Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Новый упрощенный порядок получения лицензий и другие новеллы законодательства о лицензировании ("Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ", 2005, N 9)



"Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ", 2005, N 9

НОВЫЙ УПРОЩЕННЫЙ ПОРЯДОК ПОЛУЧЕНИЯ ЛИЦЕНЗИЙ И ДРУГИЕ

НОВЕЛЛЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ

Текущий год богат на изменения в процедуре лицензирования отдельных видов деятельности.

С 1 января 2005 г. вступила в силу гл. 25.3 Налогового кодекса, устанавливающая размер и порядок оплаты пошлин за выдачу лицензий.

2 июля 2005 г. были внесены изменения в Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Федеральный закон от 02.07.2005 N 80-ФЗ).

21 июля 2005 г. вышел Федеральный закон от 21.07.2005 N 114-ФЗ "О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Также Федеральным законом от 21.07.2005 N 102-ФЗ изменен порядок лицензирования производства, хранения и поставки алкогольной продукции.

Все течет, все меняется, в основном - упрощается

Изменения, внесенные в июле в Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", касаются как технико-юридических аспектов, так и содержательной части порядка лицензирования. Причины указанных изменений ясны (совершенствование и унификация административных процедур, изменения в смежных областях законодательства (внесение дополнений в КоАП РФ, складывание практики применения Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)")), и перемены давно назрели.

Таким образом, изменения, внесенные в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", направлены на:

- упорядочение, упрощение и совершенствование различных административных процедур, как-то: порядок выдачи лицензий, введение упрощенного порядка лицензирования отдельных видов деятельности,

- внесение содержательных изменений в порядок лицензирования: осуществление лицензионного контроля, отмена лицензирования отдельных видов деятельности и другие.

Счастливчики, освобожденные от лицензирования

Самые "ожидаемые" изменения коснулись перечня видов деятельности, в отношении которых будет отменена обязательная процедура лицензирования. Законом от 2 июля 2005 г. предусмотрено поэтапное сокращение перечня видов деятельности, подлежащих лицензированию.

С 1 января 2006 г. не будет требовать наличия лицензии осуществление следующих видов деятельности:

- сюрвейерское обслуживание морских судов в морских портах;

- деятельность по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава на железнодорожном транспорте;

- деятельность по техническому обслуживанию и ремонту технических средств, используемых на железнодорожном транспорте;

- оценочная деятельность;

- деятельность по разведению племенных животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

- деятельность по производству и использованию племенной продукции (материала) (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

- аудиторская деятельность;

- деятельность по производству элитных семян (семян элиты);

- осуществляемая в море деятельность по приемке и транспортировке уловов водных биологических ресурсов, включая рыб, а также других водных животных и растений.

С 1 января 2007 г. прекращается лицензирование следующих видов деятельности:

- туроператорская деятельность;

- турагентская деятельность;

- проектирование зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;

- строительство зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;

- инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения.

Со дня вступления в силу технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности, прекращается лицензирование следующих видов деятельности:

- разработка авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;

- производство авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;

- ремонт авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;

- испытание авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;

- эксплуатация взрывоопасных производственных объектов;

- эксплуатация пожароопасных производственных объектов;

- эксплуатация химически опасных производственных объектов;

- деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности;

- производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;

- производство маркшейдерских работ;

- геодезическая деятельность;

- картографическая деятельность;

- производство медицинской техники;

- техническое обслуживание медицинской техники (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

- деятельность по изготовлению и ремонту средств измерений.

И фикция, и профанация...

Почему отменяется лицензирование тех или иных видов деятельности? Ведь наличие лицензии - это, вроде бы, определенная гарантия для потребителей, контрагентов, для общества и государства, что та или иная деятельность осуществляется в соответствии с установленными государством требованиями. Ведь цель лицензирования - защита как имущественных (связанных с избежанием причинения вреда либо, в случае его причинения, компенсацией убытков), так и неимущественных (защита здоровья, других нематериальных благ) прав каждого отдельного человека и интересов общества в целом от "некачественных продуктов, деятельности" той или иной организации или индивидуального предпринимателя. Однако приходится признать, что сложившаяся система лицензирования неэффективна: формально жесткие требования на практике довольно легко обходятся в силу специфики правоприменительной деятельности.

