Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Интервью: Как поспорить с налоговой? ("Московский бухгалтер", 2005, N 5)



"Московский бухгалтер", 2005, N 5

КАК ПОСПОРИТЬ С НАЛОГОВОЙ?

В этот раз "Горячая линия" была посвящена практике налоговых споров. На вопросы читателей отвечал заместитель начальника юридического отдела УФНС по г. Москве Алексей Анатольевич Абрамов.

- Здравствуйте, Алексей Анатольевич! Мы хотим обжаловать решение налоговой, подписанное заместителем руководителя ИФНС. Подскажите, пожалуйста, кому подавать жалобу? В Кодексе сказано "высшему должностному лицу". Это руководитель инспекции или выше? Например, Управление налоговой службы по г. Москве или даже сразу ФНС?

- По правилам ст. 139 Налогового кодекса жалобы на решения инспекции необходимо подать в вышестоящую инстанцию. По отношению к любой территориальной инспекции это Управление ФНС по г. Москве. В принципе, вы можете обратиться непосредственно в Федеральную налоговую службу. Но, вероятнее всего, ваша жалоба вернется на уровень управления. Поэтому целесообразно вам первоначально обращаться в УФНС.

- Добрый день! Суд признал недействительным решение ИФНС по результатам выездной проверки нашей компании. Как нам теперь вернуть уплаченную госпошлину из бюджета? Насколько это реально?

- С начала 2005 г. существовали большие сложности в этом вопросе. Совсем недавно Минфин их устранил, издав Приказ от 23 марта 2005 г. N 47н. Таким образом, с января возврат госпошлины осуществляют налоговые инспекции по месту совершения действия, то есть по месту нахождения суда (п. 3 ст. 333.40 НК РФ). Поэтому вам необходимо представить в налоговую инспекцию заявление о том, чтобы вам вернули излишне уплаченную пошлину. К тому же приложите документы, которые перечислены в указанной статье.

- Алексей Анатольевич, у нас есть вступившее в законную силу решение суда, в котором он признал исполненной обязанность по уплате зависшего платежа в "проблемном" банке. Однако при получении акта сверки мы узнали, что эта задолженность в лицевом счете инспекцией не списана. Подскажите, какие меры необходимо нам предпринять, чтобы налоговая выполнила решение?

- В соответствии с установленным порядком в любой налоговой инспекции создана специальная комиссия, которая рассматривает вопросы об отражении на лицевых счетах таких сумм зависших платежей. Ваше дело должны рассмотреть там, а по нему вынести соответствующее решение. Оно у вас есть?

- Нет. А как его получить? Попросить у налоговой?

- Да, необходимо официально обратиться в вашу инспекцию с просьбой выдать соответствующее решение. В нем будет изложена позиция инспекции. Если налоговая откажет отражать зависший платеж в лицевом счете, то в официальном документе изложит мотивы отказа. Его вы имеете право обжаловать либо в суд, либо в УФНС по Москве.

- Здравствуйте, Алексей Анатольевич! Подскажите, пожалуйста. Мы занимаемся импортом товаров из Белоруссии. Наши поставщики - заводы-производители. Для зачета НДС налоговая инспекция требует отметку таможни на товарно-сопроводительном документе. Права ли ИФНС? Как можно нам подтвердить факт перемещения товара из Белоруссии в Россию?

- Начнем с того, что между Правительствами России и Беларуси 15 сентября 2004 г. было заключено Соглашение "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг", которое начало действовать с 1 января 2005 г. Оно достаточно подробно регламентирует все вопросы, связанные с поставками товаров в и из Белоруссии. Что касается документов, то в п. 6 разд. 1 Приложения к Соглашению дан закрытый перечень, который необходимо представить в инспекцию. В том числе вместе с другими вы должны представить и транспортные документы, которые подтверждают перемещение товаров из Белоруссии в Россию. При этом никаких отметок таможенных органов на них не требуется, так как между нашими странами таможенный контроль отменен.

