Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Пришел, увидел, взыскал (Окончание) ("Налоги" (газета), 2007, N 34) Источник публикации "Налоги" (газета), 2007, N 34



"Налоги" (газета), 2007, N 34

ПРИШЕЛ, УВИДЕЛ, ВЗЫСКАЛ

(Окончание. Начало см. "Налоги" (газета), 2007, N 33)

В соответствии с п. 6 ст. 46 НК РФ:

"При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в день получения банком поручения налогового органа на перечисление налога такое поручение исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета не позднее одного операционного дня, следующего за днем каждого такого поступления на рублевые счета, и не позднее двух операционных дней, следующих за днем каждого такого поступления на валютные счета, если это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством Российской Федерации".

В то же время при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя или отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации либо индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со ст. 47 НК РФ.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных ст. 47 НК РФ.

Порядок взаимодействия налоговых органов и приставов урегулирован Приказом МНС России N ВГ-3-10/265, Минюста России N 215 от 25 июля 2000 г. "Об утверждении Порядка взаимодействия налоговых органов Российской Федерации и служб судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации по принудительному исполнению постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов" (далее - Приказ N ВГ-3-10/265/215), а также Приказами Минюста России N 289, МНС России N БГ-3-29/619 от 13 ноября 2003 г. Последним Приказом утверждена форма решения о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика-организации, а также постановления о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика-организации.

Согласно требованиям ст. 47 НК РФ постановление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента - организации должно содержать:

фамилию, имя, отчество должностного лица и наименование налогового органа, выдавшего указанное постановление;

дату принятия и номер решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации (налогового агента - организации);

наименование и адрес налогоплательщика-организации или налогового агента - организации, на чье имущество обращается взыскание;

резолютивную часть решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента - организации;

дату вступления в силу решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента - организации;

дату выдачи указанного постановления.

Постановление налогового органа подписывается руководителем налогового органа (его заместителем) и заверяется гербовой печатью налогового органа.

В соответствии с п. 2.2 Приказа N ВГ-3-10/265/215 постановление налогового органа направляется в службу судебных приставов сопроводительным письмом.

Вместе с постановлением налоговый орган в обязательном порядке направляет:

- расшифровку задолженности налогоплательщика с указанием реквизитов счетов по учету доходов соответствующих бюджетов и кодов бюджетной классификации. В случае последующего изменения реквизитов счетов либо кодов бюджетной классификации налоговый орган обязан в течение 3 дней со дня изменений направить в службу судебных приставов уточненную расшифровку;

- перечень расчетных, текущих и иных счетов налогоплательщика в банках и других кредитных организациях, а также информацию о мерах, предпринятых налоговыми органами для обеспечения решения о взыскании налога или сбора в соответствии со ст. 76 НК РФ. В случае открытия налогоплательщиком счетов в банках и иных кредитных организациях после вынесения решения о взыскании налога за счет имущества налоговый орган обязан в течение трех дней со дня получения таких сведений направить в службу судебных приставов соответствующую информацию;

- извещение банка о помещении расчетных документов в картотеку (по форме 0401075 - Приложение 23 к Положению "О безналичных расчетах в Российской Федерации", утвержденному Центральным банком Российской Федерации 3 октября 2002 г. N 2-П с отметкой банка "не оплачено из-за отсутствия средств на счете N");

- имеющиеся у налогового органа сведения:

об имуществе налогоплательщика (в том числе дебиторской задолженности) и (или) об имущественных комплексах, реализация которых, по мнению налогового органа, даст наибольший эффект, с приложением выписки из баланса должника по статьям актива, а также форм, отражающих расшифровку дебиторской задолженности и основных средств;

о лицах, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика;

фактические адреса, телефоны головной организации и структурных подразделений;

сведения о результатах мер по розыску налогоплательщика и его имущества, осуществленных правоохранительными органами по запросу налогового органа;

сведения о наличии кассовых аппаратов и мест их установки.

В случае произведенного налоговым органом ареста имущества налогоплательщика в соответствии со ст. 77 НК РФ налоговый орган направляет в службу судебных приставов копию протокола ареста имущества должника с приложением (при наличии) копий актов описи.

Исполнительные действия должны быть совершены и требования, содержащиеся в постановлении, исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему указанного постановления (п. 4 ст. 47 НК РФ).

В соответствии с п. 5 ст. 47 НК РФ взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится последовательно в отношении:

"1) наличных денежных средств и денежных средств в банках, на которые не было обращено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса;

2) имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности ценных бумаг, валютных ценностей, непроизводственных помещений, легкового автотранспорта, предметов дизайна служебных помещений;

3) готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, не участвующих и (или) не предназначенных для непосредственного участия в производстве;

4) сырья и материалов, предназначенных для непосредственного участия в производстве, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и других основных средств;

5) имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке.

При этом следует исходить из того, что в соответствии с положениями гл. 9 и 29 ГК РФ, регламентирующими вопросы расторжения договоров и недействительности сделок, потребность обратить взыскание налога на конкретное имущество сама по себе не может рассматриваться в качестве достаточного основания расторжения или недействительности договора, по которому данное имущество было передано третьему лицу;

6) другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования индивидуальным предпринимателем или членами его семьи, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации".