Во-первых, после получения лицензии контроль практически не осуществляется. Между тем основную опасность интересам общества и его граждан представляет именно процесс осуществления деятельности. Поэтому в свете Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (который и регламентирует утверждение технических регламентов по видам деятельности) можно говорить о том, что теперь основной контроль переносится с этапа выдачи лицензии (т.е. до начала осуществления деятельности) в ряде случаев на осуществление контроля в ходе деятельности (текущего контроля) либо контроля за качеством только конечного продукта.

Во-вторых, процесс получения лицензии на некоторые виды деятельности практически был превращен в формальную процедуру. Это произошло, прежде всего, потому, что установленным законом требованиям (наличие помещения и квалифицированных сотрудников с образованием и опытом работы) соответствовать совсем несложно. В результате формальное наличие лицензий не спасает потребителей от недобросовестных производителей и услугодателей. Поэтому логичным будет перенесение контроля с лицензирования на систему контроля качества продукта (услуги). Ранее функционировала система обязательной сертификации, сейчас действует только система добровольной стандартизации. Однако при развитой системе общественных отношений должна действовать система, в которой каждый производитель и услугодатель в борьбе за клиентов был бы заинтересован в своем соответствии таким стандартам, то есть в добровольном прохождении сертификации. Поэтому лицензирование в такой ситуации оказывается дополнительным бременем для предпринимателя.

Требования к соискателям лицензии стали более разумными

В новую редакцию Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" введены следующие существенные положения.

Требования к документам, представляемым в лицензирующий орган:

- соискатель обязан указать адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который он намерен осуществлять, при их изменении лицензиат обязан уведомить об этом лицензирующий орган в течение 15 дней с момента соответствующих изменений;

- исключено обязательное ранее раскрытие информации о квалификации работников соискателя лицензии.

Лицензирующий орган на стадии рассмотрения документов о выдаче лицензии осуществляет лицензионный контроль (ст. 12 новой редакции Закона "О лицензировании отдельных видов деятельности") в форме проверки:

- полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, а также

- возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий в порядке, предусмотренном Федеральным законом.

До настоящего времени органы, осуществляющие лицензирование, выносили решение о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче только на основании той информации, которую им представлял соискатель. Проверка представленной информации была только правом, но не обязанностью лицензирующих органов.

Отныне проверка проводится путем сопоставления таких сведений со сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Лицензирующий орган получает соответствующую информацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, лицензирующие органы обязаны обратиться в налоговые органы, которые осуществляют ведение Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, с тем, чтобы удостовериться в достоверности представленных документов, подтверждающих статус соискателя и полномочия его органов на обращение за получением соответствующих лицензий.

Чиновников урезали в правах

Изменения коснулись и оснований принятия решения об отказе в выдаче лицензии, а именно: уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа, в том числе реквизитов акта проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий, если причиной отказа является невозможность выполнения соискателем лицензии указанных требований и условий. Следовательно, отказать в выдаче лицензии по этому основанию можно только после проведения проверки лицензирующим органом.

Это в определенной мере дисциплинирует должностных лиц, уполномоченных на принятие решения о выдаче лицензии. С другой стороны, Законом не определена форма проведения проверки. Теоретически проверка может быть проведена на основе представленных документов - насколько это будет допустимо, покажет практика.

Более подробно регламентированы обязанности сотрудников лицензирующих органов, в частности в ст. 14 Закона введена норма о том, что лицензирующие органы обязаны предоставить бесплатно соискателям лицензии или лицензиатам возможность ознакомиться любым доступным способом с положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, перечнем технических регламентов и иных нормативных правовых актов РФ, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности, формами заявлений и документами, которые представляются для получения, переоформления лицензий, порядком проведения лицензирования, в том числе лицензионного контроля, а также с правами и обязанностями соискателей лицензий, лицензиатов и лицензирующих органов.

Также добавлена ст. 17.1, устанавливающая ответственность должностных лиц лицензирующих органов, предусмотренную действующим законодательством. Причем о принятых в отношении них мерах ответственности лицензирующие органы в течение тридцати дней обязаны сообщить юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, права и законные интересы которых нарушены.

