Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: О налогообложении НДС рекламных кампаний (Федеральный закон от 22.07.2005 N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах", ст. 1) ("Налоговые споры", 2005, N 11)



"Налоговые споры", 2005, N 11

О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ НДС РЕКЛАМНЫХ КАМПАНИЙ

(ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 22.07.2005 N 119-ФЗ

"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГЛАВУ 21

ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ

АКТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О НАЛОГАХ И СБОРАХ", СТ. 1)

Многочисленные споры о том, облагаются ли НДС рекламные кампании, привели к тому, что законодатель поправил соответствующую норму гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ. Новую норму налогоплательщикам придется применять уже со следующего года, но стоит представить, как она будет применяться, и становится ясно, что спор как был, так и останется.

Статья 1 названного Федерального закона предусматривает различные поправки в гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ, все они начнут действовать с 1 января 2006 г. Одна поправка касается следующего: в число операций, освобождаемых от налогообложения, включена передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 руб. (пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ).

На первый взгляд кажется, что данное новшество снимет спор о том, облагается или нет НДС передача товаров в рекламных целях. Напомним, что позиция налогового и финансового ведомств по этому вопросу всегда была однозначной: передача товаров в рекламных целях приравнивается к безвозмездной передаче и в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ признается объектом налогообложения НДС (см., например, Письма МНС России от 05.07.2004 N 03-1-08/1484/18@ и от 26.02.2004 N 03-1-08/528/18, Письмо Минфина России от 16.08.2005 N 03-04-11/205). Налоговая база в таких случаях определяется исходя из рыночных цен (п. 1 ст. 154 НК РФ).

На самом деле причина для спора не устранена. Так и осталось непонятным, все ли, передаваемое в рекламных целях, можно подвести под понятие товара, например, являются ли товаром рекламные брошюры, буклеты, каталоги и т.п. Кроме того, с введением в действие новой нормы возникнет следующая проблема. Предполагается некий расчет стоимости единицы рекламного товара, но по данным какого учета ее исчислять - бухгалтерского или налогового, не сказано.

По нашему мнению, налогоплательщикам, как и раньше, не стоит во всех случаях придерживаться позиции контролирующих органов. Если распространяемая в рекламных целях продукция под понятие товара не подпадает, включать ее в объект налогообложения НДС не нужно. При этом аргументировать свою позицию надо исходя из понятия объекта налогообложения НДС, данного в ст. 146 НК РФ, и общего понятия объекта налогообложения, приведенного в ст. 39 НК РФ, со ссылками на ст. 128 "Виды объектов гражданских прав" ГК РФ.

Из указанных статей следует, что только имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации, может признаваться товаром, соответственно, объектом налогообложения НДС могут быть операции по реализации именно такого имущества.

Налоговые органы могут выдвинуть следующий контраргумент: согласно той же ст. 146 НК РФ к реализации товаров приравнивается их безвозмездная передача. Но с этим тоже можно поспорить. Налоговые органы почему-то забывают, что, для того чтобы безвозмездную передачу признать операцией, облагаемой НДС, необходим факт перехода права собственности на переданное имущество от одного лица к другому. В рассматриваемом нами случае налоговые органы должны доказать, что переданные налогоплательщиком в рекламных целях товары перешли в собственность лиц, которые их получили.

Когда речь идет о переходе права собственности, подразумевается, что совершается конкретная сделка, а это значит, что должно быть и лицо, передающее товар в собственность другому лицу, и другое лицо, приобретающее право собственности на передаваемый товар. При этом каждое лицо - участник сделки должно быть точно определено и должно четко выражать свою волю по отношению к последствиям, возникающим в результате сделки. Вряд ли лицо, получающее в ходе рекламной кампании какой-нибудь буклет, выражает волю на получение его в собственность, да и у передающей стороны такой цели нет, ей, как правило, безразлична судьба переданных экземпляров, главное, достигнуть цели рекламной кампании - продвинуть товар.

И еще. Налогоплательщикам можно порекомендовать использовать норму п. 4 ст. 264 НК РФ, которая относит к расходам организации на рекламу расходы на изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, и (или) информацию о самой организации.

Как следует из этой нормы, брошюры и каталоги не предназначены для реализации, их распространение преследует другую цель - информировать неопределенный круг лиц о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, и (или) рассказать о самой организации. Таким образом, данная продукция товаром в целях налогообложения не является. И хотя норма п. 4 ст. 264 НК РФ применяется в целях налогообложения налогом на прибыль организаций, ее нельзя не учитывать при исчислении и уплате других налогов, иначе одни и те же суммы будут облагаться НДС дважды.

Подписано в печать

07.10.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <События, факты, перспективы от 07.10.2005> ("Налоговые споры", 2005, N 11)
Статья: Для налогоплательщиков, переходящих с УСН на общий режим налогообложения до истечения налогового периода (Налоговый кодекс РФ, п. 4 ст. 346.13, ст. 346.19) ("Налоговые споры", 2005, N 11)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.