Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Нюансы налогообложения игровых автоматов ("Главбух", 2004, N 8)



"Главбух", N 8, 2004

НЮАНСЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИГРОВЫХ АВТОМАТОВ

С 1 января 2004 г. вступила в силу гл.29 "Налог на игорный бизнес" Налогового кодекса РФ. Причем затронула она не только казино, но и те фирмы, которые никогда не относили себя к игорным заведениям.

Дело в том, что в числе прочего эта глава регламентирует налогообложение столь распространенных игровых автоматов. И вот какое определение автомата дано в ст.364 Налогового кодекса РФ. Это - устройство для проведения азартных игр с любым видом выигрыша без участия сотрудников игорного заведения. Значит, теперь если автомат выдает не деньги, а, скажем, мягкие игрушки, то он все равно облагается налогом на игорный бизнес. На это обращено внимание и в Письме МНС России от 12 марта 2004 г. N 22-1-14/413. Здесь налоговики даже подчеркнули на всякий случай, что "направленность игр на развитие реакции либо способности к анализу не лишает их наличия азарта".

В общем, теперь знать все о налогах, уплачиваемых с игровых автоматов, должны бухгалтеры многочисленных парков, развлекательных комплексов, торговых центров. И в нашем материале мы ответим на все вопросы, которые только могут у них возникнуть. А главное, расскажем о способе, используя который можно значительно уменьшить сумму налога.

Регистрация игровых автоматов

Не позднее чем за два дня до того, как фирма установит игровой автомат, его нужно зарегистрировать в налоговой инспекции (п.2 ст.366 Налогового кодекса РФ). Датой же регистрации считается день, когда в инспекцию представят соответствующее заявление. Форма такого документа утверждена Приказом МНС России от 8 января 2004 г. N ВГ-3-22/7@. Такую бумагу может подать сам налогоплательщик или его представитель, также принимаются заявления, отправленные по почте. В течение пяти дней налоговая инспекция выдаст регистрационные свидетельства. Их копии должны храниться там, где установлены игровые автоматы.

Регистрация необходима и когда меняется количество игровых автоматов. Делается это также не позже чем за два рабочих дня до того, как их установят или уберут. Выбывшим автомат будет считаться с того момента, когда подано заявление об изменении количества объектов (его рекомендованная форма приведена в Приказе МНС России от 8 января 2004 г. N ВГ-3-22/5@). И вот тут налицо недоработка законодателей. Приведем пример. Скажем, вы решили продать игровой автомат. За два дня до сделки подали заявление в налоговую инспекцию. Но сделка не состоялась, и вы намерены оставить автомат на прежнем месте. Однако получается, что использовать автомат уже нельзя, ведь он снят с учета. Как быть в этом случае? С этим вопросом мы обратились в департамент налогообложения малого бизнеса МНС России. И там нам ответили: в подобной ситуации налогоплательщику нужно отозвать свое заявление.

Теперь разберемся, в какой инспекции надо регистрировать автоматы. Статья 366 Налогового кодекса РФ указывает, что ставить автомат на учет необходимо в налоговой инспекции, к которой прикреплено само игорное заведение. Но, согласитесь, в последнее время игровые автоматы часто устанавливают и за пределами подобных заведений: в супермаркетах, торговых центрах, клубах, парках и т.д. Где в этом случае их нужно регистрировать? Все зависит от того, есть рабочее место там, где они установлены, или нет.

Если рабочее место не создано, и ваши сотрудники просто периодически приезжают, чтобы забрать выручку или отремонтировать автомат, то зарегистрировать его нужно в той налоговой инспекции, где состоит на учете само игорное заведение.

Иначе обстоит дело, если возле игровых автоматов есть рабочее место. В этом случае можно говорить о создании обособленного подразделения. Тогда игорное заведение должно встать на учет в той инспекции, на территории которой находится это подразделение, и там же зарегистрировать игровые автоматы. Следовательно, и налог на игорный бизнес надо будет платить в бюджет по ставкам того региона, где работает подразделение. Таково мнение налоговиков. Оно высказано в Письме МНС России от 15 марта 2004 г. N 22-0-10/425@ "О постановке на учет в налоговом органе объектов налогообложения налогом на игорный бизнес".

