Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Методика бюджетирования в торговых организациях ("Экономический анализ: теория и практика", 2007, N 5)



"Экономический анализ: теория и практика", 2007, N 5

МЕТОДИКА БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Методика бюджетирования в общем виде приведена в большинстве источников экономической литературы и содержит стандартные процедуры формирования как генерального, так и операционного бюджетов.

В то же время методики бюджетирования, предлагаемые подавляющим большинством ученых, ориентированы на производственные предприятия и носят в некоторой степени упрощенный характер, поскольку не учитывают отраслевых особенностей промышленных организаций.

Автор разработал методику бюджетирования на основе анализа многочисленных учебно-практических и научных разработок в области планирования, управленческого учета, бюджетирования, адаптированную для торговых организаций независимо от масштаба их деятельности и сферы торговли (оптовая, розничная торговля, посреднические организации).

Бюджетирование торговых организаций следует разделить на три этапа:

1) формирование операционного бюджета путем составления различных бюджетов в строгой последовательности;

2) построение генерального бюджета торговой организации на основе сбора и обобщения укрупненных финансово-экономических показателей;

3) проведение бюджетного анализа в целях выявления отклонений фактически достигнутых показателей от заданных параметров и разработки практических рекомендаций по совершенствованию бюджетирования.

В рамках первого этапа формируется операционный бюджет торговой организации на основе разработки бюджета продаж. Такой подход объясняется зависимостью большинства показателей (объем товарных запасов, величина издержек обращения, прибыль, рентабельность и др.) от величины товарооборота или продаж. Этой стадии предшествует подготовительная работа, включающая исследование товарного рынка, определение динамики спроса и предложения, выбор и анализ потенциальных покупателей, отбор каналов сбыта и многие иные мероприятия в области маркетинга. Поэтому очевидна необходимость сотрудничества бухгалтера-аналитика, менеджеров и маркетологов, специалистов по сбыту товаров.

Бюджет продаж, как отмечают В.Э. Керимов, В.Б. Ивашкевич, Е.В. Иванова и другие экономисты, формируется как сверху вниз на базе стратегического планирования (например, исходя из емкости рынка, доли на рынке), так и снизу вверх с учетом объема потребностей на виды товаров [1 - 3]. При этом основным источником информации являются данные об объемах потребностей покупателей в натуральных и стоимостных показателях отдела маркетинга (отдела сбыта).

Далее приведена предлагаемая форма бюджета продаж (розничного товарооборота), в целях упрощения рассмотренная на примере реализации нескольких видов товаров (табл. 1).

Таблица 1

Бюджет продаж (за апрель 2005 г.)

     
   ————————————————————T———————————————T————————————————————————————¬
   |Наименование товара|Стоимость, руб.|      Объем розничного      |
   |                   |               |        товарооборота       |
   |                   |               +—————————————————T——————————+
   |                   |               | Количество, шт. |Стоимость,|
   |                   |               |                 |   руб.   |
   +———————————————————+———————————————+—————————————————+——————————+
   |      Дискеты      |        15     |       100       |   1 500  |
   +———————————————————+———————————————+—————————————————+——————————+
   |     Принтеры      |     7 000     |         6       |  42 000  |
   +———————————————————+———————————————+—————————————————+——————————+
   |     Ксероксы      |     4 500     |        12       |  54 000  |
   L———————————————————+———————————————+—————————————————+———————————
   

В приведенной форме бюджета отражены фактические показатели, не сравниваемые с планируемыми (прогнозными), поэтому такой бюджет может быть использован как статичный вариант предоставления информации о продажах товаров. Естественно, в этом виде бюджет не представляет инструмента анализа и контроля продаж, позволяющего разработать предложения по увеличению сбыта товаров, оптимизации продаж в различных сегментах рынка и т.д. Другая форма бюджета продаж, ориентированная на бюджетный анализ, представлена в материале, посвященном его методике бюджетирования.

Затем определяется бюджет товарных запасов, который служит информационной базой бюджетов закупок, трудовых затрат и условно-переменных издержек обращения. Подчеркнем, что бюджет товарных запасов должен строиться с учетом нормирования ресурсов и лимитов остатков товаров в каждом конкретном предприятии. Традиционно в отечественной практике управления оборотными запасами товарный запас делится на три части: текущая, подготовительная и страховая части. Вместе с тем, как пишет видный практик в области нормирования оборотных средств Р.А. Радионов, сегодня пропагандируются зарубежные логистические методы управления запасами, абсолютно не адаптированные под сложившуюся практику нормирования товарных запасов в российских предприятиях.