- Добрый день. Мы пропустили срок постановки на налоговый учет по месту нахождения филиала. В результате инспекция вынесла решение оштрафовать фирму на 5000 руб. по ст. 116 Кодекса, а также генерального директора на 1000 руб. по ст. 15.3 КоАП. Имели ли они право применять и налоговую, и административную ответственность одновременно?

- Конечно! Здесь одновременности не будет. Ведь к ответственности инспекция привлекает не одного и того же человека или организацию, а разных. С одной стороны, к налоговой - компанию, а с другой, к административной - руководителя.

- А максимальный размер штрафов они могли применить, несмотря на то что наказание по двум Кодексам?

- По налоговому размер штрафа один - 5 тыс. Там нет ни минимальной, ни максимальной суммы. Поэтому учитывать смягчающие и отягчающие обстоятельства при привлечении к налоговой ответственности инспекция не имеет права, это может сделать только суд. А если к административной ответственности привлекают должностное лицо компании, то руководитель инспекции должен учитывать различные факторы, в том числе смягчающие и отягчающие его вину обстоятельства.

- Скажите, пожалуйста, есть ли какие-то обязательные реквизиты для жалобы? Что вообще она должна в себя включать на решение (действие, бездействие) инспектора? Есть ли где-то примерные типовые формы?

- В налоговом законодательстве нет исчерпывающего перечня обязательных реквизитов, которые должны быть в жалобе, как нет и перечня документов, которые должны быть к ней приложены. При этом необходимо учитывать определенные правила. Вам следует указать, что именно вы обжалуете, а также основания, по которым не согласны с действиями налоговой инспекции. Жалобу должно подписать лицо, обладающее таким правом по закону или уставу (гендиректор), либо представитель по доверенности. Ее надо приложить к жалобе. В ней указать номер контактного телефона, по которому с вами могут связаться из УФНС. Очень рекомендую прилагать к ней также документы, подтверждающие вашу позицию в налоговом споре.

- Нашей фирме отказали в возмещении экспортного НДС. Мотивировка отказа: "предприятие не находится на территории того района, где состоит на учете в налоговой инспекции". После этого решения мы сняли в аренду помещение по новому адресу, там, где стоим на учете. Внесли необходимые изменения в устав и вновь обратились в инспекцию с аналогичной просьбой. На что нам ответили, что раз решение по делу принято, то повторно его рассматривать не будут, и посоветовали идти в суд. Подскажите, пожалуйста, как нам поступить в данной ситуации и права ли районная налоговая?

- Действительно, инспекция не имеет права отменить или изменить свое решение. В этой ситуации у вас есть два варианта поведения. Первый - обжаловать первоначальное решение налоговой, если срок для этого не пропущен. Второй - попробовать обратиться в инспекцию с декларацией еще раз. Подайте полный пакет документов за новый период. Если вам откажут опять, то идите с жалобой в управление либо в суд.

- Здравствуйте, подскажите, что делать. Три года я не могу пройти сверку платежей, хотя неоднократно просила по телефону об этом инспектора. Акт сверки не подписан. Как мне поступить в этой ситуации?

- Первое, что я могу порекомендовать в вашей ситуации, это посмотреть Регламент организации работы с налогоплательщиками, утвержденный Приказом ФНС России от 10 августа 2004 г. N САЭ-3-27/468@. Пункт 3 Регламента посвящен порядку проведения сверки расчетов. Для того чтобы ее начать, вам необходимо письменно обратиться в налоговую инспекцию. Если расхождений между данными инспекции и плательщика нет, то провести сверку и составить акт инспектор должен в течение 10 рабочих дней. Если же расхождения какие-то есть, то этот срок может быть увеличен до 15 дней. Если инспекция нарушит сроки, то ее действия вы можете также обжаловать.

- По результатам проверки налоговая инспекция вынесла решение об отказе в возмещении НДС. Собираемся его оспаривать. Скажите, можно ли обратиться в УФНС по г. Москве с жалобой и одновременно в суд с иском?

- Да, безусловно, вы вправе обжаловать решение инспекции. Статьей 138 НК установлено право обжаловать решение в вышестоящее учреждение или суд. Причем подача жалобы в Управление по Москве не исключает права на одновременное или последующее обращение с аналогичной просьбой в суд.