Хотя на должностных лиц распространяются требования норм других актов, с точки зрения юридической техники и чувства ответственности самих работников указание на ответственность будет хорошим упреждающим фактором.

Упрощенный порядок лицензирования

По заявлению соискателя лицензии или лицензиата в отношении отдельных видов деятельности, лицензирование которых осуществляется в целях защиты имущественных прав и законных интересов граждан, может применяться упрощенный порядок лицензирования. Он возможен при условии заключения соискателем лицензии или лицензиатом договора страхования гражданской ответственности либо при наличии у лицензиата сертификата соответствия осуществляемого им лицензируемого вида деятельности международным стандартам (ст. 9 новой редакции Закона "О лицензировании отдельных видов деятельности").

Упрощенный порядок лицензирования может применяться при условии заключения соискателем лицензии или лицензиатом договора страхования гражданской ответственности либо при наличии у лицензиата сертификата соответствия осуществляемого им лицензируемого вида деятельности международным стандартам в отношении лицензирования следующих видов деятельности:

- эксплуатация пожароопасных производственных объектов;

- деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);

- перевозки морским транспортом грузов;

- перевозки внутренним водным транспортом грузов;

- перевозки воздушным транспортом грузов;

- перевозки железнодорожным транспортом грузов;

- перевозки железнодорожным транспортом грузобагажа;

- транспортировка грузов (перемещение грузов без заключения договора перевозки) по железнодорожным путям общего пользования, за исключением уборки прибывших грузов с железнодорожных выставочных путей, возврата их на железнодорожные выставочные пути;

- погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте;

- погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам в морских портах;

- погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте;

- деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

При упрощенном порядке лицензирования соискатель не представляет документы, предусмотренные положениями о лицензировании отдельных видов деятельности, т.е. подтверждающие его соответствие лицензионным требованиям. Срок рассмотрения документов также сокращен и составляет 15 дней.

При упрощенном порядке лицензирования проверка возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий лицензирующим органом не проводится.

Плановые проверки соответствия деятельности лицензиата, выбравшего упрощенный порядок лицензирования, лицензионным требованиям и условиям не проводятся.

В случае прекращения действия договора страхования гражданской ответственности или сертификата соответствия осуществляемого лицензиатом лицензируемого вида деятельности международным стандартам лицензиат имеет право осуществлять лицензируемый вид деятельности, к которому применяется общий порядок лицензирования, до истечения срока действия лицензии.

Введение упрощенной процедуры лицензирования обусловлено общей тенденцией снижения административного контроля за предпринимательской деятельностью и необходимостью исключения дублирования государственных функций, ведь наличие договора страхования ответственности или сертификата соответствия определенным требованиям предполагает, что требования, предъявляемые к лицу при получении лицензии, также выполняются.

Технические моменты

В законодательство о лицензировании внесены и другие важные изменения. Так, срок рассмотрения документов, представленных соискателем для получения лицензии, сокращен с 60 до 45 дней.

Документ, подтверждающий наличие лицензии, оформляется на бланке соответствующего лицензирующего органа - федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по форме, утвержденной Правительством РФ, в двух экземплярах, один из которых направляется (вручается) соискателю лицензии, другой хранится в лицензионном деле лицензиата.

Дубликат или копия подтверждающего наличие лицензии документа предоставляется лицензиату за плату в размере десяти рублей (ст. 9 новой редакции Закона).

Новый порядок приостановления и прекращения

действия лицензии

Скорректирован порядок применения процедуры приостановления лицензии. Сейчас основанием для приостановления действия лицензии будет являться факт привлечения лицензиата к административной ответственности за нарушение лицензионных требований. Соответствующие изменения внесены в нормы КоАП РФ, однако все предусмотренные им изменения оперируют понятием "грубого нарушения лицензионных требований", которое устанавливается Правительством РФ (ст. ст. 8.4, 9.1, 13.12, 14.1, 18.13, 19.20 КоАП РФ).

