Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Порядок составления сметы доходов и расходов в бюджетном учреждении ("Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 6)



"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 6

ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ СМЕТЫ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ

В БЮДЖЕТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Смета бюджетного учреждения - это документ, определяющий объем, целевое направление и поквартальное распределение бюджетных ассигнований на расходы учреждения. Бюджетные учреждения, к которым, в частности, относятся и силовые органы, расходуют выделенные им бюджетные ассигнования в соответствии с утвержденной главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств сметой доходов и расходов. Данная статья посвящена порядку составления смет доходов и расходов, их утверждению и изменению.

Согласно п. 3 ст. 161 БК РФ в смете доходов и расходов отражаются все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от предпринимательской деятельности, в том числе и от оказания платных услуг. Таким образом, бюджетное учреждение отдельно составляет смету доходов и расходов по бюджетной деятельности, по деятельности, приносящей доход, и по средствам, полученным из государственных внебюджетных фондов (средствам ФОМС). Как правило, бюджетные учреждения, относящиеся к силовым министерствам и ведомствам, не получают денежные средства от государственных внебюджетных фондов, поэтому и смету доходов и расходов по таким средствам им составлять нет необходимости.

Рассмотрим порядок составления сметы доходов и расходов по уставной (бюджетной) деятельности.

Смета по бюджетной деятельности

Механизм составления сметы доходов и расходов по бюджетной деятельности несложен. В соответствии со ст. 221 БК РФ в течение 10 дней со дня получения уведомления о бюджетных ассигнованиях бюджетное учреждение обязано составить и представить на утверждение вышестоящего распорядителя бюджетных средств смету доходов и расходов по установленной форме. В течение 5 дней со дня представления бюджетным учреждением сметы главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств ее утверждает. Смета доходов и расходов бюджетного учреждения, являющегося главным распорядителем бюджетных средств, утверждается руководителем главного распорядителя бюджетных средств.

Таким образом, смета доходов и расходов дублирует выделенные бюджетополучателю бюджетные ассигнования, не отражая его реальных потребностей в бюджетных ресурсах по тому или иному виду экономической классификации расходов бюджета. Принимая во внимание то, что согласно Концепции реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004 - 2006 гг., которая была утверждена Постановлением Правительства РФ от 22.05.2004 N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов", средства бюджета должны расходоваться эффективно и результативно. Такой порядок составления сметы доходов и расходов препятствует отражению действительной потребности получателей бюджетных средств в бюджетных ресурсах и эффективному расходованию бюджетных средств.

По моему мнению, смета доходов и расходов должна отражать объем необходимых бюджетному учреждению в текущем финансовом году бюджетных ресурсов, вне зависимости от того, соответствуют ли эти расходы выделенным бюджетным ассигнованиям. Составленная таким образом смета расходов позволит главному распорядителю скорректировать объем бюджетных ассигнований в разрезе статей бюджетной классификации в начале финансового года и будет способствовать их рациональному расходованию.

На сегодняшний день соответствие реальной потребности в бюджетных ресурсах и объема выделенных бюджетных ассигнований достигается путем внесения корректировок в первоначально доведенный объем бюджетных ассигнований. Так, получатель бюджетных средств направляет своему главному распорядителю (распорядителю) мотивированную просьбу о перераспределении бюджетных ассигнований между статьями бюджетный классификации (в соответствии с возникшей потребностью) или о выделении дополнительных ресурсов по определенной статье бюджетной классификации. В случае если главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств удовлетворит просьбу, в смету доходов и расходов бюджетного учреждения вносятся соответствующие изменения (п. 6 ст. 158 БК РФ).

