Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Льготы по единому социальному налогу для бюджетных учреждений ("Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 4) Источник публикации "Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 4



"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 4

ЛЬГОТЫ ПО ЕДИНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ НАЛОГУ

ДЛЯ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Организации, производящие выплаты физическим лицам, признаются плательщиками единого социального налога. По правилу, установленному гл. 24 "Единый социальный налог" НК РФ, налогом облагаются все выплаты в пользу физических лиц, которые осуществляются на основании трудовых, гражданско-правовых и авторских договоров. Кроме освобождения от уплаты налога некоторых категорий бюджетных учреждений (ст. 45 НК РФ) установлен перечень выплат, которые не подлежат налогообложению (ст. 238 НК РФ). При исчислении ЕСН эти выплаты не включаются в налоговую базу всеми налогоплательщиками, в том числе бюджетными учреждениями.

Вначале рассмотрим, какие бюджетные учреждения освобождены от уплаты ЕСН в соответствии с п. 2 ст. 245 НК РФ:

1) Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны;

2) федеральные органы исполнительной власти, в составе которых проходят военную службу военнослужащие;

3) федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные в области:

- внутренних дел;

- миграции;

- исполнения наказаний;

- фельдъегерской связи;

- таможенного дела;

- контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

4) Государственная противопожарная служба Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

5) военные суды;

6) Судебный департамент при Верховном Суде РФ;

7) Военная коллегия Верховного Суда РФ в части сумм денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых:

- военнослужащими;

- лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

- сотрудниками органов уголовно-исполнительной системы;

- сотрудниками органов таможенной системы РФ;

- сотрудниками органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Не включаются в налоговую базу для исчисления налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, суммы денежного содержания прокуроров и следователей, а также судей федеральных судов и мировых судей субъектов РФ (п. 3 ст. 245 НК РФ).

Теперь представим виды выплат, на которые не начисляется ЕСН, определенные законодателем как суммы, не подлежащие налогообложению (ст. 238 НК РФ).

Государственные пособия

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат обложению ЕСН государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, по уходу за больным ребенком, по безработице, по беременности и родам.

К государственным пособиям, выплачиваемым в соответствии с законодательством РФ, относятся прежде всего пособия, выплачиваемые за счет средств государственных социальных внебюджетных фондов и ассигнований в эти фонды из федерального бюджета. Перечень таких пособий, приведенный в указанном подпункте, не является исчерпывающим.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" видами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию граждан являются следующие пособия и выплаты:

- оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;

- пенсия по старости;

- пенсия по инвалидности;

- пенсия по случаю потери кормильца;

- пособие по временной нетрудоспособности;

- пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;

- пособие по беременности и родам;

- ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

- пособие по безработице;

- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

- единовременное пособие при рождении ребенка;

- пособие на санаторно-курортное лечение;

- социальное пособие на погребение;

- оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

Страховщиками по названным видам страхового обеспечения являются ПФР и ФСС. Данные фонды управляют средствами государственного социального страхования, поступившими в виде взносов от налогоплательщиков, ассигнований из федерального бюджета и других поступлений. Выплаты указанных пособий производятся за счет средств фондов в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством РФ (Трудовым кодексом и федеральными законами).

Федеральным законом от 29.12.2004 N 202-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год" установлены новые правила финансирования пособий по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний): за первые два дня болезни пособие выплачивается за счет средств работодателей, а с третьего дня - за счет средств ФСС. Пособия, которые выплачиваются работнику за счет средств работодателя, относятся к государственным и ЕСН не облагаются.

Обратите внимание: выплата пособий в размерах, установленных действующим законодательством, освобождается от ЕСН. Выплаты, превышающие установленные размеры, не уменьшают налогооблагаемую прибыль, поэтому также не облагаются ЕСН у организаций - плательщиков налога на прибыль в соответствии с п. 3 ст. 236 НК РФ. У организаций, не являющихся плательщиками налога на прибыль, сверхнормативные выплаты пособий включаются в налоговую базу по ЕСН.

