Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Закон о федеральном бюджете на 2006 г. и другие нормативно-правовые акты о платежах за пользование природными ресурсами ("Финансовые и бухгалтерские консультации", 2006, N 3)



"Финансовые и бухгалтерские консультации", 2006, N 3

ЗАКОН О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2006 Г.

И ДРУГИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ

О ПЛАТЕЖАХ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ

В 2005 г. было принято несколько законодательных актов, корректирующих порядок исчисления, взимания и контроля за поступлением некоторых налогов, сборов и других платежей за пользование природными ресурсами. К числу этих актов относится и основной финансовый документ РФ - Федеральный закон от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" (далее - Закон о федеральном бюджете на 2006 г.), который содержит нормы об индексации ставок отдельных видов ресурсных платежей. В этом Законе также указаны администраторы доходов федерального бюджета, в том числе доходов, поступающих в виде ресурсных платежей.

К таким администраторам относятся:

- Федеральная налоговая служба (ФНС России);

- Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор);

- Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра);

- Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз);

- Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы);

- Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство);

- Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации (Минпромэнерго России).

Рассмотрим особенности исчисления и администрирования отдельных видов ресурсных платежей в связи с принятием новых нормативно-правовых актов.

Налог на добычу полезных ископаемых

Поступления в федеральный бюджет налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на 2006 г. предусмотрены в размере 731,6 млрд руб., что больше законодательно утвержденной на 2005 г. суммы на 266,6 млрд руб., или на 57,3%, а по сравнению с ожидаемым поступлением налога в 2005 г. меньше на 80,8 млрд руб., или на 9,9%.

Еще на стадии рассмотрения проекта закона "О федеральном бюджете на 2006 год" Счетной палатой Российской Федерации и Государственной Думой было обращено внимание, что Минфин России не привел обоснования величины облагаемого объема добычи в стоимостном выражении добытого полезного ископаемого по видам полезных ископаемых, не являющихся углеводородным сырьем. А группировка добытых полезных ископаемых, используемая в представленных расчетах, не позволяла сопоставить данные о планируемой на 2006 г. налоговой базе с информацией, содержащейся в отчетности Федеральной налоговой службы за истекший период, а также с изложенными в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2006 г. данными об объеме добычи продукции, облагаемой НДПИ. Поэтому фактические суммы НДПИ, собранные в 2006 г., могут значительно отличаться от запланированных.

Далее рассмотрим вопрос о возможных изменениях в порядке исчисления и уплаты НДПИ. Заметим, что в последние несколько лет предлагалось по-разному совершенствовать НДПИ. Как правило, все эти предложения были связаны с установлением новых подходов к расчетам размеров налога на добычу только углеводородов. Рассматривались возможности отвязки НДПИ от мировых цен на нефть, установления понижающих коэффициентов к ставкам этого налога, введения экспортных пошлин и налоговых каникул по налогу, механизма ускоренной амортизации, а также дифференциация НДПИ исходя из горно-географических условий добычи сырья. В основном большая часть экспертов обращала внимание на возможность ускорения решения проблемы, связанной с дифференциацией налогообложения при добыче нефти. Очевидно, что действующий механизм исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых не учитывает горно-геологических, экономико-географических и инфраструктурных условий разработки отдельных месторождений и побуждает к эксплуатации наиболее рентабельных месторождений. Это делает экономически невыгодной разработку других месторождений, ведет к выводу нефтяных скважин из эксплуатации, сокращению добычи нефти и уменьшению поступления налогов в бюджет.

