Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: У бюджетных учреждений может появиться новый источник доходов ("Ваш бюджетный учет", 2007, N 3)



"Ваш бюджетный учет", 2007, N 3

У БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

МОЖЕТ ПОЯВИТЬСЯ НОВЫЙ ИСТОЧНИК ДОХОДОВ

В конце 2006 г. был принят Федеральный закон, представляющий интерес для бюджетных учреждений в части возможного появления дополнительного источника средств. Что это за Закон и какую пользу можно будет извлечь бюджетным учреждениям из действия этого Закона?

Речь идет о Федеральном законе от 30 декабря 2006 г. N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" (далее - Закон о целевом капитале, Закон N 275-ФЗ).

Что же такое "целевой капитал"?

Целевым капиталом будет являться та часть имущества некоммерческой организации, которую она сформирует за счет пожертвований, внесенных жертвователем (жертвователями) в виде денежных средств, а затем передаст в доверительное управление управляющей компании для получения дохода, который будет использован для финансирования уставной деятельности данной некоммерческой организации или иных некоммерческих организаций.

При этом следует отметить очень важный момент. Сформировать целевой капитал и быть его собственником смогут не все некоммерческие организации, а лишь те из них, которые созданы в организационно-правовой форме фонда, автономной некоммерческой организации, общественной организации, общественного фонда или религиозной организации.

Но тогда резонно возникает вопрос: а при чем здесь бюджетные учреждения?

Ответ состоит в том, что бюджетные учреждения, наряду с другими некоммерческими организациями, поименованными в Гражданском кодексе и в Федеральном законе от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", хотя и не могут являться собственниками целевого капитала, но они могут являться получателями дохода от целевого капитала.

Из числа получателей дохода от целевого капитала исключены только государственные корпорации, политические партии и общественные движения.

Закон N 275-ФЗ определяет доход от целевого капитала как доход от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, а также часть имущества, составляющего целевой капитал, которые передаются получателям дохода от целевого капитала.

Специализированная организация

В связи с тем что получателей дохода от целевого капитала может быть гораздо больше, чем непосредственно его собственников, предусмотрено создание специализированных организаций управления целевым капиталом. Это также некоммерческие организации - собственники целевого капитала. Однако их деятельность будет связана исключительно с формированием целевого капитала, его использованием и распределением дохода от целевого капитала в пользу иных получателей дохода от целевого капитала (далее - специализированная организация).

Специализированная организация может быть создана только в организационно-правовой форме фонда.

Если фонд не является специализированной организацией, то, как и другие некоммерческие организации - собственники целевого капитала, он может быть получателем дохода только от собственного целевого капитала.

Таким образом, возможны два варианта развития событий.

Вариант первый. Жертвователь заключает договор пожертвования с конкретной некоммерческой организацией о передаче ей денежных средств в собственность для формирования целевого капитала или оставляет завещание, где наследником определяет конкретную некоммерческую организацию. При этом данная конкретная некоммерческая организация будет являться и получателем дохода от целевого капитала.

Вариант второй. Жертвователь заключает договор пожертвования со специализированной организацией о передаче ей денежных средств в собственность для формирования целевого капитала или оставляет завещание, где наследником определяет специализированную организацию. При этом жертвователь указывает конкретных получателей дохода от целевого капитала.

Для бюджетных учреждений реальным является только второй вариант.

Жертвователи

Закон N 275-ФЗ приводит понятие жертвователя, которое употребляется именно в целях данного Закона. Это выражается в том, что жертвователями будут являться физические или юридические лица, оказывающие пожертвования только некоммерческим организациям, предусмотренным Законом N 275-ФЗ, и только на формирование целевого капитала посредством передачи денежных средств в собственность некоммерческих организаций.

Жертвователями могут быть как физические, так и юридические лица любой организационно-правовой формы. Закон о целевом капитале ограничивает лишь возможность некоммерческой организации передавать собственные денежные средства на формирование своего целевого капитала или на пополнение своего сформированного целевого капитала.

Жертвователь, его наследники или иные правопреемники имеют право получать информацию о формировании целевого капитала, о доходе от доверительного управления целевым капиталом, а также об использовании дохода от целевого капитала.

