Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Комплаенс-функция в кредитных организациях ("Бухгалтерия и банки", 2005, N 12)



"Бухгалтерия и банки", 2005, N 12

КОМПЛАЕНС-ФУНКЦИЯ В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

На сегодняшний день банковская система Российской Федерации переживает один из этапов ее реформирования. В условиях меняющегося законодательства, определяющего принципиально новые подходы к ведению и регулированию банковского бизнеса, важным становится повышение уровня организации системы корпоративного управления банка, одним из основных элементов которой является система внутреннего контроля.

Система внутреннего контроля призвана сократить банковские риски и обеспечить для руководства банка, акционеров и клиентов поток надежной информации о деятельности банка.

Одной из основных целей внутреннего контроля является защита интересов инвесторов, банков и их клиентов путем контроля за соблюдением сотрудниками банка положений действующего законодательства, требований надзорных органов, а также документов, определяющих внутреннюю политику и процедуры банка (комплаенс). Данная цель должна быть достигнута для защиты имени и репутации банка.

Приведенное понятие "комплаенс" основано на понимании его как цели внутреннего контроля. Однако это не является достаточно полным его определением.

Продолжая информировать банки о проблемах, связанных с надзором, и стремясь повысить в кредитных организациях эффективность методов в данной области, Базельский комитет по банковскому надзору (БКБН) в апреле текущего года выпустил рекомендации, озаглавленные "Соблюдение законов, правил и решений регулирующих органов и организация этой деятельности в банках" (Compliance and the compliance function in banks, Basel Committee on Banking Supervision, April 2005).

Согласно этим рекомендациям комплаенс можно рассматривать с двух сторон.

В узком смысле комплаенс представляет собой соблюдение законов, правил и стандартов регулирующих органов и в целом охватывает ряд таких вопросов, как надлежащее исполнение стандартов рыночного поведения, управление конфликтом интересов, справедливое обращение с клиентами и выполнение их пожеланий. Обычно они включают в себя определенные области типа противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и могут охватывать законы налогового характера, уместные для банковских продуктов.

В широком смысле комплаенс - это процесс управления комплаенс-риском.

Определение "комплаенс" включает в себя следующие элементы: комплаенс-риск, комплаенс-принципы, комплаенс-политику, комплаенс-функцию.

Центральным элементом среди этих понятий является комплаенс-риск. БКБН определил выражение "комплаенс-риск" как риск понесения убытков вследствие применения юридических или регулирующих санкций; риск материальной финансовой потери или потери репутации банка, которая может пострадать в результате его отказа исполнять законы, инструкции и правила, связанные с собственно разработанными регулирующими стандартами организации и кодексами поведения, которые применяются в банковской деятельности.

Комплаенс-принципы представляют собой принципы институциональной организации комплаенса, т.е. установление ответственных органов и наделение их полномочиями в области комплаенс-политики. Реализация комплаенс-принципов представлена в таблице.

     
   —————————————————————————T——————————————————————————T—————————————————————————————
   
Обязанности ¦ Обязанности ¦Обязанности и ответственность

и ответственность совета¦ и ответственность ¦ сотрудников, выполняющих

директоров по соблюдению¦ менеджеров высшего звена ¦ комплаенс-функцию

законов, правил и решений¦ по соблюдению законов, ¦

регулирующих органов ¦ правил и решений ¦

¦ регулирующих органов ¦

     
   —————————————————————————+——————————————————————————+—————————————————————————————
   
- несет ответственность ¦- ответственны ¦- обязаны оказывать помощь

за мониторинг в области ¦за эффективное управление ¦менеджерам высшего звена

управления ¦комплаенс-риском в банке; ¦по эффективному управлению

комплаенс-риском; ¦- ответственны ¦комплаенс-риском, стоящим

- должен одобрить ¦за установление ¦перед банком;

комплаенс-политику банка,¦и функционирование ¦- ответственны за мониторинг

включая документ, ¦комплаенс-политики, за ¦комплаенс-политики и процедур

устанавливающий ¦обеспечение ее соблюдения ¦и за предоставление

постоянную и эффективную ¦и за предоставление ¦соответствующих сведений

комплаенс-функцию; ¦сведений совету директоров¦менеджменту;

- по крайней мере раз ¦об управлении ¦- обязаны выявлять,

в год должен оценить ¦комплаенс-риском в банке ¦документировать и оценивать

степень эффективности ¦- ответственны за принятие¦комплаенс-риски, связанные

управления ¦соответствующего ¦с банковской деятельностью,

комплаенс-риском ¦коррективного или ¦включая развитие новых

¦дисциплинарного ¦банковских продуктов и

¦воздействия в том случае, ¦методов, установление новых

¦были выявлены нарушения; ¦видов бизнеса и клиентских

¦- по крайней мере раз ¦отношений, а также различных

¦в год должны выделять ¦материальных изменений;