Кроме того, резкие скачки цен на бензин в России, по утверждению Минэкономразвития России, напрямую связаны с существующей структурой НДПИ. В решении этого вопроса наметились определенные подвижки. Так, к 1 апреля 2006 г. Минэкономразвития России должно внести в Правительство РФ соответствующий законопроект. Как показывает предварительный анализ, основное новшество в этом законопроекте связано с установлением налоговых каникул и снижением ставки НДПИ по мере истощения ресурсов месторождений. Например, предлагается ввести нулевую ставку НДПИ на период до семи лет с момента коммерческой добычи при условии, что выработанность месторождений составит не более 20% первоначальных запасов. Из этого следует, что для небольших месторождений, которые быстро достигнут этого порога, налоговые каникулы окажутся короткими. Кроме того, возможно введение скользящей шкалы поправочного коэффициента к ставке этого налога для стимулирования извлечения углеводородов из истощенных месторождений.

Будут ли в данном случае учтены многие географические и геологические факты по большинству месторождений или только по основным из них, можно будет узнать по результатам обсуждения законопроекта в Правительстве РФ и последующего внесения его в Государственную Думу. Пока же можно отметить, что в большинстве крупных добывающих компаний к такой инициативе в целом отнеслись позитивно. Хотя здесь хотелось бы обратить внимание на то, что изначально газо- и нефтедобытчиками предлагалось при налогообложении добываемого сырья производить совокупный учет горно-геологических различий и особенностей каждого месторождения, а не вводить льготы для отдельных укрупненных групп. В связи с этим заслуживает внимания точка зрения экспертов (в частности, кандидата экономических наук М. Субботина), предлагающих дифференцировать не НДПИ, а всю систему рентных платежей при добыче природных ресурсов, когда каждое месторождение оценивается как отдельный инвестиционный проект, что позволит соответствующим образом просчитать его экономическую привлекательность.

Известно также, что Счетная палата РФ предложила вновь вернуться к вопросу о введении налога на дополнительный доход, получаемый от реализации указанного минерального сырья для изъятия в бюджет дифференциальной природной ренты. Предполагается, что указанный налог должен быть напрямую связан с экономическими показателями деятельности по добыче углеводородов на каждом из лицензионных участков при одновременном снижении ставки НДПИ. Однако до настоящего времени проект соответствующего законодательного акта по этому налогу пока не внесен.

Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 107-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации" установлена новая налоговая ставка при добыче природного горючего газа. Вместо 135 руб/1000 куб. м добытого газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья вводится новая ставка в размере 147 руб/1000 куб. м. Данное положение Закона N 107-ФЗ вступило в силу 1 января 2006 г. Поэтому, казалось бы, срок применения указанной ставки не вызывает никаких сомнений. Однако, поскольку возникает множество вопросов в отношении применения вновь вводимых налоговых ставок (например, за добычу нефти), рассмотрим более подробно порядок применения новой налоговой ставки за добычу природного горючего газа.

Можно с уверенностью сказать, что у многих недропользователей эти вопросы в основном будут связаны с ситуацией, когда часть указанного полезного ископаемого добыта в конце 2005 г., а реализована в начале 2006 г. или позже. Отсюда и вопрос: какую ставку следует применять в отношении объемов добытого и реализованного природного газа? На практике количество реализованного добытого полезного ископаемого действительно часто не совпадает с количеством добытого. Но для целей налогообложения добытого природного горючего газа не имеет значения, был реализован весь его добытый объем в соответствующем налоговом периоде или только часть, поскольку для расчета налоговой базы берется все количество добытого полезного ископаемого, а не та его часть, которая была реализована.

Рассмотрим случай, когда природный горючий газ был добыт в декабре 2005 г. Так как налоговым периодом является месяц (ст. 341 НК РФ), вся сумма НДПИ должна была быть уплачена не позднее 25 января 2006 г. по прежней ставке 135 руб/1000 куб. м добытого газа. А по новой ставке 147 руб/1000 куб. м следует облагать только те объемы газа, который добывается с 1 января 2006 г.

