Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Особенности аудита в малом предпринимательстве ("Аудиторские ведомости", 2007, N 4)



"Аудиторские ведомости", 2007, N 4

ОСОБЕННОСТИ АУДИТА В МАЛОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ

В статье приводятся основные положения Правила (Стандарта) аудиторской деятельности "Особенности аудита малых предприятий" и Международного стандарта аудита 1005.

В настоящее время система аудита как форма финансового контроля в России еще находится в стадии становления. Происходит процесс определения прав и обязанностей органов, регулирующих аудиторскую деятельность, роли и функций государственных общественных аудиторских организаций. Продолжается реформирование системы нормативного регулирования аудиторской деятельности. В связи с этим необходимо отметить достаточный динамизм происходящих процессов в области формирования федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, которые на сегодняшний день представлены 31 стандартом.

Федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности, затрагивающего особенности аудиторских экспертиз субъектов малого предпринимательства, пока нет. До появления этого стандарта продолжает действовать Правило (Стандарт) аудиторской деятельности "Особенности аудита малых предприятий", одобренное Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 11 июля 2000 г. (протокол N 1) (далее - Стандарт).

Стандарт включает следующие разделы:

1. Общие положения.

2. Особенности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля малых предприятий.

3. Особенности планирования аудита малых предприятий.

4. Особенности получения аудиторских доказательств.

В Международном стандарте аудита МСА 1005 "Особенности аудита малых предприятий" приводятся руководящие принципы и правила аудита малых предприятий. Внимание аудитора обращается на повышенный аудиторский риск при проверке такого хозяйствующего субъекта. Факторами риска выступают:

- высокая степень зависимости принимаемых решений от одного лица (учредителя или руководителя);

- низкий уровень качества внутренней системы контроля из-за отсутствия специализированной службы бухгалтерского учета и ведения бухгалтерского учета привлекаемыми специалистами или лично руководителем;

- отсутствие необходимости подвергаться обязательному аудиту;

- наличие стимулов к искажению отчетности;

- низкий уровень менеджмента в целом и финансового менеджмента, в частности, а также экономического образования ведущих специалистов.

МСА 1005 также содержит рекомендации по применению малыми предприятиями других МСА.

Так, в связи с применением МСА 320 "Существенность в аудите" рекомендуется использовать показатели, наиболее подходящие для малого предприятия, - прибыль до налогообложения, выручка от реализации, валюта баланса.

В связи с применением МСА 530 "Аудиторская выборка и другие процедуры выборочного тестирования" у малых предприятий рекомендовано проверять:

- либо 100% элементов генеральной совокупности;

- либо 100% определенной части генеральной совокупности;

- либо 100% объектов с определенным уровнем стоимости.

Как нам представляется, необходимо пополнение системы федеральных стандартов (правил) аудиторской деятельности новым стандартом "Особенности аудита и услуг, сопутствующих аудиту, в малом предпринимательстве", в котором были бы четко описаны соответствующие процедуры аудирования. Так, для оценки уровня существенности в ходе аудита финансовой отчетности малого предприятия, на наш взгляд, целесообразно использовать показатель "Средневзвешенная стоимость капитала" в абсолютной ее оценке с применением коэффициента 0,5.

Отметим, что традиционно система базовых показателей, используемых для оценки уровня существенности, в малом предпринимательстве не работает по следующим причинам. Показатель собственного капитала не годится для целей нашего исследования, поскольку для малых предприятий большинства регионов России характерна убыточная деятельность. Что касается трех оставшихся базовых показателей оценки (прибыль до налогообложения; выручка от реализации; валюта баланса), то рекомендуемый уровень их существенности составляет 2%, что при аудите малых предприятий существенно повышает уровень аудиторского риска.

Выбор в качестве базового показателя оценки уровня существенности абсолютной величины средневзвешенной стоимости капитала при аудите малых предприятий обусловлен высокой степенью зависимости таких предприятий от внешних источников финансирования (прежде всего от кредиторской задолженности) и признанием в качестве основного пользователя финансовой отчетности инвесторов и кредиторов. Законодательное закрепление такого показателя могло бы значительно повысить уровень существенности и снизить аудиторский риск. Нельзя при этом исключать и такую ситуацию, при которой уровень существенности при аудите малых предприятий окажется значительно выше величины как собственного капитала, так и совокупного капитала и выручки от продаж.

Учитывая высокий риск аудирования малого предприятия из-за состояния системы его внутреннего контроля, в стандарте целесообразно закрепить обязанность аудитора тестировать или (по мере необходимости) сканировать 100% элементов генеральной совокупности.

В действующих стандартах не выделена категория индивидуальных предпринимателей, признаваемых субъектами малого бизнеса. Напомним, что ст. 1 Федерального закона от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" трактует аудит как предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности не только юридических лиц (организаций), но и индивидуальных предпринимателей. В связи с этим взаимодействие индивидуального предпринимателя и аудитора, на наш взгляд, возможно в следующем аспекте.

