Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <События, факты, перспективы от 07.10.2005> ("Налоговые споры", 2005, N 11)



"Налоговые споры", 2005, N 11

Коротко об изменениях в главе 21 НК РФ

В гл. 21 НК РФ в июле этого года внесено большое количество поправок <1>. Остановимся на основных изменениях <2>, которые должны учесть налогоплательщики и которые будут применяться с 1 января 2006 г.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Федеральный закон от 22.07.2005 N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах".

<2> Подробнее об изменениях в порядке исчисления НДС, о спорных вопросах и их решении читайте в следующем номере журнала в статье налогового консультанта Т.А. Демишевой.

Самое существенное изменение - с нового года все налогоплательщики перейдут на метод определения налоговой базы "по отгрузке". Законодатель уходит от увязки налогообложения с реализацией. Но и право на налоговый вычет не будет связываться с фактом оплаты поставщику, достаточно учесть поступившие товары (выполненные работы, оказанные услуги).

Со следующего года иностранным организациям, имеющим на территории России несколько подразделений (представительств, отделений), предоставлено право самостоятельно выбирать подразделение, по месту налоговой регистрации которого они будут представлять налоговые декларации и уплачивать НДС. Налог будет рассчитываться и уплачиваться в целом по операциям всех находящихся на территории России подразделений иностранной организации. Для реализации этого права иностранные организации обязаны письменно уведомить налоговые органы каждого из своих подразделений о том подразделении, по месту нахождения которого иностранная организация будет платить НДС.

С одного до двух миллионов рублей увеличен размер выручки от реализации товаров, работ, услуг, позволяющий применять освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика. До этого же предела увеличена сумма, позволяющая налогоплательщику уплачивать НДС не ежемесячно, а ежеквартально.

Уточнены нормы ст. 148 НК РФ, определяющей место реализации работ, услуг. Сейчас в указанной статье есть только перечень операций, признаваемых совершенными на территории России. Поправки вводят в статью новый п. 1.1, в котором указано, когда территория России не признается местом реализации работ (услуг).

Перечень операций, не подлежащих налогообложению (ст. 149 НК РФ), пополнен операциями с банковскими картами, операциями, связанными с банковской гарантией. Уточнено, что от НДС освобождаются не только финансовые услуги по предоставлению займов в денежной форме, но и сами операции по предоставлению денежных займов. В круг субъектов игорного бизнеса, которые не должны платить НДС, включены индивидуальные предприниматели. Важная поправка касается передачи в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение которых не превышают 100 руб. Такие операции облагаться НДС не будут. Это снимет проблему, с которой сталкиваются сегодня налогоплательщики при распространении небольших буклетов, рекламных каталогов и брошюр.

Приведены в соответствие с действующим бюджетным законодательством нормы ст. 154 НК РФ в части определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций и льгот. Теперь в статье речь идет о субвенциях и субсидиях, как того требует Бюджетный кодекс РФ.

Налоговая база в виде вознаграждений будет определяться не только по посредническим договорам, но и при реализации залогодержателем предмета залога, не востребованного залогодателем.

Теперь те, кто работает с иностранными лицами на основании договоров поручения, комиссии, агентских договоров, будут относиться к налоговым агентам. Законодатель признал местом реализации посреднических услуг, связанных с приобретением товаров за рубежом, территорию России. Определять налоговую базу посредники должны в день выполнения посреднической услуги.

В Налоговом кодексе РФ появилась новая статья - 174.1, регулирующая особенности исчисления и уплаты в бюджет НДС при ведении совместной деятельности и доверительного управления имуществом. Обязанности налогоплательщика возлагаются на одного из участников договора простого товарищества или доверительного управляющего. Они должны вести учет налога, выставлять счета-фактуры и исполнять иные обязанности налогоплательщиков. Эти же лица имеют право на налоговые вычеты по операциям, совершаемым в рамках договора простого товарищества (или доверительного управления имуществом).