Плата за недра

Поступления разовых платежей за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (бонусы), при пользовании недрами на территории Российской Федерации по месторождениям и участкам недр (кроме участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участков недр местного значения) планируются в размере 20 435,3 млн руб. Отметим, что, анализируя эту цифру, Счетная палата РФ взяла за точку отсчета количество аукционов по месторождениям полезных ископаемых, проведенных в 2005 г., и на этом основании сделала вывод, что если их количество будет таким же и в 2006 г., то поступления указанных разовых платежей в 2006 г. могли бы превысить более чем на 6000 млн руб. их запланированный объем. Однако это спорный вывод, так как в 2006 г. на новые аукционы будут выставлены другие участки недр, в которых уровень запасов полезных ископаемых и их виды могут быть совершенно несопоставимы с участками, включенными в аукционы 2005 г. А ведь эти различия напрямую связаны с размерами разовых платежей.

Плата за геологическую информацию о недрах в Законе о федеральном бюджете на 2006 г. предусмотрена в размере 4,8 млн руб., что на 36% меньше установленных на 2005 г. показателей.

Отметим, что определенная на 2006 г. сумма указанной платы также может быть увеличена по результатам фактического сбора, так как поступление платы уже на 1 августа 2005 г. превысило 77 млн руб., что более чем в 10 раз больше законодательно установленного на 2005 г. ее объема.

Отдельно следует рассмотреть вопрос о сборе за участие в конкурсе (аукционе) и сборе за выдачу лицензий, так как в порядке определения размера этого сбора произошли некоторые изменения.

Роснедрами издан Приказ от 28 июня 2005 г. N 729, которым утверждены Временные методические рекомендации по определению суммы сбора за выдачу лицензий на право пользования недрами. В соответствии с ними "сумма сбора за выдачу лицензии на право пользования недрами определяется на основании Сметы расходов на выдачу лицензии на право пользования недрами... исходя из затрат Роснедр по недропользованию и/или его территориальных органов на подготовку, оформление и регистрацию выдаваемой лицензии и устанавливается на финансовый год". Можно предположить, что размер суммы сбора будет немалым, так как в состав затрат на подготовку, оформление и регистрацию выдаваемых лицензий включаются следующие затраты:

- на изготовление бланков лицензий;

- определение (расчет) конкретных ставок регулярных платежей за пользование недрами (при выдаче лицензий, предусматривающих геологическое изучение участка недр, а также проведение геологоразведочных работ);

- расходные материалы, используемые для целей выдачи лицензии (канцелярские товары, бумага, расходные материалы для печатающих устройств, дискеты и т.п.);

- услуги связи (междугородные переговоры, почтовые расходы и т.п.);

- командировочные расходы, связанные с обеспечением мероприятий по выдаче лицензии;

- обеспечение мероприятий, связанных с выдачей лицензии, техническими и транспортными средствами (амортизация оборудования, ремонт, техническое обслуживание и другие расходы на содержание), и иные обоснованные расходы на подготовку, оформление и регистрацию выдаваемой лицензии.

Другим Приказом Роснедр от 17 июня 2005 г. N 688 утверждены Временные методические рекомендации по определению суммы сбора за участие в аукционах (конкурсах) на право пользования участками недр. Ими установлено, что сумма этого сбора также определяется на основании соответствующей сметы расходов. В состав затрат, связанных с проведением аукционов и конкурсов, включаются, в частности, затраты на подготовку:

- пакета геологической, геолого-геофизической и иной информации по соответствующему участку недр;

- условий пользования участком недр;

- презентационного рекламно-информационного пакета документации, предоставляемого потенциальным заявителям.

Включаются также затраты:

- на определение (расчет) стартового размера разового платежа за пользование участком недр и на проведение при необходимости для этих целей стоимостной оценки;

- публикацию информации о выносимом на аукцион (конкурс) участке недр, а также на подготовку и опубликование результатов аукциона (конкурса) в средствах массовой информации.

Кроме этого основную часть расходов составят, видимо, затраты на оплату труда привлекаемых экспертов по экспертизе заявочных материалов и затраты, связанные с организацией работы аукционной (конкурсной) комиссии (наем помещений, оплата проезда и проживания членов комиссии, обеспечение комиссии необходимыми техническими средствами, расходы на оплату услуг связи).