Доводя до подведомственных ему получателей бюджетных средств в начале года объем бюджетных ассигнований, главный распорядитель бюджетных средств ориентируется не только на объем выделенных ему из бюджета ресурсов, но и на проекты сметы доходов и расходов, составленные каждым получателем бюджетных средств в прошлом году. Проект сметы доходов и расходов - заявка, которая составляется бюджетным учреждением на очередной финансовый год и рассчитывается исходя из прогнозируемых объемов предоставления государственных или муниципальных услуг и установленных нормативов финансовых затрат на их предоставление, а также с учетом исполнения сметы доходов и расходов отчетного периода. В ходе составления проекта сметы тщательно проверяются основные показатели работы учреждения, целесообразность включаемых в смету расходов, установленные нормы и режим экономии бюджетных средств. Сроки составления и представления проекта сметы доходов и расходов по бюджетной деятельности в зависимости от ведомства различны. Так, проекты сметы доходов и расходов на следующий финансовый год учреждения, относящиеся к силовым министерствам и ведомствам, представляют, как правило, в марте - апреле текущего финансового года. Очевидно, что при таком длительном временном отрыве предусмотреть в проекте реальную потребность учреждения в финансовых ресурсах очень сложно. Поэтому на практике возникает несоответствие сметы и ее проекта фактическому расходу бюджетных ресурсов.

Порядок составления проекта сметы доходов и расходов

Главный распорядитель бюджетных средств доводит до подведомственных ему бюджетных учреждений письмо, в котором сообщает, в какие сроки и в какой форме ими должен быть составлен и представлен проект сметы доходов и расходов. В этом финансовом году до многих бюджетных учреждений главные распорядители доводили электронную версию табличных форм проекта сметы. Прежде при составлении проекта сметы его табличные формы составлялись бюджетными учреждениями самостоятельно согласно представленным в письме главного распорядителя образцам.

Проект сметы доходов и расходов составляется в разрезе статей бюджетной классификации. Причем необходимость в финансовых ресурсах по каждой статье обосновывается расчетным путем. Данные расчета потребностей в финансовых ресурсах, как правило, остаются у бюджетного учреждения, а до главного распорядителя бюджетных средств доводятся лишь конечные цифры.

Рассмотрим порядок составления проекта сметы доходов и расходов по основным статьям бюджетной классификации.

Подстатья 211 "Заработная плата"

В ней планируются расходы по оплате труда в соответствии с законодательством о государственной (муниципальной) службе и трудовым законодательством РФ. Рассчитывая необходимый объем денежных средств по этой статье, как правило, используют:

1. Штатное расписание, утвержденное вышестоящей организацией, в котором указан полный перечень должностей, размеры окладов, количество ставок по каждой должности.

2. Данные о размере районных коэффициентов.

3. Нормативный акт (акты), регламентирующий размер окладов, надбавок, премий, материальной помощи.

Подстатья 212 "Прочие выплаты"

По этой подстатье планируются расходы учреждения на дополнительные выплаты и компенсации согласно законодательству РФ и условиям трудового договора. При расчете используют:

1. Штатное расписание, утвержденное вышестоящей организацией, которое необходимо для установления количества лиц, которым выплачиваются дополнительные выплаты и компенсации.

2. Нормативный акт (акты), регламентирующий размер и порядок выплаты компенсаций.

3. Фактическое количество работников, которые берут внаем жилые помещения и которым согласно действующему законодательству положена компенсация расходов по найму.

4. План повышения квалификации, данные о среднегодовом количестве командировок и их продолжительности (в части расчета суточных при командировках).

5. Данные о лицах, находящихся в отпуске по уходу за ребенком по достижении им 3-летнего возраста.

Подстатья 213 "Начисления на оплату труда"

В этой подстатье указываются расходы на уплату учреждением единого социального налога в соответствии с налоговым законодательством РФ, а также взносов по страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. При определении расходов по данной подстатье необходимо руководствоваться гл. 24 "Единый социальный налог" НК РФ и Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 184. Для расчета суммы данных расходов фонд оплаты труда умножается на установленную ставку:

- 26% - единый социальный налог;

- 0,2 - 8,5% - страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев.

Подстатья 221 "Услуги связи"

Здесь планируются расходы на оплату услуг связи в целях обеспечения собственных нужд учреждения. Размер расходов определяется исходя из заключенных договоров. При определении суммы средств для данной подстатьи учитываются:

1. Размер абонентской платы за один телефон и пользование Интернетом, стоимость радиоточки, стоимость одного почтового отправления, стоимость конвертов и знаков почтовой оплаты.

2. Количество телефонных точек, радиоточек, среднегодовое количество почтовых отправлений.

3. Сведения о сложившихся расходах по услугам междугородней телефонной связи, почтовых услугах.

