Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Земельный налог для резидентов особых экономических зон ("Все для бухгалтера", 2007, N 21) Источник публикации "Все для бухгалтера", 2007, N 21



"Все для бухгалтера", 2007, N 21

ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ ДЛЯ РЕЗИДЕНТОВ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" особая экономическая зона - определяемая Правительством РФ часть территории РФ, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

Законодательство РФ об особых экономических зонах включает Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - Закон N 116-ФЗ), указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты.

Как указано в ст. 36 Закона N 116-ФЗ налогообложение резидентов особой экономической зоны осуществляется в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, которое состоит из Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах (ст. 1 НК РФ).

Статьей 15 НК РФ земельный налог отнесен к числу местных налогов. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается гл. 31 "Земельный налог" НК РФ, а также нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Объектом налогообложения являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен земельный налог (п. 1 ст. 389 НК РФ).

Согласно ст. 387 НК РФ при установлении земельного налога представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, определенных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Налогоплательщиками земельного налога на основании п. 1 ст. 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельным участком на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Не признаются налогоплательщиками земельного налога организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды (п. 2 ст. 388 НК РФ).

Статьей 5 Закона N 116-ФЗ установлено, что особые экономические зоны могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности.

При заключении соглашения об осуществлении промышленно-производственной деятельности органы управления особыми экономическими зонами обязаны в срок, указанный в соглашении, заключить с резидентом договор аренды земельного участка, расположенного в границах особой экономической зоны и прошедшего кадастровый учет. Кадастровый учет осуществляется за счет резидента, а договор аренды заключается на срок действия соглашения, если меньший срок не заявлен резидентом (ч. 1 ст. 12 Закона N 116-ФЗ).

Аналогичные положения предусмотрены и при заключении соглашений об осуществлении технико-внедренческой и туристско-рекреационной деятельности. В частности, соглашение о ведении технико-внедренческой деятельности может предусматривать обязанность органов управления особыми экономическим зонами заключать с резидентом договор аренды земельного участка, расположенного в пределах территории особой экономической зоны, прошедшего кадастровый учет. Как и в предыдущем случае, кадастровый учет осуществляется за счет резидента, договор заключается на срок действия соглашения, если резидентом не заявлен меньший срок (ч. 2 ст. 22 Закона N 116-ФЗ).

По соглашению об осуществлении туристско-рекреационной деятельности органы управления особыми экономическими зонами также обязаны заключить с резидентом договор аренды земельного участка, расположенного в границах особой экономической зоны и прошедшего кадастровый учет за счет резидента. Договор аренды земельного участка заключается на срок действия соглашения, если меньший срок не заявлен резидентом (ч. 1 ст. 31.1 Закона N 116-ФЗ).

Из приведенного текста следует, что резиденты особых экономических зон не признаются плательщиками земельного налога в отношении земельных участков, переданных им по договору аренды, поскольку эти земельные участки находятся в государственной и (или) муниципальной собственности.

Вместе с тем ч. 3 ст. 32 Закона N 116-ФЗ установлено, что арендаторы земельных участков в случае создания ими объектов недвижимости в пределах территории особой экономической зоны имеют право выкупа земельных участков, расположенных под созданными объектами, в соответствии с законодательством РФ. В частности, Земельным кодексом РФ определено, что при продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендатор земельного участка имеет преимущественное право его покупки в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве собственности постороннему лицу, за исключением случаев, предусмотренных п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ.

Таким образом, если резидент особой экономической зоны создаст на ее территории объект недвижимости, выкупит расположенный под этим объектом земельный участок, то с момента приобретения права собственности на него резидент будет признаваться плательщиком земельного налога в отношении этого земельного участка.

Организации - резиденты особой экономической зоны - освобождаются от налогообложения земельным налогом в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок. Такая налоговая льгота предоставлена п. 9 ст. 395 НК РФ.

Следует обратить внимание на то, что льгота предоставляется только организациям - резидентам особой экономической зоны. Из анализа текста п. 9 ст. 395 НК РФ следует, что, если объект недвижимости на территории особой экономической зоны будет создан индивидуальным предпринимателем и он выкупит земельный участок, находящийся под объектом, льгота по земельному налогу ему предоставлена не будет, поскольку такая льгота предусмотрена только для организаций - резидентов особой экономической зоны.

Необходимо обратить внимание на то, что резидент особой экономической зоны, имеющий льготу по земельному налогу, должен представить в налоговый орган по месту нахождения земельного участка документы, подтверждающие право на ее использование (п. 10 ст. 396 НК РФ).

Несмотря на то что организации - резиденты особой экономической зоны освобождаются на пять лет от налогообложения земельным налогом, они тем не менее обязаны представлять в налоговые органы налоговую отчетность: расчет по авансовым платежам по земельному налогу и налоговую декларацию по земельному налогу. Код налоговой льготы в виде освобождения от уплаты налога (3021194) указывается:

- в строке 150 разд. 2 "Расчет налоговой базы и суммы авансового платежа по земельному налогу" в Налоговом расчете по авансовым платежам по земельному налогу, форма которого утверждена Приказом Минфина России от 19.05.2005 N 66н;

- в строке 170 разд. 2 "Расчет налоговой базы и суммы налога" в налоговой декларации по земельному налогу, форма которой утверждена Приказом Минфина России от 23.09.2005 N 124н.

При заполнении налоговой отчетности по земельному налогу следует учитывать, что в строке 170 расчета по авансовым платежам и в строке 190 налоговой декларации следует указать количество полных месяцев использования налогоплательщиком налоговой льготы. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения права на льготу принимаются за полный месяц.

По истечении пяти лет пользования льготой в виде освобождения от налогообложения земельный налог в отношении участка, выкупленного организацией - резидентом особой экономической зоны, уплачивается в общем порядке.

Учет расчетов организаций с бюджетом по земельному налогу ведется на соответствующем субсчете, открываемом к счету 68 "Расчеты по налогам и сборам", предусмотренном для этих целей Планом счетов бухгалтерского учета.

Начисленная сумма земельного налога отражается налогоплательщиками-организациями по кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" и дебету счетов учета затрат на производство продукции (работ, услуг) и расходов, не связанных с производством (08 "Вложения во внеоборотные активы", 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" и другие).

Перечисленные в бюджет суммы налога отражаются в учете по дебету счета 68 и кредиту счета 51 "Расчетные счета".

Литература

1. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 N 146-ФЗ.

2. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ.

3. Земельный кодекс РФ: Федеральный закон от 25.10.2001 N 136-ФЗ.

4. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ.

5. Об утверждении формы налоговой декларации по земельному налогу и Порядка ее заполнения: Приказ Минфина России от 23.09.2005 N 124н.

6. Об утверждении формы Налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу и Порядка его заполнения: Приказ Минфина России от 19.05.2005 N 66н.

А.С.Базарова

Консультант по налогам

ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

Подписано в печать

06.11.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Суммы, не подлежащие налогообложению единым социальным налогом: компенсационные выплаты ("Все для бухгалтера", 2007, N 21) Источник публикации "Все для бухгалтера", 2007, N 21
Статья: Будущее без неприятностей! ("Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 11) Источник публикации "Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 11



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.