Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Смету составить - не поле перейти ("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2005, N 52)



"Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2005, N 52

СМЕТУ СОСТАВИТЬ - НЕ ПОЛЕ ПЕРЕЙТИ

Пришло время некоммерческим организациям составлять сметы на следующий, 2006 г. Дело это на первый взгляд кажется простым, но на самом деле требует специальных знаний в области налогообложения. О том, как грамотно это сделать, как учесть все нюансы и не попасть под налоговый пресс, рассказывается в предлагаемой статье.

Для выполнения целевых программ некоммерческой организации (НКО) следует иметь смету, рассчитанную на определенный период времени (месяц, квартал, год, несколько лет и т.п.). Об этом сказано в п. 1 ст. 3 Закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

Под сметой принято понимать индивидуальный документированный финансовый план поступления и расходования денежных средств на финансирование расходов организации. Смета доходов и расходов заменяет собой баланс некоммерческой организации в том случае, если такая организация функционирует без приобретения прав юридического лица и не состоит на учете в налоговой инспекции в качестве налогоплательщика.

Тем не менее и тем некоммерческим организациям, которые формируют и представляют в налоговый орган бухгалтерскую отчетность, автор рекомендует составлять смету доходов и расходов.

Формально Закон позволяет НКО-налогоплательщикам (ведущим бухгалтерский учет и соответственно имеющим самостоятельный баланс) как иметь, так и не иметь смету, поскольку в п. 1 ст. 3 Закона N 7-ФЗ записано, что некоммерческие организации должны иметь самостоятельный баланс или смету. Несмотря на очевидную свободу выбора (либо баланс, либо смета), желательно составлять смету - хуже не будет. С ней гораздо спокойнее, ведь один из первых вопросов пришедших на проверку в НКО налоговых инспекторов звучит так: "Покажите, пожалуйста, вашу смету".

Требования к составлению финансового плана (сметы доходов и расходов) законодательно не определены. Поэтому некоммерческая организация может самостоятельно определять статьи доходов и расходов сметы, планировать их размер в соответствии с имеющимися источниками средств и направлениями своей деятельности.

Утверждение финансового плана (сметы) некоммерческой организации и внесение в него изменений осуществляются высшим органом управления организации (п. 3 ст. 29 Закона N 7-ФЗ).

То есть, например, генеральный директор автономной некоммерческой организации утвердить смету не может, поскольку высшим органом управления этой разновидности НКО является коллегиальный высший орган управления (п. 1 ст. 29 Закона N 7-ФЗ). Подписанная им смета будет считаться недействительной.

В случае если некоммерческая организация выполняет несколько целевых программ, то целесообразно составлять сметы по каждой из них. В этом случае при распределении общих административно-хозяйственных расходов НКО вправе самостоятельно выбрать метод их учета.

Как правило, НКО распределяют указанные расходы одним из следующих способов:

- путем списания всех административно-хозяйственных расходов за счет тех программ, в которых они предусмотрены сметой;

- путем списания расходов пропорционально удельному весу средств, поступивших на каждую из программ.

Выбранный НКО метод распределения общих административно-хозяйственных расходов обязательно должен быть отражен в учетной политике организации.

При необходимости можно корректировать свои сметы, соблюдая при этом необходимые формальности. Согласовывать свои сметы некоммерческая организация может только с жертвователями и грантодателями, а также членами, участниками и учредителями организации.

Ограничивать те или иные расходы некоммерческой организации при согласовании сметы могут лишь уставные документы организации либо жертвователи, грантодатели и учредители (члены, участники).

Единственное ограничение в части оплаты труда административно-управленческого персонала благотворительной организации - не более 20% финансовых средств, расходуемых организацией за финансовый год, - предусмотрено п. 3 ст. 16 Закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях". При этом указанный лимит не распространяется на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ.

Расходование средств НКО допускается лишь на те цели, на которые они получены, поскольку в противном случае (использование не по целевому назначению) такие средства признаются внереализационными доходами (п. 14 ст. 250 НК РФ) и подлежат обложению налогом на прибыль на общих основаниях по ставке 24%.

Необязательно, чтобы по состоянию на конец года целевые средства были полностью использованы; в ситуации, когда целевые программы рассчитаны на ряд лет, их расход производится в течение всего срока реализации программ.

Этот способ формирования сметы принято называть Методом непрерывного бюджета.

Кроме того, возможен вариант, когда средств, полученных на конкретную программу, не хватает, тогда часть расходов покрывается в течение следующих лет.

И все-таки во избежание налоговых споров смету желательно составлять таким образом, чтобы на окончание периода, на который она рассчитана, не предполагалось бы неиспользованных остатков целевых средств, поскольку отдельные представители налоговых органов требуют обложить остатки целевых средств налогом на прибыль.

По окончании отчетного периода либо при выполнении каждой целевой программы следует составлять отчет об исполнении сметы, который утверждается тем же органом, что и смета.

Благотворительные организации, образованные в соответствии с Законом от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", при составлении сметы должны обратить внимание на следующее.