¦и оценивать наиболее ¦- должны оценивать уместность

¦значимые проблемы ¦комплаенс-процедур и

¦комплаенс-риска, стоящие ¦принципов в банке, быстро

¦перед банком, и планы ¦восполнять любые недостатки

¦по управлению им; ¦и, если это необходимо,

¦- оперативно сообщать ¦излагать предложения по их

¦совету директоров о любых ¦устранению;

¦материальных ¦- должны контролировать

¦комплаенс-убытках ¦соблюдение законов, правил и

¦(так, например, о потерях,¦решений регулирующих органов;

¦которые могут повлечь ¦- начальник комплаенс-отдела

¦за собой существенный риск¦должен на регулярной основе

¦наложения юридических или ¦предоставлять сведения

¦регулирующих санкций, ¦по комплаенс-вопросам

¦финансовых убытков ¦менеджерам высшего звена

¦или потери репутации) ¦

     
   —————————————————————————+——————————————————————————+—————————————————————————————
   

Примечание. Сотрудники, ответственные за комплаенс-функцию, должны выполнять свои обязанности в соответствии с комплаенс-программой, которая излагает уже запланированные действия: выполнение и рассмотрение специфических политик и процедур, оценку комплаенс-риска, комплаенс-тестинг и обучение сотрудников в области комплаенс-вопросов. В основе комплаенс-программы должно лежать управление комплаенс-риском. Ответственность за реализацию комплаенс-программы несет начальник комплаенс-отдела. Данная программа должна соответствовать масштабам проводимых банком операций и обеспечивать координацию функций риск-менеджмента.

Реализация комплаенс-принципов

Комплаенс-политика - совокупность способов, методов и процедур, направленных на управление комплаенс-риском. Она должна стать частью организационной культуры кредитной организации. О наибольшей ее эффективности можно говорить, если совет директоров продвигает стандарты честности и единства мнений во всей организации.

Кроме того, кредитной организации необходимо разработать документ о комплаенс-политике. В данном документе должны быть отражены следующие вопросы, касающиеся комплаенс-функции:

- роль комплаенс-функции в банке и обязанности сотрудников в сфере выполнения данной функции;

- меры по достижению независимости;

- взаимосвязь комплаенс-функции с другими функциями риск-менеджмента в банке и взаимосвязь с внутренним аудитом;

- в случае если комплаенс-обязанности выполняются сотрудниками разных отделов, следует установить четкое распределение обязанностей среди этих отделов;

- право доступа к информации, необходимой для осуществления комплаенс-обязанностей, и делегирование полномочий сотрудникам банка по предоставлению данной информации;

- право проводить исследования возможных нарушений комплаенс-политики и назначать внешних экспертов по их устранению;

- право свободно выражать и раскрывать результаты проводимой комплаенс-политики менеджерам высшего звена и, если есть необходимость, совету директоров или соответствующему комитету;

- должностные инструкции менеджеров высшего звена.

Совокупность вышеописанных элементов без наличия комплаенс-функции не может эффективно функционировать.

Понятие "комплаенс-функция" БКБН используется прежде всего для того, чтобы описать штат, выполняющий обязанности по соблюдению законов, правил и решений регулирующих органов, а не для того, чтобы предписать банку специфическую организационную структуру.

Банк будет иметь возможность более эффективно управлять своим комплаенс-риском, если у него имеется собственная комплаенс-функция, согласованная с комплаенс-принципами.

Однако банку следует организовать свою комплаенс-функцию и установить приоритеты для управления комплаенс-риском таким образом, чтобы это было сопоставимо с его собственной стратегией риск-менеджмента и структурой в целом. Так, например, в международной практике некоторые банки стремятся организовать свою комплаенс-функцию в пределах их операционного риска, поскольку имеется близкая взаимосвязь между комплаенс-риском и некоторыми аспектами операционного риска. Другие банки предпочитают разделять функции операционного и комплаенс-риска, но при этом устанавливают механизмы, требующие близкого взаимодействия между этими двумя функциями по комплаенс-вопросам.

Важной составляющей комплаенс-функции являются принципы комплаенс-функции - принципы ее организации и функционирования. БКБН выделяет ряд принципов комплаенс-функции и дает их характеристику.

Комплаенс-функция в банке должна быть независима. Концепция независимости включает в себя четыре связанных элемента.

Во-первых, комплаенс-функция должна иметь формальный статус в пределах банка. Этот статус может быть установлен в упомянутом выше внутреннем документе "комплаенс-политика".

Во-вторых, в банке должна быть группа сотрудников, выполняющих комплаенс-функцию, или глава данной группы, на которого возложена полная ответственность за координацию управления комплаенс-риском.

Характер общения и другие функциональные взаимоотношения между сотрудниками, осуществляющими комплаенс-обязанности, и их начальником будут зависеть от того, какую организацию комплаенс-функции избрал для себя банк.

В-третьих, отдел, выполняющий комплаенс-функцию, или, в частности, глава данного отдела не должен занимать положение, где возможен конфликт интересов между его комплаенс-обязанностями и любыми другими обязанностями, возложенными на него.

