Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Взнос напрасный, взнос случайный ("Налоговые споры", 2007, N 8) Источник публикации "Налоговые споры", 2007, N 8



"Налоговые споры", 2007, N 8

ВЗНОС НАПРАСНЫЙ, ВЗНОС СЛУЧАЙНЫЙ

Иногда налогоплательщики допускают ошибки при заполнении платежных документов, и по этой причине у них по одному налогу возникает переплата, а по другому - недоимка. Если такое случается, то согласно НК РФ налоговый орган обязан произвести соответствующий зачет. Но в данном случае денежные средства были ошибочно перечислены в Пенсионный фонд РФ, в то время как налогоплательщик собирался уплатить ЕНВД. Убедить налоговый орган в том, что он обязан зачесть переплату, смог только суд.

ПРИЧИНА СПОРА

Оформляя платежные поручения на уплату ЕНВД, предприниматель указал неверный код бюджетной классификации, в результате чего сумма была перечислена как платеж по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ. Когда это обнаружилось, он обратился в налоговую инспекцию с заявлением о зачете излишне уплаченных страховых взносов в счет уплаты ЕНВД и получил отказ.

В своем заявлении в арбитражный суд предприниматель просил обязать налоговую инспекцию квалифицировать ошибочные платежи в качестве единого налога и рассматривать дату, указанную в платежном документе, как дату уплаты ЕНВД.

     
   ——                    —¬                   ——                   —¬
   |   ПОЗИЦИЯ НАЛОГОВОЙ  |————————> <————————|       ПОЗИЦИЯ       |
   |       ИНСПЕКЦИИ      |                   |   ИНДИВИДУАЛЬНОГО   |
   L—                    ——                   L—   ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ  —
   
   Страховые взносы в ПФР ———————————————————— При уплате ЕНВД в
   по своему целевому     ———————————————————¬ платежных поручениях
   назначению и социально—|    17 388 руб.   | был неправильно указан
   правовой природе не    |                  | код бюджетной
   являются налоговыми    L——————————————————— классификации,
   платежами. Их возврат  ———————————————————— присвоенный этому
   или зачет должен                            налогу. Однако данная
   производиться                               ошибка не повлияла на
   страховщиком —                              исполнение обязанности
   Пенсионным фондом РФ,                       по уплате налога.
   поскольку именно в его                      Поэтому налоговый
   управлении находятся                        орган должен
   средства обязательного                      произвести зачет
   пенсионного                                 излишне перечисленных
   страхования.                                сумм страховых взносов
   Федеральным законом                         в счет уплаты единого
   от 15.12.2001 N 167—ФЗ                      налога в соответствии
   не установлен порядок                       с правилами ст. 78 НК
   зачета (возврата)                           РФ.
   излишне уплаченных                                    |
   страховых взносов,                                   \|/
   поэтому ПФР должен                         ———————————————————————
   
применять ст. 78 НК ----------------------¬ РФ. В данном случае ¦ Решение в пользу ¦ органы государственных ¦ индивидуального ¦ внебюджетных фондов ¦ предпринимателя ¦ пользуются теми же L-------------------- ———— правами и несут те же --------------------- ———— обязанности, что и

налоговые органы.

ПОЗИЦИЯ СУДА

Согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ территориальные органы Пенсионного фонда РФ (страховщики) имеют право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц внесены указанные платежи. Иных возможностей для проведения возврата или зачета у органов ПФР нет.

Остальные случаи подпадают под действие ст. ст. 2 и 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ, в соответствии с которыми правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, включая контроль за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом. Отсюда следует, что налоговый орган в соответствии с требованиями ст. 78 НК РФ обязан по заявлению налогоплательщика произвести зачет излишне уплаченных страховых взносов.

Данный вывод подтверждается положениями Федерального закона N 115-ФЗ о бюджетной классификации, где говорится, что администратором поступлений в Пенсионный фонд РФ является ФНС России.

Кроме того, в п. п. 4 и 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ установлено, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании соответствующих решений налоговых органов. Процедура возврата (возмещения), а также порядок взаимодействия налоговых органов с органами Федерального казначейства урегулированы ведомственными приказами.

С учетом этих обстоятельств налоговый орган должен был произвести зачет страховых взносов, излишне уплаченных налогоплательщиком.

