Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Защита потребителей усилена ("Главбух". Приложение "Учет в торговле", 2005, N 2)



"Главбух". Приложение "Учет в торговле", 2005, N 2

ЗАЩИТА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ УСИЛЕНА

Вступление в силу изменений в Закон РФ "О защите прав потребителей", внесенных Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 171-ФЗ, привело к возникновению массы вопросов у торговых организаций. Ведь правила, установленные этим Законом, касаются всех предприятий, которые торгуют в розницу или оказывают услуги физическим лицам. Кроме того, этот нормативный акт затрагивает и производителей товаров, а теперь еще и импортеров.

Информация - что нового?

Каковы же новые требования к порядку продажи товаров (работ, услуг) потребителям?

Основных изменений четыре:

- состав информации для покупателей;

- ценники в рублях;

- дистанционная торговля;

- ответственность импортеров (уполномоченных лиц).

Первое, на что необходимо обратить внимание, это обновление в перечне данных, которые нужно обязательно доводить до потребителей. Согласно ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" (далее - Закон), продавец обязан своевременно предоставлять покупателю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), которая обеспечит возможность их правильного выбора. Изменения в перечень этих сведений внесены немногочисленные, но существенные.

Во-первых, среди требований о подтверждении соответствия товара появилось упоминание о техническом регламенте. Это связано с реформой в сфере сертификации. Вместо существующих на сегодняшний день и несколько устаревших ГОСТов постепенно принимаются регламенты. Однако сейчас законотворческая деятельность по их созданию приостановлена, поэтому по большинству видов продукции действуют прежние ГОСТы.

Во-вторых, изменились требования об информировании покупателей о потребительских свойствах товаров.

В отношении продуктов питания список требуемых данных теперь более точный.

Для них нужно указывать сведения: о составе, пищевой ценности, назначении продуктов, об условиях их применения и хранения, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте их изготовления и упаковки (расфасовки), а также о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях.

В-третьих, законодатель уточнил требования к информации о цене и условиях приобретения товаров (работ, услуг). Теперь цену придется указывать только в рублях. Это привело к тому, что в целях защиты прав потребителей устранена возможность продавца привязать цену к колеблющемуся курсу иностранной валюты, что раньше избавляло магазины от потерь на курсовых разницах.

Теперь размещение ценников в у. е., евро или долларах должно расцениваться как ненадлежащее информирование потребителя, предоставление ему неполной или недостоверной информации.

Такая квалификация этого нарушения приводит к тому, что покупатель вправе требовать от продавца возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков (п. 1 ст. 12 Закона).

Причем убытки клиента в этой ситуации могут выражаться в тех же самых курсовых разницах. Ведь курс валюты может меняться ежедневно.

То есть ценник в валюте теперь опасен тем, что любое понижение курса можно рассматривать, как основание для возврата покупки при отсутствии у товара каких бы то ни было недостатков лишь по причине изменения его цены в рублях. Причем сделать это клиент сможет и позже чем через две недели (срок, установленный ст. 25 Закона).

Более того, ценник в валюте или условных единицах проверяющие могут расценить и как отсутствие ценника вообще, то есть как административное правонарушение, предусмотренное ст. 14.5 КоАП РФ, влекущее наложение штрафа на должностных лиц в размере от 30 до 40 МРОТ, на юридических лиц - от 300 до 400 МРОТ.

Так что магазинам, которые хотят подстраховаться от потерь на курсе, придется чуть ли не ежедневно пересчитывать валютные цены товаров и менять ценники.

В-четвертых, продавец теперь обязан доводить до сведения покупателей данные об импортере товаров и уполномоченных организациях. Причем под адресом в контексте Закона понимается именно фактическое местонахождение этих фирм.

Примечание. Импортеры и уполномоченные лица

Под импортером в контексте Закона РФ "О защите прав потребителей" следует понимать организацию или индивидуального предпринимателя, осуществляющих ввоз товара в РФ для его последующей реализации на территории России.

Уполномоченная организация (предприниматель) - лицо, которое уполномочено изготовителем (продавцом) на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества.

Напомним, что вопрос об информировании покупателей товаров иностранного происхождения уже решался Правительством РФ в Постановлении от 15 августа 1997 г. N 1037. Пунктом 1 этого документа были установлены требования ко всем непродовольственным импортным товарам независимо от способа их продажи. Информация о товарах должна была содержать (помимо прочего) наименование страны и фирмы-изготовителя на русском языке. Каким-то образом фиксировать на товаре или его упаковке наименование самого импортера продавец не был обязан. Как же теперь соблюсти это требование? Ведь ситуация, когда сам импортер продает ввезенный товар, встречается нечасто.

Как правило, между границей и магазином находится целая цепочка юридических лиц. Но требования Закона распространяются на отношения, возникающие между конечными потребителями и продавцами. Следовательно, при торговле между юридическими лицами поставщики не обязаны раскрывать такую информацию. А копию ГТД, где сведения об импортере закреплены, импортер может передавать контрагентам исключительно по собственному желанию. Скорее всего, на практике передача данных импортера покупателям - юридическим лицам должна стать деловым обыкновением. Организация, нарушившая правила об информировании клиентов, может быть оштрафована. Напомним, что административная ответственность за это предусмотрена п. 1 ст. 14.8 КоАП РФ: штраф с должностных лиц составляет от 5 до 10 МРОТ, а с юридических лиц - от 50 до 100 МРОТ.