Возвращаясь к процессу формирования бюджета товарных запасов, отметим, что данный бюджет отражает расчет потребности торговой организации в товарах на определенный период, скорректированный на отклонения. Ниже представлена взаимосвязь товарооборота и товарных запасов в виде балансовой формулы:

Т + П = РТО + Т ,

зн зк

где Т , Т - объем товарных запасов на начало и конец

зн зк

отчетного периода (месяца, квартала и т.д.);

П - объем закупок товаров;

РТО - величина розничного товарооборота (в оптовых

организациях - оптового товарооборота).

Товарные запасы, рассчитанные на удовлетворение спроса покупателей, в определенных случаях должны превышать объем розничного товарооборота (например, если спрос на товары превышает предложение) в средних, и особенно в крупных, торговых организациях. Спланированная величина товарных запасов позволит, с одной стороны, организовать бесперебойную торговлю, а с другой - не вызовет замораживания товарной массы и падения спроса.

Специалисты выделяют факторы, влияющие на величину товарных запасов:

- объем и структура розничного товарооборота;

- баланс спроса и предложения на товарном рынке;

- порядок организации снабженческой деятельности;

- уровень цен и их динамика;

- физико-химические свойства товаров, влияющие на длительность хранения;

- состояние материально-технической базы торговой организации и др. [1, 4].

В теории и практике управления товарными запасами используются различные способы их планирования, которые разделяются на статистические, технико-экономические и экономико-математические.

Наиболее простыми способами планирования, не требующими математической подготовки и больших трудовых затрат, являются статистические способы, в том числе абсолютные и относительные показатели. Абсолютными показателями выступают объем розничного товарооборота, общая стоимость товарных запасов и т.д. К относительным показателям относится уровень товарных запасов в днях оборота, рассчитываемый в виде соотношения объема товарных запасов на установленную дату и однодневного товарооборота.

Данный коэффициент свидетельствует об обеспеченности товарными запасами процесса торговли в организации и характеризует число дней, на которое рассчитан планируемый объем товарных запасов.

На величину товарных запасов влияет товарооборачиваемость, отражающая интенсивность их использования в сфере обращения. Товарооборачиваемость определяется по формуле:

О = З / Т ,

с о

где О - товарооборачиваемость, дни;

З - средний товарный запас за период;

с

Т - однодневный товарооборот.

о

Как отмечалось ранее, в состав операционного бюджета включаются бюджет закупок и бюджет товарных запасов. Их разделение целесообразно в бюджетировании хозяйственной деятельности крупных торговых организаций, где есть потребность в расчетах больших объемов товарных запасов, определении бюджетов закупок по центрам ответственности (по магазинам, лоткам и пр.).

В средних торговых организациях эти бюджеты следует объединить в сводный бюджет закупок товаров (товарной продукции). Пример сводного бюджета закупок и товарных запасов ОАО "Матрица" приведен в табл. 2.

Таблица 2

Сводный бюджет закупок и товарных запасов ОАО "Матрица"

     
   ————T——————————————————————T————————————————————————————T————————¬
   | N |      Показатель      |    Наименования товарных   |Итоговая|
   |п/п|                      |           групп            |  сумма |
   |   |                      |                            |        |
   |   |                      |                            |        |
   |   |                      |                            |        |
   |   |                      |                            |        |
   |   |                      +———————T—————————T——————————+        |
   |   |                      |Дискеты|Картриджи|Кардридеры|        |
   |   |                      |       |         |          |        |
   +———+——————————————————————+———————+—————————+——————————+————————+
   | 1 |Объем товарных запасов|  1 500|     560 |     240  |   2 300|
   |   |на конец отчетного    |       |         |          |        |
   |   |периода (года)        |       |         |          |        |
   +———+——————————————————————+———————+—————————+——————————+————————+
   | 2 |Объем розничного      | 18 000| 400 000 |  44 000  | 462 000|
   |   |товарооборота         |       |         |          |        |
   +———+——————————————————————+———————+—————————+——————————+————————+
   | 3 |Прочее выбытие товаров|   —   |   3 000 |     —    |   3 000|
   |   |(лом, бой)            |       |         |          |        |
   +———+——————————————————————+———————+—————————+——————————+————————+
   | 4 |Величина потребности в| 19 500| 403 560 |  44 240  | 467 300|
   |   |товарах               |       |         |          |        |
   +———+——————————————————————+———————+—————————+——————————+————————+
   | 5 |Объем товарных запасов|  1 040|     230 |     195  |     965|
   |   |на конец отчетного    |       |         |          |        |
   |   |периода (года)        |       |         |          |        |
   +———+——————————————————————+———————+—————————+——————————+————————+
   | 6 |Величина закупки      | 18 460| 403 330 |  44 045  | 465 835|
   |   |товаров               |       |         |          |        |
   L———+——————————————————————+———————+—————————+——————————+—————————
   

Следующим этапом бюджетирования в торговых организациях является определение бюджетов условно-постоянных и условно-переменных издержек обращения.