В соответствии с п. 4 ст. 16 указанного Закона если благотворителем или благотворительной программой не установлено иное, то:

- не менее 80 процентов благотворительного пожертвования в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения благотворительной организацией этого пожертвования;

- благотворительные пожертвования в натуральной форме (100 процентов) направляются на благотворительные цели в течение одного года с момента их получения.

Иные некоммерческие организации при получении средств целевого финансирования и целевых поступлений, предоставленных передающей стороной с указанием срока их использования, также обязательно должны учитывать его (срок) при составлении своих смет. Это объясняется следующим.

Если получатель средств целевого финансирования и/или целевых поступлений нарушил условия, на которых они предоставлялись, в частности срок их использования, налоговые органы, ссылаясь на нормы пп. 9 п. 4 ст. 271 НК РФ, считают, что такие средства являются внереализационными доходами НКО и подлежат обложению налогом на прибыль в общеустановленном порядке.

Кстати, данные сметы можно использовать при заполнении Отчета о целевом использовании полученных средств (форма N 6) и Отчета о целевом использовании имущества, работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования (лист 10 декларации по налогу на прибыль).

Ниже приведена примерная смета доходов и расходов НКО.

Смета доходов и расходов

Общественного объединения "Благо" на 2006 год

(руб.)

     
   ————T——————————————————————————————————————————————————T—————————¬
   | N |               Наименование статей                |  Сумма  |
   |п/п|                                                  |         |
   +———+——————————————————————————————————————————————————+—————————+
   |                             Доходы                             |
   +———T——————————————————————————————————————————————————T—————————+
   | 1 |Сумма вступительных взносов                       |  200 000|
   +———+——————————————————————————————————————————————————+—————————+
   | 2 |Сумма членских взносов                            |  150 000|
   +———+——————————————————————————————————————————————————+—————————+
   | 3 |Сумма добровольных пожертвований от граждан       |  150 000|
   +———+——————————————————————————————————————————————————+—————————+
   | 4 |Сумма добровольных пожертвований от юридических   |         |
   |   |лиц                                               |4 500 000|
   +———+——————————————————————————————————————————————————+—————————+
   | 5 |Итого                                             |5 000 000|
   +———+——————————————————————————————————————————————————+—————————+
   |                            Расходы                             |
   +———T——————————————————————————————————————————————————T—————————+
   | 1 |Целевые                                           |3 000 000|
   +———+——————————————————————————————————————————————————+—————————+
   | 2 |По аренде помещения                               |  610 000|
   +———+——————————————————————————————————————————————————+—————————+
   | 3 |На эксплуатацию помещения                         |  100 000|
   +———+——————————————————————————————————————————————————+—————————+
   | 4 |По охране помещения                               |  170 000|
   +———+——————————————————————————————————————————————————+—————————+
   | 5 |Услуги связи                                      |   40 000|
   +———+——————————————————————————————————————————————————+—————————+
   | 6 |Заработная плата сотрудников                      |  300 000|
   +———+——————————————————————————————————————————————————+—————————+
   | 7 |ЕСН и страховые взносы в ПФР и ФСС РФ             |   78 600|
   +———+——————————————————————————————————————————————————+—————————+
   | 8 |Командировочные                                   |  164 600|
   +———+——————————————————————————————————————————————————+—————————+
   | 9 |Информационные                                    |   80 000|
   +———+——————————————————————————————————————————————————+—————————+
   |10 |Канцелярские                                      |  188 800|
   +———+——————————————————————————————————————————————————+—————————+
   |11 |Налог на имущество                                |    3 000|
   +———+——————————————————————————————————————————————————+—————————+
   |12 |Транспортный налог                                |    2 000|
   +———+——————————————————————————————————————————————————+—————————+
   |13 |Обязательное страхование транспорта               |    8 000|
   +———+——————————————————————————————————————————————————+—————————+
   |14 |На ГСМ                                            |    6 000|
   +———+——————————————————————————————————————————————————+—————————+
   |15 |На техническое обслуживание автомобилей           |    3 000|
   +———+——————————————————————————————————————————————————+—————————+
   |16 |На текущий ремонт помещения                       |  111 000|
   +———+——————————————————————————————————————————————————+—————————+
   |17 |На банковские услуги                              |    5 000|
   +———+——————————————————————————————————————————————————+—————————+
   |18 |Рекламные                                         |   20 000|
   +———+——————————————————————————————————————————————————+—————————+
   |19 |На Интернет                                       |   10 000|
   +———+——————————————————————————————————————————————————+—————————+
   |20 |Непредвиденные                                    |  100 000|
   +———+——————————————————————————————————————————————————+—————————+
   |21 |Итого                                             |5 000 000|
   L———+——————————————————————————————————————————————————+——————————
   

Г.Кузьмин

Ведущий эксперт "ЭЖ"

Подписано в печать

22.12.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Неотфактурованные поставки. Что делать? ("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2005, N 52)
Статья: По письмам Минфина ("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2005, N 52)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.