные системы:

- установленное законом пенсионное страхование для рабочих и служащих, а также для некоторых категорий самозанятого населения;

- пенсионное обеспечение государственных служащих госаппарата;

- помощь по старости для фермеров и членов их семей;

- пенсионное обеспечение по профессиональным группам для так называемых лиц свободных профессий (врачей, архитекторов, адвокатов, нотариусов и др.).

Второй уровень защиты - производственное пенсионное страхование (добровольное дело руководителей фирм и предприятий).

Система предоставления пенсий от организаций оговаривается в тарифном соглашении между профсоюзами и ассоциациями работодателей. Кроме того, такое предоставление может регулироваться производственным соглашением для работников, занятых на каком-либо одном предприятии. Для этого существует особый способ оформления трудовых договоров. В Германии почти половина всех работающих имеет договоры с предприятием о негосударственном пенсионном обеспечении в старости.

Третий уровень пенсионного обеспечения - приватное (частное) страхование.

Типичной формой создания частного капитала является заключение договора о страховании жизни с целью накопления средств или заключение договора о страховании.

Принцип "Пенсия Ристера" состоит в том, что на 100 единиц добровольного взноса работника надбавка государства составляет 15 единиц. Чем больше платит сам работник, тем выше надбавка государства. При этом существует обязательное условие: нельзя получить всю накопленную сумму единовременно, но можно растянуть получение пенсии на всю жизнь.

Кредитные организации разрабатывают и предлагают предприятиям и частным лицам различные накопительные программы по краткосрочным и долгосрочным вкладам. Работник может присоединиться к программе работодателя либо напрямую участвовать в капитале предприятия. Все банки имеют при себе негосударственные пенсионные фонды, и деньги клиента (предприятия от имени работника или самого работника) помещаются в существенный фонд, возможно создание нового фонда.

Особое место в общей системе социальной защиты в старости отведено обязательному пенсионному страхованию. 78% всего населения Германии в возрасте от 15 до 65 лет являются застрахованными лицами. Объем выплат в системе установленного законом пенсионного страхования составляет около 2/3 от объема всех средств, поступающих в системы защиты по старости.

Обязательное пенсионное страхование Германии подразделяется:

- на пенсионное обеспечение государственных служащих - федеральный уровень (BFA);

- на пенсионное обеспечение рабочих - земельный уровень (LVA).

С юридической точки зрения различия между ними нет. Разделение чисто уровневое, имеет тенденции к объединению двух этих организаций. Удержание взносов и выплата пенсий осуществляются в едином информационном режиме, по единой системе персонифицированного учета. Средства не накапливаются: сегодняшние работники платят сегодняшним пенсионерам и формируют армию будущих работников, т.е. плательщиков пенсий. Если человек не работал какой-то период жизни либо оказался вынужденным переселенцем, эти расходы покрываются из федерального бюджета. Так, Восточная Германия полностью интегрирована в пенсионную систему Германии с момента объединения двух стран. Государство финансирует выплаты бывшим соотечественникам, проживающим в настоящее время в 89 странах мира.

Обязательную пенсионную составляющую обеспечивают 22 земельных управления. Кроме выплаты пенсий, они занимаются профессиональной реабилитацией временно потерявших трудоспособность и (или) не способных продолжать работать по основной специальности. Для таких людей организована учеба и (или) переподготовка, предусмотрена возможность получения другой профессии, изменения вида деятельности. Делается это не только ради морального и материального поддержания индивидуума, но и с целью увеличения числа работающих, а следовательно, и участвующих в формировании пенсионных выплат. В Германии существует строгий контроль за здоровьем населения. Так, в 12 городах земли Северной Рейн-Вестфалии организованы и функционируют сервисные центры, задача которых - оказание всесторонней помощи гражданам, начиная с консультаций по пенсионному страхованию до медицинского обследования.

Отличительная особенность обязательного пенсионного страхования заключается еще и в том, что пенсия, получаемая из этой системы, уже сама по себе является достаточной, чтобы обеспечить человеку достойный уровень жизни в старости.

Отсутствует понятие "максимальный и минимальный размер пенсии". При заработной плате даже в 1 марку (евро) осуществляются муниципальные доплаты до прожиточного минимума. Основным принципом для исчисления индивидуального размера пенсии является зависимость размера пенсии от размера заработной платы и уплаты страховых взносов, от того, как долго работник был застрахован в системе обязательного пенсионного страхования и какую зарплату он получал в период уплаты страховых взносов.