Водный налог

В соответствии с Законом о федеральном бюджете на 2006 г. водный налог полностью поступает в федеральный бюджет. Объем этих поступлений запланирован в размере 13 757 млн руб., что на 22,6% больше утвержденного объема на 2005 г. Уже сейчас можно предположить, что фактически в 2006 г. этого налога поступит больше, чем запланировано, хотя бы потому, что в расчетах не были учтены дополнительные доходы федерального бюджета от прекращения действия налоговой льготы в виде понижающего коэффициента к ставке налога для налогоплательщиков, осуществляющих эксплуатацию объектов теплоэнергетики и атомной энергетики с использованием прямоточной системы водоснабжения.

Отметим также, что в 2006 г. намечено принятие новой редакции Водного кодекса РФ. В него включена отдельная статья, регулирующая платность водопользования. Напомним, что на ранней стадии разработки нового Водного кодекса РФ Минфином России была озвучена идея, что вводимые на основе этого Кодекса платежи будут носить неналоговый характер. Это в свою очередь подразумевало, что водный налог, предусмотренный НК РФ, будет отменен. Затем в одном из вариантов Водного кодекса РФ появилась норма об одновременном существовании и налога, и неналоговых платежей при пользовании водными объектами. Этот вариант Водного кодекса РФ вызвал много возражений в Государственной Думе. В последнем варианте, рассматриваемом Государственной Думой, упоминание о водном налоге отсутствует. Что же касается платы за пользование водным объектом или его частью, то она будет включаться в договор водопользования. При этом указанная плата устанавливается на основе следующих принципов:

- стимулирования экономного расходования водных ресурсов;

- дифференцированности ставок платы за пользование водным объектом в зависимости от речного бассейна;

- увеличения размера платы за пользование водными объектами, если потребность в водных ресурсах превышает допустимый объем забора (изъятия) водных ресурсов;

- равномерности поступления платы за пользование водными объектами в течение календарного года.

Сбор за пользование водными биологическими ресурсами

В федеральный бюджет должно поступить 4665 млн руб. этого сбора. Администрирование указанных сборов возложено на ФНС России. Указанные сборы исчисляются и уплачиваются в 2006 г. в соответствии с гл. 25.1 "Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов" НК РФ.

Один из наиболее частых вопросов, связанных с применением положений этой главы, касается порядка применения ставки сбора в размере 0 руб. за вылов водных биоресурсов в научных целях. Это предусмотрено ст. 333.3 НК РФ. На основании каких нормативно-правовых актов можно установить, что пользователь имеет право на осуществление лова в указанных выше целях и соответственно применение нулевой ставки.

Постановлением Правительства РФ от 27 октября 2005 г. N 644 утверждено Положение о распределении научных квот, квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления рыболовства в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биологических ресурсов и квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления рыболовства в учебных и культурно-просветительских целях между пользователями водными биологическими ресурсами. Граждане и юридические лица, претендующие на получение этих квот (заявители), подают в Росрыболовство заявку по установленной Минсельхозом России форме. Отметим, что заявитель представляет в том числе справку из налогового органа об отсутствии просроченной задолженности по обязательным платежам в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации за год, предшествующий году подачи заявки. Если таковая задолженность имеется, то заявка не рассматривается.

Росрыболовство Приказом от 3 февраля 2005 г. N 47 "Об организации исследований и вылова (добычи) водных биологических ресурсов в научно-исследовательских целях в 2005 году" определило, что основанием для проведения работ по вылову (добыче) водных биологических ресурсов в научно-исследовательских целях являются планы-графики научных исследований водных биологических ресурсов по закрепленным сферам деятельности, разрабатываемые специализированными научно-исследовательскими организациями и утверждаемые Росрыболовством. Эти организации проводят конкурсный отбор специализированных судов на основе заявок рыбодобывающих компаний. При приеме и регистрации этих заявок обращается внимание и на наличие справки из налогового органа, подтверждающей отсутствие на дату подачи заявки просроченных задолженностей в бюджеты всех уровней. Также представляются сведения об отсутствии в течение предшествующего года у рыбодобывающей компании нарушений природоохранного законодательства и (или) неоплаченных штрафов, наложенных в судебном порядке.