В ряде случаев указанные лица могут также требовать отмены пожертвования:

- если оно используется не в соответствии с назначением, указанным в договоре пожертвования;

- если жертвователь не дал согласия на другое использование пожертвования в связи с тем, что использование по назначению стало невозможным в связи с изменившимися обстоятельствами (п. 4 ст. 582 ГК РФ).

В случае отмены пожертвования размер требований жертвователя, его наследников или иных правопреемников к некоммерческой организации не может превышать сумму пожертвования.

Предусмотрено, что формировать целевой капитал и использовать доход от целевого капитала можно только в целях использования в сфере образования, науки, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), искусства, архивного дела, социальной помощи (поддержки).

Формировать целевой капитал, использовать и распределять доход от целевого капитала на иные цели запрещено.

Из этого правила есть одно исключение. Некоммерческая организация - собственник целевого капитала (в рассматриваемом случае - это специализированная организация) может использовать некоторую сумму на административно-управленческие расходы (по перечню), связанные с формированием целевого капитала и осуществлением деятельности, финансируемой за счет дохода от целевого капитала (п. 3 ст. 3 Закона N 275-ФЗ).

Совет по использованию целевого капитала

(попечительский совет)

Следует иметь в виду, что Закон о целевом капитале предусматривает и такие случаи, когда жертвователь прямо не указывает получателей дохода от целевого капитала.

Тогда решение этого вопроса, как и решение некоторых других вопросов, становится прерогативой совета по использованию целевого капитала. Этот орган обязана создать та некоммерческая организация, которая является собственником целевого капитала.

В специализированной организации функции совета по использованию целевого капитала осуществляет попечительский совет. Порядок его формирования и деятельности определяется в уставе специализированной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами Закона о целевом капитале, регулирующими деятельность совета по использованию целевого капитала.

Иными словами, если говорится о порядке формирования и функциях совета по использованию целевого капитала, то все это в полной мере относится к порядку формирования и функциям попечительского совета специализированной организации.

Некоммерческая, в том числе и специализированная, организация может сформировать несколько целевых капиталов, например на основании отдельных договоров пожертвования, завещаний, а также если договором пожертвования или завещанием определены различные цели формирования целевого капитала. В этом случае некоммерческая организация вправе создать совет по использованию каждого целевого капитала.

Получатели дохода от целевого капитала должны иметь в виду, что их представители обязательно должны входить в состав совета по использованию целевого капитала (п. 5 ст. 9 Закона N 275-ФЗ). В состав совета по использованию целевого капитала входят также представители некоммерческой организации - собственника целевого капитала, жертвователи (их представители), граждане и представители юридических лиц, имеющие заслуги перед обществом, авторитет и (или) достижения в области деятельности, соответствующей целям деятельности некоммерческой организации.

В состав совета по использованию целевого капитала не могут входить два и более лица, являющиеся представителями одного юридического лица или представителями разных юридических лиц, являющихся аффилированными лицами. Данное ограничение не распространяется на представителей некоммерческой организации - собственника целевого капитала. Они могут составлять не более одной трети состава совета по использованию целевого капитала.

Как известно, аффилированными лицами в соответствии с действующим законодательством РФ признаются физические и юридические лица, способные (в силу своего определенного правового статуса) оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

До тех пор пока высший орган управления некоммерческой организации не утвердит численный и персональный состав совета по использованию целевого капитала, некоммерческая организация не вправе передавать денежные средства в доверительное управление.

Итак, если в договоре пожертвования со специализированной организацией не будут определены получатели дохода от целевого капитала, тогда их должен определить попечительский совет.

Если в завещании в качестве наследника определена специализированная организация, но не определены получатели дохода от целевого капитала, то их также должен определить попечительский совет специализированной организации.

Законом N 275-ФЗ определены функции совета по использованию целевого капитала, условия правомочности заседания совета по использованию целевого капитала.

Установлена необходимость открытия отдельного банковского счета некоммерческой организацией для осуществления расчетов, связанных с получением денежных средств на формирование целевого капитала, передачей денежных средств, составляющих целевой капитал, в доверительное управление управляющей компании, а также с использованием, распределением дохода от целевого капитала.

Требования, предъявляемые к получателю дохода

от целевого капитала

Статья 7 Закона N 275-ФЗ предусматривает, что получатель дохода от целевого капитала должен вести раздельный бухгалтерский учет расходов, финансируемых за счет дохода от целевого капитала, и расходов, финансируемых из других источников.