- А какие сроки на обжалование решения и иска в суд?

- Срок для подачи жалобы составляет три месяца с момента, когда вы узнали о нарушении ваших прав (ст. 139 НК). Пунктом 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса также установлен трехмесячный срок для подачи заявления в суд. Необходимо отметить, что в обоих Кодексах предусмотрена возможность восстановить пропущенный срок. Но только в том случае, если причина будет признана уважительной.

- В ноябре 2004 г. наша фирма получила на расчетный счет заемные средства от организации. Их мы направили в оплату нашему поставщику. НДС по приобретенным товарам у этого поставщика нами был предъявлен к налоговому вычету. В качестве обеспечения обязательств по возврату займа стали собственные векселя нашего предприятия со сроком погашения 28 февраля 2005 г. При проведении камеральной проверки инспектор исключил из налогового вычета сумму НДС, оплаченную заемными средствами. Так как мы не использовали в расчетах собственные векселя, а расплачивались с поставщиком из заемных средств (учитывая все необходимые принципы добросовестности и пр.), считаем выводы инспектора неправомерными. Каково ваше мнение?

- А какое было у инспектора обоснование отказа?

- Инспектор сослался на ст. 172 Налогового кодекса.

- Вы здесь действительно расплачивались не векселем, а заемными средствами. Поэтому если ситуация выглядит так, как вы ее описываете, то есть предмет для разбирательства. Обращайтесь с жалобой в Управление, будем смотреть.

- На камеральной проверке налоговая выяснила, что у нас есть задолженность по уплате налогов. ИФНС решила оштрафовать фирму по ст. 122 Налогового кодекса. Однако мы уплатили всю задолженность еще до вынесения решения. По существующей судебной практике инспекция может взыскать только сумму штрафа, не уплаченную на день вынесения решения о привлечении к ответственности. Что нам сейчас делать? Попробовать урегулировать вопрос в своей инспекции, обжаловать в вышестоящую или только через суд?

- Начнем с того, что в ст. 122 Налогового кодекса предусмотрена ответственность налогоплательщика за неуплату либо неполную уплату налога в результате занижения налоговой базы, неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия). Если вы правильно в декларации определили налоговую базу, начислили сумму налога, а на момент вынесения решения по результатам камеральной налоговой проверки сумма налога в бюджет фактически уплачена, пусть и несвоевременно, то основания для привлечения вас к ответственности нет. В то же время инспекция может рассчитать пени за просрочку уплаты налога.

Однако если неуплата налога стала результатом неправомерных действий, которые перечислены в п. 1 ст. 122 Налогового кодекса, то решение инспекции, скорее всего, обоснованно. В любом случае налоговая, вынесшая такое решение, самостоятельно изменить его не вправе. Обратитесь с жалобой в Управление.

- Мы подали жалобу в УФНС по г. Москве, но нам отказали ее рассмотреть, потому что пропущен срок на ее подачу. Но у нас были на это причины: болел бухгалтер, а генеральный директор был в командировке. Что нам делать в этой ситуации?

- Пропуск срока для подачи жалобы в вышестоящую налоговую инстанцию является безусловным основанием для того, чтобы жалобу оставили без рассмотрения. Однако если вы подадите вместе с жалобой ходатайство о восстановлении срока с указанием причины пропуска, ее могут рассмотреть. Но только в том случае, если налоговая сочтет эту причину удовлетворительной. При этом к ходатайству вам необходимо приложить документы, подтверждающие обстоятельства, на которые вы ссылаетесь. Если с жалобой в Управление вы не подавали ходатайство, то можете его представить дополнительно, и оно будет обязательно рассмотрено. В любом случае если вы не согласны с оставлением вашей жалобы без рассмотрения в УФНС, то можете обратиться в Федеральную налоговую службу.

Подписано в печать

21.04.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Директор хочет купить квартиру для сотрудника за счет фирмы. Как учесть эти расходы? ("Московский бухгалтер", 2005, N 5) >
Статья: Оптово-розничный НДС в Подмосковье ("Московский бухгалтер", 2005, N 5)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.