Таким образом, при наличии у налоговых органов вопросов к какой-либо организации о правомерности применения нулевой ставки сбора при ведении промысла для научных целей указанная организация должна представить упомянутые выше планы-графики ресурсных исследований, где предусмотрено ее участие в указанной деятельности.

Следует также отметить, что до настоящего времени в гл. 25.1 НК РФ не прописаны ни конкретный механизм корректировки платежной базы, ни сроки внесения уточненной суммы сбора в случаях внесения тех изменений в разрешения на лов, которые касаются объемов добычи водных биоресурсов. Внесение таких изменений в разрешительные документы закреплено в Федеральном законе от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов". Так, в ст. 36 этого Закона предусмотрено, что "допускается внесение изменений в выданные разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов в случаях изменения или уточнения районов промысла, квот добычи (вылова) водных биоресурсов..." Далее указано, что изменения в разрешение вносятся органом, выдавшим такое разрешение, непосредственно в подлинник разрешения на добычу водных биоресурсов или посредством телеграфного отправления и являются неотъемлемой частью данного разрешения. Порядок оформления, выдачи, регистрации разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов и внесения изменений в эти документы устанавливается Правительством РФ. Однако в настоящее время Правительство РФ такой порядок не утвердило. С этим вопросом также напрямую связана и проблема сопоставления фактического объема вылова и объема разрешенного вылова. Напомним, что в соответствии с гл. 25.1 НК РФ сбор вносится исходя из объема водных биологических ресурсов (ВБР), указанных в разрешении, а не в зависимости от фактического объема улова. Отчасти эта норма была предложена разработчиками указанной главы исходя из того, что, по их мнению, невозможно проконтролировать реальный объем вылова, соответственно нет смысла вводить сбор за фактический улов. Тем не менее эту проблему решать все равно нужно, в том числе путем введения специальной отчетности, которая будет использоваться и для расчета налоговой базы. Основа для такой работы имеется - это ежеквартальная форма федерального государственного статистического наблюдения N 1-П (рыба) "Сведения об улове рыбы, добыче других водных биоресурсов и производстве рыбной продукции", которая существует уже несколько лет и постоянно совершенствуется.

Постановлением Росстата от 22 марта 2005 г. N 21 "Об утверждении статистического инструментария для организации Росрыболовством статистического наблюдения за уловом рыбы, добычей других водных биоресурсов и производством рыбной продукции" утвержден обновленный вариант указанной выше ежеквартальной формы, а Постановлением Росстата от 30 марта 2005 г. N 24 утвержден Порядок ее заполнения и подачи. Эту форму представляют практически все плательщики сбора: юридические лица всех форм собственности (включая малые предприятия в режиме сплошного наблюдения), их обособленные подразделения, рыболовецкие артели (колхозы), индивидуальные предприниматели, а также хозяйствующие субъекты, с которыми заключены договоры о ведении совместной деятельности или договоры аренды. При этом в показатель "Улов рыбы и добыча других водных биоресурсов" включаются данные об улове всех видов рыб, беспозвоночных (ракообразных, моллюсков, иглокожих), водорослей, морских млекопитающих (китов, морского зверя), выловленных в исключительной экономической зоне России, экономических (рыболовных) зонах зарубежных государств и открытых районах Мирового океана, во внутренних естественных водоемах, водохранилищах и прудах. По нашему мнению, нет каких-либо серьезных причин, препятствующих включению в эту форму дополнительных показателей для их использования в целях налогообложения.