Наибольшую трудность при формировании названных бюджетов вызывает, на взгляд автора, экономически обоснованное разделение совокупности издержек обращения на условно-постоянные и условно-переменные издержки.

Замечу, что во многих учебниках, учебных пособиях по экономике, экономическому анализу, финансам организаций, бухгалтерскому учету издержки обращения носят названия "постоянные" и "переменные". Однако сами авторы указывают на условность такого деления. Так, В.А. Чернов, рассматривая методику анализа издержек обращения, пишет: "...Деление издержек на переменные и постоянные условно, так как в определенных случаях переменные затраты могут стать постоянными, а постоянные - переменными" [5].

Вместе с тем большинство торговых организаций нуждается в четкой градации массы издержек обращения на две группы - условно-постоянные и условно-переменные издержки обращения, логически и экономически обоснованные с позиции влияния на формирование себестоимости товарной продукции (товаров).

Группировку следует осуществлять на основе Методических рекомендаций по учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли, утвержденных Комитетом по торговле РФ и Минфином России 20.04.1995 N 1-550/32-2. Сразу оговоримся, что данный документ используется в целях управленческого учета и анализа, не подменяя Налогового кодекса, установившего собственный перечень прямых и косвенных затрат в целях налогообложения. Поэтому эта классификация преследует цель выявления резервов минимизации издержек обращения на основе управленческого анализа, методология и методика которого рассмотрены далее.

Анализ практики учета издержек обращения в исследованных торговых организациях, их анализа и планирования позволил выделить из совокупности издержек обращения следующие виды условно-постоянных издержек обращения, расположенные по степени их значимости:

1) расходы на оплату труда;

2) отчисления на социальные нужды;

3) амортизация основных средств и нематериальных активов;

4) расходы на хранение, подработку, подсортировку, упаковку товаров;

5) потери товаров и технологические отходы;

6) расходы по эксплуатации инвентаря и хозяйственных принадлежностей <1>.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Названия издержек обращения, за некоторым исключением, даются в трактовке указанных Методических рекомендаций.

Данная группировка явно противоречит разделению издержек обращения на условно-постоянные и условно-переменные, представленному В.А. Черновым в интересном и качественном учебном пособии, посвященном экономическому анализу в торговле <2>.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> Чернов В.А. Экономический анализ. - М.: Финансы и статистика, 2005.

Поскольку позиция д. э. н. В.А. Чернова отражает научный взгляд школы, сложившейся в Российском государственном торгово-экономическом университете, внесшей огромный вклад в развитие бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита в торговле, считаю необходимым обосновать позицию относительно приведенной группировки издержек обращения.

В основе указанной группировки лежит действие фактора постоянного наличия определенных издержек в составе себестоимости, а также логические рассуждения относительно роста или снижения издержек обращения из-за снижения интенсивности торговой деятельности. Этот принципиально новый подход отличается от сложившегося разделения издержек обращения в зависимости от увеличения объема продаж (производства).

Введение этого фактора - присутствие тех или иных издержек обращения в торговой организации - позволяет затем осуществить их деление по исторически обусловленной зависимости от темпов роста или снижения товарооборота.

Дополнительным аргументом в пользу применения названного признака классификации являются приведенные О.Д. Кавериной результаты поведения затрат в европейских странах и Японии. Согласно ее данным практически все издержки обращения, отнесенные автором к условно-постоянным издержкам, аналогичным образом включены в состав тех же издержек.

На основе предложенного перечня статей условно-переменных издержек обращения формируется соответствующий бюджет, структура которого в значительной мере определяется направлениями использования (управление, контроль, анализ). В настоящее время отсутствуют типовые формы бюджетов условно-переменных и условно-постоянных издержек обращения, в связи с чем представленный далее бюджет носит рекомендательный характер и может быть трансформирован в зависимости от целей управления (табл. 3).

