Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Комментарий к Письму Минфина России от 13.05.2005 N 03-03-02-02/70 <О неправомерности позиции ФНС России в отношении применения упрощенной системы налогообложения>> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 10)



"Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 10

<КОММЕНТАРИЙ

К ПИСЬМУ МИНФИНА РОССИИ ОТ 13.05.2005 N 03-03-02-02/70

<О НЕПРАВОМЕРНОСТИ ПОЗИЦИИ ФНС РОССИИ В ОТНОШЕНИИ

ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ>>

Опубликованные разъяснения Минфина России можно по праву признать "бархатной революцией" в порядке расчета и уплаты единого УСН-налога.

Во-первых, они являются официальным ответом финансистов на запрос их коллег из ФНС. То есть представляют собой письменное толкование законодательства о налогах и сборах (освобождают от ответственности - ст. 111 НК РФ). Во-вторых, большинство положений данного документа направлено в пользу налогоплательщиков. Что особенно важно для наших читателей. И, наконец, приведенная аргументация полностью "рушит" привычную цепь рассуждений инспекторов о признании "упрощенных" доходов и расходов. То есть является ярким подтверждением тому, что иногда сотрудники финансового ведомства не склонны искать компромиссов с инспекторами.

Главы 26.2 и 25 - подруги...

В ряде случаев гл. 26.2 Налогового кодекса предписывает "упрощенцам" при формировании налоговой базы обращаться к "прибыльным" нормам гл. 25. Так, при определении доходов пользователям УСН необходимо следовать ст. ст. 249 (выручка от реализации), 250 (внереализационные доходы) и 251 (неучитываемые поступления) главного налогового документа (ст. 346.15 НК РФ). А при признании расходов (п. 2 ст. 346.17 НК РФ) - прежде всего соблюдать критерии ст. 252 (экономическая обоснованность). И, кроме того, 254 (материальные расходы), 255 (затраты на оплату труда), 263 (издержки на страхование), 264 (прочие произведенные расходы), 268 (стоимость реализованных товаров) и 269 (проценты по долговым обязательствам) - в случае принятия к учету "упрощенных" трат, поименованных в пп. 5, 6, 7, 9 - 21 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса.

Однако инспекторы подходят к этому вопросу иначе. Довольно часто они пытаются дополнить список положений гл. 25, подлежащих сомнению. Ярким примером тому является их предписание "упрощенцам" учитывать правила ст. 273 законодательства. Напомним, что она регулирует ведение налогового учета кассовым методом.

Другой популярный среди налоговых контролеров ход - распространять влияние действительно перечисленных в гл. 26.2 "прибыльных" норм (ст. ст. 254, 255, 263 и т.д.) на прочие УСН-траты. Например, требовать обращения к ст. 268 Налогового кодекса при списании стоимости покупных товаров (пп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Хотя в данном случае связь между положениями двух глав не предусмотрена (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

На основании именно такой логики инспекторы зачастую выдвигают следующие требования к моменту признания "упрощенных" доходов и расходов. Например, в Письме от 11.06.2003 N СА-6-22/657 <*>, на которое ссылаются финансисты в Письме, работники МНС высказались так:

1. Материальные траты (пп. 6 п. 1 ст. 346.16 НК РФ) в виде стоимости сырья и материалов можно учесть в налоговой базе при одновременном выполнении двух условий: покупка оплачена и МПЗ отпущены в производство;

2. Стоимость приобретенных товаров (пп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ) относится на расходы после соблюдения трех норм: задолженность перед поставщиком погашена, ТМЦ реализованы и получен доход от их продажи.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Документ опубликован в "НА" N 13, 2003.

При этом выдвинутые условия признания материальных расходов инспекторы обосновывают нормами пп. 1 п. 3 ст. 273 Налогового кодекса. А вот доводы "задержки" в списании покупных товаров не приводят. Но их можно найти в других разъяснениях федеральных инспекторов. Например, в Письме от 13.10.2004 N 22-1-15/1667 они прямо указывают, что в отношении таких издержек действуют нормы ст. 268.

Заметим, что по поводу входного НДС, суммы которого относятся к указанным расходам, налоговые работники заняли сходную позицию. То есть предписали относить налог в УСН-расчет в том же порядке, что и сами затраты на приобретение ценностей.

