Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Преступления в банковской сфере, кредитной деятельности при эмиссии ценных бумаг ("Аудиторские ведомости", 2004, N 9)



"Аудиторские ведомости", N 9, 2004

ПРЕСТУПЛЕНИЯ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ,

КРЕДИТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ЭМИССИИ ЦЕННЫХ БУМАГ

Федеральным законом от 08.12.2003 N 162-ФЗ в нормы Уголовного кодекса Российской Федерации, регулирующие ответственность и наказуемость в сферах банковской деятельности, кредитных отношений и оборота ценных бумаг, внесены существенные изменения. Рассмотрим эти изменения.

Статья 183 "Незаконные получение

и разглашение сведений, составляющих коммерческую,

налоговую или банковскую тайну" УК РФ

Собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом наказывается штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до шести месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет. Незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, наказываются штрафом в размере до 120 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет. Те же деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности, наказываются штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет. Незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, повлекшие тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок до десяти лет.

Коммерческую тайну организации и предпринимателя не могут составлять:

- учредительные документы (решение о создании предприятия или договор учредителей) и устав;

- документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (документы, подтверждающие факт внесения записей о юридических лицах в Единый государственный реестр юридических лиц, свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, лицензии, патенты);

- сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации;

- документы о платежеспособности;

- сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест;

- документы об уплате налогов и обязательных платежах;

- сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, а также о других нарушениях законодательства Российской Федерации и размерах причиненного при этом ущерба;

- сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, товариществах, акционерных обществах, объединениях и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Государственным и муниципальным предприятиям до и в процессе их приватизации запрещено относить к коммерческой тайне данные о: размерах имущества предприятия и его денежных средствах; вложении средств в доходные активы (ценные бумаги) других предприятий, в процентные облигации и займы, в уставные фонды совместных предприятий; кредитных, торговых и иных обязательствах предприятия, вытекающих из законодательства Российской Федерации и заключенных им договоров; договорах с кооперативами, иными негосударственными предприятиями, творческими и временными трудовыми коллективами, а также отдельными гражданами.

Организации и лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, руководители государственных и муниципальных предприятий обязаны представлять указанные сведения по требованию органов власти, управления, контролирующих и правоохранительных органов, других юридических лиц, имеющих на это право в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также трудового коллектива организации. Однако это не относится к сведениям, относимым в соответствии с международными договорами к коммерческой тайне, а также к сведениям о деятельности организации, которые в соответствии с действующим законодательством составляют государственную тайну.

В соответствии со ст.102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений: разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; об идентификационном номере налогоплательщика; о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; представляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, представленных этим органам).

Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.

Поступившие в налоговые органы, органы внутренних дел, органы государственных внебюджетных фондов или таможенные органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа. Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влекут ответственность, предусмотренную федеральными законами.

При рассмотрении налоговыми органами вопроса об отнесении сведений о задолженности налогоплательщика к налоговой тайне необходимо учитывать, что в соответствии со ст.106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность. Согласно ст.122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога. Следовательно, НК РФ предусматривает возможность привлечения к ответственности за неуплату налога в установленный срок в результате неправомерных действий.

Таким образом, при наличии признаков, установленных ст.106 НК РФ, неуплата налога в установленный срок является налоговым правонарушением. При отсутствии признаков налогового правонарушения неисполнение обязанности по уплате налога в установленный срок является нарушением порядка уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, и в соответствии с пп.3 п.1 ст.102 НК РФ сведения об указанном нарушении не могут составлять налоговую тайну.

Что касается банковской тайны, то кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.

На основании ст.857 ГК РФ сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям (в таком случае необходимо иметь доверенность от доверителя). Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Например, согласно ст.86 НК РФ банк обязан сообщить об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета. Также банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа. Справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате Российской Федерации, органам государственной налоговой службы, таможенным органам Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия прокурора - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

В соответствии с законодательством Российской Федерации справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией органам внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений. Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, при наступлении страховых случаев, предусмотренных федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а при наличии согласия прокурора - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве. Справки по счетам и вкладам в случае смерти их владельцев выдаются кредитной организацией лицам, указанным владельцем счета или вклада в сделанном кредитной организации завещательном распоряжении, нотариальным конторам по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах умерших вкладчиков, а в отношении счетов иностранных граждан - иностранным консульским учреждениям.

