Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Учет организаций и физических лиц: налоговая и административная ответственность ("Аудиторские ведомости", 2004, N 9)



"Аудиторские ведомости", N 9, 2004

УЧЕТ ОРГАНИЗАЦИЙ И ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ:

НАЛОГОВАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций, индивидуальных предпринимателей <*> и физических лиц определяют изменения в положения ст.ст.23, 32, 83, 84, 85 НК РФ, внесенные Федеральным законом от 23.12.2003 N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". По существу, с 1 января 2004 г. действует новый порядок постановки на учет и снятия с учета организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, практика применения которого весьма незначительна.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Под индивидуальными предпринимателями согласно п.2 ст.11 НК РФ понимаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты.

Рассмотрим вопросы применения налоговой и административной ответственности к организациям, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам в связи с данной формой налогового контроля <**>.

     
   ————————————————————————————————
   
<**> Форма налогового контроля по учету организаций и физических лиц предполагает наличие мероприятий как по постановке на учет, так и по снятию с учета организаций и физических лиц. Постановка на учет и снятие с учета осуществляются налоговым органом бесплатно.

Статья 83 НК РФ содержит перечень оснований, по которым организации, индивидуальные предприниматели и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах. Налогоплательщики-организации подлежат постановке на учет в налоговых органах (п.1 ст.83):

- по месту нахождения;

- по месту нахождения обособленных подразделений;

- по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

- по месту нахождения принадлежащих им транспортных средств;

- по иным основаниям, установленным НК РФ.

Налогоплательщики - индивидуальные предприниматели (в том числе адвокаты и частные нотариусы) и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах:

- по месту жительства;

- по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества;

- по месту нахождения принадлежащих им транспортных средств;

- по иным основаниям, установленным НК РФ.

Иные основания предусмотрены следующими статьями части второй НК РФ.

Статьей 335 НК РФ определены следующие места постановки на налоговый учет плательщиков налога на добычу полезных ископаемых. Налогоплательщики, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлен в пользование участок недр, подлежат постановке на учет в качестве плательщика налога на добычу полезных ископаемых по месту нахождения участка недр. При этом местом нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование, признается территория субъекта (субъектов) Российской Федерации, на которой (которых) расположен участок недр. Налогоплательщики, осуществляющие добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (либо арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора), на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование, подлежат постановке на учет в качестве плательщика налога по месту нахождения организации либо по месту жительства физического лица.

Согласно ст.346.28 НК РФ плательщики единого налога на вмененный доход, не состоящие на учете в налоговых органах того субъекта Российской Федерации, в котором они осуществляют виды предпринимательской деятельности, установленные п.2 ст.346.26 НК РФ, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту осуществления указанной деятельности в срок не позднее пяти дней с начала осуществления этой деятельности.

Статьей 346.41 НК РФ предусмотрено, что организации, являющиеся инвесторами соглашения в соответствии с Федеральным законом от 30.12.1995 N 225-ФЗ (с изм. на 29.06.2004) "О соглашениях о разделе продукции" подлежат постановке на учет в налоговом органе по местонахождению участка недр, предоставленного инвестору в пользование на условиях соглашения. Если участок недр, предоставляемый в пользование на условиях соглашения, расположен на континентальном шельфе Российской Федерации и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации, то постановка налогоплательщика на учет производится в налоговом органе по его местонахождению. При этом заявление о постановке на учет в налоговом органе подается в налоговые органы в течение 10 дней с даты вступления соответствующего соглашения в силу.

Приведенные специальные налоговые режимы: система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход и система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции - имеют особые, отличные от общего порядка, порядки постановки на учет, которые раскрыты в нормах соответствующих глав НК РФ. Учитывая данные особенности, а также то, что эти налоговые режимы применяются только при осуществлении лицами определенных видов деятельности, в рамках настоящей статьи особенности постановки на учет, снятия с учета при данных налоговых режимах, а также применение налоговой и административной ответственности не будут освещены и в дальнейшим речь пойдет о порядке постановки на учет, урегулированном ст.83 НК РФ.

Пунктом 1 ст.83 НК РФ указано, что МНС России вправе определять особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков и иностранных организаций. Согласно Приказу МНС России от 16.04.2004 N САЭ-3-30/290 крупнейшие налогоплательщики в зависимости от того, подлежат ли они налоговому администрированию на федеральном или региональном уровне, должны встать на учет в специализированных по отраслевому принципу межрегиональных инспекциях МНС России по крупнейшим налогоплательщикам или межрайонных инспекциях МНС России по крупнейшим налогоплательщикам, создаваемых в структуре управлений МНС России по субъектам Российской Федерации. Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через филиалы, представительства, другие обособленные подразделения, в соответствии с Приказами МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124 и от 28.07.2003 N БГ-3-09/426 обязаны встать на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности.