Только в случае с покупкой сырья и материалов инспекторы требовали включать НДС в их стоимость (см., например, Письмо УМНС России по Московской области от 12.10.2004 N 04-27/24544). А вот входной налог по товарам признавали самостоятельной тратой, прямо поименованной в пп. 8 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса (см., например, Письмо УМНС России по Московской области от 25.10.2004 N 04-27/226347).

...но не родственницы!

Нельзя сказать, что свое отношение к "упрощенному" учету "спорных" трат финансисты высказали впервые. Нет, конечно, и до опубликованного Письма работники Минфина России придерживались некой позиции. Но, к сожалению, она не отличалась постоянством, да и высказывали ее минфиновцы преимущественно в частных разъяснениях.

Причем в ряде случаев мнения двух ведомств даже были близки (см., например, Письмо Минфина России от 29.08.2003 N 04-02-05/2/43). Но в последнее время финансисты изменили "курс". Отдав предпочтение истине налогового права, они все чаще стали высказываться в противовес инспекторам (см., например, Письма от 24.08.2004 N 03-03-01-04/1/4 и от 16.03.2005 N 03-03-02-04/1/74 <**>).

     
   ————————————————————————————————
   
<**> Документ опубликован в "НА" N 8, 2005.

На практике такая "запутанная" ситуация приводила к одному. Инспекторы на местах продолжали ревностно соблюдать указания непосредственного начальства - ФНС. Соответственно, и большинство налогоплательщиков предпочитали следовать им. К мнению же Минфина, конечно, прислушивались. Однако реально помогло оно только тем фирмам и предпринимателям, которые "запаслись" частными разъяснениями финансистов, освобождающими от ответственности, или не побоялись обратиться в суд (см., например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 02.12.2004 N А43-11074/2004-16-499).

И вот наконец-то все точки над "i" расставлены. Федеральные инспекторы сами направили запрос в Минфин, и работники последнего поспешили дать официальный ответ. Сказать, что он не оправдал ожидания ФНС, - значит не сказать ничего.

1. По поводу покупных товаров и входного НДС финансисты высказались категорически против позиции инспекторов. Минфиновцы заметили, что положения "прибыльных" статей, которые указаны в п. 2 ст. 346.16 Налогового кодекса, не распространяются на расходы, поименованные в пп. 8 (НДС) и 23 (стоимость покупных товаров) п. 1 этой же статьи. Следовательно, затраты на покупку товаров, предназначенных для перепродажи, а также входной НДС можно признать сразу после оплаты. Причем налог необходимо учесть отдельно. Требовать в отношении данных издержек соблюдения иных норм гл. 25 неправомерно. За исключением, конечно, их соответствия положениям ст. 252.

Это значит, что для учета стоимости покупных товаров "упрощенцам" отныне не надо дожидаться их реализации и получения дохода - достаточно только оплатить приобретение. После оплаты включить в расчет без оглядки на другие условия можно и входной НДС. Правда, однозначно о его принадлежности пп. 8 п. 1 ст. 346.16 Кодекса минфиновцы заявили только в отношении товаров, приобретенных для перепродажи. А вот насчет налога по МПЗ - не сделали подобных уточнений. Конечно, если исходить в целом из логики данного Письма, получается, что и в этом случае действует та же статья затрат (пп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Однако, если обратиться к Письму финансистов от 04.11.2004 N 03-03-02-04/1/44, входной НДС по ценностям, предназначенным для использования, следует учесть по пп. 22 п. 1 той же статьи. Какой вариант выбрать - не так принципиально: главное, что налог можно отразить отдельно и сразу после погашения задолженности перед поставщиком.

2. Что касается непосредственно издержек на материалы и сырье, то в отношении момента их признания финансисты не стали опровергать инспекторский порядок. Однако дали ему другое обоснование. Так, работники ФНС, как мы указывали выше, предписывали "упрощенцам" дожидаться отпуска МПЗ в обработку на основании пп. 3 п. 1 ст. 273 Налогового кодекса. Работники же Минфина России нашли подтверждение такой "отсрочки" в самой ст. 254, которая неоспоримо действует в отношении материальных трат. Так, в ее п. 5 говорится, что при определении налоговой базы не учитывается стоимость остатков ТМЦ, переданных в производство, но не использованных в нем. Поэтому для включения в расчет подобных издержек действительно придется подождать. Нормы налогового права в этом вопросе не "перепишешь". А вот использовать предыдущие разъяснения финансистов на пользу налогоплательщиков можно попробовать.

