Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Материальная ответственность государственных служащих ("Налоги" (газета), 2007, N 34) Источник публикации "Налоги" (газета), 2007, N 34



"Налоги" (газета), 2007, N 34

МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

Согласно ч. 7 ст. 11 ТК РФ на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и других актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.

Возмещение убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу действиями, бездействием государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, согласно ст. 16 ГК РФ осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Как следует из содержания ст. 1069 ГК РФ, вред, который причинен гражданину либо юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания несоответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа либо органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации либо казны муниципального образования.

За действия своих должностных лиц несет ответственность перед гражданином или юридическим лицом непосредственно государственный орган или орган местного самоуправления. А сами должностные лица будут нести дисциплинарную, материальную, административную, уголовную ответственность.

Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрена только дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих (далее по тексту - Закон N 79-ФЗ). Но так как служебный контракт, заключаемый с гражданским служащим, является специфической разновидностью трудового договора, то на гражданского служащего распространяются также нормы трудового законодательства, регулирующие материальную ответственность. Государственный орган, возместив ущерб физическому либо юридическому лицу, причиненный его работником при исполнении им трудовых обязанностей, имеет право взыскать в порядке регресса сумму причиненного ущерба со своего работника.

Увольнение государственного гражданского служащего со службы не является основанием для освобождения его от материальной ответственности.

Материальная ответственность государственного гражданского служащего наступает за вред, который он причинил своими действиями при исполнении трудовых обязанностей организации. Возмещение ущерба производиться либо по требованию администрации этого органа, либо в судебном порядке. Государственные гражданские служащие несут, как правило, ограниченную материальную ответственность, предусмотренную нормами ст. 238 ТК РФ. К полной материальной ответственности их можно привлечь только по решению суда.

Ответственность за вред, причиненный государственным гражданским служащим не при исполнении трудовых обязанностей, он будет нести в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Право на обжалование решения представителя нанимателя (работодателя) о привлечении государственного гражданского служащего к материальной ответственности и сроки обжалования предусмотрены ТК РФ.

В ст. 37 Закона N 79-ФЗ рассмотрены основания расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя в случаях:

пп. "г" п. 3 ч. 1 ст. 37 - "совершения по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях";

п. 4 ч. 1 ст. 37 - "совершения виновных действий гражданским служащим, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему представителя нанимателя";

п. 5 ч. 1 ст. 37 - "принятия гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории "руководители", необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа".

Увольнение по основаниям, предусмотренным пп. "г" п. 3 ч. 1 ст. 37, п. 5 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ, являются согласно ч. 1 ст. 57 этого Закона мерами дисциплинарного взыскания. Однако привлечение работника к дисциплинарной ответственности не мешает привлечь того же работника к ответственности материальной в порядке, предусмотренном ТК РФ. Как уже было сказано раньше в ч. 6 ст. 248 ТК РФ: возмещение ущерба производится вне зависимости от привлечения работника к дисциплинарной, административной либо уголовной ответственности за действия или бездействие, которыми причинен ущерб работодателю.

Некоторые категории государственных служащих несут ответственность на основании других нормативных актов. Так, например, вопрос о материальной ответственности военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, за ущерб, причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, а также порядок возмещения причиненного ими ущерба регламентируются Федеральным законом от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих" (далее по тексту - Закон N 161-ФЗ).

Необходимо отметить, что согласно ч. 8 ст. 11 ТК РФ трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):

военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы;

членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор).

Следовательно, положения ТК РФ о материальной ответственности не распространяются на военнослужащих, если только они не относятся к вышеуказанным категориям.

Действие Закона N 161-ФЗ распространяется на военнослужащих, которые проходят военную службу по призыву и по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в других войсках, воинских формированиях и органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба.

Согласно ст. 3 этого Закона военнослужащие могут нести материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб. Военнослужащие, причинившие ущерб не во время несения службы, будут нести материальную ответственность в рамках гражданского законодательства. При этом согласно п. 4 ст. 3 Закона N 161-ФЗ военнослужащие, причинившие ущерб, могут быть привлечены к материальной ответственности в течение 3 лет со дня обнаружения ущерба.

Не могут быть привлечены к этому виду ответственности военнослужащие, причинившие ущерб в результате выполнения приказа командира (начальника) и в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы.

Законом N 161-ФЗ установлены 2 вида материальной ответственности военнослужащих - полная и ограниченная.

Определение размера причиненного ущерба, а также порядок его возмещения предусмотрены нормами указанного Закона.

В.В.Кискин

Юрист

ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

Подписано в печать

22.08.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Пришел, увидел, взыскал (Окончание) ("Налоги" (газета), 2007, N 34) Источник публикации "Налоги" (газета), 2007, N 34
Вопрос: Согласно акту проверки бюджетного учреждения, проведенной Росфиннадзором, было установлено нарушение Норм расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте N Р3112194-0366-03, утвержденных Минтрансом России 29.04.2003, в связи с чем излишне списаны ГСМ в объеме 100 л. Какие меры должно принять руководство по устранению данного нарушения? ("Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 9) Источник публикации "Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 9



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.