Подпунктом 2 п.1 ст.23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков (плательщиков сборов) <***> встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ. Обязанность подать соответствующие документы в налоговые органы и встать на учет в налоговом органе установлена п.4 ст.83 НК РФ. Во всех остальных случаях, перечисленных в ст.83, постановка на учет организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц осуществляется налоговым органом на основе имеющихся у налогового органа данных и сведений (п.10 ст.83).

     
   ————————————————————————————————
   
<***> Пунктом 2 ст.83 НК РФ предусмотрено, что постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога. Иными словами, налоговое законодательство, устанавливая обязанность налогоплательщиков (плательщиков сборов) осуществлять действия, направленные на поставку на учет в налоговом органе, фактически возлагает данную обязанность на любое лицо, которое в соответствии со ст.83 НК РФ обязано встать на учет.

Наличие обособленных подразделений

Пунктом 4 ст.83 НК РФ определено, что основанием для постановки на учет в налоговом органе является осуществление организацией деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение. Организация, осуществляющая деятельность в Российской Федерации через обособленное подразделение, должна подать заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения в течение одного месяца после создания обособленного подразделения. Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения (п.1 ст.83).

Форма заявления о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения на территории Российской Федерации (форма N 09-1-1) утверждена Приказом МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178 "Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц". Данным Приказом также утверждено Приложение к форме N 09-1-1 "Порядок заполнения Заявления о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения его обособленного подразделения на территории Российской Федерации".

При подаче заявления о постановке на учет по месту нахождения ее обособленного подразделения организация одновременно с заявлением о постановке на учет должна представить в одном экземпляре копии заверенных в установленном порядке (п.1 ст.84 НК РФ):

- свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения;

- документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (при их наличии).

Остановимся более подробно на таком основании постановки на учет организации, как наличие обособленного подразделения. Согласно ст.11 НК РФ под обособленным подразделением понимается любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Признание обособленного подразделения таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных либо иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделено указанное подразделение. На основании ст.11 местом нахождения обособленного подразделения российской организации является место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение. В соответствии со ст.209 Трудового кодекса Российской Федерации под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

В данном контексте имеет смысл обратить внимание на Письмо МНС России от 29.04.2004 N 09-3-02/1912 "О признании одного рабочего места обособленным подразделением", из которого следует, что создание одного рабочего места организацией вне места ее нахождения является основанием для постановки на учет в налоговом органе организации по месту нахождения обособленного подразделения.

МНС России обосновывает данную позицию тем, что, несмотря на то что в определении обособленного подразделения, приведенном в ст.11 НК РФ, одним из критериев такого подразделения действительно значится оборудование стационарных рабочих мест, следует учитывать, что это поглощает понятие одного оборудованного стационарного рабочего места. Кроме того, по мнению МНС России, в определении словосочетание "рабочее место" употребляется и в единственном числе, что было бы неправильным по смысловой нагрузке в случае, если законодатель не считал обособленным подразделением организации подразделение, состоящее из одного рабочего места. Письмо содержит ссылку на Постановление ФАС Московского округа от 23.01.2003 N КА-А41/9052-02, в котором судом не ставится под сомнение необходимость постановки на учет в налоговом органе обособленного подразделения в случае, если оборудовано одно стационарное рабочее место.

По нашему мнению, указанная точка зрения противоречит буквальному толкованию ст.11 НК РФ, однако ее следует принимать во внимание.

Ответственность за нарушение определенного ст.83 НК РФ

срока подачи заявления о постановке на учет

в налоговый орган (ст.116 НК РФ)

Эта ответственность может быть применена только в случае непредставления юридическим лицом в течение месяца со дня создания обособленного подразделения заявления о постановке на учет в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения.

Размер применяемого штрафа поставлен в зависимость от количества дней пропуска срока подачи заявления о постановке на учет, установленного ст.83 НК РФ, и составляет:

- 5000 руб. - при нарушении срока подачи заявления о постановке на учет на срок до 90 дней включительно;

- 10 000 руб. - при нарушении срока подачи заявления на срок более 90 дней.

