Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Вопрос: ...1 июля 2005 г. ЗАО подписало контракт с компанией на выполнение работ в области экспертизы промышленной безопасности. В июне 2006 г. было подписано доп. соглашение к контракту на разработку и экспертизу технической документации и участие представителей компании в проведении контрольных испытаний. Может ли ЗАО списать затраты по данному контракту за счет налогооблагаемой прибыли? ("Налоги" (газета), 2007, N 33) Источник публикации "Налоги" (газета), 2007, N 33



"Налоги" (газета), 2007, N 33

Вопрос: 1 июля 2005 г. ЗАО подписало контракт с компанией "Промтехвзрыв". В предмете договора сказано: Исполнитель обязуется выполнить обусловленные Календарным планом работы в области экспертизы промышленной безопасности по теме: "Комплексное экспертное сопровождение строительства стационарного пункта производства компонентов эмульсионных ВВ, проведения контрольных, предварительных и приемочных испытаний эмульсионных взрывчатых веществ и смесительно-зарядных машин, предназначенных для механизированного заряжания нисходящих вертикальных скважин на открытых горных разработках и восстающих скважин в подземных рудниках горнодобывающих предприятий". Расходы по данному договору мы несем как учредители и списывать за счет НО прибыли не можем. В июне 2006 г. нами было подписано доп. соглашение к данному контракту, согласно которому в Календарный план добавлены 3 пункта, не связанные с сопровождением строительства стационарного пункта, а необходимые ЗАО в целях расширения бизнеса: 1. Разработка и экспертиза технической документации на эмульсионное ВВ и смесительно-зарядные машины в соответствии с нормами и стандартами Российской Федерации. 2. Проверка химической совместимости ЭВВ с разрабатываемыми горными породами в соответствии с Письмом Госгортехнадзора России от 26.09.2003 N 08-УГР/579. 3. Участие представителей Исполнителя в проведении контрольных испытаний ЭВВ и СМЗ. Оформление и выдача заключения экспертизы промышленной безопасности о возможности допуска ЭВВ и СЗМ к контрольным испытаниям. Можем ли мы списать данные затраты за счет налогооблагаемой прибыли?

Ответ: Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях налога на прибыль расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.

1. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности производственных объектов", Едиными правилами безопасности при взрывных работах, утвержденными Постановлением Госгортехнадзора России от 30 января 2001 г. N 3 организации, ведущие взрывные работы (работы со взрывчатыми материалами), обязаны соблюдать требования, касающиеся разработки, экспертизы технической документации на эмульсионные взрывчатые вещества, смесительно-зарядные работы, проверки химической совместимости взрывчатых веществ с разрабатываемыми горными породами, оформления и выдачи заключения экспертизы промышленной безопасности и возможности допуска эмульсионных взрывчатых веществ и смесительно-зарядных машин к контрольным испытаниям.

Единые правила безопасности при взрывных работах обязательны для выполнения организациями, осуществляющими деятельность, связанную с изготовлением, хранением, использованием и учетом взрывчатых материалов.

Указанные организации обязаны иметь их надлежащее организационное и техническое обеспечение, в том числе соответствующую документацию, склады и иные специальные места хранения взрывчатых материалов, транспорт для перевозки взрывчатых материалов и службы, включающие исполнителей и руководителей взрывных работ.

Изготовление простейших гранулированных и водосодержащих, в том числе эмульсионных, взрывчатых веществ в организациях, ведущих взрывные работы, допускается осуществлять на стационарных пунктах и в передвижных смесительно-зарядных установках на основании лицензий Госгортехнадзора России.

Подготовка взрывчатых веществ заводского производства к механизированному заряжанию, а также изготовление взрывчатых веществ должны осуществляться при соблюдении требований правил устройства и безопасной эксплуатации стационарных пунктов изготовления гранулированных и водосодержащих взрывчатых веществ и пунктов подготовки промышленных взрывчатых веществ в организациях, ведущих взрывные работы, правил устройства зарядного, доставочного и смесительного оборудования, предназначенного для механизации взрывных работ и иной проектной и эксплуатационной документации на механизмы, предназначенные для изготовления и подготовки указанных взрывчатых веществ.

Изготовители взрывчатых материалов обязаны обеспечить соответствие свойств продукции требованиям государственных стандартов (технических условий).

Взрывание зарядов взрывчатых веществ должно проводиться по оформленной в установленном порядке технической документации (проектам, паспортам и т.п.).

Согласно ст. 13 Федерального закона N 116-ФЗ экспертизу промышленной безопасности проводят организации, имеющие лицензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств организации, предполагающей эксплуатацию опасного производственного объекта или эксплуатирующей его.

