Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Виды процедур списания безнадежных долгов по региональным и местным налогам и сборам ("Финансовое право", 2006, N 9)



"Финансовое право", 2006, N 9

ВИДЫ ПРОЦЕДУР СПИСАНИЯ БЕЗНАДЕЖНЫХ ДОЛГОВ

ПО РЕГИОНАЛЬНЫМ И МЕСТНЫМ НАЛОГАМ И СБОРАМ

Согласно ст. 59 НК РФ субъекты РФ и муниципальные образования самостоятельны в установлении процедуры списания безнадежных долгов по региональным и местным налогам и сборам. Большинство регионов воспользовалось данным полномочием и разработало собственный порядок списания безнадежных налоговых долгов. Однако 12.02.2001 было принято Постановление Правительства РФ N 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам". В п. 7 данного акта рекомендовано унифицировать процедуру списания применительно к федеральной. Некоторые регионы оценили данную рекомендацию как приказ и привели собственные порядки списания безнадежных налоговых долгов в соответствие с федеральным. При этом было утрачено множество положительных черт, имевшихся в этих процедурах. Поэтому представляется необходимым проанализировать действующие и ранее действовавшие процедуры списания безнадежных долгов по налогам и сборам субъектов РФ и муниципальных образований.

Для всестороннего изучения и научного осмысления данных процедур представляется необходимым их классифицировать. Специфика процедуры во многом определяется тем, какой орган реализует данный вид деятельности. Процедура всегда лишь оформляет юридическую деятельность, а способы и приемы ее осуществления во многом зависят от органа, ее реализующего (единоличный - коллегиальный, исполнительный - представительный и т.п.). Поэтому представляется, что наибольшую научную ценность будет представлять классификация по органу, принимающему решение о признании долга безнадежным и списании. По данному критерию действующие процедуры списания могут быть разделены на:

1) процедуру списания специально созданным органом;

2) процедуру списания уже существующими органами:

а) налоговыми;

б) финансовыми;

в) исполнительным органом власти общей компетенции;

г) представительным органом власти.

1. Процедура списания безнадежного налогового долга специально созданным органом

Специализированный орган по списанию безнадежных долгов в большинстве регионов создается в виде комиссии: комиссия по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины (г. Чита); комиссия по списанию безнадежных долгов (Читинская область, Кемеровская область, г. Кемерово); межведомственная комиссия по налоговой и социальной политике (г. Арсеньев); межведомственная комиссия по вопросам списания невозможных к взысканию долгов (Красноярский край); комиссия по рассмотрению вопросов о списании безнадежной к взысканию задолженности (Тюменская область); комиссия по рассмотрению вопросов о списании безнадежной недоимки и пени (Курская область).

Данные органы, как правило, имеют межведомственный характер и состоят из представителей различных исполнительных органов. Соответственно у них отсутствуют собственный аппарат, базы данных, то есть все то, что необходимо для принятия заявления налогоплательщика, его рассмотрения и вынесения обоснованного решения. Этим обусловлено то, что вышеуказанные комиссии вынуждены использовать ресурсы налоговых и финансовых органов. Можно выделить два основных варианта такого использования.

Первый вариант предполагает обращение инициатора списания с соответствующим заявлением либо в территориальные финансовые органы <1>, либо в территориальные налоговые органы <2>. Существовал ранее в Читинской области и смешанный порядок, при котором заявление подавалось в финансовый орган, направлявший его для проверки в налоговые инспекции <3>. Данные органы на основании имеющихся у них и представленных заявителем первичных документов и другой информации готовят мотивированное заключение о возможности признания долга безнадежным и списания.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Постановление Главы города от 16.10.2000 N 425 "О порядке признания и списания безнадежной к взысканию недоимки по местным налогам и сборам (а также пени)" // www.gmf.ru.

<2> Постановление губернатора Тюменской области от 27.03.2000 N 67 "О списании безнадежных долгов по региональным налогам и сборам" // www.gmf.ru.

<3> Постановление Главы администрации Читинской области от 08.04.1999 N 426 "Об утверждении порядка списания безнадежных долгов налогоплательщиков по региональным налогам и сборам" // www.gmf.ru.