Вместе с тем необходимо принимать во внимание, что ст.83 НК РФ регламентирует порядок постановки на налоговый учет налогоплательщиков-организаций. Таким образом, на налогоплательщика-организацию, состоящего на учете в налоговом органе по одному из предусмотренных ст.83 оснований, не может быть возложена ответственность за неподачу заявления о повторной постановке на налоговый учет в том же самом налоговом органе по иному упомянутому в этой статье НК РФ основанию.

Указанная позиция неоднократно подтверждалась Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, в частности в п.39 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", в Постановлениях от 12.04.2002 N 6653/01, от 04.12.2001 N 2893/01, от 06.11.2001 N 2892/01, от 11.09.2001 N 7611/00, от 11.09.2001 N 7606/00, от 07.08.2001 N 8874/00, от 17.07.2001 N 7764/00.

Следовательно, если организация, состоящая в соответствующем налоговом органе на учете в связи с созданием данной организации (по месту нахождения организации) и (или) наличием у нее недвижимого имущества и (или) транспортных средств, не подаст в тот же самый налоговый орган заявление о постановке на учет в связи с созданием обособленного подразделения, то предусмотренная ст.116 НК РФ налоговая ответственность не может быть применена к данной организации.

Необходимо также иметь в виду, что п.1 ст.15.3 КоАП РФ установлена административная ответственность должностных лиц организации, виновных в нарушении установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти МРОТ. С учетом ст.5 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ (с изм. и доп. на 01.10.2003) "О минимальном размере оплаты труда" размер штрафа, применяемого к должностному лицу организации, составит от 500 до 1000 руб.

Ответственность за непредставление документов,

предусмотренных НК РФ и необходимых для осуществления

налогового контроля

(п.1 ст.126 НК РФ и п.1 ст.15.6 КоАП РФ)

В случае непредставления одновременно с заявлением о постановке на учет документов, предусмотренных п.1 ст.84 НК РФ, организация может быть привлечена к налоговой ответственности на основании п.1 ст.126 НК РФ в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ. Кроме того, в данном случае должностные лица организации могут быть привлечены к ответственности, предусмотренной п.1 ст.15.6 КоАП РФ (ответственность должностных лиц организаций за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений не в полном объеме или в искаженном виде). С учетом положений ст.5 Закона N 82-ФЗ размер штрафа, применяемого к должностному лицу организации, составит от 300 до 500 руб.

Ответственность за ведение деятельности

при отсутствии постановки на учет в налоговом органе

(ст.117 НК РФ и п.2 ст.15.3 КоАП РФ)

Установленная ст.117 НК РФ ответственность в виде штрафа в размере от 10 до 20% дохода, полученного в период деятельности без постановки на учет, может быть применена к организации, если она осуществляет деятельность через обособленное подразделение без постановки на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения.

Пунктом 2 ст.15.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение предусмотренного срока подачи заявления о постановке юридического лица на учет в налоговом органе, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц организации в размере от двадцати до тридцати МРОТ. С учетом ст.5 Закона N 82-ФЗ размер штрафа, применяемого к должностному лицу, составит от 2000 - 3000 руб.

НК РФ предусматривает, что в случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом (п.9 ст.83 НК РФ).

Таким образом:

- ст.83 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков-организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через обособленные подразделения, подавать заявление о постановке на учет, а также документы, перечисленные в п.1 ст.84, в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения. При нарушении данных положений налоговым органом может быть применена ответственность, предусмотренная ст.ст.116, 117, 126 НК РФ и ст.ст.15.3 и 15.6 КоАП РФ;

- во всех остальных случаях, указанных в ст.83 НК РФ, постановка на учет организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц осуществляется налоговым органом на основе имеющихся у налогового органа сведений.

Источники информации налогового органа

Пунктом 3 ст.84 НК РФ установлено, что изменения в сведениях об организациях или индивидуальных предпринимателях подлежат учету налоговым органом по месту нахождения организации или по месту жительства индивидуального предпринимателя на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей. Ведение единого государственного реестра юридических лиц, единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 и от 16.10.2003 N 630 "О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в Постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 438 и 439 (с изм. и доп. от 26 февраля 2004 г.)" осуществляется МНС России и его территориальными органами. Следовательно, в данном случае постановка организаций и индивидуальных предпринимателей на налоговый учет осуществляется налоговым органом на основе данных, полученных у самих себя.

