Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Рекламная кампания: учитываем расходы ("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 9) Источник публикации "Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 9



"Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 9

РЕКЛАМНАЯ КАМПАНИЯ: УЧИТЫВАЕМ РАСХОДЫ

Продвижение на рынке товаров и услуг, привлечение новых клиентов, формирование интереса покупателей к фирме невозможны без рекламы. Это могут быть и отдельные рекламные акции, и долговременная рекламная кампания. 1 июля 2006 г. вступил в силу Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) и одновременно прекратил свое действие Федеральный закон от 18.07.1995 N 108-ФЗ.

Что сегодня с учетом изменившегося законодательства является рекламой, на что следует обратить внимание при отражении рекламных расходов в бухгалтерском учете, какие разъяснения дают специалисты контролирующих ведомств по вопросам принятия рекламных расходов в целях налогообложения - ответы на эти вопросы представлены в статье.

Реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Такое определение содержится в ст. 3 Закона о рекламе. Согласно его п. 2 ст. 3 объектом рекламирования могут быть товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Услуги по распространению информации о компании и производимой ею продукции, а также об используемых ею торговых марках могут выражаться:

- в проведении комплексных мероприятий, в том числе акций по продвижению продукции и (или) отдельных торговых марок, используемых компанией на упаковке продукции, на согласованных рынках сбыта;

- в разовых услугах по распространению информации о компании и (или) ее продукции как в различных СМИ, так и среди определенного сторонами круга лиц (целевая аудитория).

Что не является рекламой?

Перечень информации, которая не относится к рекламе, приведен в ст. 2 Закона о рекламе:

- сведения, которые продавец должен сообщать потребителю в силу Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей";

- справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой;

- вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера;

- объявления физических или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;

- информация о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенная на товаре или его упаковке;

- любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару;

- упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или продавце, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.

До недавнего времени многие организации сталкивались с вопросом: относятся ли к рекламе расходы на разработку и поддержание интернет-сайта, и если относятся, то следует ли их нормировать?

Законом о рекламе с 1 июля 2006 г. сеть Интернет отнесена к телекоммуникационным сетям (п. 8 ст. 28). Страница в Интернете представляет аудиовизуальное отображение, которое создает компьютерная программа. Иными словами, расходы на создание сайта можно квалифицировать как затраты на создание программы, а они, согласно пп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ, учитываются в составе прочих расходов. Названные расходы должны учитываться в течение срока использования сайта, который компания - владелец сайта должна самостоятельно утвердить (п. 1 ст. 272 НК РФ). Позиция налогового ведомства по данному вопросу изложена в Письме УМНС по г. Москве от 17.01.2007 N 20-12/004121. При этом, по мнению контролирующих органов, к рекламе организация вправе отнести затраты на оплату информационных услуг в виде размещения рекламных объявлений через Интернет (Письмо УФНС по г. Москве от 16.03.2006 N 18-11/3/20842).

Не относятся к рекламе и затраты на изготовление фирменных почтовых конвертов, предназначенных для ведения деловой переписки с партнерами, содержащих информацию рекламного характера. Они могут быть учтены в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 24 п. 1 ст. 264 НК РФ в части изготовления непосредственно почтовых конвертов. Согласно разъяснениям Минфина затраты по нанесению (печати) на конверты информации рекламного характера не могут быть учтены в расходах на рекламу, так как не соответствуют понятию рекламы, установленному п. 1 ст. 3 Закона о рекламе (Письмо от 29.11.2006 N 03-03-04/1/801): затраты на изготовление конвертов с указанием на них ссылки на сайт организации, а также затраты на изготовление визиток для сотрудников, на которых изображен логотип организации, не признаются рекламными расходами, поскольку эта информация предназначена для конкретных лиц. При надлежащем обосновании такие затраты могут быть признаны в учете в составе прочих расходов в полном объеме.

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете затраты на рекламу признаются коммерческими расходами по обычным видам деятельности (п. п. 5, 7 ПБУ 10/99 <1>). В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, такие затраты отражаются по дебету счета 44 "Расходы на продажу".

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н.

В бухгалтерском учете затраты на рекламу не нормируются и могут включаться в расходы полностью в том отчетном периоде, к которому они относятся, если это предусмотрено учетной политикой организации (п. п. 9, 20 ПБУ 10/99). На основании п. 2 ПБУ 10/99 расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

В п. 16 ПБУ 10/99 указано, что расходы можно признать, если:

- они производятся в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;

- сумма расхода может быть определена;

- имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации (когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении его передачи).