Обычно соответствующий комитет устанавливает, чтобы сотрудники, отвечающие за комплаенс-функцию, выполняли только свои обязанности. Однако комитет осознает, что это не может быть реализовано в более мелких банках или в филиалах. В этих случаях сотрудники, отвечающие за комплаенс-функцию, могут выполнять задания, не связанные с комплаенс-обязанностями, если при этом исключается потенциальный конфликт интересов.

В-четвертых, отдел, выполняющий комплаенс-функцию, должен иметь свободный доступ к персоналу и информации, необходимой для выполнения обязанностей.

Сотрудники, отвечающие за комплаенс-функцию, должны по собственной инициативе выполнять свои обязанности во всех отделах банка, в которых существует возможность комплаенс-риска. Также сотрудники должны обладать правом проводить исследования нарушений комплаенс-политики и запрашивать помощь специалистов внутри банка (например, помощь юридического отдела или отдела внутреннего контроля) или нанимать внешних специалистов, чтобы решить проблему.

Итак, для исполнения комплаенс-функции необходимы независимость и наличие достаточных ресурсов, обязанности должны быть четко определены, а действия - подчинены периодическому и независимому контролю со стороны органов внутреннего аудита.

В целом понятие "комплаенс" является новым для России, но сегодня нормативно-правовая база сформулирована таким образом, что позволяет выделить отдельные элементы комплаенса и в нашей стране:

- операционный и правовой риски как аналоги комплаенс-риска;

- направления внутреннего аудита и организация службы внутреннего контроля как аналог комплаенс-функции;

- требования к организации корпоративного управления как аналог коплаенс-принципов;

- требования к системе внутренних документов кредитной организации как аналог комплаенс-политики.

В целом в российских нормативных актах, регулирующих банковскую деятельность, наиболее полная аналогия достигается в отношении первых двух элементов комплаенса.

Проанализируем понятия операционного и правового рисков.

"Операционный риск - риск возникновения убытков в результате несоответствия характеру и масштабам деятельности кредитной организации и (или) требованиям действующего законодательства внутренних порядков и процедур проведения банковских операций и других сделок, их нарушения служащими кредитной организации и (или) иными лицами (вследствие некомпетентности, непреднамеренных или умышленных действий или бездействия), несоразмерности (недостаточности) функциональных возможностей (характеристик) применяемых кредитной организацией информационных, технологических и других систем и (или) их отказов (нарушений функционирования), а также в результате воздействия внешних событий.

Правовой риск - риск возникновения у кредитной организации убытков вследствие:

- несоблюдения кредитной организацией требований нормативных правовых актов и заключенных договоров;

- допускаемых правовых ошибок при осуществлении деятельности (неправильные юридические консультации или неверное составление документов, в том числе при рассмотрении спорных вопросов в судебных органах);

- несовершенства правовой системы (противоречивость законодательства, отсутствие правовых норм по регулированию отдельных вопросов, возникающих в процессе деятельности кредитной организации);

- нарушения контрагентами нормативных правовых актов, а также условий заключенных договоров" <1>.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Письмо ЦБ РФ от 23.06.2004 N 70-Т "О типичных банковских рисках" // Вестник Банка России. 2004. N 38 (от 30 июня 2004 г.).

Как видно из определений, данные понятия являются смежными с понятием комплаенс-риска и позволяют реализовать комплаенс-функцию в рамках управления операционным и правовым рисками.

Кроме того, в России комплаенс-функция тесно связана с направлениями внутреннего контроля (аудита).

Однако БКБН считает, что комплаенс-функция и функция внутреннего аудита должны быть отделены друг от друга, чтобы обеспечить подчинение комплаенс-функции независимому контролю. Комплаенс-риск следует ввести в методику оценки риска службы внутреннего аудита. Кроме того, в банке должна быть установлена аудиторская программа, оценивающая адекватность и эффективность комплаенс-функции и включающая тестинг средств управления, чувствительных к уровню риска.

На наш взгляд, представленные рекомендации БКБН являются недостаточно своевременными для России, поскольку в современной банковской практике все еще существуют проблемы создания и эффективного функционирования внутреннего контроля, а также серьезные разночтения и неопределенность в представлении понятия системы внутреннего контроля, не говоря уже об отдельных ее самостоятельных направлениях, таких как комплаенс.

Однако, несмотря на указанные обстоятельства, ценность рекомендаций БКБН для российской практики заключается в том, что процедуры комплаенс-политики можно использовать для достижения отдельных целей в рамках системы внутреннего контроля.

Е.Морковкина

Подписано в печать

22.11.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Порядок проверки деятельности банка на рынке ценных бумаг при предоставлении услуг брокерского обслуживания (Окончание) брокерского обслуживания ("Бухгалтерия и банки", 2005, N 12)
Статья: О некоторых проблемных вопросах по налогам и сборам за пользование природными ресурсами ("Все о налогах", 2005, N 12)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.