Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Статьи 32 и 34.2 Налогового кодекса РФ требуют доработки ("Ваш налоговый адвокат", 2007, N 11) Источник публикации "Ваш налоговый адвокат", 2007, N 11



"Ваш налоговый адвокат", 2007, N 11

СТАТЬИ 32 И 34.2 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РФ ТРЕБУЮТ ДОРАБОТКИ

Вопрос о статусе разъяснений Минфина России не нов. Этой теме посвящено множество публикаций различных специалистов. В них отмечается, что суды неоднократно рассматривали проблему возможности обжалования разъяснений Минфина России и МНС России. К сожалению, однозначной позиции в отношении того, возможно ли (и в каких случаях) оспаривать письма Минфина России и ФНС России, судебными органами до сих пор не выработано.

Так, в Определении от 5 ноября 2002 г. N 319-О Конституционный Суд РФ установил, что п. 2 ст. 4 НК РФ, рассматриваемый во взаимосвязи со ст. ст. 137 и 138 Кодекса, не препятствует обжалованию в судебном порядке актов МНС России, если по своему содержанию они порождают право налоговых органов предъявлять требования к налогоплательщикам. Аналогичные выводы содержатся в Определении КС РФ от 20 октября 2005 г. N 442-О, в Решениях ВАС РФ от 15 марта 2006 г. N 10539/04 и от 26 января 2005 г. N 16141/04. Позже Президиум ВАС РФ несколько изменил свою позицию, указав, что обжаловать можно только те письма Минфина России, которые суд признает нормативными актами (Постановление от 19 сентября 2006 г. N 13322/04).

Об отсутствии однозначной четкой позиции по данному вопросу свидетельствовали и высказывания участников заседания Налогового клуба. Напомним: Минфин России разместил на официальном сайте свое Письмо от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138, в котором предпринял попытку установить статус своих же разъяснений.

Появление Письма с указаниями, как налогоплательщикам и налоговым органам применять разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, по-видимому, обусловлено новой редакцией ст. ст. 32, 34.2, 75 и 111 НК РФ, действующей с 1 января 2007 г. На основании этих норм финансовое ведомство приходит к выводу, что его разъяснения делятся на два вида: адресованные ФНС России и обязательные к применению налоговыми органами и адресованные конкретным заявителям. Последние необязательно учитывать ни инспекциям, ни налогоплательщикам. Причем, как указано в Письме, оба вида разъяснений не являются нормативными правовыми актами. В них лишь выражается позиция министерства по конкретным и общим вопросам, содержащимся в индивидуальных и (или) коллективных обращениях граждан и организаций.

В данной статье не будем касаться правового характера разъяснений Минфина России. Хотим лишь обратить внимание на один момент: по мнению автора, законодатель не разделяет разъяснения финансового ведомства "по сортам", все они независимо от того, кому направлены, имеют равный статус и обязательны для налоговых органов в силу указания закона.

Как видно из практики, до настоящего времени под разъяснением понимается письмо министерства, подписанное уполномоченным должностным лицом и имеющее регистрационный номер. Из Письма Минфина России от 6 мая 2005 г. N 03-02-07/1-116 следует, что должностными лицами, уполномоченными излагать официальную позицию министерства в письменных разъяснениях по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, являются министр финансов РФ, директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики и их заместители.

Обратимся к Налоговому кодексу РФ. В нем фигурирует только один вид разъяснений - это письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (п. 1 ст. 34.2 НК РФ). Предполагается, что именно эти разъяснения обязательны для применения налоговыми органами.

Обусловленные административной реформой и передачей разъяснительной работы по вопросам применения законодательства о налогах и сборах в ведение Минфина России изменения в ст. ст. 32 и 34.2 НК РФ, по-видимому, преследовали самые благие намерения: избежать противоречивых разъяснений и избавить от наказания налогоплательщика, допустившего нарушение вследствие выполнения неверных разъяснений финансовых и налоговых органов.

Однако эти цели не были достигнуты в полной мере. Практически августовским Письмом Минфин России снимает с себя ответственность за применение как налоговыми органами, так и налогоплательщиками своих разъяснений, не адресованных непосредственно данным субъектам, даже если налогоплательщик документально подтвердит идентичность ситуаций (своей и рассматриваемой в разъяснении). Полагаем, такое положение дел снова может привести к противоречивости толкований норм налогового законодательства, которые дают Минфин России и ФНС России. Кроме того, это нарушает принцип равенства налогоплательщиков перед законом, установленный ст. 3 НК РФ.

Таким образом, снова убеждаемся в несовершенстве и недостаточности нормативной базы, регулирующей деятельность государственных органов по разъяснению налогового законодательства. По-видимому, упомянутые нормы НК РФ следует доработать. По мнению автора, изменения должны обеспечивать:

- обязательность публикаций всех разъяснений Минфина России (например, на сайте данного ведомства) независимо от того, какому субъекту они адресованы;

- согласованность позиций Минфина России и ФНС России по различным вопросам налогообложения;

- реализацию принципа равенства налогоплательщиков перед законом.

В.С.Леви

Руководитель

налоговой практики

ЗАО "Энерджи

Консалтинг/Аудит"

Подписано в печать

12.11.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Как защитить налогоплательщика от незаконных разъяснений ("Ваш налоговый адвокат", 2007, N 11) Источник публикации "Ваш налоговый адвокат", 2007, N 11
Статья: Налоговые индульгенции Минфина России ("Ваш налоговый адвокат", 2007, N 11) Источник публикации "Ваш налоговый адвокат", 2007, N 11



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.