Однако организациям, продающим товар иностранного происхождения, штрафов за отсутствие информации об импортере можно ожидать не ранее 25 марта 2005 г. Дело в том, что Федеральный закон N 171-ФЗ в части доведения до потребителя информации об импортере вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования.

Как все это донести до покупателя

Целесообразно рассмотреть вопрос о том, где и как именно должна быть размещена информация. В соответствии с Законом информацию отражают в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках либо маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров. Организациям предоставлено право выбора способа размещения информации. Помимо листков-вкладышей к каждой единице товара, она может находиться на упаковке или этикетке.

В законодательных актах нет указания на то, каким именно образом должна быть сделана маркировка (способ нанесения информации, размер и пр.). Главное условие - соблюдение приведенного перечня данных и возможности ознакомления с ними (четкость штампа и т.п.).

Примечание. Упаковка и этикетка

Упаковкой называют средства (материалы, устройства), обеспечивающие сохранность проданного покупателю товара в течение всего периода времени, включая его транспортирование, вплоть до принятия товара покупателем, а в ряде случаев и до начала его использования.

Этикетка - ярлык на товаре с указанием наименования и адреса изготовителя, названия, потребительских свойств и качеств товара, цены.

Претензии потребителей

С 2005 г. потребитель по своему усмотрению получил право обращаться с претензиями по качеству покупки не только к продавцу или изготовителю, как было ранее, но и к уполномоченным лицам и импортеру. В том числе требовать напрямую замены некачественного товара (ст. 18 Закона). В случае отказа импортера удовлетворить претензии физического лица не совсем ясно, какие меры ответственности смогут применить к нему контролирующие органы.

Например, ст. 14.4 КоАП РФ предусматривает штраф за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил именно населению. Штраф с юридических лиц в этом случае может составить от 200 до 300 МРОТ. Но участник внешнеэкономической деятельности напрямую покупателям товар обычно не продает. Поэтому риск привлечения импортера к ответственности по этой статье весьма мал.

Однако в случае обращения недовольного потребителя в суд материальные последствия могут быть существенными как для продавца или производителя, так и для уполномоченной организации или импортера. За неудовлетворение в добровольном порядке претензий потребителя суд может взыскать с этих лиц штраф в размере 50 процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя (п. 6 ст. 13 Закона).

Импортер учтет недостатки

На импортеров и уполномоченных лиц полностью распространены обязательства по устранению недостатков товара и замене товара ненадлежащего качества. При этом в учете, например, компании-импортера, продавшей данный товар коммерческой организации, сторнировать сделанные при продаже проводки нельзя. Оформить так называемую обратную реализацию тоже не получится. Ведь отношения с фактическим покупателем (юрлицом) у импортера не меняются. Особенно если он напрямую обменивает покупателю некачественный товар на новый, минуя всех посредников. Теоретически можно отразить эту операцию как независимую покупку у физического лица (в случае если потребителю будут возвращены денежные средства), однако такая операция порождает сложности с НДС.

При этом до конца не ясно, по какой цене принимать некачественный товар от потребителя. Ведь та стоимость, по которой товар физическим лицом приобретен, может значительно отличаться от цены, по которой товар продан импортером. Ситуацию усложняет и ст. 40 Налогового кодекса РФ. По сути, она запрещает в налоговом учете применять к идентичным товарам цены, отличающиеся друг от друга более чем на 20 процентов.

Что касается НДС при возврате, то п. 5 ст. 171 Налогового кодекса РФ позволяет учесть его в налоговом учете.

Продажи на расстоянии

Статья 26.1 о дистанционной торговле - новшество в Законе. Ранее этот вид продаж отдельно не рассматривался. Под дистанционным подразумевается способ продажи, когда потребитель ознакомлен лишь с описанием товара в каталогах, проспектах, через средства связи. То есть у покупателя нет возможности непосредственно ознакомиться с товаром (образцом) при заключении договора. При таком способе продажи у продавца несколько иные обязательства по раскрытию информации, чем при обычной торговле.

Еще до заключения договора он должен предоставить потенциальному покупателю сведения об основных потребительских свойствах товара, о месте его изготовления, цене и условиях покупки, сроках службы, годности и гарантии, о порядке оплаты товара, его доставке, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора. И обязательно указать адрес и наименование продавца (изготовителя).

А вот в момент доставки товара информация, приведенная в ст. 10 Закона, должна быть передана покупателю в письменной форме. Кроме того, одновременно с вручением товара потребителя письменно надо известить о том, что он вправе отказаться от покупки в любое время до ее передачи, а после передачи - в течение семи дней.

Примечание. Не информировать опасно

Обратите внимание, что если информацию о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не предоставить клиенту, то он вправе отказаться от покупки в течение трех месяцев с момента передачи товара, даже при условии, что продавец не нарушал условий о его качестве.

А.В.Лемчик

Начальник отдела

структурного и налогового консалтинга

ООО "Прадо Аудит"

Подписано в печать

07.04.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Торговля алкоголем и акцизы ("Главбух". Приложение "Учет в торговле", 2005, N 2)
Статья: Документы при хранении и отпуске товаров ("Главбух". Приложение "Учет в торговле", 2005, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.