Если размер финансирования получателя дохода от целевого капитала, не являющегося собственником целевого капитала, за счет дохода от целевого капитала составляет в течение отчетного года более 5 млн руб., то бухгалтерский учет и бухгалтерская отчетность этого получателя подлежат обязательному ежегодному аудиту в части использования дохода от целевого капитала.

Формирование целевого капитала

Получателю дохода от целевого капитала, конечно же, важно знать, насколько соответствуют требованиям Закона N 275-ФЗ действия специализированной организации, управляющей целевым капиталом, в котором есть доля его средств, а также все остальные положения, предусмотренные Законом N 275-ФЗ. Порядок формирования целевого капитала согласно Закону N 275-ФЗ уже был рассмотрен выше.

Жертвователи могут передать в собственность некоммерческой организации денежные средства как в валюте Российской Федерации, так и в иностранной валюте.

При этом в договоре пожертвования, заключенном между жертвователем и некоммерческой организацией, или в завещании может быть предусмотрена передача денежных средств как для формирования целевого капитала, так и для пополнения уже сформированного некоммерческой организацией целевого капитала.

Если в договоре пожертвования условия не указаны, то их определяет совет по использованию целевого капитала некоммерческой организации, с которой заключен договор пожертвования.

Получатели дохода от целевого капитала должны знать, что пользоваться и распоряжаться денежными средствами, полученными на формирование целевого капитала, до их передачи в доверительное управление некоммерческая организация не вправе. Закон N 275-ФЗ разрешает лишь внести их на депозитные счета в кредитных организациях.

Целевой капитал должен быть сформирован в течение одного года со дня поступления на банковский счет некоммерческой организации первого пожертвования на формирование целевого капитала. При этом сумма пожертвований должна быть не менее 3 млн руб. Кроме того, в этот же срок должен быть создан совет по использованию целевого капитала.

Если эти два условия не будут выполнены, то целевой капитал не формируется, а некоммерческая организация до окончания финансового года, в котором истек срок формирования целевого капитала, обязана возвратить поступившие денежные средства жертвователю (п. 12 ст. 6 Закона N 275-ФЗ).

Вместе с тем если имело место завещание, то полученные денежные средства не возвращаются. Не возвращаются они и в том случае, если в договоре пожертвования предусмотрены какие-либо определенные условия.

Публичный сбор на пополнение целевого капитала

После того как будет сформирован целевой капитал, некоммерческая организация (в том числе специализированная организация) может объявить о публичном сборе денежных средств на пополнение сформированного целевого капитала.

Публичный сбор денежных средств осуществляется на основании стандартной формы договора пожертвования, которую предварительно одобряет совет по использованию целевого капитала и утверждает высший орган управления НКО.

При публичном сборе денежных средств жертвователи принимают условия стандартной формы договора пожертвования только путем присоединения к такому договору в целом. Жертвователи - физические лица могут заключить такой договор, перечислив денежные средства на указанный в стандартной форме договора пожертвования банковский счет.

Любые заинтересованные лица должны иметь свободный доступ к ознакомлению с необходимыми документами и информацией. Некоммерческая организация, объявившая о публичном сборе денежных средств на пополнение сформированного целевого капитала, обязана это обеспечить.

Всю необходимую информацию некоммерческая организация должна разместить на сайте в сети Интернет одновременно с объявлением о публичном сборе денежных средств. Если затем какие-либо документы или информация изменятся, то в трехдневный срок нужно разместить все изменения.

Использование дохода от целевого капитала

Статья 13 Закона N 275-ФЗ устанавливает порядок использования дохода от целевого капитала. К сожалению, нормы этой статьи в большей степени относятся к порядку использования дохода от целевого капитала теми некоммерческими организациями, которые являются собственниками целевого капитала.

Использование дохода от целевого капитала осуществляется некоммерческой организацией в соответствии с финансовым планом некоммерческой организации. Финансовый же план некоммерческой организации утверждается высшим органом управления НКО после его предварительного согласования с советом по использованию целевого капитала. А совет, как уже было сказано, создает некоммерческая организация - собственник целевого капитала.