4. Количество аппаратов мобильной связи, оплачиваемых учреждением (с учетом норм обеспечения материальными ценностями), размер платы за мобильные переговоры в соответствии с распорядительным документом.

Подстатья 222 "Транспортные услуги"

В ней планируют расходы на оплату транспортных услуг. Основным направлением расходов, как правило, является оплата проезда при служебных командировках и расходы по доставке нефинансовых активов. При определении расходов по этой подстатье ЭКР используют:

1. План повышения квалификации, данные о среднегодовом количестве командировок (в части стоимости проезда от места работы до места командировки).

2. Стоимость проезда до пункта командирования и обратно.

3. Стоимость постельных принадлежностей, не включенных в стоимость билетов.

4. Данные о среднегодовых расходах по найму транспорта.

5. Стоимость услуг по найму специализированного автотранспорта для доставки денежной наличности до кассы учреждения в дни выдачи заработной платы.

Подстатья 223 "Коммунальные услуги"

По этой статье показываются расходы учреждения по оплате договоров на оказание коммунальных услуг исходя из:

- сведений о среднемесячной потребности в энергетических ресурсах (электро-, теплоэнергии, газе) и воде в натуральном выражении;

- данных о тарифах на коммунальные услуги, в том числе об оплате транспортировки газа по газораспределительным сетям и снабженческо-сбытовых услуг.

Подстатья 224 "Арендная плата за пользование имуществом"

При расчете объема средств по данной подстатье следует принять во внимание:

1. Количество арендуемых зданий и сооружений.

2. Площади арендуемых помещений.

3. Ставки арендной платы, утвержденные Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (если арендуется федеральная собственность) или местным органом власти (если арендуется муниципальная собственность).

Подстатья 225 "Услуги по содержанию имущества"

В силу того что по этой подстатье планируются расходы учреждения по оплате договоров на оказание услуг, связанных с содержанием нефинансовых активов, находящихся как в оперативном управлении, так и в аренде, при определении необходимого объема финансовых ресурсов по этой статье используют:

1. План капитального, текущего ремонта зданий и сооружений (составляется на основании актов технического состояния зданий и сооружений, дефектных ведомостей, сметных расчетов), в котором учтены нормативные сроки проведения разных видов ремонтов.

2. План ремонта коммунальных систем.

3. Количество легковых автомобилей и их эксплуатационные характеристики.

4. Расчет стоимости технического обслуживания одного автомобиля в год.

5. Среднегодовую стоимость работ по текущему ремонту автомобиля.

6. Среднегодовой расход денежных средств на профилактику и заправку оргтехники.

7. Расчет стоимости услуг по техническому обслуживанию, наладке, эксплуатации охранной и пожарной сигнализации, локальных вычислительных сетей.

8. План проведения капитального и текущего ремонта нефинансовых активов.

Подстатья 226 "Прочие услуги"

При определении объема расходов по этой подстатье ЭКР применяются:

1. Расчет оплаты проживания командированных сотрудников (расчет производится путем использования плана повышения квалификации и данных о среднегодовом количестве командировок).

2. Расчет платежей по автогражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с действующим законодательством (для расчета берутся данные о количестве автомобилей и мощности их двигателей).

3. Расчет расходов по монтажу локальных вычислительных сетей, информационному обслуживанию учреждений.

4. Расчет среднегодовой стоимости услуг по вневедомственной охране.

5. Расчет среднегодовой стоимости подписки на периодическую литературу.

6. Расчет потребности в бланках трудовых книжек и вкладышей в них.

7. План мероприятий по повышению квалификации работников.

8. План мероприятий в рамках текущей деятельности (проведение выездных семинаров и др.).

Подстатья 290 "Прочие расходы"

Основным направлением планирования расходов по этой подстатье является расчет расходов на уплату налогов, пошлин, лицензий, разного рода платежей и сборов в бюджеты всех уровней, включаемые в состав расходов учреждения. Так, при составлении проекта сметы доходов и расходов в расчет принимается сумма налогов, уплаченная за предыдущий налоговый период, а также учитываются все изменения, произошедшие в налоговом законодательстве.