Результатом осуществления экспертизы промышленной безопасности является заключение, которое представляется в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган, рассматривается и утверждается ими в установленном порядке.

Таким образом, необходимость выполнения условий, являющихся предметом дополнительного соглашения к контракту, заключенному с компанией "Промтехвзрыв", закреплена действующим законодательством РФ и обусловлена целями получения доходов от взрывных работ, без соблюдения вышеизложенных требований организации не вправе осуществлять работы, связанные со взрывными материалами.

Методическими рекомендациями по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ, утвержденными Приказом МНС России от 20 декабря 2002 г. N БГ-3-02/729 (далее Методические рекомендации), под экономически оправданными затратами понимались затраты (расходы), обусловленные целями получения доходов, удовлетворяющие принципу рациональности и обусловленные обычаями делового оборота. Приказом МНС России от 21 апреля 2005 г. N САЭ-3-02/173@ данные Рекомендации были отменены, тем не менее изложенное определение раскрывает общий подход налоговых органов к определению экономической обоснованности расходов.

В связи с тем что расходы на оплату работ по дополнительному соглашению к контракту необходимы и обусловлены целями получения дохода от выполнения организацией взрывных работ, расходы по дополнительному соглашению к контракту будут признаваться обоснованными в целях налогообложения прибыли.

При этом необходимо учитывать, что расходы по дополнительному соглашению, заключенному в целях расширения бизнеса, будут признаваться обоснованными только в том случае, если перечисленные в дополнительном соглашении работы будут в дальнейшем использованы в деятельности, в результате которой организацией был получен доход.

Следовательно, чтобы учесть такие расходы в целях налогообложения прибыли, налогоплательщик должен четко и однозначно раскрыть и доказать их обоснованность. Для этого рекомендуется закрепить обоснованность указанных расходов во внутренних распорядительных документах организации (приказах, распоряжениях и т.д.), которыми утвержден бизнес-план по расширению деятельности организации, связанной с взрывными работами.

Указанный распорядительный документ должен свидетельствовать о наличии связи произведенных расходов с производственной деятельностью и показывать, как именно полученные результаты будут использованы в деятельности, приносящей доход.

Изложенная позиция подтверждается судебной практикой (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 18.04.2007 N Ф04-1375/2007(32402-А27-26) по делу N А27-13330/2006-6, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15.03.2006 N Ф04-1847/2006(20709-А67-40) по делу N А67-14893/05).

Вместе с тем суды отмечают, что экономическая обоснованность расходов определяется не фактическим получением доходов в конкретном налоговом (отчетном) периоде, а целевой направленностью на получение дохода в результате всей хозяйственной деятельности налогоплательщика.

2. Кроме того, для признания затрат в целях налогообложения прибыли необходимо, чтобы расходы по дополнительному соглашению к контракту были документально подтверждены.

Под документально подтвержденными расходами в силу п. 1 ст. 252 НК РФ понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Документами, подтверждающими расходы, в данном случае будут являться контракт с дополнительным соглашением, акт сдачи-приемки работ, надлежащим образом заверенная копия лицензии исполнителя на выполнение работ по договору, а также комплект документов, разработанных исполнителем по результатам выполненных работ, т.е. техническая документация на эмульсионное взрывчатое вещество и смесительно-зарядные машины, заключение об экспертизе технической документации на эмульсионное взрывчатое вещество и смесительно-зарядные машины, заключение о проверке химической совместимости взрывчатого вещества с разрабатываемыми горными породами, заключение экспертизы промышленной безопасности о возможности допуска взрывчатого вещества и смесительно-зарядной машины к контрольным испытаниям.

В случае если контракт регулирует отношения сторон, связанные с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, необходимо учитывать положения ст. 262 НК РФ, регламентирующие порядок признания расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки.

Расходы налогоплательщика на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), в частности расходы на изобретательство, осуществленные им самостоятельно или совместно с другими организациями (в размере, соответствующем его доле расходов), равно как на основании договоров, по которым он выступает в качестве заказчика таких исследований или разработок, признаются для целей налогообложения после завершения этих исследований или разработок (завершения отдельных этапов работ) и подписания сторонами акта сдачи-приемки работ.

Расходы налогоплательщика на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, осуществленные в целях создания новых или совершенствования применяемых технологий, создания новых видов сырья или материалов, которые не дали положительного результата, также подлежат включению в состав прочих расходов равномерно в течение одного года в размере фактически осуществленных расходов, в порядке, предусмотренном настоящим пунктом.

Анализ представленного пакета документов на предмет определения обоснованности отнесения затрат на оплату консультационных услуг экономически обоснован.

