|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Виды деятельности, подлежащие обложению единым налогом на вмененный доход (Начало) ("Налоги" (газета), 2007, N 33) Источник публикации "Налоги" (газета), 2007, N 33
"Налоги" (газета), 2007, N 33
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ОБЛОЖЕНИЮ ЕДИНЫМ НАЛОГОМ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с п. 2 ст. 346.26 НК РФ может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении следующих видов предпринимательской деятельности: 1) оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению. Согласно Федеральному закону N 191-ФЗ было предусмотрено включение в перечень видов деятельности, подлежащих обложению ЕНВД, всех видов бытовых услуг, так как в редакции отсутствовала ссылка "в том числе...". Федеральный закон от 18 июня 2005 г. N 63-ФЗ "О внесении изменений в статью 346.26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" внес изменения в пп. 1 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, согласно которым с 1 января 2006 г. систему налогообложения в виде ЕНВД можно применять при оказании бытовых услуг, "их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению". Таким образом, указанный Закон дает ссылку на Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993 г. N 163 (далее - ОКУН), хотя и до принятия этого Закона налогоплательщики при определении перечня услуг, относящихся к бытовым, руководствовались этим Классификатором. Как указано в Письмах Минфина России от 11 марта 2005 г. N 03-06-05-04/53 и от 2 декабря 2004 г. N 03-06-05-04/65, применять иные классификаторы неправомерно. Согласно ст. 346.27 НК РФ под бытовыми услугами следует понимать:
"...платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренные Общероссийским классификатором услуг населению". Иными словами, оказание тех же услуг организациям подлежит налогообложению в соответствии с иными налоговыми режимами. Аналогичный вывод содержится в Письме Минфина России от 11 марта 2005 г. N 03-06-05-04/53. По мнению Минфина России, если договор бытового подряда заключают два индивидуальных предпринимателя, то подрядчик не платит ЕНВД. В этом случае нельзя сказать, что услуги оказываются физическому лицу (населению). Поэтому, согласно разъяснениям Минфина России, если один индивидуальный предприниматель оказывает другому бытовые услуги, то исполнитель должен платить налоги в общеустановленном порядке (см. Письмо Минфина России от 1 декабря 2005 г. N 03-11-05/110). Согласно ОКУН группа "Бытовые услуги" имеет код "01". Эта группа делится на подгруппы. Далее подгруппы делятся на виды деятельности по целевому, функциональному назначению. Так, в соответствии с ОКУН к бытовым услугам относятся, в частности, следующие подгруппы: - ремонт, окраска и пошив обуви; - ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий; - ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, ремонт и изготовление металлоизделий; - изготовление и ремонт мебели; - химическая чистка и крашение, услуги прачечных; - ремонт и строительство жилья и других построек; - услуги фотоателье и фото- и кинолабораторий, транспортно-экспедиторские услуги; - услуги бань и душевых, парикмахерских, услуги предприятий по прокату, ритуальные, обрядовые услуги. 2) оказания ветеринарных услуг. Под ветеринарной деятельностью понимается область научных знаний и практической деятельности, направленных на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных (ст. 1 Закона РФ от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии"). В соответствии со ст. 4 Закона РФ N 4979-1 "О ветеринарии", если специалисты в области ветеринарии занимаются предпринимательской деятельностью, то они обязаны зарегистрироваться в соответствующем федеральном органе исполнительной власти в области ветеринарного надзора или в его территориальных органах.