Налог на игорный бизнес

В ст.368 Налогового кодекса РФ сказано, что налоговый период для игорного бизнеса - календарный месяц. Так что ежемесячно за каждый игровой автомат надо платить от 1500 до 7500 руб. (ст.369 Налогового кодекса РФ). Конкретную же ставку налога вводят законы субъектов РФ. Если региональные власти ставку не определили, то перечислять можно минимальную сумму - 1500 руб.

Декларация по этому налогу сдается также ежемесячно. Ее нужно представить не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. До этой же даты надо заплатить налог.

Если фирма сама использует автоматы, то она и перечисляет налог. А если она сдает их в аренду? В ст.365 Налогового кодекса РФ сказано, что плательщиками налога "признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса". Игорным бизнесом в данном случае занимается арендатор, он же получает доход. Значит, и налог платить должен тоже он.

Подобная точка зрения высказана и в Письме Госналогслужбы России от 25 декабря 1998 г. N ПВ-6-28/912. Несмотря на то что в указанном Письме разъясняются положения старого Закона об игорном бизнесе, позиция налоговиков с появлением гл.29 Налогового кодекса РФ осталась прежней. Ведь в Налоговом кодексе РФ оговорены те же налогоплательщики, что и в старом Законе.

Пример 1. У московского ООО "Игрок" есть 15 своих игровых автоматов, еще четыре фирма арендует. В Москве ставка налога на игорный бизнес за один игровой автомат равна 3750 руб. (Закон г. Москвы от 22 октября 2003 г. N 62).

Предположим, что в марте 2004 г. у ООО "Игрок" количество игровых автоматов не менялось. Поэтому общая сумма налога, которую нужно заплатить за этот месяц, составляет:

3750 руб/автомат x (15 автоматов + 4 автомата) = 71 250 руб.

Еще один вопрос, который волнует бухгалтеров фирм, занимающихся игорным бизнесом: нужно ли платить налог, если игровые аппараты куплены, зарегистрированы, но еще не используются? Мнение налоговиков однозначно: нужно. Однако оно отнюдь не бесспорно. Дело в том, что с игровых автоматов налог на игорный бизнес начинают платить, как только фирма, стремясь получить прибыль, станет использовать это имущество в азартных играх. То есть если она просто покупает и регистрирует автоматы, это еще не значит, что нужно автоматически начислять налог. К такому выводу приходят и суды (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 26 марта 2003 г. по делу N А66-7367-02 и от 12 марта 2003 г. по делу N А56-27306/02, Постановление ФАС Центрального округа от 8 сентября 2003 г. по делу N А54-873/03-С2).

Правда, все эти решения арбитражные суды вынесли, когда действовал старый Закон о налоге на игорный бизнес. Но приведенные доводы можно использовать и теперь, когда вступила в силу гл.29 Налогового кодекса РФ. Дело в том, что условия, при которых нужно платить налог, не изменились.

Как определить налоговую базу?

Есть игровые автоматы, на которых могут играть одновременно несколько человек. Так вот, налоговики считают, что подобные машины являются игровыми комплексами, которые состоят из нескольких автоматов, объединенных в одном корпусе. Следовательно, налог нужно платить с каждого игрового места. Такая позиция высказана, например, в Письмах УМНС России по г. Москве от 24 мая 2003 г. N 23-10/5/33656, от 19 декабря 2002 г. N 23-10/10/62397, от 26 февраля 2003 г. N 23-10/5/11096.

Зато с такой точкой зрения налоговиков не соглашаются суды. Примером тому Постановление ФАС Московского округа от 29 мая 2003 г. по делу N КА-А40/3360-03. В своем вердикте судьи указали, что такого объекта налогообложения, как "комплекс игровых автоматов" и "игровое место", закон не предусматривает. А раз так, то независимо от количества игровых мест налогом облагается только один игровой автомат. Эту утверждение можно распространить и на положения гл.29 Налогового кодекса РФ, так как понятие "игровой автомат" осталось прежним.

Как уменьшить налог на игорный бизнес?

Глава 29 Налогового кодекса РФ позволяет совершенно законно уменьшить налог вдвое. Для этого достаточно в текущем месяце купить или продать игровой автомат. Конкретно же - зарегистрировать его после 15-го числа или снять с учета до этой даты. В таком случае фирма имеет полное право рассчитывать налог за этот месяц таким образом. Количество всех игровых автоматов (включая только что установленный или выбывший) надо умножить на половину ставки налога. Эта возможность предусмотрена в п.п.3 и 4 ст.370 Налогового кодекса РФ.