Согласно пп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на консультационные и иные аналогичные расходы. Каких-либо дополнительных условий отнесения затрат на консультационные услуги к расходам в целях налогообложения прибыли действующее налоговое законодательство не содержит. В связи с чем при разрешении вопроса о правомерности отнесения указанных затрат к расходам в целях налогообложения прибыли необходимо руководствоваться общими требованиями к расходам, изложенными в ст. 252 НК РФ.

В соответствии со ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Для проверки экономической обоснованности затрат на оплату консультационных услуг представлены:

- договор на оказание консультационных услуг;

- акт сдачи-приемки работ к договору;

- отчет по проведенным семинарам по договору.

Как нами указано выше, расходы должны быть документально подтверждены, при этом документы должны быть оформлены в соответствии с действующим законодательством.

В отношении документальной подтвержденности...

Документами, подтверждающими расходы, в рассматриваемой ситуации будут являться договор и акт об оказании услуг. Отчет об оказанных услугах не является обязательным документом, вместе с тем, как показывает судебная практика, отчет является хорошим дополнением для подтверждения факта оказания услуг, например:

- Постановление ФАС Поволжского округа от 16 марта 2007 г. по делу N А57-10728/06-25;

- Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23 апреля 2007 г. по делу N А52-3514/2006/2.

Акт об оказанных услугах должен содержать все обязательные реквизиты, предусмотренные для первичного документа. В соответствии с п. 2 ст. 9 Закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

а) наименование документа;

б) дату составления документа;

в) наименование организации, от имени которой составлен документ;

г) содержание хозяйственной операции;

д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

ж) личные подписи указанных лиц.

В целом представленный акт содержит все обязательные реквизиты, предусмотренные для первичного документа. Обращаем Ваше внимание, что одним из обязательных реквизитов первичного документа является его наименование. Учитывая, что предметом соглашения является оказание услуг, а не выполнение работ, считаем целесообразным указать наименование этого документа как "акт об оказании услуг".

Как отдельное замечание отмечаем, что представленный акт сдачи-приемки работ составлен к соглашению, а не к представленному для анализа соглашению. Об этом свидетельствуют не только расхождения в номере соглашения, в рамках которого выполнялись работы, а также и темы консультаций. В акте приводится ссылка на номера консультаций, а в соглашении указаны номера консультаций. Отмечаем, что каждому номеру присвоена своя тема консультации, отличная от других тем.

Если Вы в таком же комплекте представите документы для проверки налоговым органам, то расходы на оплату рассматриваемых услуг могут быть признаны документально не подтвержденными, так как в отношении работ по соглашению акт об оказанных услугах не представлен.

Во избежание разногласий с налоговыми органами рекомендуем представлять полный пакет документов в отношении каждой услуги (договор, акт, отчет), при этом в документах должны совпадать реквизиты, темы консультаций, даты их проведения, стоимость услуг.

Представленный договор (соглашение) соответствует действующему законодательству, содержит все существенные условия. Напомним, что для договора возмездного оказания услуг существенными будут являться условия:

- о предмете договора, характере оказываемой услуги, что следует из ст. 779 ГК РФ;

- о сроках оказания услуг, что следует из ст. ст. 783, 708 ГК РФ.

В случае несогласования сторонами всех существенных условий договор считается незаключенным (ст. 432 ГК РФ). Учитывая, что представленное соглашение содержит все существенные условия, то риск признания договора незаключенным исключается.

В целом, если указанные выше замечания будут Вами учтены, то расходы на консультационные услуги представляется возможным считать документально подтвержденными.

В отношении экономической обоснованности сообщаем следующее.

Как прямо предусмотрено в ст. 252 НК РФ, расходы признаются экономически обоснованными, если они направлены на получение дохода. Доказать направленность на получение дохода консультационных услуг непросто. Услуги должны быть связаны с деятельностью организации или соответствовать деятельности организации. Например, если основным видом деятельности организации является сдача в аренду офисных помещений, то получение консультаций по темам, связанным с туристическим бизнесом, для такой организации будет экономически необоснованным.

Как показывает судебная практика, в случае возникновения спора с налоговыми органами для подтверждения экономической обоснованности необходимо будет доказывать факт использования результатов услуг в деятельности, направленной на получение дохода. Например:

- в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 3 июля 2006 г. по делу N А11-7379/2005-К2-25/256 Инспекция сделала вывод о неправомерном занижении налоговой базы по налогу на прибыль в связи с тем что общество не представило доказательств использования результатов выполненных работ в деятельности, направленной на получение дохода;

- в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 19 августа 2004 г. по делу N А79-517/2004-СК1-522 налоговый орган посчитал расходы на консультационные услуги экономически не обоснованными в связи с тем, что содержание услуг в акте оказанных услуг не отражало их характер и связь с управлением производством и производственной деятельностью предприятия;

- в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 22 февраля 2007 г. по делу N А19-1558/06-52-Ф02-427/07-С1 суд, исследовав представленные доказательства, установил, что оказанные консультационные услуги фактически состоят в общем описании текущего состояния рынка товаров и отдельных экономических категорий, не содержат рекомендаций, выработанных конкретно для общества. Обществом не подтвержден факт использования результатов оказанных услуг в своей предпринимательской деятельности, соответственно, расходы на оплату консультационных услуг не соответствуют критериям, закрепленным в п. 1 ст. 252 НК РФ.