Письменное заключение (ходатайство, представление) со всем пакетом документов затем направляется соответственно в финансовое или налоговое управление. Данные органы в свою очередь рассматривают представленные документы и на их основе готовят собственное заключение о списании долгов и направляют его в межведомственную комиссию <4>.

     
   ————————————————————————————————
   
<4> См., напр.: Постановление администрации Красноярского края от 16.07.2001 N 507-П (в ред. Постановления от 19.12.2002 N 425-П) "О порядке списания невозможных к взысканию долгов по региональным налогам и сборам и пеням" // Красноярский комсомолец. 2002. 25 декабря.

При втором варианте заявление подается непосредственно в комиссию <5>, направляющую полученные материалы для рассмотрения и вынесения мотивированного заключения о возможности списания в финансовые или налоговые органы, которые, рассмотрев представленные материалы, выносят свое заключение и направляют его в комиссию.

     
   ————————————————————————————————
   
<5> Постановление губернатора Курской области от 28.04.2000 N 282 "Об утверждении порядка списания безнадежной недоимки и пени по региональным налогам и сборам в части, зачисляемой в областной бюджет" // Курская правда. 2000. 13 мая.

Данная процедура сама по себе является весьма сложной и бюрократизированной, но в некоторых регионах ее еще более усложнили путем создания дополнительных комиссий в налоговых органах <6>. Данные комиссии создаются и на территориальном, и на региональном уровнях для рассмотрения заявлений о списании задолженности, подготовки соответствующего пакета документов и направления его для рассмотрения в вышестоящую комиссию либо в финансовый орган.

     
   ————————————————————————————————
   
<6> См., напр.: Постановление Главы муниципального образования г. Арсеньев Приморского края от 28.08.2000 N 456 "Об утверждении Положения о порядке списания безнадежных долгов по налогам и сборам, а также пеням, подлежащим зачислению в местный бюджет" // www.gmf.ru.

На основании полученных документов территориальные комиссии готовят предложения о возможности списания безнадежных долгов с последующим представлением данных материалов в региональную комиссию, которая готовит общее предложение о возможности и целесообразности списания безнадежных долгов и представляет его в финансовое управление. Последнее, рассмотрев представленные документы, выносит заключение о целесообразности списания безнадежных долгов и направляет его на рассмотрение межведомственной комиссии.

Представляется, что рассмотренная процедура излишне усложнена по двум причинам. Во-первых, создание комиссий в налоговых органах нецелесообразно, так как те же специалисты, которые в нее будут входить, в состоянии подготовить мотивированное заключение и без отрыва от работы. Во-вторых, рассмотрение материалов по списанию в региональной налоговой комиссии и в финансовом управлении является непродуктивными стадиями, так как не происходит дополнение материалов дела, а происходит повторное их рассмотрение. В этом случае роль межведомственной комиссии практически нивелируется в связи с тем, что до рассмотрения ею дела три компетентных органа уже вынесли свое мотивированное заключение о возможности и целесообразности списания данных долгов.

Межведомственный характер комиссии по списанию безнадежных долгов накладывает свой отпечаток на форму принятия решения данным органом. Как правило, его решение не имеет юридической силы и оформляется либо распоряжением главы администрации (правительства) <7>, либо постановлением администрации (правительства) <8>.

     
   ————————————————————————————————
   
<7> См., напр.: Постановление администрации Кемеровской области от 25.12.2000 N 113 "Об утверждении порядка списания безнадежных долгов по региональным налогам, сборам и пени"; Постановление губернатора Тюменской области от 27.03.2000 N 67 "О списании безнадежных долгов по региональным налогам и сборам" // www.gmf.ru.

<8> См., напр.: Постановление Главы муниципального образования г. Арсеньев Приморского края от 28.08.2000 N 456 "Об утверждении Положения о порядке списания безнадежных долгов по налогам и сборам, а также пеням, подлежащим зачислению в местный бюджет" // www.gmf.ru; Постановление губернатора Курской области от 28.04.2000 N 282 "Об утверждении порядка списания безнадежной недоимки и пени по региональным налогам и сборам в части, зачисляемой в областной бюджет" // Курская правда. 2000. 13 мая.

