Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Платежные терминалы: быть или не быть? ("Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 5) Источник публикации "Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 5



"Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 5

ПЛАТЕЖНЫЕ ТЕРМИНАЛЫ: БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?

Крупнейшие операторы связи собирают до 70% платежей через терминалы, то есть широко развернутая их сеть не только удобна населению, но и выгодна операторам. Вследствие столь существенной доли приема платежей через терминалы понятно беспокойство "связной" общественности, вызванное новой редакцией Закона о банковской деятельности <1> и недавним Указанием ЦБ РФ <2>. На всех специализированных форумах, и даже на уровне Мининформсвязи, обсуждаются перспективы, которые ждут "терминальный" бизнес начиная с 12 ноября 2007 г. Прокомментируем грядущие изменения.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности".

<2> Указание ЦБ РФ от 20.06.2007 N 1842-У "О порядке осуществления банковских операций по переводу денежных средств по поручению физических лиц без открытия им банковских счетов кредитными организациями с участием коммерческих организаций, не являющихся коммерческими организациями", опубликованное в "Вестнике Банка России", N 39, 11.07.2007, вступит в силу 12.11.2007.

Итак, меняются правила, по которым работают организаторы платежных систем и владельцы терминалов. На деятельности операторов связи это может сказаться спадом объема доходов, поскольку многие эксперты прогнозируют уменьшение количества терминалов и рост взимаемой с их владельцев комиссии. Каков же новый порядок?

С 9 августа 2006 г. действует ст. 13.1 Закона о банковской деятельности, которая разрешает коммерческим организациям, не являющимся кредитными, осуществлять без лицензии банковские операции по переводу денежных средств физических лиц в части принятия наличности в оплату услуг электросвязи, коммунальных услуг. Такое право возникает только при наличии комплекса договоров. В первую очередь коммерческая организация (осуществляющая принятие платежей) должна иметь договор с банком (либо небанковской кредитной организацией), согласно которому она от своего имени, но за счет банка осуществляет прием наличных денежных средств от физических лиц для того, чтобы банк перечислил их организации, оказывающей услуги (в нашем случае - оператору связи, интернет-провайдеру). Второе необходимое условие - наличие договора между банком и оператором связи, по которому банк осуществляет перевод (в том числе принятие) наличных денежных средств, принятых коммерческой организацией, в пользу оператора связи.

Большинство владельцев платежных автоматов не выполняют данные требования - не имеют договоров с банками. Чаще всего схема такая. Организатор платежной системы (лицо, владеющее комплексом средств для обеспечения информационного и технологического взаимодействия между операторами связи и дилерами - владельцами терминалов) действует на основании агентского договора с операторами связи, получая вознаграждение в зависимости от объема принятых платежей. Он может организовать прием платежей от населения как самостоятельно, размещая собственные терминалы (кассы или платежные автоматы), так и путем привлечения по агентскому договору юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, владеющих терминалами. Последние перечисляют принятые платежи организатору платежной системы и получают за это вознаграждение, кроме того, им может быть разрешено взимать с плательщиков комиссию или дополнительную плату. Некоторые организаторы платежных систем имеют соглашения с банками, участвующими в расчетах.

Что изменится с 12 ноября 2007 г.? Подробный ответ - в Указании ЦБ РФ, которое конкретизирует требования ст. 13.1 Закона о банковской деятельности.

Итак, в п. 1 Указания ЦБ РФ отмечено, что коммерческая организация (далее - сборщик платежей) без банковской лицензии вправе принимать платежи населения за услуги для последующего перечисления их операторам связи только в случае заключения договора с кредитной организацией, имеющей договоры с операторами. Предмет договора между сборщиком платежей и банком следующий: сборщик платежей осуществляет операции от своего имени, но за счет банка в кассах и с применением программно-технических комплексов, в том числе оснащенных функцией приема наличных денежных средств (то есть терминалов). Причем использование терминалов должно быть оговорено в соглашении с банком.