Статья 310 "Увеличение стоимости основных средств"

Здесь отражают расходы учреждения по оплате договоров на приобретение, строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, модернизацию объектов основных средств. При составлении проекта сметы доходов и расходов по этой статье ЭКР расчет данных расходов целесообразно производить отдельно по приобретению основных средств, их реконструкции и техническому перевооружению. При этом используются:

1. Нормы обеспечения основными средствами (утверждены главным распорядителем) и сведения о фактической обеспеченности учреждения основными средствами.

2. Расчет потребности в периодических изданиях, приобретаемых для библиотечного фонда.

2. Сведения о ценах на объекты основных средств.

3. План капитальных вложений (как правило, главные распорядители устанавливают порядок обоснования необходимости и планирования капитальных вложений).

Подстатья 320 "Увеличение стоимости нематериальных активов"

В ней показывают расходы учреждения по оплате договоров на приобретение или создание подрядным способом объектов, относящихся к нематериальным активам. Объем расходов по этой подстатье ЭКР рассчитывается исходя из:

- сведений о потребности в объектах нематериальных активов;

- сведений о ценах на объекты нематериальных активов.

Подстатья 340 "Увеличение стоимости материальных

запасов"

По этой подстатье ЭКР планируются расходы учреждения по оплате договоров на приобретение материальных запасов. Рассчитывая необходимый объем денежных средств по этой подстатье, как правило, учитывают:

1. Нормы обеспечения материальными запасами (утверждены главным распорядителем).

2. Данные о количестве автотранспортных средств, утвержденных нормами пробега и расхода ГСМ.

3. Данные о стоимости ГСМ.

4. Средние данные о количестве и цене запчастей, используемых в год для одного автомобиля.

5. Данные о годовой потребности в канцтоварах, бумаге, картриджах, хозтоварах и т.п., стоимости единицы материалов.

6. Сведения о потребности в котельно-печном топливе, стоимости топлива.

7. Данные о среднем расходе картриджей, запасных частей к оргтехнике.

8. Данные по иным сложившимся в учреждении направлениям расходов, отражаемых по подстатье 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" ЭКР.

Несмотря на то что еще в 2004 г. Концепцией реформирования бюджетного процесса был выявлен ряд недостатков данной системы планирования, она применяется до сих пор. Согласно Концепции к недостаткам действующей системы планирования можно отнести:

- непрозрачность планирования;

- затратный принцип (планирование расходов осуществляется согласно сложившемуся уровню расходов в периоде, который предшествует плановому);

- отсутствие оперативного механизма в обоснованном изменении плановых показателей.

Таким образом, цифры, получаемые при составлении проекта сметы доходов и расходов, являются приблизительными и не отражают реальной потребности бюджетного учреждения в бюджетных ресурсах. В приведенной ниже таблице отражен результат планирования одного из бюджетных учреждений силовых органов. За анализируемый период взят 2004 г., поскольку механизм составления проекта сметы доходов и расходов остался прежним.

     
   ——————————————————T———————T——————————T——————————————T———————————T——————————————T———————————T———————————————T—————————————¬
   |Предметная статья| Код по|  Проект  |     Объем    |   Объем   |  Абсолютное  | Абсолютное| Относительное |Относительное|
   |                 |  КПС  |   сметы  |  выделенного |фактических|  отклонение  | отклонение|   отклонение  |  отклонение |
   |                 |       | расходов |финансирования|  расходов |    проекта   |  проекта  | проекта сметы | фактических |
   |                 |       |          |              |           |   сметы от   |  сметы от |   от объема   |  расходов к |
   |                 |       |          |              |           |    объема    |   объема  |  доведенного  |проекту сметы|
   |                 |       |          |              |           |  доведенного |фактических|финансирования,| расходов, % |
   |                 |       |          |              |           |финансирования|  расходов |   % (гр. 3 /  |   (гр. 3 /  |
   |                 |       |          |              |           |   (гр. 3 —   |  (гр. 3 — | гр. 4 х 100%) |гр. 5 х 100%)|
   |                 |       |          |              |           |     гр. 4)   |   гр. 5)  |               |             |
   +—————————————————+———————+——————————+——————————————+———————————+——————————————+———————————+———————————————+—————————————+
   |        1        |   2   |     3    |       4      |     5     |       6      |     7     |       8       |      9      |
   +—————————————————+———————+——————————+——————————————+———————————+——————————————+———————————+———————————————+—————————————+
   |Текущие расходы  | 100000|157 613,10|   79 216,53  |  90 184,04|    78 396,6  |  67 429,1 |     199,0     |    174,77   |
   +—————————————————+———————+——————————+——————————————+———————————+——————————————+———————————+———————————————+—————————————+
   |Оплата труда     | 110110|  4 193,90|    6 779,60  |   6 779,66|    —2 585,7  |   2 585,8 |      61,9     |     61,86   |
   |гражданских      |       |          |              |           |              |           |               |             |
   |служащих         |       |          |              |           |              |           |               |             |
   +—————————————————+———————+——————————+——————————————+———————————+——————————————+———————————+———————————————+—————————————+
   |Начисления на    | 110200|  1 504,10|    2 427,10  |   2 404,94|      —923,0  |    —900,8 |      62,0     |     62,54   |
   |оплату труда     |       |          |              |           |              |           |               |             |
   |(единый          |       |          |              |           |              |           |               |             |
   |социальный налог |       |          |              |           |              |           |               |             |
   |(взнос), включая |       |          |              |           |              |           |               |             |
   |тарифы на        |       |          |              |           |              |           |               |             |
   |обязательное мед.|       |          |              |           |              |           |               |             |
   |страхование от   |       |          |              |           |              |           |               |             |
   |несчастных       |       |          |              |           |              |           |               |             |
   |случаев на       |       |          |              |           |              |           |               |             |
   |производстве и   |       |          |              |           |              |           |               |             |
   |проф.            |       |          |              |           |              |           |               |             |
   |заболеваний)     |       |          |              |           |              |           |               |             |
   +—————————————————+———————+——————————+——————————————+———————————+——————————————+———————————+———————————————+—————————————+
   |Приобретение     | 110300| 33 448,00|    4 518,80  |   5 067,01|    28 929,2  |  28 381,0 |     740,2     |    660,11   |
   |предметов        |       |          |              |           |              |           |               |             |
   |снабжения и      |       |          |              |           |              |           |               |             |
   |расходных        |       |          |              |           |              |           |               |             |
   |материалов       |       |          |              |           |              |           |               |             |
   +—————————————————+———————+——————————+——————————————+———————————+——————————————+———————————+———————————————+—————————————+
   |Командировки и   | 110400|    918,10|      452,50  |     341,89|       465,6  |     576,2 |     202,9     |    268,54   |
   |служебные        |       |          |              |           |              |           |               |             |
   |разъезды         |       |          |              |           |              |           |               |             |
   +—————————————————+———————+——————————+——————————————+———————————+——————————————+———————————+———————————————+—————————————+
   |Транспортные     | 110500|  2 354,00|      828,31  |     822,75|     1 525,7  |   1 531,3 |     284,2     |    286,11   |
   |услуги           |       |          |              |           |              |           |               |             |
   +—————————————————+———————+——————————+——————————————+———————————+——————————————+———————————+———————————————+—————————————+
   |Оплата услуг     | 110600|  6 654,40|    6 654,60  |   6 635,66|        —0,2  |      18,7 |     100,0     |    100,28   |
   |связи            |       |          |              |           |              |           |               |             |
   +—————————————————+———————+——————————+——————————————+———————————+——————————————+———————————+———————————————+—————————————+
   |Оплата           | 110700| 22 220,10|   13 315,30  |  13 409,04|     8 904,8  |   8 811,1 |     166,9     |    165,71   |
   |коммунальных     |       |          |              |           |              |           |               |             |
   |услуг            |       |          |              |           |              |           |               |             |
   +—————————————————+———————+——————————+——————————————+———————————+——————————————+———————————+———————————————+—————————————+
   |Прочие текущие   | 111000| 63 479,70|   22 313,32  |  32 816,08|    41 166,4  |  30 663,6 |     284,5     |    193,44   |
   |расходы на       |       |          |              |           |              |           |               |             |
   |закупку товаров и|       |          |              |           |              |           |               |             |
   |оплату услуг     |       |          |              |           |              |           |               |             |
   +—————————————————+———————+——————————+——————————————+———————————+——————————————+———————————+———————————————+—————————————+
   |Субвенции,       | 130000| 22 840,80|   21 927,00  |  21 907,01|       913,8  |     933,8 |     104,2     |    104,26   |
   |субсидии и       |       |          |              |           |              |           |               |             |
   |текущие          |       |          |              |           |              |           |               |             |
   |трансферты       |       |          |              |           |              |           |               |             |
   +—————————————————+———————+——————————+——————————————+———————————+——————————————+———————————+———————————————+—————————————+
   |Капитальные      | 200000| 62 789,10|   17 451,60  |  20 774,20|    45 337,5  |  42 014,9 |     359,8     |    302,25   |
   |расходы          |       |          |              |           |              |           |               |             |
   +—————————————————+———————+——————————+——————————————+———————————+——————————————+———————————+———————————————+—————————————+
   |Капитальные      | 240000| 58 962,00|   17 451,60  |  20 774,20|    41 510,4  |  38 187,8 |     337,9     |    283,82   |
   |вложения в       |       |          |              |           |              |           |               |             |
   |основные фонды   |       |          |              |           |              |           |               |             |
   +—————————————————+———————+——————————+——————————————+———————————+——————————————+———————————+———————————————+—————————————+
   |Приобретение     | 260000|  3 827,10|        0,00  |       0,00|     3 827,1  |   3 827,1 |       —       |      —      |
   |земли,           |       |          |              |           |              |           |               |             |
   |нематериальных   |       |          |              |           |              |           |               |             |
   |активов, других  |       |          |              |           |              |           |               |             |
   |активов          |       |          |              |           |              |           |               |             |
   +—————————————————+———————+——————————+——————————————+———————————+——————————————+———————————+———————————————+—————————————+
   |Итого расходов   | 800000|220 402,20|   96 668,13  | 110 958,24|   123 734,1  | 109 444,0 |     228,0     |    198,64   |
   L—————————————————+———————+——————————+——————————————+———————————+——————————————+———————————+———————————————+——————————————
   