Таким образом, трудно определить порядок использования дохода от целевого капитала получателем, не являющимся собственником целевого капитала. Получается, что финансовый план бюджетному учреждению - получателю должен утвердить высший орган специализированной организации, или бюджетное учреждение - получатель дохода от целевого капитала будет использовать доход от целевого капитала в соответствии с финансовым планом специализированной организации!

Расформирование целевого капитала

Закон N 275-ФЗ предусматривает возможность расформирования целевого капитала в случаях, предусмотренных ст. 14.

Решения, связанные с расформированием целевого капитала, должны быть приняты в течение одного месяца с момента, когда стало известно о наступлении этих обстоятельства. Если же некоммерческая организация ликвидируется или реорганизуется, то решение о расформировании целевого капитала должно быть принято одновременно с решением о ее реорганизации или ликвидации.

Порядок распоряжения имуществом, составляющим целевой капитал, в случае расформирования целевого капитала должен быть определен договором пожертвования, завещанием или решением совета по использованию целевого капитала. Если же этот порядок не определен, то в случае расформирования целевого капитала высший орган управления некоммерческой организации по согласованию с советом по использованию целевого капитала вправе принять одно из следующих решений:

- о передаче оставшейся части имущества другой некоммерческой организации для формирования или пополнения уже сформированного целевого капитала;

- об использовании оставшейся части имущества, составлявшего целевой капитал, на цели, определенные договором пожертвования, завещанием или решением совета по использованию целевого капитала, в соответствии с финансовым планом некоммерческой организации.

Целевой капитал может быть расформирован и по решению суда, если некоммерческая организация - собственник целевого капитала неоднократно или грубо нарушает требования Закона N 275-ФЗ. Требование о расформировании целевого капитала может предъявить в суд федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции в сфере регистрации некоммерческих организаций, а также жертвователи, их наследники или иные правопреемники. В этом случае одно из перечисленных решений о порядке использования имущества, составляющего целевой капитал, в случае его расформирования, одновременно с решением о расформировании целевого капитала принимает суд.

Заключение

Закон N 275-ФЗ вступил в силу 11 января 2007 г., но лишь для некоммерческих организаций - собственников целевого капитала, являющихся специализированными организациями.

Для остальных некоммерческих организаций - собственников целевого капитала Закон N 275-ФЗ вступит в силу после утверждения Правительством РФ перечня видов платной деятельности, которые они могут осуществлять.

В заключение следует сказать, что в связи с принятием Закона о целевом капитале в часть вторую Налогового кодекса РФ внесены изменения, касающиеся уплаты налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций.

Установлено, что передача денежных средств некоммерческим организациям на формирование целевого капитала, осуществляемое в порядке, установленном Законом о целевом капитале, не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. Этой нормой, вступившей в силу с 1 февраля 2007 г., дополнен п. 2 ст. 146 НК РФ (гл. 21 "Налог на добавленную стоимость").

Кроме того, внесены изменения в НК РФ, связанные с уплатой налога на прибыль организаций (гл. 25 НК РФ), которые вступят в силу с 1 января 2008 г.

Пункт 2 ст. 251 "Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы" дополнен пп. 13 - 15.

При определении налоговой базы по налогу на прибыль в числе прочих не будут учитываться "...денежные средства, полученные некоммерческими организациями от специализированных организаций управления целевым капиталом в соответствии с Законом о целевом капитале (получателями дохода от целевого капитала)".

Указанные изменения в Налоговый кодекс, а также в Гражданский кодекс, в Федеральные законы "О некоммерческих организациях" и "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" внесены Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 276-ФЗ.

Е.А.Голова

Юрист

Подписано в печать

25.02.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Особенности подготовки и представления в налоговый орган справок о доходах физических лиц за 2006 год по ф. N 2-НДФЛ ("Ваш бюджетный учет", 2007, N 3)
Вопрос: ...ГОУ ВПО СГМА - бюджетное образовательное учреждение. На балансе числятся общежития как жилфонд. СГМА предоставляет в пользование жилые помещения учащимся. С каждого проживающего взимается плата за наем и коммунальные услуги. Со стоимости коммунальных услуг СГМА исчисляет и уплачивает НДС. Облагается ли НДС стоимость найма помещения в общежитиях? ("Ваш бюджетный учет", 2007, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.