На основании п. 18 ПБУ 10/99 в бухгалтерском учете расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).

Пример 1. Аптека "Будем здоровы" заключила договор с типографией на изготовление рекламных брошюр в количестве 1000 шт. на сумму 59 000 руб., в том числе НДС - 9000 руб. Полученные брошюры передаются лицу, ответственному за проведение рекламной акции.

На основании отчета ответственного лица общество отразит в учете выбытие брошюр, то есть осуществленные рекламные расходы. Рекламные затраты, произведенные при приобретении услуг, для целей бухгалтерского учета будут признаны расходами в момент их осуществления путем раздачи брошюр населению.

Бухгалтер аптеки сделает следующие проводки:

     
   —————————————————————————————————————————T——————T——————T—————————¬
   |           Содержание операции          | Дебет|Кредит|  Сумма, |
   |                                        |      |      |   руб.  |
   +————————————————————————————————————————+——————+——————+—————————+
   |Оплачены типографии работы по           |  60  |  51  |  59 000 |
   |изготовлению брошюр                     |      |      |         |
   +————————————————————————————————————————+——————+——————+—————————+
   |Отражено получение брошюр из типографии |  10  |  60  |  50 000 |
   +————————————————————————————————————————+——————+——————+—————————+
   |Отражен НДС, поступивший от поставщика  |  19  |  60  |   9 000 |
   +————————————————————————————————————————+——————+——————+—————————+
   |НДС принят к вычету                     |  68  |  19  |   9 000 |
   +————————————————————————————————————————+——————+——————+—————————+
   |Списаны затраты по приобретению брошюр  |  44  |  10  |  50 000 |
   |на расходы                              |      |      |         |
   L————————————————————————————————————————+——————+——————+——————————
   

В случае если на проведение рекламной акции аптечная организация заключила договор со сторонней организацией, в бухгалтерском учете расходы будут отражаться следующим образом:

Дебет 44, субсчет "Расходы на рекламу", Кредит 60 - на основании акта выполненных работ отражена задолженность за выполненные работы (оказанные услуги);

Дебет 60 Кредит 51 - оплачены услуги по проведению рекламных мероприятий сторонней организацией.

В зависимости от формы рекламы и от того, кем она изготовлена (сторонней компанией или силами самой организации), к документам, подтверждающим произведенные расходы, могут быть отнесены:

- договор на оказание рекламных услуг;

- Акт об оказании услуг;

- Акт приемки-передачи выполненных работ;

- Требование-накладная по форме N М-11, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а;

- Накладная на передачу товаров (или других материальных ценностей) для использования в рекламных целях.

Для обоснования и документального подтверждения нелишне утвердить маркетинговую политику организации и оформить организационно-распорядительные документы (приказы директора) на рекламные мероприятия. Подтвердить расходы помогут служебные записки, отчеты, в которых указано на необходимость заключения соответствующего договора.

Статьей 12 Закона о рекламе установлено, что рекламные материалы или их копии, в том числе все вносимые в них изменения, а также договоры на производство, размещение и распространение рекламы должны храниться в течение года со дня последнего распространения рекламы или со дня окончания сроков действия таких договоров, кроме документов, в отношении которых законодательством РФ установлено иное. Согласно ст. 17 Закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" организация должна хранить документы не менее пяти лет, а в соответствии с нормами налогового законодательства (пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ) - в течение четырех лет.

Налогообложение

Налог на прибыль

В соответствии с пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 указанной статьи. В настоящее время с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", к затратам организации на рекламу в целях налогообложения прибыли относятся:

- расходы на рекламные мероприятия через СМИ (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;

- расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

- расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах и оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, разыгрываемых во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные, неуказанные, виды рекламы, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.

Пример 2. В рамках рекламной акции (январь - март) аптека "Будем здоровы" осуществила следующие расходы:

- 59 000 руб. - бесплатная раздача рекламных брошюр;

- 20 000 руб. - размещение статей рекламного характера в СМИ;

- 150 000 руб. - расходы на участие в выставке;

- 5000 руб. - расходы на сувенирную продукцию, розданную посетителям выставки.