Оформленные в установленном порядке требования налоговых органов о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания могут быть предъявлены к исполнению приставами в течение шести месяцев (ст. 14 Федерального закона N 119-ФЗ).

В случае взыскания налога за счет имущества, не являющегося денежными средствами, налогоплательщика (налогового агента) обязанность по уплате налога считается исполненной с момента реализации такого имущества и погашения задолженности за счет вырученных сумм.

Следует отметить, что положения, предусмотренные ст. ст. 46, 47 НК РФ, применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога, а также штрафов в случаях, предусмотренных НК РФ. Ранее действовавшей редакцией НК РФ (п. 7 ст. 114 НК РФ) предусматривалось, что налоговая санкция взыскивается с налогоплательщика на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа, в случае если сумма штрафа, налагаемого на налогоплательщика - индивидуального предпринимателя, не превышает пять тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, на организацию - пятьдесят тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах. В случае если сумма штрафа превышала указанные размеры, то такая сумма штрафа взыскивалась в судебном порядке. Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ указанное положение признано утратившим силу с 1 января 2007 г. Кроме того, признана утратившей силу и ст. 103.1 НК РФ, которая регулировала порядок взыскания штрафа по решению налогового органа.

В связи с этим в настоящий момент пока недостаточно ясно, как будут взыскиваться штрафы после 1 января 2007 г. Часть первая НК РФ в редакции Федерального закона N 137-ФЗ не содержит четкого разграничения судебного и внесудебного порядка взыскания штрафов.

Так, п. 10 ст. 46 и п. 8 ст. 47 НК РФ распространяют действие соответственно ст. 46 (внесудебный порядок взыскания налога со счетов в банке) и ст. 47 (взыскание налога за счет иного имущества) НК РФ и на порядок взыскания штрафа, но только в случаях, предусмотренных НК РФ. Однако НК РФ не содержит требования применения внесудебного порядка взыскания штрафа.

Статьей 115 НК РФ предусмотрено, что:

"Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 48 настоящего Кодекса".

Статьей 104 НК РФ установлено, что судебный порядок взыскания штрафов применяется только когда внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается. Запрет внесудебного порядка взыскания штрафов установлен только в отношении физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Таким образом, налицо пробел законодательства. В связи с этим можно ожидать внесения новых изменений в НК РФ либо официального разъяснения положений законодательства.

Также отметим, что согласно п. 18 ст. 7 Федерального закона N 137-ФЗ:

"Налоговые санкции за нарушение законодательства о налогах и сборах, по которым решение налогового органа было вынесено до 1 января 2007 года, взимаются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона".

В завершение отметим, что согласно п. 3 ст. 114 НК РФ при наличии смягчающих обстоятельств размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза. Причем достаточно одного смягчающего обстоятельства.

Статьей 112 НК РФ установлен следующий перечень смягчающих обстоятельств:

"1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

2.1) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;

3) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность".

Как видим, исчерпывающего перечня обстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщика, НК РФ не содержит, поэтому отнесение обстоятельств к смягчающим является прерогативой суда.

К "иным обстоятельствам", которые суды воспринимали в качестве смягчающих, можно отнести следующие:

- самостоятельное выявление и исправление налогоплательщиком ошибок в налоговой декларации и подача в налоговый орган заявления о ее дополнении и изменении (Информационное письмо N 71);

- тяжелое финансовое положение организации, признание вины, принятие мер по погашению недоимки по налогу (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 6 июля 2006 г. по делу N А19-6961/06-15-Ф02-3296/06-С1, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 4 мая 2006 г. по делу N Ф03-А80/05-2/4928);

- наличие переплаты по налогу (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 5 июля 2006 г. по делу N Ф04-4061/2006(24124-А27-25));

- финансирование ответчика из бюджета (Постановление ФАС Московского округа от 15 мая 2006 г. по делу N КА-А40/3954-06);

- целью деятельности организации не является извлечение прибыли, финансирование осуществляется за счет пожертвований граждан и юридических лиц (Постановление ФАС Московского округа от 20 марта 2006 г. по делу N КА-А40/1583-06);

- отсутствие умысла, совершение правонарушения впервые (Постановление ФАС Поволжского округа от 25 апреля 2006 г. по делу N А12-27422/05-С3);

- иные обстоятельства.

Следует отметить, что каждый суд самостоятельно определяет, какое обстоятельство может быть признано смягчающим, названные выше обстоятельства обязательного значения для суда не имеют.

Положения, касающиеся взыскания налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации, индивидуального предпринимателя, применяются также при взыскании налогов таможенными органами с учетом положений, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации.

П.В.Матвеенко

Консультант

ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

Подписано в печать

22.08.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Бухгалтерский и налоговый учет у арендодателя. Передача имущества в аренду ("Налоги" (газета), 2007, N 34) Источник публикации "Налоги" (газета), 2007, N 34
Статья: Материальная ответственность государственных служащих ("Налоги" (газета), 2007, N 34) Источник публикации "Налоги" (газета), 2007, N 34



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.