Информация по операциям юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц представляется кредитными организациями в уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в случаях, порядке и объеме, которые предусмотрены Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Следует иметь в виду, что на основании ст.857 ГК РФ в случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе требовать от банка возмещения причиненных убытков (ст.857 ГК РФ).

Для получения коммерческой, налоговой или банковской тайны могут быть применены различные незаконные способы, в том числе и такие, как использование специальных технических средств для прослушивания разговоров лиц, владеющих таковой тайной, путем незаконного проникновения в компьютерные устройства и т.д. Уголовно наказуемым признается разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия ее владельца другим лицам как устно, так и письменно, по телефону, факсу, путем представления документов.

Статья 172 "Незаконная банковская деятельность" УК РФ

Осуществление банковской деятельности (банковских операций) без регистрации или без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового. То же деяние, совершенное организованной группой или сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Понятие незаконной банковской деятельности (банковских операций) раскрывается отраслевым банковским законодательством. Некоторые правоприменители, ссылаясь на ст.ст.1 и 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 (в ред. от 03.02.1996 N 17-ФЗ, с изм. на 23.12.2003) "О банках и банковской деятельности", полагают, что незаконная банковская деятельность может вестись исключительно кредитными организациями. С их точки зрения не подлежит уголовной ответственности не представляющее никакую кредитную организацию лицо, которое, предположим, занимается незарегистрированной куплей-продажей иностранной валюты в наличной и безналичной формах (например, в неофициальных обменных пунктах). Однако есть и другое мнение, согласно которому круг лиц, которые могут нести ответственность за незаконную банковскую деятельность, не ограничивается работниками кредитной организации, субъект данного преступления - общий. Вторая точка зрения представляется более правильной.

Банковская деятельность осуществляется в соответствии с Законом "О банках и банковской деятельности", а также Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ (с изм. от 10.01.2003, 23.12.2003) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Образование банков и их деятельность производятся после регистрации и получения лицензии на занятие такой деятельностью. Проведение банковских операций без соответствующей регистрации и специального разрешения (лицензии) незаконно и образует состав данного преступления.

Следует учесть, что согласно ст.7 Закона "О банках и банковской деятельности" ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исключением получившего от Банка России лицензию на осуществление банковских операций, не может использовать в своем наименовании слова "банк", "кредитная организация" или иным образом указывать на то, что данное юридическое лицо имеет право на осуществление банковских операций. Кредитная организация обязана по требованию физического или юридического лица предоставить копию лицензии на осуществление банковских операций, копии иных выданных ей разрешений (лицензий), если необходимость получения указанных документов предусмотрена федеральными законами, а также ежемесячные бухгалтерские балансы за текущий год.

Статьей 12 Закона "О банках и банковской деятельности" предусмотрено, что кредитные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного данным Федеральным законом специального порядка государственной регистрации кредитных организаций.

Решение о государственной регистрации кредитной организации принимается Банком России. Внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации кредитных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании решения Банка России о соответствующей государственной регистрации. Банк России в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций. Лицензии, выдаваемые Банком России, учитываются в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций.

Реестр выданных кредитным организациям лицензий публикуется Банком России в официальном издании Банка России ("Вестнике Банка России") не реже одного раза в год. Изменения и дополнения в указанный реестр публикуются Банком России в месячный срок со дня их внесения в реестр. В лицензии на осуществление банковских операций указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться. Лицензия на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия.