Закон N 119-ФЗ обеспечил правовое поле и ввел в практику научного и хозяйственного оборота понятие "услуги, сопутствующие аудиту". Состав предлагаемых услуг обширен и включает как постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское и налоговое консультирование, так и услуги по анализу финансово-хозяйственной деятельности, оценке инвестиционных проектов, проведению маркетинговых исследований и научно-исследовательских работ. По нашему мнению, предлагаемые услуги достаточно привлекательны для субъектов малого предпринимательства.

Как известно, ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности являются прерогативой юридических лиц и объектом аудиторских проверок. Налоговая отчетность не подвергается аудиту с целью подтверждения ее достоверности и соответствия требованиям действующего законодательства. Обязанность проводить обязательный аудит возникает только у тех субъектов малого предпринимательства, которые функционируют в условиях образования юридического лица и подчиняются соответствующим федеральным законам.

Благодаря взаимодействию предпринимателя - субъекта малого предпринимательства и аудитора может быть повышен уровень финансового менеджмента и обеспечено экономическое обоснование принимаемым решениям. Виды сопутствующих аудиту услуг и перечень решаемых при этом соответствующих задач показаны ниже.

Аудит и сопутствующие ему услуги Решаемые задачи

Разработка и анализ Обоснование перспектив развития

инвестиционных проектов, на условиях оптимальности

составление бизнес-планов Привлечение инвесторов

Обоснование границ требуемого

уровня доходности

Оценка стоимости имущества, Определение реальной (рыночной)

предприятий как имущественных стоимости бизнеса

комплексов, а также Определение допустимого уровня

предпринимательских рисков предпринимательского риска и

разработка мер по управлению им

Проведение маркетинговых Установление уровня

исследований конкурентоспособности и

рыночных позиций

Прогнозирование перспектив

сегментации отраслевого рынка

Повышение уровня

результативности бизнеса путем

оптимизации ценовой,

инвестиционной политики и

политики управления активами и

пассивами

Управленческое консультирование, Оптимизация уровня затрат и

в том числе связанное с себестоимости

реструктуризацией Снижение уровня

производственного риска

Обоснование необходимости и

способов реструктуризации

Обоснование принимаемых решений

в области управления финансами

Анализ финансово-хозяйственной Определение уровня деловой

деятельности, экономическое и активности, рыночной

финансовое консультирование устойчивости, эффективности

управления

Установление причинно-

следственных связей

хозяйственных процессов

В заключение отметим, что аудитор, осуществляя проверку субъекта малого предпринимательства и его потенциальных партнеров, должен учитывать следующее.

1. Роль аудита для субъектов малого предпринимательства состоит не только в том, чтобы выражать мнение о достоверности финансовой отчетности и соответствия порядка ведения бухгалтерского учета требованиям действующего законодательства Российской Федерации, но и в том (в большей степени), чтобы представлять интересы собственников во всех хозяйственных и финансовых взаимоотношениях с целью эффективности их функционирования и развития.

2. Содержание аудиторских процедур должно соответствовать методике, трансформированной на малое предпринимательство и закрепленной в специальных стандартах (правилах) аудита, охватывающих основные аспекты аудита и услуг, сопутствующих аудиту.

3. Обоснованию в форме внутрифирменных аудиторских стандартов подлежат все виды сопутствующих аудиту услуг, оказываемых субъектам малого предпринимательства с учетом региональных и отраслевых особенностей бизнеса.

4. Для подготовки соответствующих кадров целесообразно разработать ряд учебных курсов, в частности по темам: "Аудит в малом предпринимательстве", "Особенности экономического анализа субъектов малого предпринимательства", "Основы управления финансами в малом предпринимательстве", "Методика аудиторских экспертиз субъектов малого бизнеса", "Экологический аудит", "Управленческий аудит", "Креативный аудит".

Литература

1. Аудит: Учебник для вузов / В.И. Подольский, Л.В. Сотникова, А.А. Савин и др. Под ред. проф. В.И. Подольского. Издание третье, переработанное и дополненное. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

2. Макарова Л.Г. Методические аспекты разработки внутренних стандартов аудиторских организаций. Монография. - Н. Новгород.: ННГУ, 2000.

3. Научно-методическая конференция "Аудит в соответствии с МСА". Сборник методических материалов. - М., 2002.

4. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебник. Издание второе, дополненное и переработанное. - М.: ИНФРА-М, 2002.

5. Энциклопедия общего аудита: законодательная и нормативная база, практика, рекомендации и методика осуществления: Учебное и практическое пособие. Т. 1, 2. - М.: Дело и сервис, 1999.

Л.Ю.Филобокова

К. э. н.,

профессор кафедры

"Налогообложение и аудит"

Волгоградская академия

государственной службы

Подписано в печать

19.03.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Аудит как форма контроля в государственном секторе экономики ("Аудиторские ведомости", 2007, N 4)
Статья: Аудиторское заключение по финансовой отчетности ("Аудиторские ведомости", 2007, N 4)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.