Такое решение принял ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 05.04.2007 по делу N А17-3387/5-2006.

НАШ КОММЕНТАРИЙ

Начнем с того, что причиной спора явилась неточность, допущенная налогоплательщиком при указании кода бюджетной классификации в платежных документах. Такие ошибки - не редкость, также как и порождаемые ими налоговые споры. Однако теперь подобные ситуации должны уйти в прошлое, поскольку с 1 января 2007 г. начала действовать новая редакция ст. 45 НК РФ, увязывающая исполнение обязанности по уплате налога (сбора) с правильным указанием счета Федерального казначейства (пп. 1 п. 3), а не КБК.

Иногда ошибки, допущенные при оформлении платежного поручения, не препятствуют поступлению налога в бюджетную систему РФ на надлежащий счет Федерального казначейства. В таких случаях налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика (п. 7 ст. 45 НК РФ). К заявлению следует приложить документы, подтверждающие уплату налога и его перечисление на соответствующий счет Федерального казначейства.

Решение об уточнении платежа принимается налоговым органом по соответствующей форме, разработанной ФНС России (Приказ от 02.04.2007 N ММ-3-10/187@).

Теперь перейдем непосредственно к рассматриваемому нами спору. Итак, кто должен вернуть налогоплательщику средства, ошибочно перечисленные в Пенсионный фонд РФ? Действительно, прямого ответа на данный вопрос в Налоговом кодексе нет. Скорее всего, это объясняется тем, что НК РФ регулирует правоотношения, связанные с уплатой налогов и сборов, а, как правильно указал налоговый орган в кассационной жалобе, страховые взносы к налоговым платежам не относятся.

Между тем отсюда не следует, что на налоговых органах не лежит обязанность по возврату платежей, излишне уплаченных в Пенсионный фонд РФ. В ст. ст. 2 и 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ говорится, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, включая контроль за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах (если иное не предусмотрено данным Федеральным законом). Основываясь на этом положении, можно утверждать, что порядок возврата (зачета) таких сумм аналогичен порядку, установленному в ст. 78 НК РФ для переплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов по ним.

Заметим, что арбитражные суды единодушно приходят к подобному выводу, причем как по вопросу возврата переплаты, так и относительно зачета (см. Обобщение судебной практики).

В рассматриваемом нами деле суду пришлось анализировать бюджетное законодательство, т.к. именно оно регулирует правоотношения, возникающие в процессе формирования доходов и расходов бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов (ст. 1 БК РФ). Как оказалось, нормы бюджетного законодательства тоже свидетельствуют о том, что налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет переплаты по страховым взносам. А отсюда следует еще один вывод: за каждый день нарушения срока возврата страховых взносов с налоговых органов взыскиваются проценты, исчисляемые по правилам ст. 78 НК РФ (см. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.02.2007 по делу N А19-21051/06-21-Ф02-552/07).

ОБОБЩЕНИЕ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Возврат излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование производится налоговым органом.