Дополнительные доходы от пользования

водными биоресурсами

Законом о федеральном бюджете на 2006 г. предусмотрены также доходы:

- в виде платы за пользования водными биоресурсами по межправительственным соглашениям (900 млн руб.);

- от проведения аукционов по продаже долей в общем объеме квот на вылов водных биоресурсов, вновь разрешаемых к использованию в промышленных целях, а также во вновь осваиваемых районах промысла (100 млн руб.);

- полученные от применения рыночного механизма оборота долей, определяемых федеральными органами исполнительной власти, в общем объеме квот на вылов водных биоресурсов.

Администрирование указанных видов доходов от использования водных биоресурсов возложено на Росрыболовство.

Отметим, что Минсельхоз России Приказом от 5 сентября 2005 г. N 163 утвердил Порядок проведения аукционов по продаже промышленных квот добычи (вылова) водных биоресурсов и долей в общем объеме квот добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления промышленного рыболовства. Этим Порядком предусмотрено, что для участия в аукционе заявители представляют в том числе справку из налогового органа по месту государственной регистрации участника аукциона об отсутствии просроченной задолженности по налогам и сборам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, датированную числом не ранее даты опубликования извещения о проведении аукциона. Победителем аукционных торгов признается участник, предложивший наиболее высокую цену за квоту или долю. При этом победители аукциона уплачивают в пользу биржи сбор в размере и сроки, установленные Соглашением о взаимодействии между Росрыболовством и биржей по продаже квот и долей.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

Поступления платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2006 г. планируются в объеме 2475 млн руб., что несколько больше, чем планировалось в 2005 г. С учетом роста ВВП в фактических ценах в 2006 г. по отношению к ожидаемому исполнению 2005 г. на 16% можно ожидать, что фактически этой платы будет собрано больше, чем определено Законом о федеральном бюджете на 2006 г.

В соответствии со ст. 19 этого Закона нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленные в 2003 г., применяются в 2006 г. с коэффициентом 1,3, а нормативы, установленные в 2005 г., - с коэффициентом 1,08. Что это означает на практике? Основная часть нормативов платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления утверждена в 2003 г. (см. Постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. N 344). А в 2005 г. в данное Постановление был внесен ряд дополнений и изменений, в том числе введен ряд новых веществ, за которые плата ранее не взималась. К ним, в частности, относятся такие вещества, как вулканизационные газы шинного производства, диметилфталат, диэтилфталат, изобутилбензоат, калий нитрат, кальций гидрооксид, кальций нитрат, кобальт, мазутная зола теплоэлектростанций, метилакрилат, метиламин, пыль выбросов табачных фабрик и некоторые другие (см. Постановление Правительства РФ от 1 июля 2005 г. N 410).

Предположим, что предприятие осуществило в 2006 г. выбросы в пределах нормативов сероуглерода в объеме 500 т (норматив по этому веществу в 2005 г. не менялся), а также свинца сернистого 100 т (норматив в 2005 г. был изменен). Сумма платы в этом случае составит:

50 т х 410 руб/т (ставка платы) х 1,3 = 26 650 руб.

10 т х 1206 руб/т (ставка платы) х 1,08 = 13 024,8 руб.

Итого: 39 674,8 руб.

В соответствии с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 19 декабря 2005 г. N 159-ФЗ, в федеральный бюджет плата за негативное воздействие на окружающую среду зачисляется по нормативу 20%, в бюджеты субъектов Российской Федерации - по нормативу 40%, в бюджеты городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежит зачислению 80% платы за негативное воздействие на окружающую среду, а в бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов подлежит зачислению плата за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 40%.

Администратором указанных платежей является Ростехнадзор. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401 Ростехнадзор выдает разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух.

Следует также отметить, что в конце прошлого года совместным Приказом МПР России и Минфина России от 22 ноября 2005 г. N N 313, 143н отменен один из самых "долгоживущих" нормативно-правовых актов в сфере регулирования платы за загрязнение окружающей среды, а именно Порядок направления 10 процентов платы за загрязнение окружающей природной среды в доход федерального бюджета Российской Федерации, утвержденный еще в 1993 г.