При этом выручка аптеки за отчетный период (I квартал) составила 6 250 000 руб.

Всего расходы на рекламу за отчетный период составили 234 000 руб. (59 000 + 20 000 + 150 000 + 5000). Из них расходы на сувенирную продукцию и брошюры принимаются в целях налогообложения в пределах нормы.

Сумма таких расходов - 64 000 руб. (59 000 + 5000). Норматив - 62 500 руб. (6 250 000 руб. x 1%). Это значит, что в отличие от бухгалтерского учета, в котором затраты на рекламу будут приняты в полном объеме (234 000 руб.), в целях налогообложения прибыли можно принять 232 500 руб. (62 500 + 20 000 + 150 000).

Полученная разница составит 1500 руб. (234 000 - 232 500). В соответствии с п. п. 8 - 10, 11 ПБУ 18/02 <2> расходы, превышающие норматив (1500 руб.), признаются вычитаемой временной разницей, приводящей к возникновению отложенного налогового актива.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> Положение по бухгалтерскому учету "Расчеты по налогу на прибыль" ПБУ 18/02, утв. Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н. Размер отложенных налоговых активов (ОНА) за I квартал составляет 360 руб. (1500 руб. x 24%). Они отражаются следующей проводкой: Дебет 09 "Отложенные налоговые активы" Кредит 68 "Расчеты по налогам и сборам" - 360 руб. - начислен ОНА. При налогообложении прибыли за год, то есть по окончании налогового периода, возможны две ситуации. Во-первых, с учетом выручки за год фактический размер расходов на рекламу не превысил норматив. В этом случае при признании расходов на рекламу в целях налогообложения прибыли согласно абз. 2 п. 17 ПБУ 18/02 по окончании налогового периода в бухгалтерском учете погашаются вычитаемые временные разницы и отложенные налоговые активы, что оформляется проводкой: Дебет 68 "Расчеты по налогам и сборам" Кредит 09 "Отложенные налоговые активы" - отражено погашение ОНА. Во-вторых, по результатам работы за год сохранилось превышение фактических расходов на рекламу над нормативными. В данной ситуации сверхнормативная сумма расходов на рекламу является постоянной разницей и приводит к образованию постоянного налогового обязательства (п. п. 4, 7 ПБУ 18/02). Постоянные налоговые обязательства (ПНО) отражаются в бухгалтерском учете следующим образом: Дебет 99 "Прибыли и убытки", субсчет "Постоянные налоговые обязательства (активы)" Кредит 68 "Расчеты по налогам и сборам" - признано ПНО. В Письмах от 18.01.2006 N 03-03-02/13, от 24.04.2006 N 03-03-04/1/390, от 12.01.2007 N 03-03-04/1/1 к нормируемым расходам Минфин относит и затраты организации на отправку каталогов с информацией о номенклатуре и цене предлагаемых к продаже товаров, условиях поставок путем безадресной почтовой доставки (раскладки сотрудниками почты по почтовым ящикам физических лиц - потенциальных клиентов, а также в почтовом отделении) на основании договоров возмездного оказания услуг с управлениями федеральной почтовой связи, филиалами ФГУП "Почта России" и курьерскими агентствами. Разъяснения финансового ведомства о том, какие расходы и на какие виды рекламы будут признаваться нормируемыми либо ненормируемыми в целях налогообложения прибыли, также содержатся в Письме Минфина России от 03.02.2006 N 03-03-04/1/83. Обратите внимание: позиция контролирующих органов относительно того, являются ли статьи в печатных изданиях рекламой, претерпевала изменения. В Письме Минфина России от 11.01.2006 N 03-03-04/2/2 организациям было разрешено учесть расходы на оплату размещения в СМИ информации (в том числе в виде интервью и отзывов клиентов). Позднее в Письме Минфина России от 31.01.2006 N 03-03-04/1/66 было высказано противоположное мнение. Финансисты сослались на п. 1 ст. 5 Закона N 108-ФЗ, согласно которому использование в печатной продукции нерекламного характера целенаправленного обращения внимания потребителей рекламы на изготовителя, исполнителя, продавца для формирования и поддержания интереса к ним без надлежащего предварительного сообщения об этом (в частности, путем пометки "на правах рекламы") не допускается. Организациям средств массовой информации запрещается взимать плату за размещение рекламы под видом информационного, редакционного или авторского материала. Ранее аналогичные разъяснения - не включать в состав рекламных расходов оплату сообщения в СМИ без пометки "на правах рекламы" - были изложены в Письме Минфина России от 05.09.2006 N 03-03-04/2/201. Данную позицию поддерживает и арбитражный суд (Постановление ФАС МО от 28.04.2005 N КА-А40/3274-05). Решение суда, принятое не в пользу организации, было мотивировано тем, что в случае непризнания расходов рекламными в соответствии с Законом N 108-ФЗ их нельзя принять в целях уменьшения налогооблагаемой базы. С 1 июля Закон N 108-ФЗ не действует, однако новый Закон о рекламе в ст. 16 содержит аналогичную норму. В любом случае для признания расходов рекламными в целях налогообложения обязательным условием является направленность информации на неопределенный круг лиц. Если на материальных носителях поименованы получатели рекламной информации, то отсутствует элемент неопределенности, характерный для ее распространения. Порой для решения этого вопроса - адресная информация или нет - организациям приходится обращаться в суд. В Постановлении ФАС СЗО от 29.03.2006 N А56-11128/2005 была рассмотрена ситуация: подарки распространялись в ходе рекламной кампании, организованной в целях продвижения на рынке новой услуги, предоставляемой обществом. Информация о проведении кампании размещалась на информационных стендах общества и в сети Интернет, а призы вручались первым клиентам, воспользовавшимся услугой, в связи с этим доступ к сведениям о проведении кампании был открыт неопределенному кругу лиц и получатели подарков не были заранее известны. Налоговая инспекция посчитала, что представленная на подарках символика не содержит информацию, призванную формировать и поддерживать интерес к обществу, способствовать привлечению новых клиентов и продвижению оказываемых им услуг на финансовом рынке, поэтому передача таких подарков не отвечает признакам рекламы, закрепленным в Законе о рекламе. Между тем обозначения, используемые субъектами предпринимательской деятельности, призваны индивидуализировать их товары и услуги. Поэтому распространение материальных носителей с подобными обозначениями должно рассматриваться как направленное на формирование и поддержание интереса к указанным лицам и способствующее реализации их товаров и услуг, на что указали суды первой и апелляционной инстанций. Дополнительно налоговая инспекция ссылалась на то, что подарки распространялись обществом среди определенного круга лиц. Однако из изложенного видно, что доступ к сведениям о кампании был открыт неопределенному кругу лиц и получатели подарков не были заранее известны. Следовательно, довод налоговой инспекции также подлежит отклонению. Что касается момента признания расходов на рекламу в виде услуг сторонних организаций, то в Письме Минфина России от 26.01.2006 N 03-03-04/2/15 было сообщено: согласно пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ датой признания прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, в виде расходов на оплату сторонним организациям за выполненные ими работы (предоставленные услуги) является дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последний день отчетного (налогового) периода. Таким образом, расходы на рекламу, связанные с оплатой сторонним организациям выполненных ими работ (предоставленных услуг), признаются на дату расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дату предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для расчетов, либо в последний день отчетного (налогового) периода. Аналогичное мнение Минфина изложено и в Письме от 08.06.2007 N 03-03-06/1/373. В Письме Минфина России от 29.01.2007 N 03-03-06/1/41 был рассмотрен вопрос о возможности учета в составе расходов на рекламу для целей исчисления налога на прибыль расходов организации по размещению в сети Интернет рекламной информации об организации или об отдельных услугах, оказываемых ею. В ответе финансисты подтвердили, что такие расходы относятся к рекламным и учитываемым при налогообложении прибыли в полном объеме. Вывеска - реклама или нет? Для того чтобы отнести расходы на изготовление и установку вывески к рекламным и признать в целях обложения налогом на прибыль, нужно определить, имеют ли размещенные на ней сведения рекламный характер. В п. 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37 признано, что организация, указавшая свое наименование на вывеске по своему местонахождению, не преследует рекламных целей. Вывеска обозначает место входа в занимаемое помещение, поэтому не может рассматриваться как реклама. Так, согласно п. 1 ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) товаров (работ, услуг) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование своей организации, ее местонахождение (адрес) и режим работы, поместив эту информацию на вывеске. Однако в более поздней арбитражной практике вывески зачастую относят к рекламе: - в Постановлении ФАС ЦО от 08.12.2003 N А54-2293/03-С11, признавая фасадную вывеску рекламой, судьи указали на следующее: доводы о том, что вывеска, расположенная над входом в ресторан, является обязательной информацией, предусмотренной ст. ст. 8, 9, 10 Закона "О защите прав потребителей", не могут быть признаны обоснованными, поскольку вывески, размещенные рядом с центральным входом и на двери другого входа в ресторан, содержат сведения о названии предприятия, режиме его работы; - Постановление ФАС ВВО от 27.06.2002 N А82-343/01-А/1: установленные над проходными завода щиты с его наименованием крупными буквами призваны формировать интерес к предприятию и его продукции, привлечь потребителей, то есть преследуются рекламные цели; - ФАС ЦО в Постановлении от 02.06.2006 N А54-5156/2005-С5 признал рекламой вывеску "Аптека"; - в Постановлении ФАС МО от 08.12.2005 N КА-А41/12102-05 признана рекламой вывеска "Сбербанк России": вывеска... фасадная световая "Сбербанк России" расположена над входом в отделение, информации о юридическом адресе заявителя и режиме его работы не содержит и, по своей сути, предназначена привлечь внимание неопределенного круга лиц к Банку. На основании вышеизложенного вывески или объемные символы с наименованием организации, магазина либо офиса, устанавливаемые на фасаде или крыше здания, относятся к рекламным конструкциям и расходы на их установку учитываются при уплате налога на прибыль. Единый налог при применении УСНО В п. 1 ст. 346.16 НК РФ установлен закрытый перечень расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Согласно пп. 20 к таким расходам, в частности, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания. По поводу определения расходов "упрощенцами" в п. 2 ст. 346.16 НК РФ есть ссылки на ст. ст. 252 и 264 НК РФ. В соответствии с п. 2 ст. 346.16 НК РФ рекламные расходы при применении УСНО принимаются в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций ст. 264 НК РФ. На практике у аптечных организаций, применяющих "упрощенку", возникают различные вопросы, связанные с признанием рекламных расходов. Рассмотрим некоторые из них. Рекламные щиты. При размещении рекламы на рекламных щитах возникает сразу несколько вопросов: расходы по изготовлению рекламного щита для "упрощенца" - это расходы на рекламу или нет? Можно ли "упрощенцам" включать в расходы платежи за право размещения рекламы на щитах? Вопрос о включении в расходы затрат на изготовление рекламного щита, а также расходов по согласованию проекта и оформлению документации на рекламное место был рассмотрен в Письме УФНС по г. Москве от 03.07.2006 N 18-11/3/57652@. В ответе чиновники напомнили, что в п. 1 ст. 346.16 НК РФ установлен закрытый перечень расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО. Расходы в виде затрат налогоплательщика на оплату услуг сторонних организаций по оформлению разрешительной документации на средство наружной рекламы (оплата регистрации средства наружной рекламы, оформления паспорта средства наружной рекламы, согласования в Москомархитектуры, права размещения средства наружной рекламы и согласования на размещение рекламы) не предусмотрены этим перечнем. Следовательно, указанные расходы не уменьшают полученные налогоплательщиком доходы при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО. Что касается рекламного щита, то в соответствии с пп. 1 и 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, организации-"упрощенцы" вправе уменьшить полученные доходы на расходы по приобретению, сооружению и изготовлению основных средств (с учетом п. п. 3, 4 этой статьи) или на расходы по рекламе производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания. В случае отнесения рекламного щита к основным средствам следует иметь в виду, что в состав основных средств включаются объекты, отвечающие условиям п. 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н: а) используются в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование; б) используются в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; в) не предназначены для последующей перепродажи; г) способны приносить организации экономические выгоды (доход). При этом согласно п. 3 ст. 346.16 НК РФ в отношении основных средств, приобретенных (сооруженных, изготовленных) в период применения УСНО, расходы принимаются с момента их ввода в эксплуатацию. В случае, когда рекламный щит не удовлетворяет указанным выше критериям, на основании пп. 