     
   ———————————————————T—————————————T———————————————————————————————¬
   |   Наименование   | Дата решения|          Номер дела           |
   | судебного органа |             |                               |
   +——————————————————+—————————————+———————————————————————————————+
   |ФАС Волго—Вятского|Постановление|N А17—3439/5/2006              |
   |округа            |от 29.03.2007|                               |
   |                  +—————————————+———————————————————————————————+
   |                  |Постановление|N А82—4865/2006—20             |
   |                  |от 20.02.2007|                               |
   |                  +—————————————+———————————————————————————————+
   |                  |Постановление|N А17—1619/5—2006              |
   |                  |от 11.01.2007|                               |
   +——————————————————+—————————————+———————————————————————————————+
   |ФАС               |Постановление|N Ф03—А73/07—2/977             |
   |Дальневосточного  |от 03.05.2007|                               |
   |округа            +—————————————+———————————————————————————————+
   |                  |Постановление|N Ф03—А16/07—2/588             |
   |                  |от 18.04.2007|                               |
   |                  +—————————————+———————————————————————————————+
   |                  |Постановление|N Ф03—А51/06—2/5583            |
   |                  |от 21.03.2007|                               |
   |                  +—————————————+———————————————————————————————+
   |                  |Постановление|N Ф03—А51/06—2/4219            |
   |                  |от 14.02.2007|                               |
   |                  +—————————————+———————————————————————————————+
   |                  |Постановление|N Ф03—А51/06—2/5043            |
   |                  |от 24.01.2007|                               |
   +——————————————————+—————————————+———————————————————————————————+
   |ФАС Западно—      |Постановление|N Ф04—938/2007(31933—А75—34)   |
   |Сибирского округа |от 11.04.2007|                               |
   |                  +—————————————+———————————————————————————————+
   |                  |Постановление|N Ф04—980/2007(31926—А81—14)   |
   |                  |от 07.03.2007|                               |
   |                  +—————————————+———————————————————————————————+
   |                  |Постановление|N Ф04—306/2007(31195—А81—34)   |
   |                  |от 12.02.2007|                               |
   |                  +—————————————+———————————————————————————————+
   |                  |Постановление|N Ф04—9104/2006(30279—А70—6)   |
   |                  |от 23.01.2007|                               |
   +——————————————————+—————————————+———————————————————————————————+
   |ФАС Московского   |Постановление|N КА—А40/332—07                |
   |округа            |от 23.03.2007|                               |
   |                  +—————————————+———————————————————————————————+
   |                  |Постановление|N КА—А41/959—07                |
   |                  |от 28.02.2007|                               |
   +——————————————————+—————————————+———————————————————————————————+
   |ФАС Поволжского   |Постановление|N А65—14651/06—СА2—34          |
   |округа            |от 15.03.2007|                               |
   |                  +—————————————+———————————————————————————————+
   |                  |Постановление|N А55—9699/06                  |
   |                  |от 20.02.2007|                               |
   |                  +—————————————+———————————————————————————————+
   |                  |Постановление|N А55—4739/2006                |
   |                  |от 01.02.2007|                               |
   +——————————————————+—————————————+———————————————————————————————+
   |ФАС Северо—       |Постановление|N А21—5887/2006                |
   |Западного округа  |от 13.04.2007|                               |
   +——————————————————+—————————————+———————————————————————————————+
   |ФАС Северо—       |Постановление|N Ф08—1290/2007—535А           |
   |Кавказского округа|от 21.03.2007|                               |
   |                  +—————————————+———————————————————————————————+
   |                  |Постановление|N Ф08—449/2007—200А            |
   |                  |от 22.02.2007|                               |
   +——————————————————+—————————————+———————————————————————————————+
   |ФАС Уральского    |Постановление|N Ф09—3010/07—С1               |
   |округа            |от 26.04.2007|                               |
   |                  +—————————————+———————————————————————————————+
   |                  |Постановление|N Ф09—1871/07—С1               |
   |                  |от 26.03.2007|                               |
   |                  +—————————————+———————————————————————————————+
   |                  |Постановление|N Ф09—842/07—С1                |
   |                  |от 26.02.2007|                               |
   |                  +—————————————+———————————————————————————————+
   |                  |Постановление|N Ф09—12019/06—С1              |
   |                  |от 22.01.2007|                               |
   +——————————————————+—————————————+———————————————————————————————+
   |ФАС Центрального  |Постановление|N А62—3998/06                  |
   |округа            |от 28.03.2007|                               |
   L——————————————————+—————————————+————————————————————————————————
   

Налоговые органы обязаны произвести зачет излишне уплаченных страховых взносов в счет уплаты других платежей в Пенсионный фонд или в бюджет.