Из таблицы видно, что только по одной ст. 110600 "Оплата услуг связи" ЭКР фактически выделенный объем бюджетного финансирования почти соответствует запланированному объему расходов. По остальным статьям ЭКР данные, представленные в проекте сметы, и выделенный объем финансирования значительно различаются. Общий объем запланированных расходов в 2004 г. (в соответствии с проектом сметы расходов) превышает выделенный объем финансирования на 123 734,10 тыс. руб., или 228%. Объем фактически произведенных расходов также не соответствует проекту сметы расходов, поскольку бюджетополучатели расходуют бюджетные ресурсы в соответствии с выделенными им бюджетными ассигнованиями. Так, проект сметы расходов в 2004 г. превышает фактически произведенные расходы на 109 444,0 тыс. руб., или 198,64%. Несоответствие фактически выделенных и произведенных расходов запланированным препятствует достижению поставленных целей и задач в бюджетном учете.

По нашему мнению, должен быть разработан гибкий механизм увеличения и уменьшения бюджетных ассигнований в течение финансового года, изменение которых будет зависеть от реальных потребностей бюджетополучателей в финансовых ресурсах. В действующем на сегодняшний день механизме распределения и перераспределения бюджетных ресурсов проекты сметы расходов играют незначительную роль. Сопоставление фактических расходов бюджетного учреждения с объемом доведенного финансирования и проектом сметы расходов подтверждает сделанный нами вывод.

Поскольку из таблицы следует, что фактические расходы соответствуют объему бюджетных ассигнований, а не проекту сметы расходов, указанное соответствие закономерно, так как бюджетополучатели расходуют бюджетные средства строго по тем направлениям, по которым они им были выделены. Расходование бюджетных средств не по назначению (вопреки представленным бюджетополучателю лимитам бюджетных обязательств) будет расценено контрольными органами как нецелевое использование бюджетных средств.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что направления расходования бюджетных средств в первую очередь координируют Министерство финансов РФ и главные распорядители, а не бюджетополучатели, что, на наш взгляд, не способствует эффективному расходованию бюджетных ресурсов.