При этом п.6 ст.83 НК РФ предусмотрено два исключения:

- постановка на учет частного нотариуса по месту его жительства осуществляется налоговым органом на основании сведений, сообщаемых советом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации в соответствии со ст.85 НК РФ. Органы юстиции обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения о физических лицах, получивших лицензии на право нотариальной деятельности и (или) назначенных на должность нотариуса, занимающегося частной практикой, или освобожденных от нее, в течение пяти дней со дня издания соответствующего приказа (п.1 ст.85 НК РФ);

- постановка на учет адвоката по месту его жительства осуществляется налоговым органом на основании сведений, сообщаемых советом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации. Советы адвокатских палат субъектов Российской Федерации обязаны не позднее 30-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту нахождения адвокатской палаты субъекта Российской Федерации сведения об адвокатах, являющихся членами адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, об избранной ими форме адвокатского образования, а также о принятых решениях о приостановлении (возобновлении) или прекращении статуса адвоката (п.2 ст.85 НК РФ).

Постановка на налоговый учет физического лица по месту жительства осуществляется на основе информации, представляемой органами, осуществляющими регистрацию физических лиц по месту жительства либо регистрацию актов гражданского состояния физических лиц. На данные органы п.3 ст.85 НК РФ возложена обязанность сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства либо о фактах рождения и смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации указанных лиц или фактов. Указанием МВД России от 29.09.1999 N 16/3572 "О порядке предоставления в органы налоговой службы сведений о регистрации физических лиц по месту жительства" утверждена форма "Сведения о регистрации физического лица по месту жительства".

Постановка на учет, снятие с учета организации или физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и (или) транспортных средств производятся соответственно на основании сведений, сообщаемых органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств. Данные органы согласно п.4 ст.85 НК РФ обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации. Совместным Приказом Госстроя России и МНС России от 28.02.2001 N 36/БГ-3-08/67 утвержден Порядок представления уполномоченными организациями технической инвентаризации в налоговые органы сведений об объектах недвижимого имущества.

Кроме того, обязанность сообщать те или иные сведения для осуществления налоговыми органами учета организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц возложена на следующие организации.

Органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и иные аналогичные учреждения, которые в соответствии с федеральным законодательством осуществляют опеку, попечительство или управление имуществом подопечного, обязаны сообщать об установлении опеки над физическими лицами, признанными судом недееспособными, об опеке, попечительстве и управлении имуществом малолетних, иных несовершеннолетних физических лиц, физических лиц, ограниченных судом в дееспособности, дееспособных физических лиц, над которыми установлено попечительство в форме патронажа, физических лиц, признанных судом безвестно отсутствующими, а также о последующих изменениях, связанных с указанной опекой, попечительством или управлением имуществом, в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее пяти дней со дня принятия соответствующего решения (п.5 ст.85 НК РФ).

Органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, осуществляющие частную практику, обязаны сообщать о нотариальном удостоверении права на наследство и договоров дарения в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее пяти дней со дня соответствующего нотариального удостоверения (п.6 ст.85 НК РФ).

Органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами, обязаны сообщать о предоставлении прав на такое пользование, являющихся объектом налогообложения, в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации (выдачи соответствующей лицензии, разрешения) природопользователя (п.7 ст.85 НК РФ).

Органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, обязаны сообщать в налоговый орган по месту жительства гражданина сведения:

- о фактах замены документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, и об изменениях персональных данных, содержащихся во вновь выданном документе, в течение пяти дней со дня выдачи нового документа;

- о фактах подачи гражданином в эти органы заявления об утрате документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, в течение трех дней со дня его подачи (п.8 ст.85 НК РФ).

Ответственность за несообщение налоговому органу

сведений (непредставление документов),

которые организации и индивидуальные предприниматели,

указанные в ст.ст.83 и 85 НК РФ, должны сообщать

и представлять налоговым органам

для осуществления налогового учета (ст.129.1 НК РФ)

Если организации и индивидуальные предприниматели не выполняют обязанности, предусмотренные ст.ст.83, 85 НК РФ, не представляют сведения, связанные с учетом организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, то они могут быть привлечены к ответственности, предусмотренной ст.129.1 НК РФ. При однократном в течение календарного года правонарушении взимается штраф в размере 1000 руб., то же деяние, совершенное повторно в течение календарного года, влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.

На основании сведений, представленных различными органами и лицами, имеющихся в распоряжении налогового органа, последний осуществляет постановку организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц на учет.