Обратите внимание! С 17 июля 2005 г. ветеринарная деятельность не подлежит лицензированию в связи с изменениями, внесенными в Закон о лицензировании Федеральным законом от 2 июля 2005 г. N 80-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Обратите внимание на применение ряда терминов, введенных в ст. 346.27 НК РФ Федеральным законом N 101-ФЗ. Под ветеринарными услугами понимаются услуги, оплачиваемые физическими лицами и организациями по перечню услуг, предусмотренному нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также Общероссийским классификатором услуг населению. То есть применение системы налогообложения в виде ЕНВД в отношении оказания ветеринарных услуг не ставится в зависимость от того, кому оказываются эти услуги: юридическим или физическим лицам. В этой связи обращаем внимание на Письмо УМНС России по Московской области от 21 октября 2004 г. N 04-27/26115: "Согласно ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решению субъекта Российской Федерации в отношении шести видов предпринимательской деятельности, предусмотренных п. 2 данной статьи Кодекса, в том числе и в отношении предпринимательской деятельности, связанной с оказанием ветеринарных услуг. В соответствии с разъяснениями, направленными в адрес Управлений МНС России Письмом МНС России от 27.02.2004 N СА-14-22/24дсп "О разъяснении отдельных положений главы 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" Налогового кодекса Российской Федерации" к ветеринарным услугам относятся платные услуги, классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163 (далее - Классификатор ОК 002-93), по коду подгруппы 083000. Учитывая то обстоятельство, что указанные разъяснения разработаны для целей обеспечения единообразия в применении норм гл. 26.3 Кодекса и носят рекомендательный характер, налоговые органы вправе руководствоваться при решении вопроса об отнесении оказываемых услуг к ветеринарным услугам не только рекомендуемым для этих целей Классификатором ОК 002-93, но и Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 029-2001, а также иными действующими нормативными документами Российской Федерации по данному вопросу. Оказание платных ветеринарных услуг регулируется Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.1998 N 898 (с изменениями и дополнениями), согласно которым к таким услугам относится, в частности, проведение ветеринарно-санитарной экспертизы продовольственного сырья и пищевых продуктов. В соответствии с Законом Московской области от 27.11.2002 N 136/2002-03 "О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в Московской области" с 1 января 2003 г. в отношении оказания ветеринарных услуг на территории области применяется данная система налогообложения. Поэтому на территории Московской области организации, оказывающие ветеринарные услуги (в т.ч. услуги по проведению ветеринарно-санитарной экспертизы), признаются налогоплательщиками единого налога на вмененный доход независимо от организационно-правовой формы. Основание: Письмо МНС России от 14.10.2004 N 22-1-14/1669". Согласно ОКУН к ветеринарным услугам относятся платные услуги, которые входят в подгруппу 083000: - лечение домашних животных в ветеринарных лечебницах и на дому: клинический осмотр домашних животных и выдача ветеринарных сертификатов, диагностические исследования домашних животных, вакцинация домашних животных, дегельминтизация домашних животных, лечение домашних животных на дому, лечение домашних животных в стационаре, проведение хирургических операций у домашних животных, выезд скорой ветеринарной помощи на дом, выезд ветеринара на дом. 3) оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств. В ст. 346.27 НК РФ под услугами по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств понимаются: "...платные услуги, оказываемые физическим лицам и организациям по перечню услуг, предусмотренному Общероссийским классификатором услуг населению. К данным услугам не относятся услуги по заправке автотранспортных средств, а также услуги по хранению автотранспортных средств на платных автостоянках". К услугам по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств относятся работы и услуги, классифицированные в подгруппе 017000 группы 01 "Бытовые услуги" ОКУН: - техническое обслуживание легковых автомобилей; - ремонт легковых автомобилей; - техническое обслуживание грузовых автомобилей и автобусов; - ремонт грузовых автомобилей и автобусов; - техническое обслуживание и ремонт автомототранспортных средств; - прочие услуги по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств; - техническое обслуживание и ремонт строительно-дорожных машин и оборудования. Так, деятельность по оказанию услуг по ремонту дизельного погрузчика не подлежит переводу на уплату ЕНВД, поскольку погрузчики учитываются в разд. 14 "Машины и оборудование" Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94, утвержденного Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 359. Транспортные средства ст. 346.27 НК РФ определены так: "...автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили). К транспортным средствам не относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски". В соответствии с разъяснениями Минфина России применение ЕНВД в отношении указанного вида деятельности не ставится в зависимость от того, кому оказываются данные услуги (юридическим или физическим лицам) и в какой форме происходит расчет за оказываемые услуги (безналичный или наличный) (см. Письма Минфина России от 23 июня 2004 г. N 03-05-12/58 и от 9 июля 2004 г. N 03-06-12/63). Следует отметить, что для исчисления ЕНВД по трем вышеуказанным видам деятельности, а также по разносной торговле используется такой физический показатель, как количество работников, включая индивидуального предпринимателя: "количество работников - среднесписочная (средняя) за каждый календарный месяц налогового периода численность работающих с учетом всех работников, в том числе работающих по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера" (ст. 346.27 НК РФ). Среднесписочная численность определяется за налоговый период. При этом следует руководствоваться Постановлением Росстата от 20 ноября 2006 г. N 69 "Об утверждении Порядка заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения: N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников", N 5(М) "Основные сведения о деятельности организации" (далее - Порядок заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения). Если организация осуществляет несколько видов деятельности, одни из которых подлежат обложению ЕНВД, а другие нет, то среднесписочная численность работников административно-управленческого и вспомогательного персонала, участвующих одновременно в нескольких видах деятельности налогоплательщика, распределяется пропорционально среднесписочной численности всех работников за налоговый период по каждому виду деятельности. Таким образом, вмененный доход рассчитывается исходя из количества работников:
—————————————————————————————————————————————————————————————————¬ | ————————> среднесписочная численность | | вмененный численность + внешних | | доход работников совместителей | | | L————————————————————————————————————————————————————————————————— Среднесписочная численность работников определяется следующим образом:
—————————————————————————————————————————————————————————————————¬ | среднесписочная среднесписочная | | численность численность | | среднесписочная работников, работников, | | численность = работающих + работающих | | работников полный неполный | | рабочий день рабочий день | L—————————————————————————————————————————————————————————————————Пример. ООО "Эдем" является плательщиком единого налога на вмененный доход. Среднесписочная численность работников ООО "Эдем" за I квартал 2006 г. составила 14 человек. Кроме того, с 1 марта в организации работает 5 внешних совместителей, которые выходят на работу четыре раза в неделю и трудятся по 2 часа. Рассчитаем их среднюю численность за I квартал 2006 г. За март они отработали 210 человеко-часов (5 чел. x 2 ч x 21 д.). Отсюда средняя численность внешних совместителей равна 1 (210 ч / 8 ч / 21 день). Таким образом, ЕНВД необходимо начислить исходя из того, что в организации работает 15 человек (14 + 1). 4) оказания услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках. Согласно ст. 346.27 НК РФ платными стоянками считаются: "...площади (в том числе открытые и крытые площадки), используемые в качестве мест для оказания платных услуг по хранению транспортных средств". Следует отметить, что перечень лиц, которым оказываются услуги по хранению на платных автостоянках (юридическим или физическим лицам), и форма расчетов (наличная или безналичная), которая должна использоваться при этом, законодателем не установлены. До принятия Закона N 65-ФЗ ВАС РФ в Решении от 20 мая 2004 г. N 4719/04 признал оказание услуг по хранению автотранспорта на платных стоянках одним из видов бытовых услуг населению, которые подлежали обложению ЕНВД. А до этого налогоплательщики следовали разъяснениям МНС России, изложенным в Письме от 11 июня 2003 г. N СА-6-22/657 "О разъяснении отдельных вопросов применения глав 26.2 и 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым доходы, полученные от услуг по хранению автотранспортных средств на платных автостоянках, подлежали налогообложению в общеустановленном порядке. Поэтому, как указано в Письме Минфина России от 16 февраля 2005 г. N 03-06-05-04/34, за период с 1 января 2003 г. по 30 апреля 2004 г. налогоплательщикам необходимо представить налоговую декларацию с перерасчетом сумм налогов, уплаченных в соответствии с общим режимом налогообложения. (Продолжение см. "Налоги" (газета), 2007, N 34) Н.А.Беляева Консультант по налогам ЗАО "BKR-Интерком-Аудит" Подписано в печать 23.07.2007 ———— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |