Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Как минимизировать налоги при рекламных рассылках ("Главбух", 2006, N 3)



"Главбух", 2006, N 3

КАК МИНИМИЗИРОВАТЬ НАЛОГИ ПРИ РЕКЛАМНЫХ РАССЫЛКАХ

Недавно Минфин России запретил при расчете налога на прибыль учитывать расходы, связанные с адресными рекламными рассылками, как по обычной, так и по электронной почте. Кроме того, у фирм, рассылающих подобную информацию, возникают проблемы и с НДС. Но есть способы, позволяющие максимально снизить налоговые платежи и риски.

ЧЕМ ГРОЗИТ?

Организация может рассылать рекламу по почте самостоятельно или нанять специализированную фирму. В первом случае расходами будут заработная плата сотрудника, который занимается рассылкой, стоимость изготовленных буклетов, затраты на покупку бумаги, на почтовые услуги. Во втором случае организация заплатит специализированной компании вознаграждение.

По мнению Минфина России, расходы, связанные с почтовыми рассылками, не являются рекламными. А значит, учесть их при расчете налога на прибыль нельзя вовсе. Этот вывод следует из Письма финансового ведомства от 18 января 2006 г. N 03-03-02/13. Аргументы у Минфина России следующие.

Что является рекламой, говорится в ст. 2 Федерального закона от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ. Это информация о фирме или ее товарах, которая распространяется среди неопределенного круга лиц. Однако рассылки потенциальным покупателям (в том числе так называемый спам по электронке) приходят определенным адресатам. Поэтому считать такую информацию рекламой нельзя. Из этого Минфин России делает вывод: расходы на почтовые рассылки не являются рекламными. То есть учесть их при расчете налога на прибыль на основании п. 4 ст. 264 Налогового кодекса РФ нельзя.

Также нельзя, по мнению финансового ведомства, учитывать такие расходы и на основании какой-либо иной статьи Кодекса. Дело в том, что минфиновцы считают почтовые рассылки безвозмездной передачей информационных услуг, которую признать в составе расходов запрещает ст. 270 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, если фирма учтет расходы, связанные с рассылкой информации, при расчете налога на прибыль, проверяющие начислят недоимку и пени.

Хуже того, назвав рассылку безвозмездной услугой, чиновники создают фирмам проблемы не только с налогом на прибыль, но и с НДС. Ведь безвозмездная передача услуг является в соответствии со ст. 146 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения. Правда, тут можно воспользоваться льготой, предоставленной с 1 января 2006 г. пп. 25 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ. Там сказано, что от НДС освобождаются товары (работы, услуги), безвозмездно переданные во время рекламной акции, себестоимость единицы которых не превышает 100 руб. Понятно, что письмо, направленное по почте, не требует значительных затрат. Однако у данной льготы есть обратная негативная сторона. Воспользовавшись льготой, фирма должна восстанавливать НДС. И сумма восстановленного налога может оказаться куда больше льготы.

ЧТО ПРЕДПРИНЯТЬ?

Вариант первый: оформить документы так, чтобы избежать спора с инспектором. Основной принцип, из которого следует исходить, - организация не знает заранее людей, которым будет рассылаться информация по почте. Более того, неизвестно, кто именно из адресатов действительно прочитает рассылку. Поэтому такая информация распространяется среди неопределенного круга лиц. А значит, она является рекламой и уменьшает налогооблагаемый доход фирмы. Но чтобы в этом не пришлось убеждать проверяющих, посоветуем следующее.

Если речь идет об электронной рассылке, которую распространяет штатный сотрудник фирмы, то этот факт лучше не афишировать. То есть не надо упоминать такие обязанности работника в должностной инструкции или иных документах. Тогда фирма спокойно сможет учитывать заработную плату в расходах. Ведь помимо рассылки у сотрудника наверняка есть другие обязанности. Также в этом случае не придется начислять НДС.