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ затраты на его изготовление налогоплательщик вправе отнести на расходы по рекламе производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания. Разрешение на размещение наружной рекламы. При размещении наружной рекламы на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий владелец рекламной конструкции, являющийся рекламораспространителем, должен соблюдать требования п. 1 ст. 19 Закона о рекламе. Они заключаются в том, что установка рекламной конструкции допускается при наличии соответствующего разрешения, выдаваемого на основании заявления собственника или иного законного владельца недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых предполагается установить рекламную конструкцию. При этом в соответствии с п. п. 9, 10 ст. 19 Закона о рекламе установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. За подготовку, оформление, выдачу разрешения и совершение иных действий, связанных с его выдачей, согласно п. 12 ст. 19 Закона о рекламе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа взимает государственную пошлину. В соответствии с пп. 80 п. 1 ст. 333.33 НК РФ государственная пошлина за выдачу разрешения на распространение наружной рекламы составляет 1500 руб. (Письмо Минфина России от 10.07.2006 N 03-06-03-03/28). Включить в состав расходов сумму уплаченной госпошлины "упрощенцы" могут на основании пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Размещение "упрощенцем" рекламы в Интернете. В Письме УФНС по г. Москве от 16.03.2006 N 18-11/3/20842 рассмотрена ситуация, в которой организация, применяющая УСНО, разместила через другую компанию рекламные объявления в Интернете. В акте о проделанной работе и счете-фактуре указано, что другая организация оказывала информационные услуги. Вопрос заключался в том, может ли организация-"упрощенец" при определении налоговой базы по единому налогу включить в расходы суммы, уплаченные другой компании? Подпунктом 28 п. 1 ст. 264 НК РФ предусмотрено, что расходы на рекламу следует принимать с учетом п. 4 ст. 264 НК РФ, которым установлено, что к расходам организаций на рекламу, в частности, относятся затраты на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети. Затраты по оплате информационных услуг в виде размещения рекламных объявлений через Интернет могут быть учтены в составе расходов, учитываемых при определении объекта обложения единым налогом, уплачиваемым в связи с применением УСНО, при условии их соответствия ст. 2 Закона о рекламе. Налог на доходы физических лиц Возникает ли у аптечной организации обязанность по удержанию НДФЛ и представлению сведений в налоговые органы при безвозмездной передаче подарков? Согласно п. 1 ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов. Пунктом 1 ст. 226 НК РФ определено, что российские организации и индивидуальные предприниматели, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 данной статьи, обязаны исчислять, удерживать у налогоплательщика и уплачивать исчисленную сумму налога. Пунктом 2 ст. 226 НК РФ установлено, что исчисление и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, по которым исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. ст. 214.1, 227 и 228 НК РФ с зачетом ранее удержанных сумм налога. Налоговым кодексом в п. 28 ст. 217 установлено, что не подлежат обложению НДФЛ доходы, не превышающие 4000 руб., полученные налогоплательщиком за налоговый период в виде любых выигрышей и призов в конкурсах, играх и других мероприятиях, проводимых в целях рекламы. В таких случаях на организацию не возлагается обязанность по исчислению и удержанию у налогоплательщика НДФЛ. Поэтому она не признается налоговым агентом и не обязана представлять в налоговые органы сведения о таких доходах, полученных физическими лицами (Письма Минфина России от 29.08.2006 N 03-05-01-04/253, от 20.07.2007 N 03-04-06-01/254, от 26.07.2007 N 03-04-06-01/264). Обратите внимание: аптечная организация обязана вести персонифицированный учет физических лиц, получивших подарки (Письмо Минфина от 01.09.2006 N 03-05-01-04/255). Если стоимость подарка больше 4000 руб., то организация должна удержать налог с получателя дохода по ставке 35%. Вручая подарки, вряд ли можно удержать налог. В этом случае согласно п. 5 ст. 226 НК РФ в течение месяца необходимо представить в налоговый орган информацию о сумме дохода физического лица в письменном виде. Налоговые работники высказали свое мнение и по вопросу проведения стимулирующих лотерей, которые являются рекламными мероприятиями. На основании п. 2 ст. 224 НК РФ доход, полученный физическим лицом от участия в стимулирующей лотерее, в части суммы, превышающей 4000 руб., также подлежит обложению НДФЛ по ставке 35% (Письмо Минфина России от 29.08.2006 N 03-05-01-04/253). Отдельно остановимся на ограничении по НДФЛ для граждан, указанных в п. 33 ст. 217 НК РФ (ветераны и инвалиды ВОВ и т.