В отдельных случаях засчитываются в стаж и иные периоды времени (например, периоды воспитания детей до достижения ими возраста трех лет, периоды обучения в школе и университете, периоды безработицы и т.д.).

Пенсионный возраст одинаков и для мужчин, и для женщин - 65 лет. Законодательство разрешает выход на пенсию в 60 лет:

а) для потерявших работу;

б) для женщин, плативших взносы, но работавших неполный рабочий день;

в) для инвалидов II группы.

Выработавшие 35 лет стажа имеют право уйти на пенсию в 63 года. В настоящее время число людей, ушедших на пенсию раньше 65 лет, составляет 20% от общего числа пенсионеров. Уменьшение пенсионного возраста влечет за собой снижение размера пенсии. Досрочная пенсия (кроме лиц, имеющих 35-летний стаж) рассчитывается таким образом, что за каждый нерабочий месяц вычитается 0,3% пенсии. Например, если человек ушел на пенсию в 60 лет, он недоработал до срока 5 лет, что составляет 60 мес., при умножении на 0,3% получается, что с наступлением официального пенсионного возраста пенсия уменьшится на 18%.

Другим составным элементом законодательно установленного пенсионного страхования является динамика увеличения размера пенсий.

После назначения пенсии ранее приобретенные права в течение жизни "осовремениваются". Это происходит в зависимости от изменения средней заработной платы, с тем чтобы, к примеру, пенсия лица, получавшего среднюю зарплату в течение 45 лет, равнялась бы на момент выхода на пенсию 70% от средней зарплаты работающих по найму.

Общее улучшение условий жизни повлекло за собой увеличение продолжительности жизни (при падении рождаемости), с одной стороны, и возможность позднее начинать трудовую деятельность - с другой. Таким образом, соотношение работающих граждан, платящих взносы, и получателей пенсии стремится к равновесию. Следовательно, выплаты возрастают, а взносы уменьшаются. Гарантированная пенсия является важным социально-политическим моментом, и перед государством при нехватке финансов возникает задача взвешенного регулирования этого процесса. Не должно быть ни урезания размера пенсий, ни резкого увеличения взносов. Правительство Германии разрабатывает мероприятия по экономии пенсионных выплат. Рассматривается вопрос о повышении пенсионного возраста до 67 лет. Планируется повышение взносов до 19,3%, хотя оптимальная цифра - 19,5%.

Система обязательного пенсионного страхования помимо страховых взносов получает для финансирования своих расходов дотации от государства. Они составляют в настоящее время 20% всех поступлений. Принцип финансирования, используемый в обязательном пенсионном страховании, - это распределительная система в чистом виде. Страховые взносы, которые уплачиваются застрахованными лицами в систему пенсионного страхования каждый месяц, расходуются уже в следующем месяце для финансирования текущих выплат пенсий.

Применяемая концепция трех уровней, состоящая из положительных элементов распределительного и накопительного способов, хорошо зарекомендовала себя на практике.

Нидерланды

Голландцы слепо верят, что пенсионная система страны самая лучшая в мире, хотя она имеет много недостатков, не позволяющих говорить о ее совершенстве.

Система состоит из трех уровней:

1. Базовая пенсия.

2. Пенсия работодателя.

3. Страхование жизни.

Базовая пенсия целиком и полностью обеспечивается государством. При этом не имеет значения, работал человек в течение своей жизни или нет. Будет обеспечен базовой пенсией и голландец (здесь и далее Голландией и голландцами называют соответственно Нидерланды и нидерландцев), проживавший какое-то время за пределами страны. Выплачиваются пенсии нетрудоспособным, при потере кормильца детям, не достигшим 18-летнего возраста, пережившему супругу. Государство определяет, какую сумму пенсий надо выплатить, и дает поручение налоговому органу обеспечить сбор соответствующей суммы налогов.

Пенсия работодателя появилась при братьях Филипсах. Братья заботились о своих работниках, строили для них театры, спортивные сооружения, проводили другие социальные программы. В том числе создали очень хорошую пенсионную систему. Другие работодатели пытались следовать их примеру, но деньги исчезали до того, как начинались выплаты. В 1950-х гг. государство подключилось к решению данной проблемы и начало играть важную роль в регулировании отношений между предприятием и работником. Были разработаны и утверждены 22 000 возможных вариантов этого урегулирования.

Было решено не обязывать работодателей заключать с работником договор о формировании будущей пенсии, но если договор заключен, то следовать законодательству обязательно. При этом одна из главных задач - сохранность денег. Чтобы эту задачу решить, установлено, в частности, обязательное перестрахование накапливаемых пенсий.