2. Процедуры списания существующими органами

Другим видом процедуры списания является процедура, в которой решение о признании долга безнадежным принимается уже существующим органом исполнительной или представительной власти, компетенция которого соответственно расширяется. Как правило, данная процедура оформляет деятельность органов исполнительной власти, но бывают и исключения.

2.1. Представительными.

Процедура списания в данных районах начинается с направления налоговым органом предложения о списании налогового долга либо непосредственно в представительный орган (Усть-Ишим), либо в специальную его комиссию по списанию безнадежной недоимки (Горьковск). Предложение должно содержать строго определенные сведения, и к нему должен быть приложен полный пакет необходимых документов. После принятия решение о списании направляется в налоговый орган для исполнения.

Существовал и компромиссный вариант данной процедуры, когда решение о списании уполномочены принимать и представительный, и исполнительный органы власти, в зависимости от суммы долга. В Новгороде решение принимает городская Дума, если общая сумма списываемой задолженности превышает 100 минимальных размеров оплаты труда в отношении организаций, 50 - в отношении индивидуальных предпринимателей, 20 - в отношении физических лиц. Если сумма долга меньше данного уровня, то он списывается распоряжением администрации города <9>.

     
   ————————————————————————————————
   
<9> Решение Новгородской городской Думы от 30.06.1999 N 688 "О порядке списания задолженности по налогам и сборам, признанной невозможной к взысканию" // http://region.adm.nov.ru.

Данная процедура также основывается на сведениях налоговых органов, которые в определенной форме направляются в комитет экономики и финансов администрации города, который в течение месяца со дня поступления материалов определяет целесообразность списания безнадежного долга и в зависимости от его суммы направляет свои предложения о списании либо в администрацию, либо в Думу. Затем в течение 10 дней с момента принятия соответствующего решения доводит до налоговых органов информацию о списании безнадежного долга.

2.2. Налоговыми.

Значительная часть субъектов РФ и муниципальных образований вслед за федеральными властями возложила полномочия по списанию безнадежных долгов на налоговые органы. При этом процедура принятия такого решения в различных регионах может отличаться. В одних она полностью идентична федеральной <10>, в других имеет свои особенности. В большинстве регионов решение о списании принимается территориальными налоговыми органами по согласованию с финансовым органом исполнительной власти <11>. При этом согласование может состоять либо в предварительном контроле, либо в периодическом представлении информации о списанной задолженности.

     
   ————————————————————————————————
   
<10> См., напр.: Постановление Главы администрации (губернатора) Читинской области от 20.02.2002 N 48 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по региональным налогам и сборам" // Азия - Экспресс. 2002. 7 марта.

<11> Постановление администрации г. Красноярска от 31.05.2001 N 306 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по местным налогам и сборам в бюджет города" // Городские новости. 2001. 8 июня; Постановление губернатора Тверской области от 12.04.2001 N 150 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по региональным налогам и сборам" // www.gmf.ru.

В одних регионах данное решение принимается городским налоговым органом, если сумма долга не превышает 20 млн руб. В отношении большего долга решение принимается по согласованию с органом исполнительной власти, как правило, в лице финансово-казначейского управления или экономического управления <12>. В других данный порог установлен в меньшем размере (например, в Новосибирской области он был снижен до 5 млн руб. <13>).

     
   ————————————————————————————————
   
<12> Постановление администрации г. Нижний Новгород от 11.04.2001 N 33 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по местным налогам и сборам"; Постановление Главы администрации Ульяновской области от 13.06.2001 N 86 "Об утверждении порядка признания безнадежной к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по региональным налогам и сборам" // www.gmf.ru.

<13> Постановление Главы администрации Новосибирской области от 21.11.2001 N 1109 "Об утверждении порядка признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по региональным налогам и сборам" // www.gmf.ru.