Согласно п.2 ст.84 НК РФ налоговый орган обязан осуществить постановку на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения, а также организаций и физических лиц по иным предусмотренным НК РФ основаниям (за исключением постановки на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства) в течение пяти дней со дня представления всех необходимых документов. В тот же срок налоговый орган обязан выдать организации, индивидуальному предпринимателю уведомления о постановке на учет в налоговом органе. Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет организации или физического лица по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, а также частных нотариусов и адвокатов по месту их жительства в течение пяти дней со дня поступления сведений от органов, указанных в ст.85 НК РФ. Налоговый орган в тот же срок обязан выдать или направить по почте свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и (или) уведомление о постановке на учет в налоговом органе. Налоговый орган, осуществивший постановку на учет вновь созданной организации или индивидуального предпринимателя, обязан выдать им свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

Формы выдаваемых уведомлений и свидетельств о постановке на учет установлены Приказом МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178:

- форма N 09-1-2 "Свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации";

- форма N 09-1-3 "Уведомление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица";

- форма N 09-2-2 "Свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации";

- форма N 09-2-3 "Уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства";

- форма N 09-2-4 "Уведомление о постановке на учет в налоговом органе физического лица".

На основании изложенного при постановке на учет организации выдаются:

- по месту нахождения - свидетельство о постановке на учет;

- по месту нахождения обособленных подразделений - уведомление о постановке на учет;

- по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего организации на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления, - уведомление о постановке на учет;

- по месту нахождения принадлежащих организации транспортных средств, участка недр, предоставленного в пользование, - уведомление о постановке на учет;

- по месту осуществления деятельности, установленной п.2 ст.346.26 НК РФ, - уведомление о постановке на учет.

Налогоплательщики - индивидуальные предприниматели (в том числе адвокаты и частные нотариусы) и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах с выдачей:

- по месту жительства - свидетельства о постановке на учет;

- по месту нахождения принадлежащего недвижимого имущества, транспортных средств, участка недр, предоставленного в пользование, по месту осуществления деятельности, установленной п.2 ст.346.26 НК РФ, - уведомления о постановке на учет.

Снятие с учета организаций,

индивидуальных предпринимателей и физических лиц

Пунктом 5 ст.84 НК РФ установлена обязанность организации в случае принятия решения о прекращении деятельности через свое обособленное подразделение представлять соответствующее заявление в налоговый орган. Снятие с учета в данном случае осуществляется налоговым органом в течение 14 дней со дня подачи налогоплательщиком заявления.

Приказом МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178 установлены:

- форма N 09-1-4 "Заявление о снятии с учета юридического лица в налоговом органе по месту нахождения его обособленного подразделения на территории Российской Федерации" и Приложение к форме N 09-1-4 "Порядок заполнения Заявления о снятии с учета юридического лица в налоговом органе по месту нахождения его обособленного подразделения на территории Российской Федерации";

- форма N 09-1-5 "Уведомление о снятии с учета в налоговом органе юридического лица";

- форма N 09-2-5 "Уведомление о снятии с учета физического лица в налоговом органе по месту жительства";

- форма N 09-2-6 "Уведомление о снятии с учета в налоговом органе физического лица".

Кроме того, налоговое законодательство устанавливает обязанность организаций сообщать сведения о самих себе, которые могут быть использованы налоговым органом в рамках осуществления такой формы налогового контроля, как налоговый учет. Так, п.2 ст.23 НК РФ предусмотрена обязанность организаций письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения:

- обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, - в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;

- о реорганизации - в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения.

Приказом МНС России от 02.04.2004 N САЭ-3-09/255 утверждены рекомендуемые формы сообщений, используемые при учете сведений о юридических лицах:

- форма N С-09-3 "Сообщение о создании обособленного подразделения, расположенного на территории Российской Федерации";

- форма N С-09-4 "Сообщение о реорганизации юридического лица".

В случае неисполнения (несвоевременного исполнения) обязанности по уведомлению налогового органа об указанных изменениях налогоплательщик может быть привлечен к ответственности на основании п.1 ст.126 НК РФ в размере 50 руб. за каждый не представленный в установленный срок документ.

Л.А.Короткова

Советник налоговой службы

II ранга

Д.Е.Ковалевская

Советник налоговой службы

Российской Федерации III ранга

Подписано в печать

15.08.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Финансовая (бухгалтерская) отчетность и допущение непрерывности деятельности (Окончание) ("Аудиторские ведомости", 2004, N 9)
Статья: Финансовая устойчивость организации и оценка ее стоимости ("Аудиторские ведомости", 2004, N 9)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.