Изменения предусматривают также возможность досрочного прекращения действия лицензии по решению лицензирующего органа. Основанием для принятия такого решения является заявление самого лицензиата с соответствующей просьбой.

Цена вопроса

Важным вопросом в сфере лицензирования является стоимость получения лицензии.

Главой 25.3 Налогового кодекса, вступившей в силу с 1 января 2005 г., установлено, что размер платы за рассмотрение заявления о выдаче лицензии составляет 300 руб., а за выдачу лицензии (самого бланка) - 1000 руб. Исключение сделано только для нескольких видов деятельности.

1. За следующие действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием организации и содержания тотализаторов и игорных заведений:

- рассмотрение заявления о предоставлении лицензии - 300 руб.;

- предоставление лицензии - 3000 руб.;

- переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, - 1000 руб.

2. За предоставление лицензии на осуществление банковских операций при создании банка - 0,1 процента заявленного уставного капитала создаваемого банка, но не более 40 000 руб.

3. За предоставление долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, за предоставление лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов:

- организациям - 200 руб.;

- физическим лицам - 100 руб.

4. За предоставление лицензий на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг:

- за предоставление лицензии на осуществление деятельности по организации торговли в качестве фондовой биржи, лицензии на осуществление клиринговой деятельности, лицензии фондовой биржи - 100 000 руб. за каждую лицензию;

- за предоставление лицензии на осуществление деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг, лицензии на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, лицензии на осуществление деятельности специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов - 10 000 руб. за каждую лицензию.

5. За предоставление лицензии судовой радиостанции - 1000 руб.

Отдельный закон (Федеральный закон от 14.07.2005 N 114-ФЗ "О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции") регулирует порядок и размеры уплаты сборов за действия, связанные с лицензированием производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Им установлены следующие размеры сборов:

1) производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта (в том числе денатурированного) - 3 000 000 руб.;

2) производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции (за исключением вина) - 3 000 000 руб.;

3) производство, хранение и поставки произведенного вина - 250 000 руб.;

4) производство, хранение и поставки произведенной спиртосодержащей пищевой продукции - 250 000 руб.;

5) производство, хранение и поставки произведенной спиртосодержащей непищевой продукции (в том числе денатурированной) - 250 000 руб.;

6) закупка, хранение и поставки алкогольной продукции - 250 000 руб.;

7) хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции - 250 000 руб.;

8) закупка, хранение и поставки спиртосодержащей продукции - 250 000 руб.

Порядок оплаты пошлин и сборов

Порядок оплаты пошлин и сборов следующий: при подаче документов на рассмотрение должен быть уплачен сбор за рассмотрение документов, при вынесении решения о выдаче лицензии оплачивается пошлина за выдачу лицензии. В отношении лицензирования видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, сбор за выдачу лицензии уплачивается юридическим лицом один раз за весь срок действия лицензии до подачи в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии. При этом размер сбора за выдачу лицензии не зависит от количества входящих в данное юридическое лицо обособленных подразделений (не являющихся юридическими лицами), которые будут осуществлять лицензируемые виды деятельности.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, которым производилась оплата, по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Характерно, что Налоговый кодекс не устанавливает возможности оплаты государственной пошлины третьим лицом за соискателя лицензии. Поэтому его положения можно толковать как требующие уплаты пошлины самим налогоплательщиком (т.е. лицом, в чью пользу совершаются действия).

В случае отказа от получения лицензии (например, при неподаче соответствующих документов в лицензирующий орган) государственная пошлина подлежит возврату. Для этого необходимо в течение 3 лет с момента уплаты обратиться с заявлением о ее возврате по месту нахождения лицензирующего органа (а не плательщика, как это было раньше) с приложением оригинала платежного поручения или квитанции об оплате, указав реквизиты, на которые нужно перечислить сумму. Государственная пошлина в этом случае подлежит возврату в полном размере.

М.А.Сюткина

Юрист

Юридической компании "Лигас"

г. Москва

Подписано в печать

25.08.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Обжалование решения налогового органа в суд ("Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ", 2005, N 9)
Статья: Государственный контроль за весовыми приборами и взвешиванием товаров ("Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ", 2005, N 9)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.