Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Порядок проведения индивидуальным предпринимателем инвентаризации товарно-материальных ценностей ("Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ", 2005, N 12)



"Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ", 2005, N 12

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕМ

ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Для обеспечения достоверности данных учета индивидуальным предпринимателем должна регулярно проводиться инвентаризация товарно-материальных ценностей, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень запасов, проверяемых при каждой из них, и т.д.) проведения инвентаризации определяется приказом за подписью индивидуального предпринимателя. Исключением являются случаи, когда проведение инвентаризации обязательно.

Проведение инвентаризации обязательно:

- при передаче имущества в аренду, его выкупе или продаже;

- при смене материально-ответственных лиц;

- при выявлении фактов хищения, злоупотреблений или порчи имущества;

- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

- в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При организации работы по проведению инвентаризаций и проверок запасов необходимо учитывать структуру складского хозяйства, где склады (кладовые) разных подразделений бизнес-структуры, принадлежащей индивидуальному предпринимателю, могут быть самостоятельными учетными единицами или входить в состав других учетных единиц. В отдельных подразделениях организации склады (кладовые) могут отсутствовать. Отнесение складов к самостоятельным учетным единицам определяется самим индивидуальным предпринимателем. В подразделениях, склады (кладовые) которых не являются самостоятельными учетными единицами, инвентаризация запасов на таких складах (кладовых) производится одновременно с инвентаризацией незавершенного производства (незавершенного строительства) в данном подразделении.

Как организовать инвентаризацию?

Для проведения комплекса работ по выявлению фактического наличия запасов, сопоставлению фактического наличия запасов с учетными данными, документальному оформлению фактов несоответствия количества, качества, ассортимента поступающих запасов соответствующим показателям (характеристикам), предусмотренным в договорах (поставки, купли-продажи и других аналогичных документах), определению причин списания запасов и возможности использования отходов и ряда других аналогичных работ создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. Учитывая большой объем указанных работ, их специальный характер, могут создаваться рабочие инвентаризационные комиссии. Персональный состав постоянно действующей и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает индивидуальный предприниматель, о чем издается распорядительный документ (приказ, распоряжение и т.п.). В состав инвентаризационной комиссии, помимо сотрудников индивидуального предпринимателя, можно включать представителей службы внутреннего контроля, а также независимых аудиторов и оценщиков.

Как провести инвентаризацию и оформить ее итоги?

По результатам инвентаризаций и проверок принимаются соответствующие решения по устранению недостатков в хранении и учете запасов и возмещению материального ущерба.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и учетными данными отражаются в следующем порядке:

а) излишки запасов приходуются по рыночным ценам и одновременно их стоимость относится на финансовые результаты (т.е. включается в состав доходов);

б) суммы недостач и порчи запасов списываются по их фактической себестоимости, которая включает в себя договорную (учетную) цену объекта учета (товара, материала) и относящуюся к нему долю транспортно-заготовительных расходов (порядок расчета указанной доли устанавливается самим индивидуальным предпринимателем).

При порче запасов, которые могут быть использованы в предпринимательской деятельности или проданы (с уценкой), последние одновременно приходуются по рыночным ценам (с учетом их физического состояния) с уменьшением на эту сумму потерь от порчи. Недостача запасов и их порча списывается в пределах норм естественной убыли в состав затрат на производство или (и) на расходы на продажу, а сверх норм - за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи запасов и их порчи списываются на увеличение расходов индивидуального предпринимателя. Нормы убыли могут применяться только в случаях выявления фактических недостач.

Недостача запасов в пределах установленных норм естественной убыли определяется после зачета недостач запасов излишками по пересортице. В том случае, если после зачета по пересортице, произведенного в установленном порядке, все же имеет место недостача запасов, то нормы естественной убыли должны применяться только по тому наименованию запасов, по которому установлена недостача. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм.

В материалах на списание недостач запасов и порчи сверх норм естественной убыли должны содержаться документы, подтверждающие обращения в соответствующие органы (органы МВД России, судебные органы и т.п.) по фактам недостач и решения этих органов. Туда же прилагается заключение о факте порчи запасов, полученное от уполномоченной на то службы (отдела технического контроля, другой аналогичной службы или же от инвентаризационной комиссии), если таковая имеется у индивидуального предпринимателя, или специализированных организаций (занимающихся оценкой ущерба).

Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может производиться только за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении запасов одного и того же наименования и в тождественных количествах.

О допущенной пересортице материально-ответственные лица представляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии.

В том случае, когда при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих запасов выше стоимости запасов, оказавшихся в излишке, то указанная разница относится на виновных лиц.

Если конкретные виновники недостачи не установлены, то разницы рассматриваются как недостача сверх норм убыли и списываются на увеличение расходов индивидуального предпринимателя.

Предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия запасов и учетных данных инвентаризационная комиссия представляет индивидуальному предпринимателю, который и принимает решение о зачете недостач излишками, если сочтет это возможным (исходя из конкретной ситуации, действий материально-ответственных лиц, специфики допущенных ими нарушений).

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовой отчетности.

Материальные запасы, утраченные (уничтоженные) в результате стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, списываются как чрезвычайные расходы (по их фактической себестоимости).

Перед началом инвентаризации работники, ответственные за сохранность ценностей, дают расписки в том, что все поступившие материальные ценности оприходованы, выбывшие - списаны, а все первичные документы по ним сданы (индивидуальному предпринимателю или лицу, ведущему у него учет).

Результаты инвентаризации отражают в описи товарно-материальных ценностей (форма N ИНВ-3). Если же данные описи отличаются от учетных данных (например, выявлены недостачи или излишки), составляется сличительная ведомость результатов инвентаризации (форма N ИНВ-19).

Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей

(форма N ИНВ-3)

Для инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей предусмотрен типовой бланк. Его форма утверждена Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88.

Опись составляют в двух экземплярах:

- один экземпляр передают учетным работникам для составления сличительной ведомости;

- второй остается у лица, ответственного за сохранность ценностей.

В графе "Товарно-материальные ценности" описи (столбец "Код (номенклатурный номер)") можно указать номенклатурный номер товарно-материальных ценностей. Для этого можно воспользоваться Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК 004-93) или разработать собственные кодировки. Однако заполнять этот столбец не обязательно.

К ценностям, которые содержат драгоценные металлы или камни, должен быть приложен специальный паспорт. Его номер указывают в графе "Номер" (столбец "Паспорт").

Такая инвентаризационная опись должна храниться в учетных документах предпринимателя не менее 5 лет.

Сличительная ведомость результатов инвентаризации

товарно-материальных ценностей (форма N ИНВ-19)

Для сличительной ведомости результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей также предусмотрен типовой бланк. Его форма утверждена Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88.

Ведомость составляется только по тем ценностям, по которым в процессе инвентаризации были выявлены расхождения с учетными данными (излишки или недостачи).

Сличительная ведомость оформляется в двух экземплярах:

- один экземпляр остается в учетных документах индивидуального предпринимателя;

- второй передают работнику, ответственному за сохранность ценностей.

К ценностям, которые содержат драгоценные металлы или камни, должен быть приложен специальный паспорт. Его номер указывают в графе "Номер" (столбец "Паспорта").

В ходе анализа результатов инвентаризации может быть установлено, что выявленные недостатки или излишки материальных ценностей возникли из-за ошибок в учете (например, некоторые ценности не были оприходованы). В этой ситуации разницу между данными учета и данными инвентаризации следует отразить в графе "Отрегулировано за счет уточнения записей в учете".

Если с работником, виновным в недостаче, заключен трудовой договор, ущерб возмещается в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

Если работник не является штатным сотрудником и работает по договору гражданско-правового характера, ущерб возмещается в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Сличительная ведомость должна храниться в учетных документах предпринимателя не менее 5 лет.

С.В.Ермаков

Начальник регистрационного отдела

Администрации г. Оренбурга

Подписано в печать

24.11.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Перевод квартиры в нежилой фонд ("Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ", 2005, N 12) >
Статья: Новый порядок уплаты предпринимателями взносов в ПФР ("Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ", 2005, N 12)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.