В Голландии созданы и успешно работают два очень больших пенсионных фонда: Общегражданский пенсионный фонд (охватывает чиновников госаппарата и министерство образования) и Пенсионный фонд здравоохранения. Для чиновников накопление пенсии обязательно. Остальное работающее население страны может участвовать в фондах, принадлежащих частному предприятию, либо в фондах, охватывающих предприятие отрасли. Открытых пенсионных фондов в Голландии нет. Если человек хочет копить деньги на будущую пенсию самостоятельно, то он может это сделать только через страхование жизни в страховой компании.

В условиях, когда государство не хочет единолично отвечать за пенсионное обеспечение населения и отходит от стопроцентного участия в пенсионном страховании, расширяются возможности частных фондов и страховых компаний. Со страховыми компаниями по пенсионным программам работают не только частные лица, но и пенсионные фонды и предприятия. Поэтому спектр пенсионных услуг, предоставляемых страховыми компаниями, достаточно разнообразен: вплоть до создания индивидуальных программ для конкретных работников.

В Голландии существует специализированная организация (администратор) в виде акционерного общества AZL для обслуживания пенсионных фондов. 40 корпоративных и 8 отраслевых фондов делегировали ей полномочия составлять и корректировать учредительные документы при изменении законодательства, учитывать пенсионные взносы, управлять капиталами, выплачивать пенсии, проводить ежегодный обзор состояния счетов, при выходе из фонда осуществлять полный расчет с участниками. Работник может не иметь никаких контактов с работодателем. У него удерживают пенсионный взнос, работодатель добавляет свою часть и передает всю сумму в пенсионный фонд. Фонд при наступлении пенсионного возраста (сейчас это 65 лет, но рассматривается более поздний срок выхода на пенсию) либо выплачивает пенсии сам, либо за него это делает администратор. Администратору дается определенный карт-бланш на управление капиталами с обязательной диверсификацией вложений не только по бумагам, но и другим инструментам, среди которых наиболее распространенными являются государственные бумаги, акции, недвижимость. Однако ответственность за все несет пенсионный фонд. Последнее время функции администратора берут на себя и страховые компании.

США

Пенсионная система США основывается преимущественно на личном пенсионном страховании населения. Эта модель используется и в некоторых государствах Латинской Америки, а также в Португалии.

В США функционируют как государственные, так и частные пенсионные системы. Благодаря этому американцы могут обеспечить себе не одну, а три пенсии: государственную, частную коллективную по месту работы и частную индивидуальную путем открытия личного пенсионного счета.

В распределительной (государственной) системе пенсионеры получают деньги ныне работающих и уплачивающих взносы в соответствующие пенсионные фонды граждан. Таким образом, эта система представляет собой "обмен между поколениями". Она предназначена не для инвестиций, а для гарантированной выплаты пенсий в установленных сроках и объемах. Крупнейшая государственная пенсионная система США, так называемая Общая федеральная программа - ОФП, охватывающая почти всех занятых в частном секторе экономики, построена по распределительному принципу. Программа действует в соответствии с законом о социальном страховании 1935 г.

Если главная государственная пенсионная программа носит распределительный характер и выполняет, прежде всего, социальную функцию, то практически все остальные пенсионные системы, существующие в США, напротив, основываются на накопительном принципе. Одновременно соответствующие пенсионные фонды служат крупнейшим источником долговременных инвестиций в экономику.

К накопительным системам относятся как государственные, так и частные пенсионные программы. Государственные накопительные программы предназначены для обеспечения граждан, работающих на правительство и местные органы. Работники, занятые в частном секторе экономики, имеют возможность участвовать в дополнительных государственных пенсионных системах, организуемых по месту работы.

В США действуют два вида таких накопительных пенсионных программ: с установленными выплатами и установленными взносами.

Программа с установленными выплатами формируется за счет отчислений с предпринимателей, а сами работники в подобном финансировании участия не принимают. Не только частные программы, но и некоторые государственные пенсионные системы, в первую очередь федеральные (охватывающие государственных служащих и военнослужащих), построены как системы с установленными выплатами.

Однако в 1980 - 90-е гг. в частном секторе экономики особенно быстрыми темпами росли другие программы - с установленными взносами. Эти пенсионные программы обычно финансируются предпринимателями и наемными работниками в равных долях. При этом каждый участник такой программы имеет свой персональный счет в пенсионном фонде и располагает правом выбора между различными инвестиционными программами, предлагаемыми управляющими компаниями. Таким образом, он сам несет ответственность за результаты и до определенной степени сам определяет величину последующих пенсионных выплат. Участником частной пенсионной программы может стать любой работник компании. Право на пенсию можно заработать, имея стаж в данной компании приблизительно пять - десять лет.