О "далеких" поправках, связанных с НДС

В гл. 21 НК РФ внесены не только поправки, которые будут применяться с 1 января 2006 г., но и поправки, применять которые можно будет лишь с 1 января 2007 г. Что же это за поправки?

Во-первых, при осуществлении товарообменных операций, зачетов взаимных требований, при использовании в расчетах ценных бумаг сумма налога должна быть уплачена покупателем продавцу отдельно на основании платежного поручения на перечисление денежных средств. Только тогда можно будет говорить о праве на налоговый вычет (п. 2 ст. 172 НК РФ).

Во-вторых, существенно изменится порядок возмещения НДС (ст. 176 НК РФ). Налог должен быть возмещен в течение трех месяцев считая со дня представления налоговой декларации. В рамках этого срока налоговый орган должен проверить обоснованность заявленных к возмещению сумм и в течение семи дней после проверки, которая не может длиться больше двух месяцев, вынести решение о возмещении или об отказе в возмещении налога. Свой отказ налоговый орган должен обосновать и в 10-дневный срок со дня вынесения решения направить налогоплательщику мотивированное заключение.

Реформа местного самоуправления дает сбои

В настоящее время проводится реформа местного самоуправления, началом которой послужил Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Так, к 1 января 2006 г. (если эта дата не будет перенесена на более поздний срок) на территории России муниципальные образования должны быть организованы в соответствии с новыми требованиями. Возможно, часть существующих сегодня муниципальных образований перестанет существовать, какие-то укрупнятся, из каких-то, наоборот, выделятся новые. Соответственно, изменится правовая база по местным налогам, и это можно назвать одним из существенных последствий проводимой реформы.

Согласно ст. 15 НК РФ к местным налогам относятся земельный налог и налог на имущество физических лиц. Как следует из п. 4 ст. 12 НК РФ, порядок введения в действие местных налогов на территории муниципальных образований устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Из этого следует, что с 1 января будущего года на территории вновь образованных муниципальных образований должны вступить в силу новые нормативные правовые акты о местных налогах, причем принять их и опубликовать муниципалитеты должны в соответствии с п. 1 ст. 5 НК РФ, т.е. до 1 декабря 2005 г.

Это же касается и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Ведь теперь порядок введения в действие ЕНВД, а также виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится данный налог, и значения корректирующего коэффициента К2 определяют муниципалитеты с учетом требований, установленных гл. 26.3 НК РФ.

Однако, как показывает практика, проведение реформы в достаточной степени затруднено. По информации Минфина России (см. Письмо от 03.08.2005 N 03-06-02-02/57) на сегодняшний день формирование представительных органов муниципальных образований в соответствии с новыми требованиями еще не завершено, а действующие представительные органы работу по принятию новых актов о местных налогах не ведут. В результате все это может привести к тому, что новые акты о местных налогах если и будут приняты, то с нарушением установленных законом сроков их принятия. Соответственно, взимание местных налогов в 2006 г. станет невозможным.

В связи с этим советуем вам, уважаемые читатели, внимательно следить за актами, принимаемыми на территории вашего муниципального образования, чтобы знать, какие местные налоги платить в следующем году.

Теперь инспекции будут обслуживать

налогоплательщиков по стандарту

Приказом от 02.09.2005 N САЭ-3-25/425 ФНС России утвердила Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков. В документе систематизированы и регламентированы содержащиеся в различных нормативно-правовых и ведомственных актах требования к процедуре оказания услуг фискальными органами, и его появление должно бы значительно облегчить жизнь налогоплательщиков. К примеру, любой налогоплательщик может позвонить в налоговую инспекцию и получить устные разъяснения по интересующему его вопросу. Однако польза от подобного рода услуг весьма сомнительная. Во-первых, ничто не мешает налоговикам отказаться от своего устного мнения, а во-вторых, такой ответ нельзя будет использовать в качестве доказательства в суде.

