Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: А есть ли у вас лицензия на хранение муки и сахара? ("Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 9) Источник публикации "Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 9



"Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 9

А ЕСТЬ ЛИ У ВАС ЛИЦЕНЗИЯ НА ХРАНЕНИЕ МУКИ И САХАРА?

В последнее время суды с завидной регулярностью штрафуют предприятия хлебопекарной промышленности за отсутствие лицензии на деятельность по эксплуатации взрыво-, пожароопасных производственных объектов. В данной статье мы рассмотрим, за что наказывают предприятия, каков размер штрафных санкций, чем руководствуются судьи при принятии решений о наказании, а также какая арбитражная практика сложилась по этому вопросу.

Предприятия хлебопекарной промышленности привлекаются к административной ответственности по п. 2 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), что влечет наложение штрафа на юридических лиц в размере от 40 000 до 50 000 руб., на должностных лиц - от 4000 до 5000 руб., конфискацию изготовленной продукции, орудий производства и сырья (или без таковой) (Постановления ФАС ВВО от 13.06.2007 N А29-8478/2006а, ФАС ВВО от 26.02.2007 N А38-2031-3/107-2003, ФАС ЦО от 07.07.2006 N А09-1846/06-30).

Лицензия необходима в связи с тем, что предприятия используют в своей деятельности пожароопасные объекты: муку, сахар, масло, дрожжи. В этой ситуации вызывает интерес Постановление ФАС ЦО от 30.08.2006 N А09-2093/06-20. Суть этого дела в том, что предприятие было также оштрафовано за отсутствие лицензии, при этом не было принято во внимание то, что хлебокомбинат работает с 1972 г., функции его не изменились за это время, но ни одна предыдущая проверка замечаний или предупреждений по этому поводу не выносила. Почему требования органов пожарного надзора к предприятиям, ужесточились, неизвестно, так как существенных изменений в законодательстве не было. Рассмотрим все по порядку.

Обратимся к Федеральному закону N 128-ФЗ <1>, на который ссылаются судьи при принятии решений. Согласно пп. 28, 29 п. 1 ст. 17 названного Закона лицензированию подлежит деятельность по эксплуатации, взрыво- и пожароопасных производственных объектов. При этом их лицензирование прекращается после разработки и со дня вступления в силу технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к этому виду деятельности (п. 7 ст. 18 Федерального закона N 128-ФЗ). В настоящее время информации о том, в какой стадии разработки находятся технические регламенты, нет. Разберемся с основными понятиями.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Под взрывоопасными понимаются опасные производственные объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются вещества, способные образовывать взрывоопасные смеси с кислородом воздуха или друг с другом (горючие газы, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, пылеобразующие вещества), вещества, способные к самопроизвольному разложению со взрывом (п. 3 Постановления Правительства РФ N 18 <2>).

     
   ————————————————————————————————
   
<2> Постановление Правительства РФ от 17.01.2007 N 18 "О лицензировании эксплуатации взрывоопасных производственных объектов".

Под пожароопасными понимаются объекты, на которых используются (производятся, хранятся, перерабатываются) легковоспламеняющиеся, горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы (в том числе пыль и волокна), вещества и материалы, способные гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха и друг с другом (п. 1 Постановления Правительства РФ N 595 <3>).

     
   ————————————————————————————————
   
<3> Постановление Правительства РФ от 14.08.2002 N 595 "Об утверждении положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов".

Эти определения не вносят ясности в отношении используемых в производстве видов сырья. Однако в данном случае суды ссылаются на п. 3 Норм пожарной безопасности (НПБ 105-03) <4>, согласно которому для определения пожароопасных свойств веществ и материалов допускается использование справочной информации, опубликованной головными научно-исследовательскими организациями в области пожарной безопасности или выданных Государственной службой стандартных справочных данных. В качестве Справочника предлагается применять "Пожаро-взрывоопасность веществ и материалов и средства их тушения" <5> (далее - Справочник), в соответствии с которым мука ржаная и пшеничная, сахар, дрожжи отнесены к горючим порошкам, склонным к самовозгоранию, а растительное масло - к горючему веществу. Соответственно, помещения, в которых это сырье хранится, являются пожароопасными (имеют категории "Б", "В") согласно характеристике веществ и материалов, находящихся (обращающихся) в помещении.

     
   ————————————————————————————————
   
<4> "Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности", утв. Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 314. <5> Справочник "Пожаро-взрывоопасность веществ и материалов и средств их тушения" под редакцией А.Н. Баратова, А.Л. Корольченко (М., Химия, 1990, согласовано с Государственной службой стандартных справочных данных). По мнению некоторых пожарных органов и судов, если на предприятии используются вещества, одновременно являющиеся пожаро- и взрывоопасными, предприятие должно получить две лицензии. И если организация имеет только одну лицензию, то за отсутствие второй ее привлекут к ответственности по п. 2 ст. 14.1 КоАП РФ. Сырье, которое мы перечислили выше, согласно Справочнику, является и взрыво-, и пожароопасным. Есть и арбитражная практика по этому вопросу. Так, комбинат хлебопродуктов оштрафовали за отсутствие лицензии на пожароопасный объект, тогда как на взрывоопасный объект лицензия имелась (Постановление ФАС ЗСО от 05.10.2006 N Ф04-6788/2006(27367-А70-43)). Аналогичная ситуация - и то же решение (Постановления ФАС ЗСО от 05.10.2006 N Ф04-6539/2006(26944-А70-43), ФАС ПО от 01.02.2007 N А12-14377/2006-С6, ФАС ЦО от 15.11.2006 N А09-1837/06-30, ФАС ЦО от 02.10.2006 N А09-1945/06-31, ФАС ЦО от 16.01.2006 N А35-5115/05). Принять такую позицию очень трудно, так как налицо двойное лицензирование одного вида деятельности, что противоречит Федеральному закону N 128-ФЗ, согласно п. 1 ст. 7 которого на каждый вид деятельности предоставляется лицензия (в единственном, а не во множественном числе). По нашему мнению, если сырье, используемое при производстве продукции, относится к двум видам "опасностей", целесообразно требовать от предприятий оформление одной лицензии - на взрывоопасный производственный объект. Что касается практики, то, к сожалению, ни в одном из приведенных судебных Постановлений предприятиям не удалось отстоять свое право на одну лицензию. Штраф, как видим, немалый, а для небольших предприятий весьма ощутимый. Надо полагать, органы пожарного надзора, воодушевленные "победами", будут продолжать свою политику. Сравнивая сумму платежей по оформлению лицензий и суммы штрафов, лучше сделать выбор в пользу лицензии. Согласно пп. 71 п. 1 ст. 333.33 НК РФ предприятия заплатят: - за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии - 300 руб.; - за предоставление лицензии - 1000 руб.; - за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, - 100 руб. При этом лицензии выдаются на 5 лет. Н.В.Лебедева Эксперт журнала "Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение" Подписано в печать 03.09.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Земельный налог ("Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 9) Источник публикации "Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 9
Статья: Строим для себя ("Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 9) Источник публикации "Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 9



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.