     
   —————————————————T—————————————T—————————————————————————————T——————————————¬
   |  Наименование  | Дата решения|         Номер дела          |  Выводы суда |
   |судебного органа|             |                             |              |
   +————————————————+—————————————+—————————————————————————————+——————————————+
   |ФАС Волго—      |Постановление|N А17—2377/5—2006            |Страховые     |
   |Вятского округа |от 06.03.2007|                             |взносы,       |
   +————————————————+—————————————+—————————————————————————————+зачисляемые на|
   |ФАС Западно—    |Постановление|N Ф04—1169/2007(32267—А70—34)|выплату       |
   |Сибирского      |от 14.03.2007|                             |страховой     |
   |округа          +—————————————+—————————————————————————————+части трудовой|
   |                |Постановление|N Ф04—605/2007(31570—А27—34) |пенсии,       |
   |                |от 26.02.2007|                             |засчитываются |
   |                +—————————————+—————————————————————————————+в счет уплаты |
   |                |Постановление|N Ф04—8778/2006(29900—А03—34)|страховых     |
   |                |от 17.01.2007|                             |взносов,      |
   +————————————————+—————————————+—————————————————————————————+зачисляемых на|
   |ФАС Поволжского |Постановление|N А49—4094/06                |выплату       |
   |округа          |от 19.01.2007|                             |накопительной |
   +————————————————+—————————————+—————————————————————————————+части трудовой|
   |ФАС Северо—     |Постановление|N А42—5518/2006              |пенсии, и     |
   |Западного округа|от 24.04.2007|                             |наоборот      |
   |                +—————————————+—————————————————————————————+              |
   |                |Постановление|N А05—8629/2006—11           |              |
   |                |от 11.01.2007|                             |              |
   +————————————————+—————————————+—————————————————————————————+              |
   |ФАС Северо—     |Постановление|N Ф08—371/2007—162А          |              |
   |Кавказского     |от 27.02.2007|                             |              |
   |округа          |             |                             |              |
   |————————————————+—————————————+—————————————————————————————+              |
   |ФАС Уральского  |Постановление|N Ф09—2330/07—С1             |              |
   |округа          |от 05.04.2007|                             |              |
   +————————————————+—————————————+—————————————————————————————+——————————————+
   |ФАС Северо—     |Постановление|N А66—9915/2006              |Страховые     |
   |Западного округа|от 03.04.2007|                             |взносы в виде |
   |                +—————————————+—————————————————————————————+фиксированного|
   |                |Постановление|N А42—3554/2006              |платежа,      |
   |                |от 09.02.2007|                             |зачисляемого в|
   +————————————————+—————————————+—————————————————————————————+ПФР,          |
   |ФАС Уральского  |Постановление|N Ф09—1480/07—С1             |засчитываются |
   |округа          |от 13.03.2007|                             |в счет уплаты |
   |                |             |                             |страховых     |
   |                |             |                             |взносов,      |
   |                |             |                             |зачисляемых   |
   |                |             |                             |на страховую  |
   |                |             |                             |часть трудовой|
   |                |             |                             |пенсии        |
   +————————————————+—————————————+—————————————————————————————+——————————————+
   |ФАС Восточно—   |Постановление|N А33—8737/06—Ф02—601/07     |Сумма         |
   |Сибирского      |от 26.02.2007|                             |переплаты     |
   |округа          |             |                             |пени по       |
   +————————————————+—————————————+—————————————————————————————+страховым     |
   |ФАС             |Постановление|N Ф03—А16/07—2/595           |взносам       |
   |Дальневосточного|от 18.04.2007|                             |засчитывается |
   |округа          |             |                             |в счет        |
   |                |             |                             |будущих       |
   |                |             |                             |платежей по   |
   |                |             |                             |страховым     |
   |                |             |                             |взносам и     |
   |                |             |                             |наоборот      |
   +————————————————+—————————————+—————————————————————————————+——————————————+
   |ФАС Западно—    |Постановление|N Ф04—1599/2007(32474—А45—34)|Сумма         |
   |Сибирского      |от 19.03.2007|                             |переплаты     |
   |округа          |             |                             |страховых     |
   |                |             |                             |взносов       |
   |                |             |                             |засчитывается |
   |                |             |                             |в счет уплаты |
   |                |             |                             |ЕНВД          |
   L————————————————+—————————————+—————————————————————————————+———————————————
   