Помимо участия в групповых пенсионных программах, организуемых по месту работы, каждый американец может открыть и свой личный пенсионный счет - ЛПС. Порядок открытия и ведения счетов также строго регулируется американским законодательством. Размеры ежегодных взносов на ЛПС ограничены верхним пределом в 2000 долл. Средства со счета нельзя снять до достижения возраста 59 с половиной лет, а после достижения 79 с половиной лет счет закрывается в обязательном порядке. С другой стороны, ЛПС может быть открыт с момента рождения ребенка. За все время накопления средств на ЛПС эти средства не подлежат налогообложению, однако в момент их снятия и закрытия счета из накопленной суммы вычитается подоходный налог. Обычно ЛПС открываются в коммерческих и сберегательных банках, паевых фондах, страховых компаниях.

Однако и эти три формы пенсионного обеспечения не исчерпывают возможности американцев обеспечить себе дополнительные выплаты в старости. Еще одну возможность предоставляют компании по страхованию жизни, предлагающие в качестве страховых выплат различные виды аннуитетов, т.е. ежегодной ренты. По своей сути аннуитеты такая же накопительная пенсионная система, как и другие, существующие в частном секторе экономики. Но эта система организуется не пенсионными фондами, а страховыми компаниями. Накапливаемые страховые резервы по аннуитетам точно так же вкладываются в экономику и служат источником долгосрочных инвестиций.

В США накопительные пенсионные системы оказались способны аккумулировать гигантские средства и за счет грамотной инвестиционной политики в значительной мере финансировать свое собственное развитие и одновременно внести крупный вклад в развитие экономики.

Несмотря на многовариантность существующих в мире пенсионных систем, их, безусловно, объединяет одно - стремление со стороны общества и государства обеспечить достойную безбедную старость значительной части своего населения.

По прогнозам Организации Объединенных Наций, уже к середине XXI в. численность населения земли превысит 9 млрд человек. При этом рождаемость снизится с сегодняшних 282 детей в среднем на 100 женщин до 215, а ожидаемая продолжительность жизни составит в среднем 76 лет, а в развитых странах превысит 80-летний рубеж.

В наиболее экономически развитых странах к середине века население будет ежегодно уменьшаться в среднем на 0,2%. Ожидается, что пенсионеры составят половину населения Европы.

Одновременно с процессом старения населения значительно увеличивается нагрузка на трудоспособных членов общества. Так, во Франции уже к 2040 г. на каждого работающего придется один пенсионер, тогда как в 2000 г. такое соотношение было два к одному, а в 1960 г. - четыре к одному.

Россия

До пенсионной реформы в стране сохранялась унаследованная с советских времен система социального обеспечения. При этом пенсионер фактически не рассматривался в качестве застрахованного лица со своими правами и соответствующими обязанностями государства как страховщика по отношению к нему. Скорее, пенсионер считался нетрудоспособным "иждивенцем" государства. Соответственно, размер пенсии определялся государством исходя из имеющихся (реально уменьшающихся в условиях кризиса) ресурсов и желания распространить это материальное обеспечение на все новые и новые категории граждан, нуждающихся в социальной защите.

В середине 1990-х гг. были приняты решения по усилению принципов государственного пенсионного страхования в действующей системе для более тесной и справедливой увязки размера государственной пенсии с имеющимся стажем, заработком пенсионера и уплаченными взносами.

В 1998 г. был введен учет для исчисления пенсии только того заработка или дохода, на который начисляются страховые взносы.

Также был введен новый порядок исчисления государственных пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера, который исключил льготы по зачету в трудовой стаж различных периодов, не связанных с работой, а также льготное исчисление некоторых периодов работы (в полуторном, двойном и т.д. размере). Была создана система индивидуального (персонифицированного) учета стажа, заработка и взносов. К началу пенсионной реформы в ней было зарегистрировано около 70 млн человек - трудоспособных граждан и работающих пенсионеров, чьи пенсионные права с момента регистрации фиксируются на лицевых счетах и надежно сохраняются.

Заработок пенсионера по общим правилам мог подсчитываться либо за любые 5 лет работы подряд в течение всей трудовой деятельности, либо за 24 последних мес. работы перед назначением пенсии, а также за 24 мес. работы после назначения пенсии.

Два порядка расчета размера государственной трудовой пенсии - по правилам, действовавшим еще с 1956 г., непосредственно из заработка, и по правилам, введенным в 1998 г., с применением индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП) представлены в табл. 5.

Таблица 5

Правила расчета пенсии в России

     
   —————————————T—————————————————————————T—————————————————————————¬
   | Показатель | Правила расчета пенсии, | Правила расчета пенсии, |
   |            | действовавшие до 1998 г.|   действовавшие после   |
   |            |                         |         1998 г.         |
   +————————————+—————————————————————————+—————————————————————————+
   |Основные    |Размер пенсии определялся|Размер пенсии определялся|
   |принципы    |государством исходя из   |реальным заработком      |
   |            |имеющихся (реально       |работника и размером     |
   |            |уменьшающихся в условиях |отчислений в Пенсионный  |
   |            |кризиса) ресурсов и      |фонд, производимых       |
   |            |желания распространить   |работодателем            |
   |            |это материальное         |                         |
   |            |обеспечение на все новые |                         |
   |            |и новые категории        |                         |
   |            |граждан, нуждающихся     |                         |
   |            |в социальной защите      |                         |
   +————————————+—————————————————————————+—————————————————————————+
   |Размер      |Трудовая пенсия          |Пенсия определялась в    |
   |пенсии      |по старости определялась |зависимости от имеющегося|
   |            |в размере 55% заработка  |общего трудового стажа в |
   |            |при наличии требуемого   |размере от 0,55 до 0,75  |
   |            |для назначения полной    |среднемесячной заработной|
   |            |пенсии общего трудового  |платы в стране за        |
   |            |стажа (как правило,      |предыдущий квартал,      |
   |            |25 лет — у мужчин или    |умноженной на отношение  |
   |            |20 лет — у женщин)       |заработка пенсионера и   |
   |            |                         |среднемесячной заработной|
   |            |                         |платы в стране, взятых   |
   |            |                         |за один и тот же период  |
   +————————————+—————————————————————————+—————————————————————————+
   |Порядок     |К заработку, полученному |С применением            |
   |исчисления  |за прошлые периоды,      |индивидуального          |
   |пенсии      |применялась целая система|коэффициента пенсионера, |
   |            |коэффициентов, с тем     |который исключил льготы  |
   |            |чтобы их "осовременить"  |по зачету в трудовой стаж|
   |            |для исчисления размера   |различных периодов,      |
   |            |пенсии                   |не связанных с работой, а|
   |            |                         |также льготное исчисление|
   |            |                         |некоторых периодов работы|
   |            |                         |(в полуторном, двойном   |
   |            |                         |и т.д. размере)          |
   +————————————+—————————————————————————+—————————————————————————+
   |Минимальный |Размер пенсии не мог быть|                         |
   |размер      |ниже минимального размера|                         |
   |пенсии      |пенсии по старости       |                         |
   |            |(к концу 2001 г. —       |                         |
   |            |185 руб. 2 коп.)         |                         |
   +————————————+—————————————————————————+—————————————————————————+
   |Максимальный|Размер пенсии также      |Размер пенсии напрямую   |
   |размер      |не мог быть более        |максимумом               |
   |пенсии      |3 минимальных размеров   |не ограничивался.        |
   |            |пенсии по старости, т.е. |Однако ограничивалось    |
   |            |555 руб. 96 коп.         |учитываемое соотношение  |
   |            |                         |заработка пенсионера     |
   |            |                         |и зарплаты в стране      |
   L————————————+—————————————————————————+——————————————————————————
   

При расчете пенсии по старым правилам предусматривалось повышение размера обычной (нельготной) пенсии на 1% заработка и повышение ее минимального и максимального размера на 1% за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого, но не более чем на 20%. При полном стаже размер пенсии снижался пропорционально имеющемуся и требуемому стажу. К этой пенсии добавлялась дифференцированная компенсационная выплата в связи с ростом стоимости жизни от 100 до 300 руб. с целью "выравнивания" суммы пенсии для лиц, получающих пенсию в минимальном размере, до определенной величины. С 1 марта 2001 г. пенсионерам, имеющим полный трудовой стаж, минимальный совокупный размер пенсии с компенсацией был повышен до 600 руб., с 1 августа - до 660 руб.

Без учета 100-рублевой компенсации максимально возможная сумма "заработанной" трудовой пенсии по старости составляла 667 руб. 15 коп. за 40 - 45 лет трудового стажа при учитываемом заработке не более 890 руб. Ее разница с минимальным совокупным размером пенсии (660 руб. за 20 - 25 лет стажа с любым заработком, в том числе и в его отсутствие) - всего 7 руб. 15 коп. Таким образом, старый порядок определения размера трудовой пенсии (без ИКП) к концу 2001 г. полностью исчерпал возможность сколько-нибудь справедливо отражать трудовой вклад в размере пенсии. При этом до реформы более 6 млн работающих пенсионеров имели право только на этот порядок расчета пенсии.

Право на исчисление пенсии с применением ИКП с 1 февраля 1998 г. получили только неработающие пенсионеры. К концу 2001 г. большинство из них воспользовались этим правом.

При введении исчисления пенсий с ИКП в 1998 г. было введено ограничение соотношения заработка пенсионера и зарплаты в стране. Это ограничение составляло 0,7. В 2000 г. оно поэтапно было повышено до 0,95, а с 1 мая 2001 г. - до законодательно установленного предела - 1,2. Это значит, что заработок пенсионера до 120% среднемесячной заработной платы в стране (или 2005 руб. 20 коп. в конце 2001 г.) прямо влиял на размер его пенсии, а сверх этого не учитывался.

Для лиц, живущих на Крайнем Севере, учитываемое предельное отношение заработка к зарплате в стране с 1 августа 2001 г. стало применяться в повышенном размере в зависимости от районного коэффициента - до 1,9.

К концу 2001 г. расчетный максимальный размер пенсии с ИКП при стаже не менее 45 лет для мужчин или 40 лет для женщин составил (вне районов Крайнего Севера) 0,75 x 1671 руб. x 1,2 = 1503 руб. 90 коп. В районах Крайнего Севера, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент от 1,8 и более, расчетный максимальный размер трудовой пенсии по старости мог составлять 0,75 x 1671 руб. x 1,9 = 2381 руб. 17 коп.

Что касается суммы 1671 руб., это среднемесячная заработная плата в стране за III квартал 2001 г., утвержденная Правительством РФ для исчисления и увеличения государственных пенсий. Эта зарплата определялась по специальной методике, обратным счетом исходя из суммы уплаченных по государственному пенсионному страхованию взносов за вычетом расходов, отвлекаемых на цели, не связанные с индексацией государственных пенсий.

В период 1998 - 2001 гг. суммы взносов отвлекались на погашение задолженности по выплате пенсии в 1999 г. и на расходы по повышению учитываемого отношения заработков в 2000 - 2001 гг. По этой причине рост расчетной зарплаты отставал от роста начисленной заработной платы, которая к концу 2001 г. составляла около 3500 руб., т.е. как минимум вдвое большую величину. Таким образом, сложность расчета пенсий за последнее десятилетие возросла втрое. Покупательная способность пенсий, наоборот, вдвое снизилась. Мотивы к участию в пенсионной системе, уплате страховых взносов чрезвычайно ослабли. Ценность результата такого участия (т.е. размера пенсии) и правила его определения были неясны для большинства участников пенсионной системы.

В условиях рыночной экономики такая ситуация чрезвычайно опасна для "финансового здоровья" и устойчивости пенсионной системы. Дело в том, что сегодня не "всесильный" Госплан или Минфин дает разнарядку на выделение государственных ресурсов на финансирование пенсий. Десятки тысяч работодателей и миллионы самозанятых лиц - пользователей пенсионной системы - ежемесячно и самостоятельно принимают решения о приоритетах по уплате страховых взносов на пенсионные цели. Когда эти цели неясны, то задержка по различным причинам и поводам или неуплата взносов (которые с 2001 г. и вовсе переименованы в единый социальный налог - безвозмездный платеж) становятся чуть ли не "нормальным" явлением. За десять лет задолженность по уплате взносов в Пенсионный фонд РФ превысила его годовой бюджет с четвертью.

С этой точки зрения старая система расчета пенсий - в отсутствие определенных обязательств государства по их выплате и при постоянной корректировке правил пенсионного обеспечения - полностью себя исчерпала. Страховые принципы, введенные в пенсионную систему в очень ограниченном объеме, наоборот, продемонстрировали свою жизнеспособность, даже в условиях экономического кризиса обеспечивая практически бесперебойную выплату пенсий, хотя и на крайне низком уровне.

Поэтому было принято решение в ходе реформы ввести новые простые правила определения размера трудовой пенсии, сочетающие как основные (базовые) гарантии уровня дохода пенсионерам, так и чисто страховые принципы финансовой эквивалентности сумм уплаченных взносов и сумм выплачиваемых пенсий. Пенсионная система, сохраняя положительные основы, преобразована и дополнена новыми элементами, с тем чтобы предоставить каждому возможность "заработать" пенсию в желаемом размере и гарантировать обязательства по ее выплате в долгосрочной перспективе. При этом приобретенные до реформы пенсионные права (в связи с трудовым стажем и заработком) решено сохранить и пересчитать в денежный эквивалент по правилам исчисления пенсий с применением ИКП.