Предметом консультаций в представленном соглашении являются темы:

- "Управление людскими, финансовыми и временными ресурсами в ходе выполнения проекта";

- "Концепции и принципы управления проектами".

Для определения экономической обоснованности указанных консультационных услуг необходимо понять, каким образом результаты полученных консультаций будут задействованы Вашей организацией в предпринимательской деятельности. Из указанной в соглашении тематики консультаций определить, о каких проектах идет речь и как эти проекты относятся к предпринимательской деятельности Вашей организации, не представляется возможным. Рекомендуем конкретизировать в соглашении цели представляемых консультаций для возможности их соотнесения с деятельностью Вашей организации.

Как следует из соглашения, всего будет оказано две консультации, вместе с тем стоимость консультаций представлена общая, без конкретизации стоимости каждой консультации. Кроме того, в представленном соглашении не конкретизировано количество консультируемых лиц. В соответствии с п. 1 соглашения количество консультируемых лиц не должно превышать более 21 человека. Указанный порядок определения цены экономически не обоснован. Как показывает общая практика, при указании цены услуги в виде семинара или консультации стоимость определяется отдельно по каждой теме и в отношении одного слушателя. По сути, в представленном договоре не указан порядок формирования цены. Во избежание разногласий с налоговыми органами рекомендуем указать в договоре порядок формирования цены, а именно указать, сколько стоит консультация по каждой теме на одного слушателя. Уточнить, какое именно количество слушателей будет получать консультации и, исходя из таких данных, посчитать общую стоимость услуг по договору.

Как следует из общедоступной (рекламной) информации об указанных семинарах цель семинаров - дать слушателям методические и практические знания и навыки по ведению успешного проектного бизнеса на примере реальных проектов, научить слушателей применять на практике основные принципы и методы эффективного управления проектами с использованием методологии, принятой в IBM. При этом, как в рекламе указывается, консультации предназначены как для слушателей, имеющих опыт управления проектами, так и для тех, кому это предстоит, для участников и руководителей проектов, заказчиков проектов, для всех, кому важно знать "секреты реализации успешных, эффективных, прибыльных проектов". Указанную информацию необходимо учитывать при формировании группы лиц, которые пойдут на консультации.

Если на указанные консультации пойдут сотрудники, не имеющие отношения к руководству и реализации проектов, которые не смогут применить полученные знания в работе, то расходы на консультации могут быть признаны экономически необоснованными. Для доказательства целесообразности отправления на консультации тех или иных сотрудников рекомендуем создать приказ о перечне лиц, которым целесообразно посетить соответствующие консультации. При этом в приказе рекомендуем указать на причастность указанных лиц к работе с проектами. Для этого в приказе Вы можете сделать ссылку на проект, находящийся в работе у Вашей организации, или же проект (проекты), который(ые) планируется в будущем. В качестве доказательства, что именно эти лица получали консультации, рекомендуем поименовать их перечень в отчете.

Как следует из сложившейся судебной практики, результаты консультационных услуг должны быть использованы в предпринимательской деятельности. В качестве доказательства использования результатов консультационных услуг в деятельности Вашей организации Вы можете предусмотреть сдачу сотрудниками отчетов о реализованных проектах с указанием в отчете на способы, методы или методологии, о которых было рассказано на консультациях и которые были использованы или применены в процессе реализации проектов.

Подписано в печать

23.07.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Выездные налоговые проверки (Окончание) ("Налоги" (газета), 2007, N 33) Источник публикации "Налоги" (газета), 2007, N 33
Вопрос: ...При производстве продуктов яичных: сухой меланж (яичный порошок), желток, белок ГОСТ 30363-96, жидкий меланж, желток, белок ГОСТ 30363-96 - и их реализации может ли возникать налогооблагаемая база по налогу на прибыль по ставке 24% в части затрат по переработке продукции за минусом сырья готовой продукции (яйцо) или подлежит налогообложению по ставке 0%? ("Налоги" (газета), 2007, N 33) Источник публикации "Налоги" (газета), 2007, N 33



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.