Таблица 3

Примерная форма бюджета

условно-постоянных затрат ОАО "Матрица"

     
   ————T——————————————————————————————T———————T———————T———————T—————¬
   | N |      Наименования статей     |Товар А|Товар Б|Товар С|Итого|
   |п/п|       издержек обращения     |       |       |       |     |
   +———+——————————————————————————————+———————+———————+———————+—————+
   | 1 |Расходы на оплату труда       |  250  |  300  |  150  | 700 |
   +———+——————————————————————————————+———————+———————+———————+—————+
   | 2 |Отчисления на социальные нужды|   65  |   78  |   39  | 182 |
   +———+——————————————————————————————+———————+———————+———————+—————+
   | 3 |Амортизация основных средств и|   30  |   87  |   54  | 171 |
   |   |нематериальных активов        |       |       |       |     |
   +———+——————————————————————————————+———————+———————+———————+—————+
   | 4 |Расходы на хранение,          |   12  |   10  |   23  |  45 |
   |   |подработку, сортировку товаров|       |       |       |     |
   +———+——————————————————————————————+———————+———————+———————+—————+
   | 5 |Потери товаров и              |   —   |   21  |   11  |  32 |
   |   |технологические отходы        |       |       |       |     |
   +———+——————————————————————————————+———————+———————+———————+—————+
   | 6 |Расходы по эксплуатации и     |   17  |   23  |   55  |  95 |
   |   |содержанию инвентаря          |       |       |       |     |
   +———+——————————————————————————————+———————+———————+———————+—————+
   |   |Итого...                      |   59  |  141  |  133  | 343 |
   L———+——————————————————————————————+———————+———————+———————+——————
   

Приведенный формат бюджета условно-постоянных издержек обращения дает возможность подсчета их суммы как по каждому товару, так и их суммы по определенной статье издержек обращения по всем товарам. Рассмотренный бюджет имеет статичный характер, поэтому в целях экономического анализа его необходимо расширить на счет включения граф "Величины отклонений фактических издержек от нормативных (плановых)", "Причины отклонений", "Виновники отклонений", "Мероприятия по устранению отклонений". Кроме того, издержки рекомендуется "привязать" к их местам возникновения. Это позволит повысить персональную ответственность за планирование, учет и контроль затрат во всех центрах ответственности и будет способствовать оптимизации ценообразования торговой организации.

Рассматривая группу условно-переменных издержек обращения, отметим ее более широкий состав и значимость в экономическом анализе как инструмента минимизации себестоимости товаров (товарной продукции).

Из типовой учетной номенклатуры статей, включаемых в издержки производства и обращения предприятий торговли и общественного питания, автором отнесены к разряду условно-переменных издержек следующие статьи:

1) транспортные расходы;

2) расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования, инвентаря и легкового автотранспорта;

3) расходы энергоресурсов;

4) расходы на рекламу;

5) затраты по оплате процентов за пользование займов;

6) расходы на тару;

7) прочие расходы.

Отнесение перечисленных статей издержек обращения к условно-переменным издержкам носит в определенной степени субъективный характер, поскольку величины этих затрат могут изменяться в зависимости от ряда условий как юридического (например, сроки действия договоров аренды), так и финансового (фиксированные или "плавающие" затраты на рекламу) плана.

На основе сформированных операционных бюджетов (бюджет закупок и товарных запасов, бюджеты условно-постоянных и условно-переменных издержек обращения, бюджет продаж) генерируется бюджет прибылей и убытков (доходов и расходов). В целях выработки единого методического подхода к построению структуры бюджета прибылей и убытков необходимо устранить терминологическую проблему. Эта проблема состоит в разночтениях ученых-экономистов относительно названия анализируемого бюджета.

Так, одни экономисты (М.А. Вахрушина, В.Э. Керимов и др.) используют термин "план прибылей и убытков" [3, 4]. Другие экономисты считают целесообразным применение термина "бюджет прибылей и убытков". О.Д. Каверина упоминает о бюджете доходов и расходов на плановый период, формируя его на основе отчета о прибылях и убытках <3>.

     
   ————————————————————————————————
   
<3> Каверина О.Д. Управленческий учет: системы, методы, процедуры. - М.: Финансы и статистика, 2003.

Нам ближе позиция проф. В.Б. Ивашкевич, который пишет: "...В результате составления главного бюджета создаются: прогнозный баланс, прогноз (бюджет) прибылей и убытков, прогноз (бюджет) движения денежных средств" [2].