Статья 176 "Незаконное получение кредита" УК РФ

Получение индивидуальным предпринимателем или руководителем организации кредита либо льготных условий кредитования путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о хозяйственном положении либо финансовом состоянии индивидуального предпринимателя или организации, если это деяние причинило крупный ущерб, наказывается штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет. Незаконное получение государственного целевого кредита, а равно его использование не по прямому назначению, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству, наказываются штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

Незаконное получение кредита необходимо отличать от мошенничества. Одним из отличий является то, что преступное деяние совершается в финансовой сфере предпринимательской деятельности. Представление заведомо ложных сведений о хозяйственном либо финансовом состоянии может быть выражено в передаче банку или иной кредитной организации сфальсифицированных документов, в частности анкетных данных клиента, учредительных и регистрационных документов, бухгалтерской отчетности, справок контролирующих органов, прогнозов поступления денежных средств на счета заемщика и т.д.

При применении ч.2 данной статьи представляется проблематичным установить размер крупного ущерба. Данный вопрос должен решаться в каждом конкретном случае индивидуально (с учетом оборотных средств банка, количества клиентов и т.д.). При этом необходимо учитывать, что даже одна операция такого рода способна нанести банку крупный ущерб.

Статья 177 "Злостное уклонение

от погашения кредиторской задолженности" УК РФ

Злостное уклонение руководителя организации или гражданина от погашения кредиторской задолженности в крупном размере или от оплаты ценных бумаг после вступления в законную силу соответствующего судебного акта наказывается штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. Обязательным условием для привлечения лица к уголовной ответственности по данной статье является наличие судебного решения, вступившего в законную силу. Без такого решения уголовное дело возбуждено быть не может. В случае отмены судебного решения лицо также не может быть привлечено к уголовной ответственности.

Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется бездействием: лицо уклоняется от перевода средств, т.е. не совершает действий, необходимых для погашения кредита или оплаты ценных бумаг. Данное преступление является длящимся. Момент его начала - истечение срока, предоставленного вступившим в законную силу судебным актом (решением) для погашения кредиторской задолженности.

При этом следует учесть, что законодатель не расшифровывает понятие кредиторской задолженности. Однозначного мнения в настоящее время среди юристов-практиков не существует: одни считают, что речь идет только о кредиторской задолженности по кредитному договору, другие - о любом обязательстве.

Статья 185 "Злоупотребления

при эмиссии ценных бумаг" УК РФ

Внесение в проспект эмиссии ценных бумаг заведомо недостоверной информации, утверждение содержащего заведомо недостоверную информацию проспекта эмиссии или отчета об итогах выпуска ценных бумаг, а равно размещение эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству, наказываются штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, наказываются штрафом в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет.

Ценной бумагой является документ установленной формы с обязательными реквизитами, удостоверяющий имущественные права, осуществление или передача которых возможна только при его предъявлении. Под эмиссией ценных бумаг понимается установленная Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг. Процедура эмиссии включает следующие этапы: принятие эмитентом решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг, регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг, изготовление сертификатов ценных бумаг - для документарной формы выпуска, размещение эмиссионных ценных бумаг, регистрацию отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг. Выпуск ценных бумаг - это совокупность ценных бумаг одного эмитента, обеспечивающих одинаковый объем прав владельцам и имеющих одинаковые условия эмиссии.

Крупным ущербом признается ущерб, превышающий 1 млн руб. (ст.ст.185 и 185.1 УК РФ).

Статья 186 "Изготовление или сбыт

поддельных денег или ценных бумаг" УК РФ

Изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных банковских билетов Банка России, металлической монеты, государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в валюте Российской Федерации либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет со штрафом в размере до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового. Те же деяния, совершенные в крупном размере, наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового. Деяния, совершенные организованной группой, наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных денег или ценных бумаг приобретает повышенную общественную опасность в условиях рыночной экономики, подрывая устойчивость отечественной валюты и затрудняя регулирование денежного обращения. Изготовление с целью сбыта или сбыт поддельных денег, государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в валюте Российской Федерации либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте могут совершаться только с прямым умыслом; отсутствие при изготовлении цели сбыта исключает уголовную ответственность.