Компенсационные выплаты

Для того чтобы компенсационные выплаты не облагались ЕСН, необходимо выполнение трех условий. Во-первых, они должны быть установлены законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, во-вторых, выплаты должны соответствовать утвержденному нормативу, в-третьих, они должны быть связаны с:

- возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья <1>;

- бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного возмещения <2>;

- оплатой стоимости и (или) выдачей натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия <3>;

- оплатой стоимости питания <4>, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях <5>;

- увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск;

- возмещением иных расходов <6>, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;

- трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации;

- выполнением работником трудовых обязанностей (в том числе переездом на работу в другую местность и возмещением командировочных расходов).

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

<2> Федеральный закон от 20.06.1996 N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности", Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании".

<3> Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Федеральный закон от 03.12.1994 N 55-ФЗ "О некоторых вопросах организации и деятельности военных судов и органов военной юстиции".

<4> Федеральный закон от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", Постановление Правительства РФ от 29.11.2002 N 849 "О порядке утверждения норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, а также лечебно-профилактического питания", Постановление Минтруда России от 31.03.2003 N 13 "Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи молока и других равноценных пищевых продуктов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда".

<5> Федеральный закон от 29.04.1999 N 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и законы субъектов РФ.

<6> Постановление Правительства РФ от 08.02.2002 N 92 "Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией".

Материальная помощь

Не подлежат налогообложению суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиками:

- физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью;

- членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;

- физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ.

Согласно определениям, приведенным в законодательных документах по чрезвычайным ситуациям <7>, чрезвычайной ситуацией является обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. К другим чрезвычайным ситуациям можно отнести аварию (характеризуется как опасное происшествие на промышленном объекте или транспорте, создающее угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению производственных помещений и сооружений, повреждению или уничтожению оборудования, механизмов, транспортных средств, сырья и готовой продукции, к нарушению производственного процесса и нанесению ущерба окружающей среде) и катастрофу (крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и разрушение или уничтожение объектов и других материальных ценностей в значительных размерах, а также приведшая к серьезному ущербу окружающей среде).

