Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Переходная инвентаризация ("Учет. Налоги. Право", 2006, N 5)



"Учет. Налоги. Право", 2006, N 5

ПЕРЕХОДНАЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ

Новые правила уплаты НДС принесли организациям и предпринимателям дополнительную обязанность провести инвентаризацию. Теперь же налоговая служба хочет, чтобы плательщики НДС еще и проинформировали ее об итогах инвентаризации. Для этого ФНС утвердила целых два документа.

Отказ законодателей от возможности выбрать метод определения базы по НДС привел к необходимости зафиксировать дебиторскую и кредиторскую задолженность плательщиков. Для этого Федеральный закон от 22.07.2005 N 119-ФЗ (который и внес поправки в главу НК РФ о НДС) установил для всех плательщиков НДС обязанность провести инвентаризацию задолженности по состоянию на 1 января 2006 г. (п. 1 ст. 2 Закона).

Однако, установив обязанность по проведению инвентаризации, Федеральный закон от 22.07.2005 N 119-ФЗ ничего не сказал об оформлении ее результатов. Это означает, что результаты такой инвентаризации должны оформляться в общем порядке. То есть инвентаризационными описями или актами инвентаризации (п. 2.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49).

Но у налоговиков, как выяснилось, совершенно другой взгляд на вопрос оформления инвентаризации задолженности. Оно и понятно. Ведь акты инвентаризации не позволяют быстро и эффективно контролировать выполнение плательщиками Закона N 119-ФЗ. Поэтому инспекторы решили переложить часть своих обязанностей на бухгалтеров. В Письме от 27.01.2006 N ММ-6-03/85 <*> Федеральная налоговая служба привела формы двух справок, которые надо заполнить по итогам инвентаризации.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Опубликовано в приложении "Официальные документы" N 5, 2006.

Помоги инспектору

Даже беглый анализ форм, приведенных в Письме налоговой службы, дает все основания утверждать: оформление результатов инвентаризации в виде справок удобно именно для налоговиков. Например, организация, работавшая в 2005 г. по отгрузке, в первом полугодии 2006 г. должна ставить к вычету НДС по принятым к учету, но не оплаченным до 1 января 2006 г. товарам, работам и услугам равными долями (п. 10 ст. 2 Закона N 119-ФЗ). Так вот, чтобы проверить правильность таких вычетов и их размер, инспектору достаточно будет лишь заглянуть в разд. 1 справки о кредиторской задолженности. А не будь этого документа, контролерам пришлось бы перелопатить куда больше документов - счета-фактуры, договоры, платежные ведомости и т.п.

Резонен вопрос: а обязаны ли бухгалтеры заполнять формы, разработанные ФНС России? Нет, не обязаны. Дело в том, что приведенные в Письме формы носят рекомендательный характер. Это отмечают и сами налоговики. Ведь утверждать формы налоговой отчетности может только Минфин России (п. 1 ст. 34.2 НК РФ). Налоговики же только обязаны разъяснять порядок их заполнения (пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ). А в данном случае речь идет даже не о форме налоговой отчетности, а о документе, существование которого не предусмотрено ни одним нормативно-правовым актом.

Поэтому если бухгалтер хочет облегчить жизнь не своему налоговому инспектору, а себе, то он может оформить результаты инвентаризации так, как удобно самому плательщику. Например, составить опись или акт. Или справку в произвольной форме. Тем же, кто решит прислушаться к рекомендациям ФНС России, важно знать, что налоговики хотят получить справки вместе с декларацией по НДС за первый налоговый период 2006 г.

Не всякий долг - задолженность

Итак, что же хотят видеть налоговики в справке? Туда надо включить подробные сведения обо всех видах задолженности, в отношении которых Закон N 119-ФЗ обязал провести инвентаризацию.

Дополнительно в Письме расшифровывается, что при подведении итогов инвентаризации не учитывается задолженность по тем операциям, сумма НДС с которых уменьшает расходы по прибыли (п. п. 2, 5 ст. 170 НК РФ). А также не включается задолженность по операциям, облагаемым по нулевой ставке (п. 1 ст. 164 НК РФ).

Кроме того, если до 2005 г. учет велся по оплате, ФНС России рекомендует отразить в справке задолженность по отгруженным, но не оплаченным товарам, работам и услугам, которые не были включены в налоговую базу по НДС. В справках налоговики рекомендуют указать такие сведения, как наименование организации, применяемую в 2005 г. учетную политику (по отгрузке или по оплате), реквизиты выставленных, но не оплаченных счетов-фактур и суммы задолженности по ним. Нумерацию счетов-фактур рекомендуется начинать с цифры 1. Задолженность по основным средствам, по мнению налоговиков, нужно отразить в отдельном разделе справки.

М.Щербакова

Эксперт "УНП"

Подписано в печать

03.02.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Экспортный отчет ("Учет. Налоги. Право", 2006, N 5)
Статья: Вычеты по правилам Минфина ("Учет. Налоги. Право", 2006, N 5)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.