В соответствии с этим Приказом так называемый 10-процентный Порядок признан утратившим силу в связи с принятием Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды). Понадобилось почти пять лет после принятия федерального законодательного акта, чтобы отменить ведомственный нормативный акт. И этому, на наш взгляд, есть объективные причины. Во-первых, Законом об охране окружающей среды было предусмотрено, что формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами. Однако в течение 2002 - 2005 гг. так и не было принято специального закона, который бы регулировал порядок исчисления и внесения указанной платы. Продолжал частично действовать и Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок), утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632, также послуживший основанием для утверждения в свое время "10-процентного Порядка".

Кроме того, в Порядке содержалось несколько важных норм, отсутствующих в других нормативно-правовых актах. Например, в нем указывалось, что природопользователи должны определять и согласовывать с соответствующими органами величину платы за загрязнение окружающей среды (так называемые плановые платежи) на год с поквартальной разбивкой, а затем то же самое делать по фактическим размерам платы за загрязнение окружающей природной среды с представлением указанных сведений по специальным формам, прилагаемым к Порядку, налоговым органам.

После отмены Порядка МПР России и Минфином России логично было бы предположить, что должны быть сразу утверждены необходимые формы сведений. Видимо, это должен был сделать Ростехнадзор, поскольку в соответствии с упомянутым выше Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401 он занимается нормативным правовым регулированием вопросов взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду. Минфин России же утверждает формы налоговых деклараций, расчетов по налогам и порядок заполнения налоговых деклараций (см. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 329).

Следует также отметить, что вопрос о совершенствовании системы платежей за негативное воздействие на окружающую среду неоднократно рассматривался Правительством РФ. Ростехнадзор предложил принять решение по двум основным направлениям совершенствования системы платежей. Первое: тактическое, ориентированное на уточнение действующего порядка обеспечение выполнения заданий, предусмотренных федеральным бюджетом. Второе: стратегическое, определяющее совершенствование системы платежей за негативное воздействие на окружающую среду. Можно предположить, что в рамках новой общей концепции системы экологических платежей будет решен и такой наболевший вопрос, как взимание платы за негативное воздействие на окружающую среду с физических лиц-владельцев автотранспорта. Напомним, что пока эта категория "загрязнителей" платежи не вносит и величина ущерба, наносимого окружающей среде автотранспортом, который принадлежит гражданам, не компенсируется соответствующими платежами. Для крупных городов эта проблема очень серьезна. Например, в Москве на 1000 жителей приходится около 220 автотранспортных средств. Выбросы от автомобилей составили в 2005 г. более 80% всех выбросов загрязняющих веществ. А доля автомобилей, принадлежащих физическим лицам, составляет также более 80% общего количества автомобилей в городе.

Таким образом, принятие Правительством РФ Концепции развития автомобильной промышленности России на период до 2010 г. (см. Распоряжение Правительства РФ от 16 июля 2002 г. N 978-р) потребовало введения коэффициента к нормативам платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками (для различных видов топлива), определяемого классом передвижного источника в соответствии с Правилами Европейской экономической комиссии ООН. Предлагается установить следующие значения коэффициентов: Евро-0 - 3; Евро-1 - 2; Евро-2 - 1; Евро-3 - 0,5; Евро-4 - 0,3; Евро-5 - 0,2. Указанные коэффициенты вводятся в целях экономического стимулирования хозяйствующих субъектов РФ к приобретению автотранспортного средства с минимальными выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Внесение данных изменений направлено на совершенствование экономического регулирования в области охраны окружающей среды, что позволит обеспечить исполнение механизма администрирования платы за негативное воздействие на окружающую среду и заложить экономические стимулы для проведения природоохранных мероприятий.