По мнению диссертанта, термин "бюджет прибылей и убытков" точно отражает экономическую сущность и структуру формируемого бюджета, отражающего основные затраты, доходы и расходы торговой организации. Построение названного бюджета на основе отчета о прибылях и убытках создаст основу гармонизации не только финансового и управленческого учета, преемственности и взаимосвязи их данных, но и приблизит отечественную методику бюджетирования к международной учетной практике, поскольку отчет о прибылях и убытках соответствует требованиям МСФО.

Исследование научной и учебно-методической литературы, раскрывающей методологию и методику бюджетирования, показало отсутствие в большинстве источников форм бюджета прибылей и убытков. Кроме того, предлагаемые некоторыми экономистами форматы бюджетов (например, О.Д. Кавериной) носят статичный характер и не пригодны для реализации задач бюджетного анализа и аудита.

Формат бюджета (в терминологии автора - плана прибылей и убытков), отражающий основные показатели отчета о прибылях и убытках, предложила Е.В. Иванова [1]. Она включает в данный бюджет следующие показатели: объем продаж (товарооборот), себестоимость продаж, валовой доход, переменные издержки обращения, маржинальный доход, постоянные издержки, операционную прибыль, налог на прибыль, чистую прибыль. Эти показатели привязаны к товарным группам и выражены как в суммовом, так и в процентном отношении. В целом структура такого бюджета базируется на маржинальном подходе управленческого учета, что представляется экономически обоснованным с позиции управления косвенными издержками обращения и прибылью торговой организации.

Вместе с тем применение такого бюджета не позволяет получить информацию о прочих доходах и расходах организации, необходимую для последующего бюджетного анализа и аудита. Кроме того, отсутствие источников информации в структуре бюджета делает этот финансовый документ непонятным для других специалистов, не знакомых с методикой составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Поэтому автор предлагает усовершенствованный формат бюджета прибылей и убытков, максимально приближенный к одноименному отчету, входящему в состав финансовой отчетности.

Для упрощения расчетов все показатели бюджета прибылей и убытков отражают данные по одной группе товаров, условно названной товар А. Формат бюджета прибылей и убытков приведен в табл. 4.

Таблица 4

Бюджет прибылей и убытков ЗАО "Антей", руб.

     
   ————T——————————————————————T—————————————————————T———————————————¬
   | N |       Показатель     |       Товар "А"     |   Источники   |
   |п/п|                      |                     |  информации   |
   |   |                      +———————T—————————————+               |
   |   |                      | Сумма |  Процент к  |               |
   |   |                      |       |товарообороту|               |
   +———+——————————————————————+———————+—————————————+———————————————+
   | 1 |Выручка от реализации |400 000|     100     |Данные по      |
   |   |продукции             |       |             |сч. 41, 62 и   |
   |   |                      |       |             |90—1           |
   +———+——————————————————————+———————+—————————————+———————————————+
   | 2 |Себестоимость         |170 000|      42,5   |Данные по      |
   |   |продукции             |       |             |сч. 90—2       |
   +———+——————————————————————+———————+—————————————+———————————————+
   | 3 |Валовая прибыль       |230 000|      57,5   |Справка—расчет |
   |   |                      |       |             |валовой прибыли|
   +———+——————————————————————+———————+—————————————+———————————————+
   | 4 |Условно—переменные    | 20 500|       5,1   |Данные по      |
   |   |издержки обращения    |       |             |сч. 44,        |
   |   |                      |       |             |соответствующим|
   |   |                      |       |             |субсчетам      |
   +———+——————————————————————+———————+—————————————+———————————————+
   | 5 |Маржинальный доход    |209 500|      52,3   |Справка—расчет |
   |   |(прибыль от           |       |             |маржинального  |
   |   |реализации)           |       |             |дохода         |
   +———+——————————————————————+———————+—————————————+———————————————+
   | 6 |Условно—постоянные    | 74 350|      18,5   |Данные по      |
   |   |издержки обращения    |       |             |по сч. 44,     |
   |   |                      |       |             |соответствующим|
   |   |                      |       |             |субсчетам      |
   +———+——————————————————————+———————+—————————————+———————————————+
   | 7 |Операционная прибыль  |135 150|      33,8   |Справка—расчет |
   |   |(п. 5 — п. 6)         |       |             |операционной   |
   |   |                      |       |             |прибыли        |
   +———+——————————————————————+———————+—————————————+———————————————+
   | 8 |Прочие доходы         |  3 400|       0,9   |Данные по      |
   |   |                      |       |             |сч. 91—1       |
   +———+——————————————————————+———————+—————————————+———————————————+
   | 9 |Прочие расходы        |  2 140|       0,53  |Данные по      |
   |   |                      |       |             |сч. 91—2       |
   +———+——————————————————————+———————+—————————————+———————————————+
   | 10|Прибыль до            |136 650|      34,2   |Справка—расчет |
   |   |налогообложения       |       |             |               |
   |   |(п. 7 + п. 8 — п. 9)  |       |             |               |
   +———+——————————————————————+———————+—————————————+———————————————+
   | 11|Налог на прибыль <4>  | 32 796|       8,1   |Справка—расчет,|
   |   |                      |       |             |декларация по  |
   |   |                      |       |             |налогу на      |
   |   |                      |       |             |прибыль, данные|
   |   |                      |       |             |по сч. 68      |
   +———+——————————————————————+———————+—————————————+———————————————+
   | 12|Чистая прибыль        |103 854|      26     |Справка—расчет,|
   |   |                      |       |             |отчет о        |
   |   |                      |       |             |прибылях и     |
   |   |                      |       |             |убытках        |
   L———+——————————————————————+———————+—————————————+————————————————
   