Состав преступления образует как частичная подделка денежных купюр или ценных бумаг (переделка номинала подлинного денежного знака, подделка номера, серии облигации и других реквизитов денег и ценных бумаг), так и изготовление полностью поддельных денег и ценных бумаг. При решении вопроса о наличии либо отсутствии в действиях лица состава преступления, предусмотренного ст.186 УК РФ, необходимо установить, являются ли денежные купюры, монеты или ценные бумаги поддельными и имеют ли они существенное сходство по форме, размеру, цвету и другим основным реквизитам с находящимися в обращении подлинными денежными знаками или ценными бумагами. В тех случаях, когда явное несоответствие фальшивой купюры подлинной, исключающее ее участие в денежном обращении, а также иные обстоятельства дела свидетельствуют о направленности умысла виновного на грубый обман ограниченного числа лиц, такие действия могут быть квалифицированы как мошенничество. Изготовление фальшивых денежных знаков или ценных бумаг является оконченным преступлением, если с целью последующего сбыта изготовлен хотя бы один денежный знак или ценная бумага, независимо от того, удалось ли осуществить сбыт подделки.

Сбыт поддельных денег или ценных бумаг состоит в использовании их в качестве средства платежа при оплате товаров и услуг, размене, дарении, даче взаймы, продаже и т.п. Приобретение заведомо поддельных денег или ценных бумаг в целях их последующего сбыта в качестве подлинных следует квалифицировать по ст.ст.30 и 186 УК РФ. Уголовной ответственности за сбыт поддельных денег, ценных бумаг и иностранной валюты подлежат не только лица, занимающиеся их изготовлением или сбытом, но и лица, в силу стечения обстоятельств ставшие обладателями поддельных денег или ценных бумаг, сознающие это и тем не менее использующие их как подлинные.

Изготовление с целью сбыта и сбыт денежных знаков и ценных бумаг, изъятых из обращения (монеты старой чеканки, советские деньги, отмененные денежными реформами, и т.п.) и имеющих лишь коллекционную ценность, не образуют состава преступления, предусмотренного ст.186 УК РФ, и должны при наличии к тому оснований квалифицироваться как мошенничество.

Незаконное приобретение лицом чужого имущества в результате проделанных им операций с фальшивыми деньгами или ценными бумагами охватывается составом ст.186 УК РФ и дополнительной квалификации по соответствующим статьям, предусматривающим ответственность за хищение, не требует.

Поскольку билет денежно-вещевой лотереи ценной бумагой не является, его подделка с целью сбыта или незаконного получения выигрыша квалифицируется как приготовление к мошенничеству. В случае сбыта фальшивого лотерейного билета либо получения по нему выигрыша содеянное виновным следует квалифицировать как мошенничество.

Статья 187 "Изготовление или сбыт

поддельных кредитных либо расчетных карт

и иных платежных документов" УК РФ

Изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт, а также иных платежных документов, не являющихся ценными бумагами, наказываются лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет. Те же деяния, совершенные организованной группой, наказываются лишением свободы на срок от четырех до семи лет со штрафом в размере до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Законодатель, используя понятие "кредитная карта", к сожалению, не дает ему определения. В п.5.3 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (см. Письмо Минфина России от 18.06.1993 N 5215-1) содержится самое упрощенное описание расчетов, осуществляемых посредством кредитных карточек.

В части второй НК РФ используются такие понятия, как "банковская карта", "платежная карта", "пластиковая карточка", "расчетная карта", "кредитная карта". Представляется, что в целях применения указанной нормы под такими картами следует понимать карту, использование которой позволяет осуществлять расчеты за реализованные товары, выполненные работы, оказанные услуги.

С.В.Горленко

К. ю. н.

Подписано в печать

15.08.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: ...Организация формировала резерв на выплату годового вознаграждения по итогам работы за год на текущий и на последующие годы. В соответствии с коллективным договором, учетной политикой и положением по выплате годового вознаграждения организация осуществляла выплату вознаграждения в следующем месяце по окончании календарного года. Подлежат ли включению в декларацию по налогу на прибыль за 2002 г. суммы вознаграждения, выплаченные в 2003 г.? ("Аудиторские ведомости", 2004, N 9)
Статья: Финансовая (бухгалтерская) отчетность и допущение непрерывности деятельности (Окончание) ("Аудиторские ведомости", 2004, N 9)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.