Со вступлением в силу с 2002 г. Федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", "Об обязательно0м пенсионном страховании в Российской Федерации" и "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" в стране запущен механизм пенсионной реформы, являющейся одной из составляющих комплекса проводимых в России экономических реформ.

Пенсионная реформа направлена на изменение существующей распределительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином.

Основной задачей реформы является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему.

Суть реформы заключается в коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем: в повышении ответственности работников за обеспечение своей старости, а также в повышении ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника. Существовавшая ранее система назначения пенсий не давала работнику возможности заработать нормальную пенсию, она лишь перераспределяла средства между группами с различным уровнем доходов и из одних регионов в другие. Тогда как новая пенсионная модель в значительно большей мере является страховой и учитывает пенсионные права граждан в зависимости от размеров их зарплат и уплачиваемых пенсионных взносов.

Для работающих пенсионеров предусмотрено улучшение их благосостояния, т.е. с 1 января 2002 г. они получают пенсию в полном объеме. Для людей предпенсионного возраста реформа эквивалентно учитывает пенсионные права, которые граждане приобрели в старой и новой пенсионной системах. Потому для этой категории населения будет произведен специальный перерасчет их условных накоплений с использованием сведений о совокупном трудовом стаже. Ряд категорий пенсионеров этой группы также получит надбавки к пенсии за выслугу лет. Это относится к работникам сферы образования, здравоохранения и культуры.

Таким образом, размер пенсии в новой пенсионной модели определяется, прежде всего, не стажем работника, как в старой, а его реальным заработком и размером отчислений в Пенсионный фонд, производимых работодателем. Это должно стимулировать работников, а следом за ними и работодателей к отказу от разного рода "серых" зарплатных схем и вывести скрытые части зарплат из тени, тем самым увеличив поступления средств для выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам.

Система начисления пенсий, основанная на накопительной составляющей, достаточно широко распространена в мире. Ее избрали Швеция, Италия, Латвия, Польша. Одним из факторов, говорящих в пользу выбора данной системы, является необходимость преодоления возможных негативных демографических аспектов для пенсионных систем, когда перераспределение средств от двух-трех работающих к одному пенсионеру становится невозможным - пенсионной системе приходится выполнять обязательства перед каждым пенсионером индивидуально.

Пенсионная реформа положительно скажется и на состоянии экономики в целом и позволит привлечь значительные капиталы на финансовые рынки страны.

Как сказано в Законе "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", страхователем может выступать не только государственный Пенсионный фонд, но и частные финансовые институты. Начиная с 2004 г. в пенсионной реформе принимают участие негосударственные пенсионные фонды - туда можно переводить накопления из ПФР.

Одна из основных задач, которую должна решить реформа, - обеспечить прозрачность пенсионной системы. Каждый работник ежегодно должен получать отчет о состоянии заработанных им пенсионных прав: общий объем перечисленных работодателем взносов, общий объем пенсионного капитала.

Уже начиная с 1 января 2002 г. реально запущен механизм персонифицированного учета уплаченных взносов, и каждый россиянин, застрахованный в системе обязательного страхования, будет получать официальные уведомления о состоянии собственного пенсионного счета. Первые его результаты россияне смогли оценить уже в 2003 г. Год от года застрахованные смогут отслеживать и результаты накопительного финансирования пенсий, точнее, объемы дополнительных доходов пенсионной системы.

Размер базовой и страховой части пенсии предполагается индексировать ежегодно с учетом темпов инфляции.

Для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования предусматривается создание Пенсионным фондом России резерва, который должен обеспечить безусловное выполнение обязательств по выплате пенсий перед нынешними пенсионерами. По Закону "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" государство несет полную ответственность за выплату пенсий гражданам, в том числе субсидиарную ответственность за деятельность Пенсионного фонда России и отвечает по его обязательствам перед застрахованными лицами.

В результате реформирования пенсионная система в Российской Федерации - совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии, - состоит из следующих частей (табл. 6).