В Кемеровской области <14> также предусмотрено согласование решения территориального налогового органа о списании с исполнительным органом. Для согласования решения необходимо представить весь пакет документов, необходимых для списания, в департамент по доходам, который в течение 10 дней с этого момента готовит проект постановления администрации области о согласовании <15>. Данное постановление направляется налоговым органам в течение 10 дней с момента его принятия.

     
   ————————————————————————————————
   
<14> Постановление администрации Кемеровской области от 02.07.2001 N 66 (в ред. Постановления от 13.08.2001 N 79) "О порядке списания безнадежных долгов по региональным налогам и сборам" // www.mega.kemerovo.ru.

<15> См., напр.: Постановление администрации Кемеровской области от 22.01.2002 N 6 "О списании безнадежных долгов по региональным налогам и сборам" // www.gmf.ru; Решение Железногорской городской думы от 17.09.2002 N 285-2-РД "Об утверждении порядка признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням по местным налогам и сборам" // Железногорские новости. 2002. 10 октября.

2.3. Финансовыми.

Зачастую субъекты РФ и муниципальные образования возлагают бремя принятия такого решения на региональные и местные финансовые органы соответственно <16>. В некоторых регионах данные полномочия разделены между региональными и территориальными финансовыми органами. Так, в Хабаровском крае решение о списании принимается финансовым департаментом администрации края при общей сумме долга более 5 млн руб. и финансовым органом по месту налогового учета налогоплательщика при сумме долга менее данной суммы <17>. В большинстве случаев решение финансовых органов о списании имеет непосредственное действие и не требует дополнительного утверждения <18>. Но в отдельных регионах необходимо дополнительное утверждение решения финансового органа постановлением или распоряжением главы администрации <19>.

     
   ————————————————————————————————
   
<16> См., напр.: Постановление Главы г. Ставрополя от 07.09.2001 N 5039 "Об утверждении Порядка признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по местным налогам и сборам" // Вечерний Ставрополь. 2001. N 176.

<17> Постановление администрации Хабаровского края от 27.04.2001 N 162 "Об утверждении порядка списания задолженности по региональным налогам и сборам, а также начисленным пеням" // www.gmf.ru.

<18> См., напр.: Постановление Главы муниципального образования г. Уссурийск и Уссурийский район Приморского края от 17.08.2001 N 991 "Об утверждении Положения о порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по местным налогам и сборам" // www.gmf.ru.

<19> См., напр.: Распоряжение Главы администрации Оренбургской области от 20.11.2000 N 1262-р "О списании безнадежной задолженности по платежам в областной бюджет" // www.gmf.ru.

Финансовые органы не обладают необходимой базой данных для признания налогового долга безнадежным. Поэтому непременным участником данной процедуры является территориальный налоговый орган, который осуществляет прием заявлений о списании, сбор необходимых документов и направление на их основе мотивированного предложения в финансовый орган. В отдельных регионах заявления о списании принимают сами финансовые органы, если к ним приложены все документы, необходимые для принятия решения <20>.

     
   ————————————————————————————————
   
<20> См., напр.: Постановление Главы администрации г. Краснодара от 24.12.2002 N 2285 "Об утверждении Положения о порядке признания безнадежной к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по местным налогам и сборам, а также сумм налоговых санкций за нарушение законодательства РФ о налогах и сборах, которые до введение в действие НК РФ взимались в бесспорном порядке и по которым решение налогового органа было вынесено до 01.01.1999" // Краснодар. 2003. 10 янв.

В некоторых субъектах выполнение налоговым органом подготовительной функции осуществляется в специфической форме. Так, в Приморском крае были созданы комиссии при территориальных налоговых органах для подготовки предложений о списании невозможной к взысканию задолженности <21>. По результатам работы они направляют материалы с соответствующими предложениями в финансовое управление через региональные налоговые органы. После принятия решения оно через эти же инстанции возвращается в территориальный налоговый орган для исполнения.

     
   ————————————————————————————————
   
<21> Постановление губернатора Приморского края от 16.06.2000 N 454 "Об утверждении Положения о порядке списания безнадежных долгов по налогам и сборам, а также пеням, подлежащим зачислению в краевой бюджет" // www.gmf.ru.

В Иваново и Барнауле также предусмотрено создание комиссии при территориальных налоговых органах. Это обусловлено возложением на них дополнительной обязанности по проведению ежеквартальной инвентаризации сложившейся задолженности <22>. Результаты инвентаризации должны оформляться актом. В состав инвентаризационной комиссии включаются заместитель руководителя налогового органа, представители отделов учета и отчетности, государственной регистрации, по взысканию недоимки, юрист. Комиссия излагает свои предложения по списанию долгов конкретных налогоплательщиков в мотивированном заключении, которое с приложением соответствующих документов направляется в финансовый орган для принятия решения. После получения решения о списании налоговый орган его исполняет.

     
   ————————————————————————————————
   
<22> Постановление администрации г. Барнаул от 09.06.1999 N 848 "О порядке списания безнадежных долгов по налогам и сборам, поступающим в бюджет города"; Постановление администрации г. Иваново N 439 от 18.02.2003 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по местным налогам и сборам" // www.gmf.ru.

2.4. Исполнительными органами общей компетенции.

Некоторые регионы в данную процедуру вносят дополнительную стадию, наделяя правом принятия решения не финансовый орган, а администрацию <23>. Можно выделить несколько вариантов этой усложненной процедуры.

     
   ————————————————————————————————
   
<23> См. например: Решение Нововаршавского районного совета депутатов Омской области от 30.01.2001 N 9 "Об утверждении Положения о порядке списания безнадежных долгов по местным налогам и сборам" // www.gmf.ru.

Первый вариант предусматривает обращение инициатора с заявлением в территориальные налоговые органы, которые осуществляют сбор пакета документов, необходимых для принятия решения о списании, и направление его непосредственно или через региональные налоговые органы, дающие свое заключение, в финансовый орган. Он рассматривает материалы (представление) и готовит проект распоряжения (постановления) администрации. В случае принятия решения о списании оно направляется налоговым органам для исполнения <24>.

     
   ————————————————————————————————
   
<24> См., напр.: Постановление администрации Алтайского края от 21.12.1999 N 887 "О порядке списания невозможной к взысканию недоимки по региональным налогам и сборам в краевой бюджет, а также пени" // Сборник законодательства Алтайского края. 1999. N 44. Ст. 64.

Второй вариант предполагает участие вместо финансового органа специально созданного или уже существующего межведомственного органа, как правило, комиссии. Так, в Краснодарском крае балансовая комиссия администрации на основе материалов налоговых органов либо вносит предложение главе администрации о списании, либо принимает решение об отказе в списании <25>.

     
   ————————————————————————————————
   
<25> Постановление Главы администрации Краснодарского края от 03.11.2000 N 829 "О списании безнадежной задолженности по региональным налогам, сборам и пеням" // www.gmf.ru.

Третий вариант предусматривает непосредственное обращение инициатора списания в финансовый орган. При этом на заявителе лежит бремя представления документов, необходимых для принятия решения. В случае достаточности представленных документов финансовый орган готовит проект постановления главы исполнительной власти, которое после подписания направляется в налоговые органы для исполнения <26>.

     
   ————————————————————————————————
   
<26> Постановление администрации г. Астрахань от 10.08.2000 N 2596 "Об утверждении порядка списания безнадежных долгов по местным налогам и сборам в городской бюджет" // http://www.nalog.astrakhan-region.ru.

В заключение хотелось бы отметить, что действующий порядок списания безнадежных долгов по федеральным налогам и сборам, по мнению большинства юристов, далек от совершенства и нуждается в серьезной доработке. Возможно, представленный анализ региональных и местных процедур будет для этого полезен.

А.В.Красюков

К. ю. н.,

преподаватель

кафедры финансового права

юридического факультета ВГУ

Подписано в печать

03.08.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Налогообложение недвижимости, находящейся не по месту регистрации организации ("Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 4)
Процессуальные аспекты принудительного исполнения налоговой обязанности ("Финансовое право", 2006, N 9)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.