ВАС УПОЛНОМОЧЕН ЗАЯВИТЬ

     
   ——————————————————————————————————————————————T——————————————————¬
   |                 Выводы суда                 |     Реквизиты    |
   +—————————————————————————————————————————————+——————————————————+
   |Документальное подтверждение местоположения  |Постановление     |
   |иностранного контрагента, пусть и полученное |Президиума ВАС РФ |
   |после выплаты ему всей суммы дохода,         |от 29.05.2007     |
   |освобождает налогового агента от             |N 1646/07         |
   |ответственности по ст. 123 НК РФ за          |                  |
   |неудержание налога                           |                  |
   +—————————————————————————————————————————————+——————————————————+
   |С бюджетных учреждений взыскать задолженность|Постановление     |
   |по налогам, сборам, пеням и штрафам за       |Пленума ВАС РФ    |
   |налоговые правонарушения можно лишь в        |от 17.05.2007 N 31|
   |судебном порядке. Вместе с тем задолженность |"О рассмотрении   |
   |по пенсионным взносам может быть взыскана с  |арбитражными      |
   |бюджетных учреждений в рамках внесудебной    |судами отдельных  |
   |процедуры.                                   |категорий дел,    |
   |При неисполнении бюджетным учреждением в     |возникающих из    |
   |добровольном порядке решения территориального|публичных         |
   |органа ПФР о взыскании долга, также как при  |правоотношений,   |
   |неисполнении постановления о наложении       |ответчиком по     |
   |административного штрафа, данное решение     |которым выступает |
   |(постановление) направляется судебному       |бюджетное         |
   |приставу—исполнителю, который производит     |учреждение"       |
   |взыскание с банковских счетов. Если бюджетное|                  |
   |учреждение не имеет счетов в кредитных       |                  |
   |организациях, исполнительный документ        |                  |
   |направляется в Федеральное казначейство      |                  |
   +—————————————————————————————————————————————+——————————————————+
   |Штраф по п. 2 ст. 119 НК РФ определяется     |Постановление     |
   |исходя из сумм налога, доначисленных по      |Президиума ВАС РФ |
   |результатам проведенной выездной налоговой   |от 15.05.2007     |
   |проверки и подлежащих фактической уплате.    |N 543/07          |
   |Штраф не может рассчитываться исходя из сумм,|                  |
   |ошибочно указанных в налоговой декларации    |                  |
   +—————————————————————————————————————————————+——————————————————+
   |Порядок применения налоговых вычетов в       |Постановление     |
   |отношении сумм НДС, предъявленных при        |Президиума ВАС РФ |
   |приобретении или ввозе на территорию России  |от 15.05.2007     |
   |основных средств, имеет свои особенности.    |N 485/07          |
   |Налоговые вычеты производятся в полном объеме|                  |
   |после принятия на учет данных основных       |                  |
   |средств независимо от того, используются они |                  |
   |в операциях, признаваемых объектом           |                  |
   |налогообложения НДС, или нет                 |                  |
   +—————————————————————————————————————————————+——————————————————+
   |Налогоплательщик, не уплативший налог при    |Постановление     |
   |наличии денежных средств на расчетном счете, |Президиума ВАС РФ |
   |не может быть привлечен к ответственности по |от 08.05.2007     |
   |ст. 122 НК РФ, если он правильно рассчитал   |N 15162/06        |
   |налог и задекларировал его. Для взыскания    |                  |
   |недоимки налоговый орган имеет возможность   |                  |
   |воспользоваться способами обеспечения        |                  |
   |исполнения обязанности по уплате налогов и   |                  |
   |сборов, предусмотренными ст. 72 НК РФ, а     |                  |
   |также взыскать налог принудительно в         |                  |
   |соответствии со ст. ст. 46 и 47 НК РФ        |                  |
   +—————————————————————————————————————————————+——————————————————+
   |Пропуск трехмесячного срока для обращения в  |Постановление     |
   |суд с иском о признании незаконным решения   |Президиума ВАС РФ |
   |налогового органа об отказе в возмещении НДС |от 08.05.2007     |
   |не влияет на право организации обратиться в  |N 16367/06        |
   |суд с иском о возмещении налога. Требование о|                  |
   |возмещении налога может быть предъявлено в   |                  |
   |суд в течение трех лет со дня, когда лицо    |                  |
   |узнало о нарушении своего права              |                  |
   L—————————————————————————————————————————————+———————————————————
   
Подписано в печать 05.07.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Дочки-матери ("Налоговые споры", 2007, N 8) Источник публикации "Налоговые споры", 2007, N 8
Статья: Судебная панорама ("Налоговые споры", 2007, N 8) Источник публикации "Налоговые споры", 2007, N 8



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.