С целью совершенствования механизма планирования на уровне главных распорядителей Минфин России в 2005 г. издал Письмо от 27.06.2005 N 02-02-14/2010, в котором определил порядок нормативно-методического обоснования расходных обязательств на 2007 - 2008 гг. со ссылками на нормативно-правовые акты, законы и договоры, которые составляют основу расходов. В этом Письме предлагаются следующие методы расчета объема расходных обязательств на 2007 - 2008 гг.:

Первый - нормативный метод - предусматривает определение объема расходов по формуле:

РО = n1 х К1 + n2 х К2 + ..., где:

РО - объем расходов;

n1, n2... - нормативы расходов на одного условного носителя расходного обязательства;

K1, K2... - планируемое (прогнозируемое) число условных носителей расходного обязательства (единиц) в соответствующем году.

В пояснительной записке раскрывается порядок расчета нормативов.

Второй - метод индексации - предусматривает определение расходов по формуле:

РО = t1 х R1 + t2 х R2 + ..., где:

РО - объем расходов;

t1, t2... - коэффициенты увеличения (индексации) объема расходов в соответствующем году планового периода по сравнению с базовым годом;

R1, R2... - объем расходов, представленный в 2006 г.

Третий - плановый метод. В Письме Минфина отсутствует формулировка данного метода, но предполагается, что он предусматривает использование в расчетах объемных (натуральных) показателей, пошаговое планирование, основанное на детальной проработке всех сторон деятельности учреждения.

Четвертый - иной метод.

На наш взгляд, было бы вполне логично, если бы и бюджетные учреждения, составляя проект сметы доходов и расходов, использовали бы указанные методы и, кроме того, составляли бы проект сметы в разрезе действующих и принимаемых обязательств.

Смета доходов и расходов по внебюджетной деятельности

Согласно ст. 106 Федерального закона от 26.12.2005 N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" средства в валюте РФ, полученные федеральными учреждениями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, учитываются на лицевых счетах, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, и расходуются федеральными учреждениями в соответствии со сметами доходов и расходов, утвержденными в порядке, определяемом главными распорядителями средств федерального бюджета.

Кроме того, право устанавливать порядок утверждения смет доходов и расходов передано главным распорядителям Приказом N 46н <1>. С целью реализации порядка учета операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, утвержденного Приказом N 46н, Минфин выпустил Письмо от 12.11.2001 N 3-01-01/12-333 "О порядке реализации Приказа Минфина России от 21.06.2001 N 46н бюджетными организациями", которое устанавливает правила составления сметы доходов и расходов по внебюджетной деятельности. Согласно данному Письму смета доходов и расходов по внебюджетным средствам составляется на текущий финансовый год в соответствии с разрешением главного распорядителя, распорядителя на открытие лицевого счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Причем в доходной части сметы указываются все ожидаемые в текущем финансовом году поступления денежных средств по всем источникам образования внебюджетных средств с учетом остатка средств на начало года. В свою очередь, в расходной части сметы показываются предполагаемые направления расходования внебюджетных средств по подстатьям ЭКР. Расчет данной части сметы аналогичен порядку составления проекта сметы по бюджетной деятельности. Отметим, что жесткая привязка подстатей экономической классификации расходов к конкретным кодам экономической классификации доходов при составлении сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам отсутствует.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Приказ Минфина России от 21.06.2004 N 46н "О порядке открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств федерального бюджета, финансируемых на основании смет доходов и расходов".

Смету доходов и расходов по внебюджетной деятельности утверждает главный распорядитель бюджетных средств. Один ее экземпляр направляется в орган Федерального казначейства.

При необходимости в течение финансового года учреждение может вносить уточнения в смету доходов и расходов. Порядок внесения изменений устанавливает главный распорядитель средств федерального бюджета. Как правило, при внесении изменений в смету составляется уточненная смета, которая утверждается руководителем как бюджетного учреждения, так и главного распорядителя бюджетных средств. Уточненная смета доходов и расходов по внебюджетной деятельности также представляется в орган Федерального казначейства.

Т.Сильвестрова

Зам. главного редактора

журнала "Бюджетные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Подписано в печать

23.05.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
В каких случаях бюджетное учреждение здравоохранения может использовать факсимильное воспроизведение подписи, а в каких нет? ("Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 6) >
Надбавки за допуск к государственной тайне ("Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 6)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.