     
   ————————————————————————————————
   
<7> Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Федеральный закон от 09.01.1996 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения". Согласно Закону N 68-ФЗ граждане России имеют право: - на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; - на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; - на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия предоставления компенсаций и социальных гарантий, их виды и размеры устанавливаются законодательством России и ее субъектов. Финансирование компенсаций и социальных гарантий осуществляется в основном за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, а также средств обязательного государственного социального страхования. Обстоятельства, в результате которых нанесен вред здоровью и (или) имуществу работника, должны быть квалифицированы соответствующими нормативными актами органов законодательной (представительной) и (или) исполнительной власти, решениями представительных органов местного самоуправления как чрезвычайная ситуация в рамках законодательных определений, а именно как катастрофа, авария, стихийное или иное бедствие. Оплата труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые лицам, направленным на работу за границу Для государственных учреждений или организаций, финансируемых из федерального бюджета, действует льгота, установленная пп. 4 п. 1 ст. 238 НК РФ: не подлежат обложению ЕСН суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые своим работникам, а также военнослужащим, направленным на работу (службу) за границу. При этом должны соблюдаться размеры, установленные законодательством России. При применении этой нормы следует учитывать, что суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые прикомандированным лицам, лицам, работающим по гражданско-правовым договорам, а также иным лицам, не состоящим в трудовых отношениях с государственными учреждениями или организациями, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке. Обратите внимание: если организация не финансируется из федерального бюджета, суммы оплаты труда ее сотрудников, направляемых на работу за границу, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке. Размеры выплаты суточных для работников, направляемых в краткосрочные командировки в некоторые страны, а также для сотрудников загранучреждений РФ и других категорий работников в эти страны при краткосрочных командировках в пределах страны, где находится загранучреждение, определены Постановлениями Правительства РФ от 26.12.2005 N 812 "О размере и порядке выплаты суточных в иностранной валюте и надбавок к суточным в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета", и от 08.02.2002 N 93 "Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных или полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией". Взносы по обязательному и добровольному страхованию работников На основании пп. 7 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению суммы страховых платежей (взносов) по следующим видам страхования работников: - обязательное страхование, осуществляемое налогоплательщиками в порядке, установленном законодательством РФ; - добровольное личное страхование, в рамках которого договоры заключаются на срок не менее одного года и предусматривают оплату медицинских расходов застрахованных лиц; - добровольное личное страхование, если договоры заключаются исключительно на случай смерти застрахованного лица или утраты им трудоспособности при исполнении служебных обязанностей. При этом следует помнить, что как при обязательном, так и при добровольном страховании страховое правоотношение возникает из договора, который заключают юридическое лицо или гражданин (страхователь) и страховая организация (страховщик). Обязательное страхование в соответствии с гл. 48 ГК РФ подразделяется на: - обязательное государственное социальное страхование; - страхование, основанное на прямом указании закона; - специальные виды страхования. Обязательное государственное социальное страхование регламентируется Федеральным законом от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования". Медицинское страхование квалифицируется ГК РФ как специальный вид страхования. Выплаты гражданам, производимые за счет средств Фонда государственного обязательного медицинского страхования, не являются объектом обложения ЕСН. Данный вид страхования регулируется Законом РФ от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации". Обязательное личное страхование основано на прямом указании законов. Так, обязательное личное страхование пассажиров предусмотрено Указом Президента РФ от 07.07.1992 N 750 "Об обязательном личном страховании пассажиров". Обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы определено Федеральным законом от 28.03.1998 N 52-ФЗ. Обязательное государственное личное страхование врачей-психиатров и другого персонала, участвующего в оказании психиатрической помощи, установлено Законом РФ от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании". Законом РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" предусмотрено обязательное государственное личное страхование судей за счет средств федерального бюджета. Федеральным законом от 10.01.1996 N 5-ФЗ "О внешней разведке" установлено обязательное государственное личное страхование всех сотрудников кадрового состава органов внешней разведки. Законом РФ от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов" определено обязательное личное страхование донора за счет средств службы крови на случай его заражения инфекционными заболеваниями при выполнении донорской функции. Таможенный кодекс РФ устанавливает обязательное государственное личное страхование должностных лиц таможенных органов РФ за счет средств федерального бюджета. Закон РФ от 20.08.1993 N 5663-1 "О космической деятельности" предусматривает обязательное страхование на случай ущерба жизни и здоровью космонавтов, персонала наземных и иных объектов космической инфраструктуры, а