Следующее важное указание - сборщики платежей обязаны осуществлять кассовые операции в порядке, установленном нормативными актами Банка России. Здесь считаем необходимым привести Постановление ФАС СЗО от 29.08.2007 N А56-13462/2007, вынесенное по результатам рассмотрения спора между налоговиками и сборщиком платежей. Инспекторы привлекли организацию к ответственности за неприменение ККТ (ст. 14.5 КоАП РФ). Однако суд, проанализировав договор между организацией и банком, пришел к выводу, что организация вправе осуществлять банковскую операцию, предусмотренную пп. 9 п. 1 ст. 5 Закона о банковской деятельности. Из действующих нормативных актов следует, что при совершении кредитной организацией подобной операции через аналогичный терминал обязанности использовать ККТ не возникает. Поэтому, исходя из принципа равноправия участников гражданского оборота, арбитры посчитали необходимым применить данное правило в отношении сборщика платежей. Следовательно, сборщик при наличии договора с банком не должен снабжать терминал фискальным регистратором.

Каждому сборщику платежей банк обязан присвоить уникальный номер и вести их перечень с указанием по каждому сборщику всех мест обслуживания физических лиц (то есть касс) и мест нахождения каждого терминала.

Если Банк России введет в отношении банка ограничение или запрет на осуществление операции, предусмотренной пп. 9 п. 1 ст. 5 Закона о банковской деятельности, либо отзовет лицензию, то банк-партнер должен незамедлительно сообщить об этом операторам связи и всем сборщикам. Последние, в свою очередь, обязаны прекратить прием наличных платежей от населения.

Пункт 2 Указания ЦБ РФ касается обеспечения прав граждан при осуществлении ими платежей через терминалы. Во-первых, физические лица должны быть проинформированы о том, что их обязательства перед оператором связи считаются исполненными с момента принятия денежных средств терминалом сборщика платежей. Во-вторых, по требованию плательщика сборщик обязан предоставить ему информацию о наименовании банка, номере его лицензии, наименованиях операторов связи (и, естественно, провайдеров других услуг), размере взимаемого с физического лица комиссионного вознаграждения (если оно предусмотрено). Эти сведения необходимо предоставить в доступной для ознакомления форме.

Кроме того, Указание ЦБ РФ регламентирует сведения, которые должны быть отражены в чеке, выдаваемом покупателю. Отметим, что п. 4 данного Указания предполагает обязательную выдачу такого документа, его форма согласуется сборщиком и банком, дополнительные реквизиты также устанавливаются соглашением сторон. К обязательным реквизитам относятся сведения о:

- платеже (общая сумма внесенных денежных средств, размер комиссии, дата и время проведения операции, место нахождения терминала);

- сборщике платежей (наименование и место нахождения, ИНН, уникальный номер, присвоенный банком, дата договора с банком, номер контактного телефона);

- банке (наименование, БИК, номер контактного телефона);

- операторе связи (наименование, ИНН).

Принятые от физических лиц денежные средства сборщик вносит в кассу банка, с которым заключен договор, в том числе через подразделения инкассации (для перевода их операторам связи), либо в кассу банка, где открыт счет сборщика платежей (для перевода в кассу банка, с которым у сборщика заключен договор на прием платежей) (п. 5 Указаний ЦБ РФ).

Если сборщик при приеме платежей взимает с физических лиц комиссионное вознаграждение, он вправе расходовать его в том же режиме, в котором расходуются наличные деньги, поступающие в кассу юридического лица (см. п. 2 Указания ЦБ РФ от 20.06.2007 N 1843-У).

Согласно п. 6 Указания ЦБ РФ сборщик в форме, порядке и сроки, установленные договором с банком, представляет ему реестр проведенных операций. Именно этот реестр служит основанием для составления платежных поручений банка на перевод денежных средств операторам связи.