К сожалению, такая ситуация продлится недолго. Госдумой в первом чтении уже принят законопроект, который вносит поправки в ст.370 Кодекса. В соответствии с новой редакцией гл.29 Налогового кодекса РФ на половину ставки можно будет умножать только количество установленных или выбывших автоматов.

Пример 2. Продолжим условия примера 1.

ООО "Игрок" 14 апреля 2004 г. подало в свою налоговую инспекцию заявление о выбытии одного игрового автомата. А 19 апреля 2004 г. этот аппарат был продан.

Выбывшим объект будет считаться с момента подачи заявления, то есть с 14 апреля 2004 г. Так как выбытие произошло до 15 апреля, то налог на игорный бизнес за этот месяц ООО "Игрок" рассчитывает следующим образом.

Пока не внесены изменения (действующая редакция гл.29 Налогового кодекса РФ)

Общая сумма игровых автоматов, включая выбывший, умножается на ставку налога, уменьшенную вдвое. Получается:

(15 автоматов + 4 автомата - 1 автомат) x 3750 руб/автомат x 1/2 = 33 750 руб.

Если будут внесены изменения в гл.29 Налогового кодекса РФ

Половина ставки налога применяется только к выбывшему игровому автомату. То есть налог будет определяться так:

1 автомат x 3750 руб/автомат x 1/2 + (15 автоматов + 4 автомата - 1 автомат) x 3750 руб/автомат = 69 375 руб.

Продажа игрового автомата: надо ли платить

налог на прибыль и НДС?

Ни доходы, ни расходы игорного бизнеса при расчете налога на прибыль не учитываются. Об этом говорится в п.9 ст.274 Налогового кодекса РФ. НДС на обороты игорных заведений начислять также не нужно. Ведь операции по проведению "...основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов) организациями игорного бизнеса" этим налогом не облагаются (пп.8 п.3 ст.149 Налогового кодекса РФ).

Видимо, стремясь исправить эту ситуацию, чиновники нашли способ требовать с игорных заведений указанные налоги. Для этого они сначала обратились к определению: игорный бизнес - это предпринимательская деятельность, цель которой получить доход в виде выигрыша или платы за проведение азартных игр. Отсюда чиновники делают вывод: прочая деятельность игорных заведений облагается налогами в общеустановленном порядке. Это значит, что если фирма продает игровой автомат, то она должна заплатить налог на прибыль и НДС. В частности, на это указано в Письме УМНС России по г. Москве от 4 июля 2001 г. N 02-11/30369.

Это спорное утверждение. До того как продать игровой автомат, его использовали в игорном бизнесе. И фирма, которая организует азартные игры, не ставит своей целью получить доход от перепродажи оборудования. Именно поэтому говорить о том, что продажа имущества - отдельный вид предпринимательской деятельности, некорректно. Это составная часть бизнеса, которым занимаются организации, делающие деньги на игре. По этой причине и в бухучете поступления от продажи основных средств отражаются как операционные доходы (п.7 ПБУ 9/99).

Кроме того, в гл.29 Налогового кодекса РФ не сказано, какие налоги надо начислять при продаже объектов, с которых платится налог на игорный бизнес. Между тем все неясности и противоречия в законодательных актах следует трактовать в пользу налогоплательщика (ст.3 Налогового кодекса РФ). А раз так, чиновники не вправе требовать от фирм, занимающихся игорным бизнесом, начислять обычные налоги при реализации игровых автоматов.

Правда, налоговики вряд ли согласятся с подобными рассуждениями и все же попробуют лишний раз взыскать с предприятия налоги. В этом случае игорному заведению не остается ничего другого, как обратиться в арбитражный суд и там отстаивать свою правоту. Увы, судебная практика по данному вопросу пока не сложилась. Тем не менее у организации есть реальные шансы выиграть дело, воспользовавшись приведенными выше доводами.

И.А.Заровнядный

Эксперт журнала "Главбух"

Подписано в печать

14.04.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: "Упрощенка". Проблемы учета и налогообложения выплат сотрудникам ("Главбух", 2004, N 8)
Статья: Продажи через комиссионера и сложные вопросы налогообложения ("Главбух", 2004, N 8)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.