     
   ————————————————————————————————
   
<4> Ставка налога на прибыль на момент написания составляла 24%.

Данные табл. 4 свидетельствуют о большом удельном весе как маржинального дохода, так и чистой прибыли в доле выручки от реализации товаров (товарной продукции), что отражает эффективную сбытовую и ценовую политику. Разумеется, представленный примерный формат бюджета прибылей и убытков может быть видоизменен в зависимости от многих факторов, в том числе от целей управления, отраслевой принадлежности организации и т.д. В то же время использование подобной структуры бюджета прибылей и убытков обеспечивает преемственность не только финансового и управленческого учета, но и налогового, что в конечном счете ведет к гармонизации названных учетных подсистем в информационном поле управления, сокращает объем учетно-аналитической работы и делает подсистему управленческого учета более гибкой, адекватной задачам управления.

Рассматривая структуру бюджета прибылей и убытков, следует отметить целесообразность составления операционных бюджетов не только по условно-постоянным и условно-переменным издержкам обращения, но и по прочим доходам и расходам для усиления аналитичности, детализации управленческого учета, выявления резервов минимизации себестоимости по ее элементам (видам затрат), которое нивелирует неизбежное увеличение объема учетно-аналитической работы.

Некоторые экономисты (в частности, Е.В. Иванова) отмечают, что "...с помощью финансового бюджета (плана) можно получить информацию о таких показателях, как:

- объем продаж и общая прибыль;

- себестоимость продаж;

- процентное соотношение доходов и расходов;

- общий объем инвестиций;

- использование собственных и заемных средств;

- срок окупаемости вложений [1].

В целом, соглашаясь с возможностью получения информации по ряду перечисленных упомянутым автором показателей, ставим под сомнение утверждение о формировании данных о таких показателях, как общий объем инвестиций, использование собственных и заемных средств, срок окупаемости вложений. Очевидным является факт получения значений по названным показателям посредством использования инструментария (формул и прочих методов) экономического, в том числе финансового, анализа. Причем некоторые показатели, связанные с оценкой инвестиций, рассчитываются в рамках проведения инвестиционного анализа, который в основном базируется на данных финансовой отчетности.

Не менее важным финансовым документом, формируемым в рамках бюджетирования, выступает бюджет движения денежных средств (БДДС). В ряде учебных источников данный бюджет называют бюджетом денежных средств, что является методологически неверным, так как этот документ отражает движение денежных средств, раскрывает направления поступления и выбытия этих оборотных активов. В этом плане бюджет движения денежных средств представляет фактически аналитическую форму, пригодную для экономического анализа.

В современной литературе, посвященной управленческому учету, алгоритм конструирования бюджета о движении денежных средств базируется на применении существующей формы одноименного отчета, входящего в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности. Однако немногие экономисты уделяют достаточно внимания этому важному финансовому документу, являющемуся основой финансового, инвестиционного и иных видов экономического анализа.

Приведем несколько подходов к моделированию бюджета движения денежных средств, отражающих взгляды как отечественных, так и западноевропейских экономистов.

О.Д. Осипенкова предлагает произвольную форму бюджета о движении денежных средств, в которой содержатся данные о поступлениях, платежах поступлений (покупка материалов, зарплата, производственные накладные расходы, общехозяйственные расходы и пр.), итоговые значения поступлений и платежей, остаток на конец года по трем отчетным периодам (месяцам). Очевидным недостатком такого формата является отсутствие информации о других источниках поступлений денежных средств, а также неполный перечень направлений расходования денежных средств. Также отметим статичность бюджета, выражающуюся в отсутствии граф "сумма отклонений фактических показателей от нормативных (плановых)", "причины отклонений" и иных нефинансовых показателей, используемых в целях управленческого анализа.