д.), если они получили призы, участвуя в мероприятиях, проводимых в рекламных целях. У них в доход, не подлежащий налогообложению, включаются подарки стоимостью до 10 000 руб. за налоговый период. Минфин в Письме от 27.02.2006 N 03-05-01-04/37 ответил: стоимость указанных призов подлежит обложению НДФЛ в части превышения ограничения, установленного п. 28 ст. 217 НК РФ, - 4000 руб. Налог на добавленную стоимость Когда в ходе рекламной кампании может возникнуть необходимость исчисления и уплаты НДС? Например, по мнению фискальных органов, раздавая рекламные сувениры или каталоги, организация безвозмездно передает товары, а такая операция согласно ст. 146 НК РФ облагается НДС (Письма МНС России от 26.02.2004 N 03-1-08/528/18, Минфина России от 16.08.2005 N 03-04-11/205). Такая позиция небесспорна, и арбитражные судьи неоднократно принимали сторону налогоплательщиков (Постановления ФАС СЗО от 29.05.2006 N А21-2456/2005-С1, ФАС МО от 28.08.2006 N КА-А40/7856-06). Однако решения в пользу организаций были вынесены судом в отношении рекламных акций, проведенных до 2006 г. С 1 января 2006 г. в ст. 149 НК РФ появилась норма, которая хотя и косвенно, но доказывает, что раздача рекламных подарков действительно облагается НДС. Подпункт 25 п. 3 ст. 149 НК РФ содержит положение, на основании которого не начисляется данный налог на рекламные сувениры, расходы на приобретение или создание единицы которых не превышают 100 руб. Получается, что если недорогие сувениры и подарки не включаются в налоговую базу, то подарки стоимостью более 100 руб. надо облагать НДС. В Письме УФНС по г. Москве от 10.01.2007 N 19-11/741 чиновники разъяснили, что суммы НДС, уплаченные при приобретении (создании) рекламной продукции стоимостью до 100 руб. за единицу, используемой при передаче неопределенному кругу лиц в рекламных целях, организация может учесть при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль в стоимости этой рекламной продукции. Порядку принятия предъявленных сумм НДС к вычету при распространении рекламных материалов стоимостью дороже и дешевле 100 руб. посвящено также Письмо УФНС по г. Москве от 19.04.2007 N 19-11/36204. Ответственность за нарушение Закона о рекламе Статьей 34 Закона о рекламе на компании и индивидуальных предпринимателей возложена обязанность по представлению информации в Федеральную антимонопольную службу (ФАС), которая должна следить за тем, как они соблюдают требования рекламного законодательства, предупреждать и пресекать ненадлежащую рекламу (ст. 33 Закона о рекламе). Для выполнения требований ст. 34 Закона о рекламе организации обязаны представлять информацию по запросу ФАС, в котором перечисляются все необходимые вопросы и устанавливается срок представления документов, их можно сдать лично или направить по почте заказным письмом. За нарушение Закона о рекламе предусмотрены штрафные санкции. Размер штрафных санкций за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама или отказ от контррекламы) установлен в ст. 14.3 КоАП РФ: - для юридических лиц - 40 000 - 500 000 руб.; - для физических лиц - 2000 - 2500 руб.; - для должностных лиц - 4000 - 20 000 руб. В случае невыполнения в установленный срок законного предписания, решения федерального антимонопольного органа или его территориального органа согласно п. 2 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрены следующие санкции: - для юридических лиц - штраф в размере 200 000 - 500 000 руб.; - для должностных лиц - штраф от 5000 до 10 000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет. Е.Л.Джабазян Редактор журнала "Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение" Подписано в печать 05.09.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: ...ОАО 16.08.2005 заключило договор аренды помещений. Арендодатель возмещает затраты на отделочные работы. Акт приема-передачи помещения под отделку подписан 02.10.2005. 06.04.2006 - завершение работ. 06.04.2006 подписан Акт приема-передачи помещения в аренду. 31.05.2006 подписаны Акты выполненных работ по ремонту. Прав ли Арендодатель, требуя предоставления счета-фактуры на затраты от имени Арендатора. Как это отразить в учете? ("Налоги" (газета), 2007, N 36) Источник публикации "Налоги" (газета), 2007, N 36
Статья: Предоставление займа аптечному учреждению физическим лицом ("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 9) Источник публикации "Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 9



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.