также имущественного ущерба третьим сторонам. Как правило, обязательное страхование при прямом указании закона осуществляется за счет страхователя, в некоторых случаях - за счет средств соответствующего бюджета, который обычно указывается в законе. Страховые взносы и выплаты, осуществляемые на основании договоров обязательного страхования, заключенных в соответствии с вышеуказанными законодательными актами, не являются объектом обложения ЕСН. Добровольное страхование и его организационно-правовые основы определены гл. 48 ГК РФ и Законом РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации". Добровольное личное страхование подразделяется на следующие виды: - страхование жизни; - страхование от несчастных случаев и болезней; - медицинское страхование. Страхование жизни представляет собой совокупность видов личного страхования, предусматривающих обязанности страховщика по страховым выплатам: в случаях дожития застрахованного до окончания срока страхования или определенного договором возраста, смерти застрахованного, а также выплате пенсии (ренты, аннуитета) застрахованному в случаях, предусмотренных договором страхования (окончания действия договора страхования, достижения застрахованным определенного возраста, смерти кормильца, постоянной утраты трудоспособности, текущих выплат (аннуитетов) в период действия договора и др.). Суммы платежей по этим договорам облагаются ЕСН, так как согласно рассматриваемому подпункту не подлежат обложению ЕСН только взносы по договорам личного страхования, заключенные исключительно на случай смерти застрахованного лица или утраты им трудоспособности в связи с исполнением трудовых обязанностей. Страхование от несчастных случаев и болезней включает виды личного страхования, предусматривающего обязанности страховщика по страховым выплатам в фиксированной сумме либо в размере частичной или полной компенсации дополнительных расходов застрахованного, вызванных наступлением страхового случая (при этом возможна комбинация обоих видов выплат). Кроме того, в рамках договора страхования от несчастных случаев и болезней страховщик обязан произвести обусловленную договором страхования или законом страховую выплату при наступлении следующих случаев: - нанесение вреда здоровью застрахованного вследствие несчастного случая или болезни; - смерть застрахованного в результате несчастного случая или болезни; - утрата (постоянная или временная) трудоспособности (общей или профессиональной) в результате несчастного случая или болезни, за исключением видов страхования, относящихся к медицинскому страхованию. Все виды страховых выплат в случаях, предусмотренных договорами страхования от несчастных случаев и болезней, которые соответствуют определению выплат, приведенному в пп. 7 п. 1 ст. 238 НК РФ, не облагаются ЕСН. Суммы платежей по договорам добровольного личного страхования освобождаются от обложения ЕСН только по договорам, заключаемым на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты им трудоспособности в связи с исполнением трудовых обязанностей. Отношения, возникающие при проведении добровольного медицинского страхования, регулируются Законом РФ N 1499-1. Договоры добровольного медицинского страхования заключаются между организациями-работодателями (страхователями) и страховыми компаниями (страховщиками). Они предусматривают оплату стоимости медицинской помощи и услуг, оказанных работникам (застрахованным физическим лицам) медицинскими учреждениями. Таким договором определены конкретные медицинские учреждения, услугами которых может пользоваться застрахованный работник, а также виды и объемы медицинской помощи и услуг, оплату которых будет производить страховщик. Оплата осуществляется страховой компанией медицинскому учреждению за счет страховых взносов организации-работодателя по безналичному расчету. Застрахованное лицо не участвует в процессе оплаты медицинских услуг, не получает выплат от страховой компании. Согласно пп. 7 п. 1 ст. 238 НК РФ на страховые взносы по таким договорам ЕСН не начисляется, если договор заключен на срок не менее одного года. К специальным видам страхования гражданским законодательством отнесено также добровольное страхование пенсионных выплат на основе договоров с негосударственными пенсионными фондами. Оно осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" в форме отчислений пенсионных взносов организациями-работодателями. Средства указанных фондов направляются на формирование пенсионных резервов для дальнейшей выплаты негосударственных пенсий конкретным физическим лицам при наступлении пенсионных оснований. Таким образом, договоры по негосударственному пенсионному обеспечению застрахованных работников, заключенные между организацией-работодателем и негосударственным пенсионным фондом, являются одной из разновидностей договоров добровольного страхования. Бюджетные учреждения такие договоры практически не заключают. Однако если в рамках приносящей доход деятельности такой договор будет заключен, следует иметь в виду, что в рассматриваемом подпункте не указаны суммы страховых платежей по договорам добровольного пенсионного страхования работников. Поэтому от того, как учитываются суммы этих страховых платежей при формировании базы по налогу на прибыль, зависит и вопрос начисления с них ЕСН. В соответствии с п. 16 ст. 255 НК РФ суммы платежей по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным работодателями в пользу своих работников с негосударственными пенсионными фондами, относятся к расходам на оплату труда. Такие платежи включаются в расходы при условии, что они зачисляются на именной счет конкретного работника. Если организация использует "солидарную схему", платежи на негосударственное пенсионное обеспечение сотрудников не уменьшают налоговую базу. Второе условие: договоры должны предусматривать выплату пенсий до исчерпания средств на именном счете участника, но в течение не менее пяти лет. В состав расходов на оплату труда также включаются суммы платежей по договорам