Таблица 6

Основные характеристики составных частей пенсионной системы

     
   ———————————T—————————————————————————————————————T———————————————————————————T——————————————————————————¬
   |   Части  |      Государственное пенсионное     |  Обязательное пенсионное  | Дополнительное пенсионное|
   |пенсионной|             обеспечение             |        страхование        | страхование и обеспечение|
   |  системы +———————————T————————T——————T—————————+—————————T—————————T———————+———————————————T——————————+
   |          |Пенсии     |Пенсии  |Соци— |  Трудовые пенсии  |Професси—|Накопи—|Негосударствен—| Доплаты  |
   |          |военнослу— |"черно— |альные+———————T———————————+ональные |тельные|ные пенсии     |к пенсиям |
   |          |жащим и др.|быльцам"|пенсии|Базовая|Страховая и|пенсии   |пенсии |               |          |
   |          |           |        |      | часть |накопитель—|         |       |               |          |
   |          |           |        |      |       |ная части  |         |       |               |          |
   +——————————+———————————+————————+——————+———————+———————————+—————————+———————+———————————————+——————————+
   |Финансовая|Федеральный бюджет         |Единый |Обязательные страховые взносы|Добровольные   |Средства  |
   |основа    |                           |соци—  |                             |взносы         |бюджетов  |
   |          |                           |альный |                             |работодателей  |и органи— |
   |          |                           |налог  |                             |и личные взносы|заций     |
   +——————————+———————————T———————————————+———————+—————————————————————————————+———————————————+——————————+
   |Размеры   |45 — 5%    |Фиксированный размер   |Пенсионный капитал и         |На условиях    |По решению|
   |пенсий    |денежного  |                       |накопления/ожидаемый период  |договора       |собствен— |
   |          |содержания |                       |выплаты                      |               |ника      |
   |          |           |                       |                             |               |средств   |
   +——————————+———————————+———————————————————————+——————————————T——————————————+———————————————+——————————+
   |Формы     |Государст— |Пенсионный фонд РФ                    |Негосударственные пенсионные  |Управление|
   |управления|венное     |                                      |фонды и иные страховщики      |собствен— |
   |          |управление |                                      |                              |ником     |
   |          |           |                                      |                              |средств   |
   L——————————+———————————+——————————————————————————————————————+——————————————————————————————+———————————
   
Государственное пенсионное обеспечение - часть пенсионной системы, которая за счет сумм единого социального налога обеспечивает предоставление базовой части трудовых пенсий по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, а также за счет ассигнований из федерального бюджета - социальных пенсий нетрудоспособным гражданам и государственных пенсий отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством. Обязательное пенсионное страхование - часть пенсионной системы, которая за счет обязательных страховых взносов обеспечивает предоставление страховой части трудовых пенсий инвалидам и членам семьи умершего кормильца, а также страховой и накопительной частей трудовых пенсий наемным и самозанятым работникам по достижении ими пенсионного возраста. Дополнительное пенсионное страхование и обеспечение - часть пенсионной системы, которая в дополнение к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию обеспечивает предоставление пенсий за счет накопленных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц, а также доплат к пенсиям за счет средств бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и средств организаций. Современная рыночная экономика за рубежом создала адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование. Основной частью системы социального страхования является система пенсионного обеспечения. Данная система представляет собой технологическую цепочку, состоящую из ряда звеньев - от назначения до выплаты пенсий. Основой государственного пенсионного обеспечения является Пенсионный фонд России, который аккумулирует и перераспределяет денежные средства. Отсутствие опыта работы в области организации пенсионного обеспечения заставляло руководителей пенсионных фондов изучать и перенимать опыт других финансовых институтов (банков, страховых компаний и т.п.), "оттачивая" пенсионные схемы и условия договоров, для того чтобы они выглядели конкурентными и были востребованы населением. Изучая опыт работы создания систем пенсионного обеспечения в различных странах мира, постепенно стало приходить понимание необходимости проведения со стороны государства целого комплекса мер по созданию благоприятных условий для реализации накопительных элементов пенсионной системы. Существовавшая пенсионная система, в основе которой лежали принципы распределения и солидарности поколений, даже модернизированная, не могла в изменившихся условиях обеспечивать достойный уровень жизни нынешним и тем более будущим пенсионерам. Все это обусловило перевод пенсионной системы на страховую основу. Т.В.Зырянова Д. э. н., профессор, заведующий кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита Е.М.Кот Старший преподаватель Уральская академия государственной службы Подписано в печать 25.01.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Кадровая политика как фактор успешной реализации стратегических целей проекта "Финансовый супермаркет" ("Управление в страховой компании", 2007, N 1)
Статья: О бюджетной самостоятельности субъектов Российской Федерации ("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2007, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.