И последний момент, на котором мы заострим внимание, - п. 3 Указания ЦБ РФ: коммерческая организация не вправе поручать другим лицам прием наличных денежных средств от физических лиц в соответствии с договором, заключенным с кредитной организацией, в целях, установленных п. 1 настоящего Указания <3>.

     
   ————————————————————————————————
   
<3> Имеется в виду их перевод в пользу операторов связи. Итак, мы рассмотрели основные положения документа. Какие последствия он может повлечь? При поверхностном прочтении можно назвать следующие (и все они негативные): - индивидуальным предпринимателям нет места в "терминальном" бизнесе, так как осуществлять операции, указанные в пп. 9 п. 1 ст. 5 Закона о банковской деятельности, без лицензии вправе только коммерческая организация; - удорожание стоимости услуг по приему платежей за счет комиссии нового посредника - кредитной организации. По оценкам экспертов, она может колебаться от 0,1 - 0,5 до 1%. Остается решить вопрос: кто будет за это платить? Если владельцы терминалов, то они смогут повысить комиссионное вознаграждение, взимаемое с населения, что, скорее всего, уменьшит объем принятых платежей. Если такой возможности не будет (некоторые операторы запрещают взимать комиссию), то бизнес станет менее рентабельным, а это повлечет уход с рынка большого количества мелких игроков. Если дополнительные расходы понесут операторы связи, то, вероятнее всего, повысятся тарифы на их услуги, что в конечном итоге отразится на потребителях; - сокращение децентрализованных терминальных сетей. В настоящее время организаторы платежных систем, имеющие договоры с операторами, привлекают для приема платежей субагентов - владельцев терминалов. С вступлением в силу Указания ЦБ РФ заключить договор с банком обязаны будут не только организаторы платежных систем, имеющие собственные платежные автоматы, но и мелкие владельцы терминалов; - денежные средства будут позднее поступать на счет оператора связи. Если в настоящее время "терминальные" организации перечисляют принятые платежи уже на следующий день, то, согласно новому порядку, в цепочку включается банк, который не только должен инкассировать суммы, но и получить реестр проведенных операций от сборщика платежей, и только после этого будет составлена платежка на перечисление денежных средств оператору. Ужесточение требований к "терминальному" бизнесу во многом объясняется стремлением государства взять под свой контроль огромный поток наличности, проходящий через терминалы. Бытует мнение, согласно которому терминалы используются для нелегального обналичивания денег, поэтому нужен контроль за посредниками. В настоящее время организаторы платежных систем не могут обеспечить жесткий контроль за своими агентами: иногда невозможно установить место нахождения терминала, идентифицировать организацию-владельца. Кроме того, бывают случаи, когда клиент не получает никакого подтверждающего документа об оплате, а если он и есть, то содержит весьма скудную информацию. Операторы сотовой связи обеспокоены грядущими изменениями. Компании "большой тройки" направили в Мининформсвязи письма, в которых изложили свои доводы против нового порядка. Чиновники, разделившие опасения операторов, провели совещание, на котором решили предоставить организациям возможность внести предложения по вопросу регламентации отношений оператора, агентов и субагентов - владельцев платежных терминалов. В дальнейшем эти предложения, вероятно, будут рассмотрены Правительством РФ и Центробанком. Отметим, что, по мнению некоторых экспертов, Банк России в своем Указании предложил лишь новую, дополнительную схему расчетов. Дело в том, что право оператора связи поручить третьему лицу осуществлять расчеты с абонентом от имени оператора закреплено в п. 24 Правил оказания услуг подвижной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.05.2005 N 328. Н.И.Бочков Эксперт журнала "Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение" Подписано в печать 05.10.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Трудности ввода в эксплуатацию сооружений связи ("Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 5) Источник публикации "Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 5
Статья: <Новости от 05.10.2007> ("Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 4) Источник публикации "Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 4



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.