Сложнее обстоит дело, если фирма нанимает для электронной рассылки специализированную фирму. В этом случае в договоре со сторонней организацией надо записать: "Почтовая рассылка распространяется среди неопределенного круга лиц. При этом адресаты определяются методом случайной выборки". В первичных документах, выписанных специализированной фирмой, также не должно быть указано, что заранее известен круг адресатов.

Если же фирма рассылает информацию по обычной почте, то расходами будут еще и стоимость изготовленных буклетов, брошюр и бумаги, а также почтовые расходы. В этом случае организации надо оформить приказ, прописав в нем, что "буклеты и брошюры рассылаются неопределенному кругу лиц".

Тогда расходы будут считаться рекламными и уменьшат налогооблагаемый доход (п. 4 ст. 264 Налогового кодекса РФ). Однако, признавая расходы рекламными, не стоит забывать об одном неприятном моменте. Рассылки спама и листовок по почте не названы в ст. 264 Налогового кодекса РФ в перечне ненормируемых затрат. А значит, учесть такие рекламные расходы можно лишь в размере, не превышающем 1 процента от выручки. Если же затраты фирмы не укладываются в норматив, можно рискнуть и учесть расходы полностью. Однако такая позиция подойдет налогоплательщикам, которые готовы отстаивать свои интересы в суде.

Примечание. С 1 января 2006 г. подтвердить расходы, уменьшающие налогооблагаемый доход, могут не только первичные, но и любые другие документы (ст. 252 Налогового кодекса РФ).

Вариант второй: оспорить мнение чиновников. Ведь, даже если не признать распространяемую информацию рекламой, это не означает, что расходы не учитываются вовсе. Дело в том, что почтовые рассылки на самом деле не являются безвозмездной передачей. Доказательство - ст. 572 Гражданского кодекса РФ. Здесь сказано, что при безвозмездной передаче происходит переход права собственности на имущество или имущественные права. Очевидно, что у получателей почтовой рассылки никакого нового имущества или имущественных прав не появляется. Поэтому ст. 270 Налогового кодекса РФ в данном случае неприменима.

Примечание. Необходимость платить НДС при рассылках можно опровергнуть

Воробьев Юрий Александрович, адвокат Baker&McKenzie, CIS Ltd

- С почтовых рассылок платить НДС не нужно. Ведь в этом случае не возникает такого объекта налогообложения, как безвозмездная передача имущества или имущественных прав. Судите сами. Безвозмездная передача предполагает, что к стороне сделки переходит право собственности на имущество или имущественные права. Однако адресаты, по сути, не получают никаких прав на рассылку. Поэтому объекта налогообложения по НДС в данном случае нет.

Значит, стоимость адресной рассылки (в том числе расходы на бумагу, изготовление буклетов и каталогов) можно включить в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ. Он позволяет списать в уменьшение прибыли любые экономически обоснованные и документально подтвержденные производственные расходы (ст. 252 Налогового кодекса РФ).

А вот заработную плату сотрудника, который занимался рассылкой документов, учесть при расчете налога на прибыль можно и в соответствии со ст. 255 Налогового кодекса РФ.

Понятно, что, не будучи безвозмездным оказанием услуг, рассылка не может рассматриваться и как объект обложения НДС. Значит, никаких проблем с этим налогом быть не должно.

Однако не исключено, что такой подход фирме придется отстаивать в суде. Поэтому предлагаем способ, позволяющий уменьшить налогооблагаемый доход и не платить НДС, и не вступать в спор с налоговиками.

Подписано в печать

25.01.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Налоговики срочно требуют множество "первички"? Проверку можно отложить ("Главбух", 2006, N 3)
Вопрос: Раньше мы платили "упрощенный" налог с доходов. С 1 января фирма перешла на уплату налога с доходов за минусом расходов. Сможем ли мы в составе расходов учесть затраты на приобретение основного средства, которое было оплачено и оприходовано до 2006 г.? ("Главбух", 2006, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.