Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Оплата товара за наличный расчет. Требование к оформлению документов ("Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2004, N 11)



"Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", N 11, 2004

ОПЛАТА ТОВАРА ЗА НАЛИЧНЫЙ РАСЧЕТ.

ТРЕБОВАНИЕ К ОФОРМЛЕНИЮ ДОКУМЕНТОВ

Организации торговли и общественного питания приобретают товары для перепродажи и (или) для хозяйственных нужд как оптом, так и в розницу, как по безналичному расчету, так и за наличные.

Рассмотрим порядок документального оформления операций по приобретению товаров за наличные.

Приобретение товара через подотчетное лицо

у юридических лиц

Для приобретения товара за наличный расчет подотчетному лицу выдаются денежные средства из кассы организации.

Выдача наличных денежных средств из кассы предприятия производится в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным Решением совета директоров ЦБ РФ от 22 сентября 1993 г. N 40 (далее - Порядок ведения кассовых операций).

Согласно п.11 Порядка ведения кассовых операций выдача наличных денег под отчет производится при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному ему авансу.

Выдача наличных денег из кассы предприятия производится по расходному кассовому ордеру (форма N КО-2, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации") или надлежаще оформленному другому документу (например, по заявлению на выдачу денег) с наложением на этом документе штампа с реквизитами расходного кассового ордера. Документы на выдачу денег подписываются руководителем, главным бухгалтером предприятия или лицами на это уполномоченными.

При совершении сделки по купле-продаже товара подотчетное лицо может действовать от своего имени, т.е. как физическое лицо (таким образом, как правило, приобретаются товары, предназначенные для хозяйственных нужд, в организациях розничной торговли), либо от имени организации, т.е. на основании доверенности. В зависимости от этого осуществляется документальное оформление закупки товара.

В первом случае (когда подотчетное лицо не заявляет о себе как о представителе организации (не имеет доверенности), т.е. действует как частное лицо) приобретение товара оформляется в порядке, предусмотренном для договора розничной купли-продажи.

В соответствии с п.2 ст.492 ГК РФ договор розничной купли-продажи является публичным договором, т.е. договором, заключенным коммерческой организацией и устанавливающим ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.

Статьей 493 ГК РФ установлено, что договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.

Следует иметь в виду, что на основании п.1 ст.2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон о ККТ) применение контрольно-кассовых машин организациями и индивидуальными предпринимателями при наличных расчетах и выдача покупателю кассового чека являются обязательными, за исключением случаев, описанных в п.3 ст.2 Закона о ККТ.

Так, например, контрольно-кассовая техника может не применяться при продаже газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках (при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации); при осуществлении торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами; при продаже в сельской местности (за исключением районных центров и поселков городского типа) лекарственных препаратов в аптечных пунктах, расположенных в фельдшерско-акушерских пунктах; при торговле вразвал овощами и бахчевыми культурами и т.д.

Организация, через которую приобретаются товары, вправе не выдавать покупателю - физическому лицу счет-фактуру.

Дело в том, что согласно п.7 ст.168 НК РФ при реализации товаров за наличный расчет организациями (предприятиями) и индивидуальными предпринимателями розничной торговли, а также другими организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы и оказывающими платные услуги непосредственно населению, требования по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы. То есть невыдача продавцом подотчетному лицу, не заявившему о себе как о представителе юридического лица, счета-фактуры соответствует действующему законодательству.

Пунктом 6 ст.168 НК РФ установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы). При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцами, а также на чеках и других выдаваемых покупателю документах сумма налога не выделяется.

Следует иметь в виду, что даже если сумма налога на добавленную стоимость будет выделена в кассовом и товарном чеках, при отсутствии счета-фактуры организация-покупатель не будет иметь право на вычет налога. Напомним, что в соответствии со ст.172 НК РФ наличие счета-фактуры является непременным условием предъявления уплаченного в составе цены товара налога на добавленную стоимость к вычету.

Рассмотрим случай, когда подотчетное лицо действует как представитель организации на основании доверенности.

Порядок выдачи доверенности работнику организации установлен гражданским законодательством.

В соответствии с п.1 ст.185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами.

Пунктом 5 этой статьи установлено, что доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации.

Доверенность от имени юридического лица, основанного на государственной или муниципальной собственности, на получение или выдачу денег и других имущественных ценностей должна быть подписана также главным (старшим) бухгалтером этой организации.

Доверенность оформляется в одном экземпляре бухгалтерией организации и выдается под расписку получателю.

Для оформления права лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей, отпускаемых поставщиком по наряду, счету, договору, заказу, соглашению, применяются типовые формы первичной учетной документации N М-2 и N М-2а, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. N 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве".

Форму N М-2а применяют организации, у которых получение материальных ценностей по доверенности носит массовый характер. Выдачу этих доверенностей регистрируют в заранее пронумерованном и прошнурованном журнале учета выданных доверенностей.

Выдача доверенностей лицам, не работающим в организации, не допускается. Доверенность должна быть полностью заполнена и иметь образец подписи лица, на имя которого выписана. Срок выдачи доверенности, как правило, 15 дней. Доверенность на получение товарно-материальных ценностей в порядке плановых платежей может быть выдана на календарный месяц.

Подотчетному лицу, приобретающему товары за наличный расчет по доверенности, поставщиком должна быть выписана товарная накладная (форма N ТОРГ-12, утверждена Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций").

Согласно п.3 ст.168 НК РФ поставщик товара обязан выписать подотчетному лицу, действующему на основании доверенности, счет-фактуру, которая будет являться основанием для принятия уплаченного в составе цены товара налога на добавленную стоимость к вычету.