Формат бюджета движения денежных средств, построенный на основе одноименной отчетной формы финансовой отчетности (форма N 4), разработали В.Э. Керимов и Е.В. Иванова [1]. Он практически полностью соответствует отчету о движении денежных средств и служит инструментом интеграции финансового и управленческого учета, снимая проблему трансформации данного финансового документа в управленческий отчет, пригодный для принятия решений в области ценообразования, инвестиций и т.д.

Сходный вариант бюджета о движении денежных средств, называемый авторами сметой (бюджетом) денежных средств, представлен Т.В. Шишковой и О.Е. Николаевой [6]. В нем, как и в бюджете, предложенном О.Д. Осипенковой, рассматриваются только поступления от продаж, что значительно суживает сферу применения документа в целях управленческого учета и анализа.

Логико-структурный анализ форматов бюджета о движении денежных средств, разработанных российскими и зарубежными специалистами в области управленческого учета, позволил нам выделить наиболее приемлемую с точки зрения бюджетирования и бюджетного анализа форму названного финансового документа, которую предложила Е.В. Иванова.

Использование данного формата бюджета не только решает проблему гармонизации отчетности управленческого и финансового учета, но и дает возможность проведения бюджетного анализа при условии его расширения как в плане оценки значений по отчетным годам, так и добавления новых граф, позволяющих выявить причины отклонений, установить их виновников и выработать необходимые мероприятия по нейтрализации негативных экономических явлений (процессов).

Структура и содержание бюджета о движении денежных средств, рассмотренные на примере ОАО "Матрица", отражены в табл. 5.

Таблица 5

Бюджет о движении денежных средств, тыс. руб.

     
   ————————————————————————————T————————T———————————————————————————¬
   |        Наименование       | Данные |      В том числе по       |
   |           статьи          |   по   |         кварталам         |
   |                           | 2005 г.+———————T———————T—————T—————+
   |                           |        |   I   |   II  | III |  IV |
   |                           |        |       |       |     |     |
   +———————————————————————————+————————+———————+———————+—————+—————+
   |1. Остаток денежных средств|   130  |  130  |  100  |   64| 78  |
   |на начало периода          |        |       |       |     |     |
   +———————————————————————————+————————+———————+———————+—————+—————+
   |2. Поступление денежных    |  3 465 | 1 020 |  467  |  956|1 022|
   |средств за период, всего:  |        |       |       |     |     |
   +———————————————————————————+————————+———————+———————+—————+—————+
   |2.1. От продажи товаров    |  2 460 |   240 |  768  |1 032|  420|
   +———————————————————————————+————————+———————+———————+—————+—————+
   |2.2. От продажи прочих     |    —   |   —   |   —   |  —  |  —  |
   |активов                    |        |       |       |     |     |
   +———————————————————————————+————————+———————+———————+—————+—————+
   |2.3. От дебиторов          |  1 005 |   120 |  357  |  515|   13|
   +———————————————————————————+————————+———————+———————+—————+—————+
   |3. Итоговая сумма денежных |  3 595 | 1 150 |  567  |1 029|1 100|
   |средств                    |        |       |       |     |     |
   +———————————————————————————+————————+———————+———————+—————+—————+
   |4. Расходование денежных   |  2 690 |   430 |  500  |  980|1 910|
   |средств, всего             |        |       |       |     |     |
   +———————————————————————————+————————+———————+———————+—————+—————+
   |4.1. Приобретение товаров  |  2 000 |   545 |  670  |  880|1 495|
   +———————————————————————————+————————+———————+———————+—————+—————+
   |4.2. Выплата заработной    |    400 |   100 |  100  |  100|  100|
   |платы                      |        |       |       |     |     |
   +———————————————————————————+————————+———————+———————+—————+—————+
   |4.3. Уплата налогов и      |    160 |    40 |   40  |   40|   40|
   |сборов, иных платежей      |        |       |       |     |     |
   +———————————————————————————+————————+———————+———————+—————+—————+
   |4.4. Приобретение          |    130 |   100 |   25  |    5|  —  |
   |нематериальных активов     |        |       |       |     |     |
   +———————————————————————————+————————+———————+———————+—————+—————+
   |5. Профицит (дефицит)      |    905 |   720 |   67  |   49| —810|
   |денежных средств           |        |       |       |     |     |
   |(п. 3 — п. 4)              |        |       |       |     |     |
   +———————————————————————————+————————+———————+———————+—————+—————+
   |6. Финансирование, всего   |  1 200 |   —   |   —   |  —  |1 200|
   +———————————————————————————+————————+———————+———————+—————+—————+
   |6.1. Получение кредитов и  |  1 200 |   —   |   —   |  —  |1 200|
   |займов                     |        |       |       |     |     |
   +———————————————————————————+————————+———————+———————+—————+—————+
   |7. Остаток денежных средств|  2 105 |   720 |   67  |   49|  390|
   |на конец периода (п. 5 +   |        |       |       |     |     |
   |п. 6)                      |        |       |       |     |     |
   L———————————————————————————+————————+———————+———————+—————+——————
   