добровольного пенсионного страхования при возникновении у участника и (или) застрахованного лица пенсионных оснований. При этом такой договор должен предусматривать пожизненную выплату пенсий. Таким образом, если страховые взносы по договорам добровольного страхования (негосударственного пенсионного обеспечения) учитываются в составе расходов на оплату труда, ЕСН на них начисляется. Если страховые взносы не признаются расходом на оплату труда, эти суммы, в соответствии с п. 3 ст. 236 НК РФ, данным налогом не облагаются. Стоимость проезда к месту отпуска и обратно для проживающих на Крайнем Севере В соответствии со ст. 325 ТК РФ работники районов Крайнего Севера имеют право на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно. Лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) стоимости проезда в пределах территории РФ к месту отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 кг. Кроме того, указанные организации оплачивают также стоимость проезда и провоза багажа к месту отпуска работника и обратно неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником) независимо от времени использования отпуска. На основании пп. 9 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежит налогообложению стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая налогоплательщиком лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с действующим законодательством, трудовыми договорами (контрактами), коллективными договорами. Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним, утвержден Постановлением СМ СССР от 10.11.1967 N 1029. Суммы, выплачиваемые при проведении выборов Подпункт 10 п. 1 ст. 238 НК РФ освобождает от обложения ЕСН суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, комиссиями референдума, а также из средств избирательных фондов кандидатов: - на должность Президента РФ; - в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ; - на должность в ином государственном органе субъекта РФ, предусмотренном Конституцией, уставом субъекта РФ и избираемом гражданами; - в депутаты представительного органа муниципального образования; - на должность главы муниципального образования или на иную должность, предусмотренную уставом муниципального образования и замещаемую посредством прямых выборов. Кроме того, налогообложению не подлежат суммы, выплаченные из средств избирательных фондов избирательных объединений, избирательных фондов региональных отделений политических партий, фондов референдума РФ, субъекта РФ и местного референдума за выполнение физическими лицами работы, непосредственно связанной с проведением избирательных кампаний, референдумов. В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательные комиссии субъектов РФ являются государственными органами, действуют на постоянной основе и относятся к юридическим лицам. Финансирование деятельности Центральной избирательной комиссии осуществляется за счет средств федерального бюджета, избирательной комиссии субъекта РФ - за счет федерального бюджета и бюджета субъекта РФ, территориальной избирательной комиссии, действующей на постоянной основе, - за счет местного бюджета, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, законом субъекта РФ, - также за счет средств соответственно федерального бюджета, бюджета субъекта РФ. Члену избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, освобожденному на период подготовки и проведения выборов, референдума от основной работы, дополнительная оплата труда производится за счет средств, выделенных на проведение выборов, референдума, в размерах и в порядке, установленных избирательной комиссией, комиссией референдума, на которую законом возложено руководство деятельностью нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума по подготовке и проведению выборов, референдума. Размер и порядок оплаты труда членов избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса за счет средств, выделенных из федерального бюджета, устанавливаются Центральной избирательной комиссией в соответствии с законодательством РФ. Как указано выше, избирательные комиссии действуют на постоянной основе и являются юридическими лицами. Председатель такой комиссии занимает свою должность на постоянной (штатной) основе. Член избирательной комиссии, действующей на постоянной основе, с правом решающего голоса может работать в ней на постоянной (штатной) основе. Указанным лицам, а также работникам комиссий устанавливается денежное содержание и, соответственно, на оплату их труда избирательные комиссии начисляют ЕСН в общеустановленном порядке. Членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, освобожденным на период подготовки и проведения выборов от основной работы, сохраняется средний заработок по месту работы за счет средств организации независимо от формы собственности. В этих случаях ЕСН, начисленный на средний заработок, уплачивается по месту основной работы. В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 238 гл. 24 НК РФ на суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, а также из средств избирательных фондов кандидатов за работу, непосредственно связанную с проведением избирательных кампаний, ЕСН не начисляется. Кроме того, им не облагаются доходы, получаемые физическими лицами (не состоящими в трудовых отношениях) от избирательных комиссий, а также из средств избирательных фондов кандидатов и избирательных фондов избирательных объединений за работу, непосредственно связанную с проведением избирательных кампаний. Стоимость форменной одежды и обмундирования Согласно ст. 221 ТК РФ работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, а также производимых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатно выдаются специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты в соответствии с нормами, утвержденными в порядке, определенном Правительством РФ (Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденные Постановлением Минтруда России от 18.12.1998 N 51). В соответствии с указанным Постановлением