Платежи за пользование лесным фондом

Поступление платежей за пользование лесным фондом и лесами иных категорий в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, в 2006 г. прогнозируется в объеме 4777,6 млн руб. В соответствии со ст. 18 Закона о федеральном бюджете на 2006 г. минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, действовавшие в 2001 г., следует применять с коэффициентом 1,6. Отметим, что в 2001 г. ставки были утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 февраля 2001 г. N 127. У некоторых лесопользователей может возникнуть вопрос: нет ли здесь некоторой неточности в порядке применения ставок, ведь в 2003 г. в это Постановление было внесены изменения Постановлением Правительства РФ от 8 августа 2003 г. N 476. Поясним, что эти изменения не касались размера самих ставок, поэтому ссылка в Законе о федеральном бюджете на 2006 г. на ставки, действовавшие в 2001 г., обоснованна.

Порядок исчисления и уплаты платежей за пользование лесным фондом в 2006 г. по-прежнему в основном регулируется Лесным кодексом РФ, принятым еще в 1997 г. Однако Правительство РФ внесло в 2005 г. в Государственную Думу проект нового Лесного кодекса РФ. Ранее планировалось и внесение проекта федерального закона "О платежах за пользование лесным фондом", однако пока этот законопроект находится в стадии разработки.

Кроме того, Законом о федеральном бюджете на 2006 г. предусмотрена плата за перевод лесных земель в нелесные и перевод земель лесного фонда в земли иных категорий в размере 856 млн руб. Напомним, Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2004 г. N 647 утверждены Правила расчета и взимания платы за перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и за перевод земель лесного фонда в земли иных (других) категорий. Этим же Постановлением утверждены базовые размеры указанной платы, а также коэффициенты, учитывающие экологическую составляющую оценки земель лесного фонда в зависимости от группы и категории защитности лесов I группы и срок перевода лесных земель в нелесные. Базовые размеры платы установлены для резервных лесов III группы, дифференцированных по группам древесных пород и по классам бонитета (показателя продуктивности леса). В указанное Постановление в 2006 г. было внесено дополнение (см. Постановление Правительства РФ от 13 января 2006 г. N 9), в соответствии с которым "размер платы за перевод земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов в целях создания особо охраняемых природных территорий федерального значения (государственных природных заповедников, национальных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов), в целях организации историко-культурных заповедников федерального значения, а также в случаях отнесения земель лесного фонда к территориям исторических поселений федерального значения определяется равным нулю".

Функции по администрированию этих платежей возложены на Рослесхоз.

В заключение отметим, что многие плательщики знакомы с ситуацией, когда по одному и тому же спорному вопросу имелись противоречивые разъяснения Минфина России и ФНС России (ранее МНС России). Эта ситуация порождала различные коллизии не только во взаимоотношениях между этими ведомствами, но и в ходе судебных разбирательств между налогоплательщиками и налоговыми органами, вызывая недоумение у самих представителей судебных органов. Для решения этих спорных вопросов и координации взаимодействия Минфина России и ФНС России в налоговой сфере создана специальная Межведомственная комиссия (см. Приказ Минфина России от 9 августа 2005 г. N 102н). Правда, не совсем ясно, когда эта Комиссия закончит рассматривать уже имеющиеся спорные вопросы, связанные с налогообложением, и каким образом будет успевать рассматривать вновь возникающие. Таким образом, проблема использования в работе ранее выпущенных разъяснений Минфина России и ФНС России, в которых имеются противоречия, остается пока нерешенной. Поэтому тем более не следует забывать о нормах ст. 111 НК РФ, в соответствии с которой обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признается в том числе следование налогоплательщика или налогового агента письменным разъяснениям по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данным финансовым органом или другим уполномоченным государственным органом в пределах их компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов, по смыслу и содержанию относящихся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания этих документов).

В.В.Петрунин

Советник

Правового департамента

Правительства Российской Федерации

Подписано в печать

28.02.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Изменения в порядке взыскания налоговых санкций ("Финансовые и бухгалтерские консультации", 2006, N 3)
Статья: Раздельный учет: порядок принятия к вычету НДС (Окончание) ("Финансовые и бухгалтерские консультации", 2006, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.