Анализ данных табл. 5 свидетельствует о наличии как минимум двух негативных моментов. Во-первых, в исследованной организации на конец периода имеется значительный профицит денежных средств, который не используется в текущей финансово-хозяйственной деятельности, в связи с чем его, исходя из международной учетной практики, можно рассматривать как убыток. Во-вторых, превышение суммы расхода денежных средств над суммой дохода в четвертом квартале привело к их дефициту, который был покрыт за счет полученного кредита. Таким образом, налицо несбалансированная финансовая политика организации, приведшая к внешним заимствованиям, которые в силу высоких процентных ставок и иных невыгодных условий могут существенно ухудшить финансовое состояние организации в недалеком будущем. Кроме того, перекосы в товарной политике (закупка слишком больших партий товаров) создает угрозу затоваривания, приводящего к возрастанию расходов на хранение и прочих затрат. Стоит отметить, что несбалансированность денежных поступлений и расходование средств характерны для других исследованных нами торговых организаций. Заключительным этапом бюджетирования выступает формирование прогнозного бухгалтерского баланса, который также называют аналитическим балансом. Его структура практически идентична типовой отчетной форме N 1, за исключением представления укрупненных показателей финансово-хозяйственной деятельности. Исследование показало, что многие торговые организации не составляют подобной отчетной формы управленческого учета, что фактически позволяет решать только текущие и оперативные задачи в ходе бюджетирования (процессе разработки и анализа различных бюджетов). Вместе с тем в целях разработки стратегии развития организаций необходимы разработка и глубокий системно-проблемный анализ результативных отчетных форм, в том числе прогнозного бухгалтерского баланса. Обобщенные и частные показатели, рассчитанные в процессе бюджетирования, констатируют фактическое состояние финансово-хозяйственной деятельности торговых организаций, в связи с чем возникает необходимость их всестороннего анализа и контроля. Заметим, что приведенный тезис справедлив в отношении любых экономических данных (коэффициентов), поскольку отсутствие анализа, выступающего высокоэффективным инструментом выявления негативных последствий хозяйственной деятельности и разработки практических рекомендаций по их нейтрализации, делает работу бухгалтера-аналитика (экономиста, финансового менеджера и т.д.) фактически бесполезной и пригодной лишь для оперативного управления, но не для тактического и стратегического развития субъекта хозяйствования. Литература 1. Иванова Е.В. Управленческий учет в розничной торговле: Дисс. на соискание ученой степени к. э. н. - М., 2005. 2. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский (управленческий) учет. - М.: Юрист, 2006. 3. Керимов В.Э. Управленческий учет. - М., ИД "Дашков и Ко", 2005. 4. Вахрушина М.В. Бухгалтерский (управленческий) учет. - М., Финстатинформ, 2005. 5. Чернов В.А. Управленческий учет и анализ коммерческих организаций. Дисс. на соискание ученой степени д. э. н. - М.: 2001. 6. Николаева О.А., Шишкова Т.В. Стратегический управленческий учет. - М.: УРСС, 2006. 7. Осипенкова О.Д. Управленческий учет. - М.: Экзамен, 2002. 8. Каверина О.Д. Управленческий учет: системы, методы, процедуры. - М.: Финансы и статистика, 2003. О.А.Александров К. э. н., доцент Московской финансово-юридической академии Подписано в печать 06.03.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Проблемы оценки финансовой эффективности и конкурентоспособности филиалов кредитных организаций ("Экономический анализ: теория и практика", 2007, N 5) >
Статья: Принятие управленческих решений на нефтедобывающих предприятиях ("Экономический анализ: теория и практика", 2007, N 5)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.