Так, если обратиться к Письму от 14.07.2004 N 03-03-05/1/76, очевидно, что раньше минфиновцы не замечали изложенного теперь порядка (п. 5 ст. 254 НК РФ). Поэтому разрешали относить на расходы стоимость МПЗ сразу после оплаты их поставщику. Отметим, что упомянутые разъяснения, как ни странно, тоже носят статус "официальной переписки". Поэтому те плательщики УСН, для которых вопрос отсрочки материальных трат принципиален, могут уйти от ответственности на основании вышеуказанного Письма. Хотя, возможно, эта "дорога" приведет их в суд.

Метод кассовый, да не тот

Итак, позиция финансового ведомства, которую его работники активно отстаивали в последнее время, получила свое официальное оформление в опубликованном Письме. И теперь всем инспекторам придется прислушаться к ней. Иначе можно говорить о нарушении возложенных на них обязанностей (ст. 32 НК РФ).

Однако это еще не все. Нельзя не заметить, что в опубликованном документе есть и один абсолютно новый многообещающий вывод. Его финансисты сделали в последнем абзаце.

Работники Минфина России заявили следующее. Распространение на налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, порядка учета доходов и расходов, предусмотренного ст. 273 Кодекса, не соответствует действующему законодательству. То есть фактически, высказав подобную мысль, минфиновцы перечеркнули так долго насаждаемое "упрощенцам" равенство между принципами УСН-обложения и кассовым методом расчета налога на прибыль.

Именно это позволяет надеяться, что вскоре пользователей спецрежима ожидают не менее важные события. Возможно, положения последнего абзаца данного Письма позволят избежать им уплаты единого налога, например с авансов.

Ведь сами финансисты, указывая на необходимость включения в расчет сумм предварительной платы, строили цепь рассуждений так (Письмо Минфина России от 16.03.2005 N 03-03-02-04/1/74). УСН-плательщики не принимают к учету доходы, предусмотренные ст. 251 Налогового кодекса. Но в ее пп. 1 п. 1 говорится, что полученные авансы не учитываются только при определении доходов и расходов методом начисления. Из этого госработники делали вывод: раз "упрощенцы" работают по оплате, данное положение распространяется и на них. Поэтому отразить в расчете предварительные платежи они обязаны.

Однако, если следовать логике опубликованного Письма, вывод может оказаться другим. Действительно, гл. 25 предусматривает два варианта ведения налогового учета: метод начисления (ст. 272 НК РФ) и кассовый (ст. 273 НК РФ). Поэтому логично утверждать, что именно на учет авансов по последнему указывают положения ст. 251. Выходит, только те налогоплательщики, которые при формировании налоговой базы следуют правилам ст. 273 гл. 25 "Порядок определения доходов и расходов при кассовом методе", обязаны относить предоплату в расчет.

К "упрощенцам" же, как отметили сами финансисты, эти нормы (ст. 273 НК РФ) не имеют никакого отношения. А то, что пользователи УСН считают базу по оплате, еще ничего не значит. Ведь давно известно, что сам факт отнесения сумм предварительных платежей к доходам оспорим. Именно поэтому с целью пресечения споров законодатели прямо прописали в отдельных главах Налогового кодекса спецположения об авансовых платежах (например, в гл. 21 - пп. 1 п. 1 ст. 162 НК РФ). Однако в гл. 26.2 о них не сказано ни слова. Более того, как выяснилось, отсутствует и связь между "прибыльным" и "упрощенным" кассовыми методами учета. Поэтому у пользователей УСН есть реальный шанс отстоять свое право не платить единый налог с авансов. Конечно, до того момента, пока такие поступления не станут реальной выручкой за отгруженные товары, работы, услуги (ст. 346.15 НК РФ).

Е.В.Устенко

Эксперт "НА"

Подписано в печать

20.05.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Комментарий к Приказу Минфина России от 28.03.2005 N 50н "Об утверждении формы налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу и Порядка ее заполнения"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 10)
Статья: <Комментарий к Письму Минфина России от 05.05.2005 N 03-04-08/111 <О моменте возникновения налоговой базы по НДС при ввозе основных средств из Белоруссии>> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 10)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.