В подтверждение приема денег от подотчетного лица - представителя организации-покупателя поставщик на основании п.13 Порядка ведения кассовых операций обязан выписать приходный кассовый ордер (по форме, утв. Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 88). Квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера поставщика или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата, выдается представителю организации-покупателя.

Кроме того, следует иметь в виду, что исходя из положений Закона о ККТ, сферой его регулирования являются наличные денежные расчеты независимо от того, кто и в каких целях совершает покупки (заказывает услуги). То есть контрольно-кассовые машины подлежат применению не только при наличных денежных расчетах с населением, но и в тех случаях, когда наличные денежные расчеты осуществляются с индивидуальным предпринимателем или организацией (покупателем, клиентом).

Таким образом, подотчетному лицу, выступающему на основании доверенности, также должен быть выдан кассовый чек.

На основании п.1 ст.172 НК РФ для целей вычета налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщику товаров (работ, услуг), покупатель должен располагать не только счетом-фактурой, но и документами, подтверждающими фактическую уплату сумм налога на добавленную стоимость в составе цены товаров (работ, услуг).

При отсутствии счета-фактуры и (или) документа, подтверждающего уплату поставщику налога на добавленную стоимость, уплаченный поставщику налог на добавленную стоимость вычету не подлежит.

По нашему мнению, в случае, если поставщик в нарушение требований Закона о ККТ не выдал представителю покупателя кассовый чек, для подтверждения факта оплаты товара (и, соответственно, уплаты налога на добавленную стоимость) достаточно наличия квитанции к приходному кассовому ордеру.

Следует отметить, что Минфин России придерживается на этот счет иной точки зрения. В соответствии с Письмом Минфина России от 4 декабря 2003 г. N 04-03-11/99 "О порядке вычета налога на добавленную стоимость" "при отсутствии кассового чека у налогоплательщика не имеется достаточных оснований утверждать, что сумма НДС им фактически оплачена, несмотря на наличие счета-фактуры и квитанции к приходному кассовому ордеру".

Подотчетное лицо, закупившее товар для организации, не позднее трех дней по истечении срока, на который выданы денежные средства, обязано предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.

Авансовый отчет составляется по форме N АО-1 "Авансовый отчет", утвержденной Постановлением Госкомстата России от 1 августа 2001 г. N 55.

Авансовый отчет составляется в одном экземпляре подотчетным лицом и проверяется работником бухгалтерии. Проверенный бухгалтерией предприятия авансовый отчет утверждается руководителем и принимается к учету. Остаток неиспользованного аванса сдается подотчетным лицом в кассу предприятия по приходному кассовому ордеру, перерасход по авансовому отчету выдается подотчетному лицу по расходному кассовому ордеру.

К авансовому отчету должны быть приложены оправдательные документы, подтверждающие расход денежных средств и позволяющие оприходовать приобретенные подотчетным лицом товары.

Предел расчетов наличными

При расчетах наличными деньгами между юридическими лицами за товарно-материальные ценности организациями должен соблюдаться установленный предел расчетов наличными.

В настоящее время предельный размер расчетов наличными деньгами по одному платежу установлен Указанием ЦБ РФ от 14 ноября 2001 г. N 1050-У "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке" и составляет 60 тыс. рублей.

В совместном Письме ЦБ РФ от 2 июля 2002 г. N 85-Т и МНС России от 1 июля 2002 г. N 24-2-02/252 "По вопросам осуществления расчетов между юридическими лицами наличными деньгами" предельный размер расчетов наличными деньгами относится к расчетам в рамках одного договора, заключенного между юридическими лицами. То есть расчеты наличными деньгами, осуществляемые между юридическими лицами по одному или нескольким денежным документам по одному договору, не могут превышать предельный размер расчетов наличными деньгами.

Обращаем внимание, что в соответствии с п.1 ст.861 ГК РФ расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы.

Особенности документального оформления приобретения товара

через подотчетное лицо у частных лиц

Приобретение товара у частных лиц характерно для организаций общественного питания. Довольно часто такие организации приобретают у населения сельхозпродукты на рынках.

Для оформления приобретения сельхопродуктов у населения применяется закупочный акт формы N ОП-5, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. N 132.

В соответствии с указанным Постановлением закупочный акт (форма N ОП-5) составляется в двух экземплярах в момент совершения закупки сельхозпродуктов у населения (продавца) представителем организации. Акт подписывается лицом, закупившим продукты, и продавцом, утверждается руководителем организации. Один экземпляр закупочного акта передается продавцу, второй остается у покупателя.

При выплате физическому лицу дохода в виде стоимости овощей возникает вопрос о необходимости удержания соответствующего налога. Однако в соответствии с п.13 ст.217 НК РФ доходы налогоплательщиков, получаемые от продажи выращенной в личных подсобных хозяйствах, находящихся на территории Российской Федерации, продукции растениеводства, не подлежат налогообложению. Указанные доходы освобождаются от налогообложения при условии представления налогоплательщиком документа, выданного соответствующим органом местного самоуправления, правлениями садового, садово-огородного товариществ, подтверждающего, что продаваемая продукция произведена налогоплательщиком на принадлежащем ему или членам его семьи земельном участке, используемом для ведения личного подсобного хозяйства, дачного строительства, садоводства и огородничества.

Ю.Н.Талалаева

Подписано в печать

12.10.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Информация для бухгалтера (комментарий к новым документам) ("Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2004, N 11)
Статья: Оформление результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей ("Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2004, N 11)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.