средства индивидуальной защиты считаются собственностью организации. Не подлежит обложению ЕСН стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам, обучающимся, воспитанникам в соответствии с законодательством РФ, а также госслужащим федеральных органов власти бесплатно или за частичную оплату и остающихся в личном постоянном пользовании (пп. 11 п. 1 ст. 238 НК РФ): - прокурорских работников - в соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации"; - работников лесного хозяйства; - сотрудников таможенных органов; - судебных приставов при исполнении служебных обязанностей - согласно Федеральному закону от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах"; - работников ведомственной охраны - на основании Федерального закона от 14.04.1999 N 77-ФЗ "О ведомственной охране"; - работников государственной службы карантина растений - в соответствии с Федеральным законом от 15.07.2000 N 99-ФЗ "О карантине растений"; - сотрудников милиции - согласно Закону РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции"; - должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, - в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Стоимость льгот по проезду Не подлежит налогообложению стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством РФ отдельным категориям работников, обучающихся, воспитанников. Такие льготы, например, установлены Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" - для обучающихся в федеральных образовательных учреждениях на бесплатный проезд на городском и пригородном транспорте, а также один раз в год - к месту жительства и обратно к месту учебы. Материальная помощь работникам бюджетной сферы В соответствии с пп. 15 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению суммы материальной помощи, не превышающие 3000 руб. на одно физическое лицо за налоговый период, которые выплачиваются физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми из средств бюджетов. Следует иметь в виду, что бюджетная система РФ состоит из бюджетов следующих уровней (ст. 10 БК РФ): - федеральный бюджет; - бюджеты государственных внебюджетных фондов; - бюджеты субъектов РФ; - бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; - местные бюджеты, в том числе бюджеты муниципальных районов, городских округов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; - бюджеты городских и сельских поселений. Все бюджетные учреждения управления, науки, здравоохранения, просвещения, культуры, социальной защиты населения и другие, созданные для защиты прав граждан и организаций и достижения общественных благ, являются организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов. Они должны пользоваться льготой, предусмотренной пп. 15 п. 1 ст. 238 НК РФ. Выплаты, не облагаемые в части взносов в ФСС В налоговую базу (в части суммы налога, подлежащей зачислению в ФСС) помимо выплат, указанных в п. 1 ст. 238 НК РФ, не включаются также любые вознаграждения, выплачиваемые работникам по договорам гражданско-правового характера, авторским договорам. Физическим лицам, заключившим с организациями указанные виды договоров, не оплачиваются пособия по временной нетрудоспособности и не производятся другие выплаты за счет средств ФСС. Выплаты организаций в пользу инвалидов Подпунктом 1 п. 1 ст. 239 НК РФ определено, что организации любых организационно-правовых форм освобождаются от уплаты налога с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 руб. на каждое физическое лицо, являющееся инвалидом I, II или III группы. Обратите внимание: речь в указанном пункте идет о физических лицах, а не о работниках предприятия. Таким образом, ЕСН не облагаются суммы, выплаченные не только по трудовым договорам, но и по договорам гражданско-правового характера и авторским договорам. Следует учитывать, что не предусмотрена льгота в отношении физических лиц, относящихся к особым категориям инвалидов, например инвалидов с детства, инвалидов ВОВ и других, если документами не подтверждается группа инвалидности таких лиц. Поскольку законодатель установил для организаций право на налоговую льготу, критерием для получения которой является группа инвалидности, необходимо подтверждать именно ее наличие. Иными словами, налогоплательщику необходимо получить от физического лица, являющегося инвалидом I, II или III группы, заверенную в установленном законодательством порядке копию справки, выданной учреждением медико-социальной экспертизы. Правомерность использования организациями указанной льготы подтверждается в случае представления с налоговой декларацией списка инвалидов, в котором указываются номера и даты выдачи справок учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающих факт установления инвалидности на каждого инвалида. Как поступить, если в течение налогового периода работник получает или с него снимается инвалидность? Глава 24 НК РФ не содержит специальных правил использования данной льготы в указанных случаях. Однако в связи с тем, что льгота устанавливается по выплатам, производимым инвалидам I, II или III группы, на момент получения дохода от налогоплательщика такое физическое лицо должно иметь статус инвалида соответствующей группы. Таким образом, по мнению автора, применение льготы в налоговом периоде начинается с того месяца, в котором физическому лицу установлена инвалидность, и заканчивается в месяце, следующем за месяцем, в котором срок инвалидности истекает. Л.Салина Эксперт журнала "Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение" Подписано в печать 20.03.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Бюджетный кодекс РФ - 2007 ("Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 4) Источник публикации "Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 4
Статья: Заполнение платежного поручения бюджетными учреждениями (Начало) ("Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 4) Источник публикации "Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 4



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.