Новым стандартом определено даже, сколько времени должен просидеть в очереди налогоплательщик, чтобы получить ответ на свой вопрос, - не более 30 минут, а при "пиковых" нагрузках - не более 1 часа. Как налоговики будут укладываться в это время, непонятно, ведь реализация подобных требований возможна только при значительном увеличении штата налоговых инспекций.

Что такое "заверенная должным образом"

копия документа?

ФНС России в Письме от 02.08.2005 N 01-2-04/1087 дала разъяснения о порядке оформления документов, передаваемых организациями на проверку налоговым органам. Налоговое ведомство, руководствуясь положениями п. 1 ст. 11 НК РФ и п. 2.1.30 ГОСТ Р 51141-98, объяснило, что выражение "заверенная должным образом" означает, что исполнительный орган налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента обязан удостоверить копии документов, проставив на них необходимые реквизиты, а именно печать и роспись полномочного должностного лица, придающие документам юридическую силу. Вместо этого можно нотариально засвидетельствовать копии указанных документов.

Чтобы избежать проблем с принятием документов в налоговой инспекции, лучше руководствоваться выводами налогового ведомства и копии документов заверять печатью организации. Однако это не является обязательным условием, и тем, кто этого не сделал, мы предлагаем воспользоваться следующими аргументами.

Ни Гражданский, ни Налоговый кодексы не предусматривают удостоверение копий документов печатью. Единственное упоминание в ГК РФ о необходимости приложения печати организации содержится в норме, регулирующей выдачу доверенности от имени юридического лица (п. 5 ст. 185 ГК РФ).

Нормативными актами, разъясняющими порядок оформления копий документа, являются ГОСТы о системе организационно-распорядительной документации. Последний из таких документов - ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов" - утвержден Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 N 65-ст "О принятии и введении в действие государственного стандарта Российской Федерации". Согласно п. 3.26 указанного ГОСТа, заверяя соответствие копии документа подлиннику, ниже реквизита "Подпись" проставляют заверительную надпись "Верно", должность лица, заверившего копию, личную подпись, расшифровку подписи (инициалы, фамилию), дату заверения. При этом копия документа заверяется печатью лишь по усмотрению организации.

Дисквалификация за ложные сведения

По данным налогового ведомства, в начале августа этого года в Москве и Ростовской области суды вынесли решения о дисквалификации руководителей организаций за представление заведомо ложных документов. Это первый случай реализации на практике положений ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ. Указанная норма устанавливает административную ответственность за представление заведомо ложных сведений в орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Причем мерой ответственности может быть как штраф в размере 5000 руб., так и дисквалификация на срок до трех лет. Под дисквалификацией понимается лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом.

При обнаружении правонарушения, о котором идет речь в ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ, должностные лица налоговых органов составляют протокол и направляют его для рассмотрения в суд. Перечень должностных лиц налоговых органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, был утвержден 2 августа 2005 г. (см. Приказ ФНС России N САЭ-3-06/354@ "Об утверждении Перечня должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях").

О дисквалификации и ее последствиях говорится и в Обзоре по вопросу применения дисквалификации в качестве санкции за нарушение законодательства о государственной регистрации, размещенном на сайте ФНС России. В частности, в нем отмечено, что запрет занимать определенные руководящие должности не полностью лишает лицо права заниматься предпринимательской деятельностью, а только определенным ее видом. Информацию о дисквалифицированных лицах планируется отражать в ЕГРЮЛ. Это, по мнению ФНС России, будет способствовать прозрачности экономических отношений, а также снизит риски участников гражданского оборота. Заметим, что действующая редакция Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" предусматривает заявительный порядок внесения данных в реестр. Причем заявителем выступает лицо, уполномоченное организацией. Поэтому неясно, каким образом будут реализованы планы налоговиков.

Подписано в печать

07.10.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Чем грозит превышение лимита выручки ("Учет. Налоги. Право", 2005, N 37)
Статья: О налогообложении НДС рекламных кампаний (Федеральный закон от 22.07.2005 N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах", ст. 1) ("Налоговые споры", 2005, N 11)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.