Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Договор на оказание услуг: рекомендации по составлению ("Главбух". Приложение "Учет в туристической деятельности", 2004, N 1)



"Главбух". Приложение "Учет в туристической деятельности", N 1, 2004

ДОГОВОР НА ОКАЗАНИЕ УСЛУГ: РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ

Наверное, излишне говорить, насколько для турфирмы важно грамотно составить договор с туристом на оказание услуг. Ведь в дальнейшем это позволит ей избежать многих конфликтов. Кроме того, правильно составленный договор создает у клиента благоприятное впечатление о турфирме.

Конечно, каждая турфирма сама разрабатывает "шаблон" договора на оказание услуг. Однако в нашей статье мы перечислим основные условия, которые нужно обязательно включить в договор. Также мы остановимся на некоторых нюансах договора, разная формулировка которых может стать "зацепкой" для туриста, чтобы затем предъявить претензию турфирме.

Какие условия нужно включить в договор

Все условия, которые обязательно должны быть указаны в договоре с туристом, перечислены в ст.10 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"). К ним относятся:

- информация о продавце - туроператоре или турагенте (в том числе данные о его лицензии, юридический адрес фирмы и ее банковские реквизиты);

- сведения о туристе в объеме, необходимом для реализации туристского продукта (обычно в договоре указывается Ф.И.О. туриста, его паспортные данные, адрес места жительства, контактный телефон);

- информация о потребительских свойствах туристского продукта, включая информацию о программе пребывания и маршруте путешествия, об условиях безопасности туристов, о результатах сертификации туристского продукта;

- дата и время начала и окончания путешествия, его продолжительность;

- порядок встречи, проводов и сопровождения туристов;

- права, обязанности и ответственность сторон;

- розничная цена туристского продукта и порядок его оплаты;

- минимальное количество туристов в группе, срок информирования туриста о том, что путешествие не состоится из-за недобора группы;

- условия изменения и расторжения договора, порядок урегулирования возникших в связи с этим споров и возмещения убытков сторон;

- порядок и сроки предъявления претензий туристом.

Как видите, перечень условий, которые нужно включить в договор, достаточно обширен. И если турфирма какое-то из них нарушит, это позволит туристу предъявить ей претензию <*>.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Подробнее о том, в каких случаях и в какие сроки турист может предъявить претензию турфирме, читайте в статье, опубликованной в журнале на с. 29.

Пример. Турист заключил договор с туроператором на организацию отдыха для него и членов его семьи. В договоре было указано, что во время отдыха все они будут проживать в гостинице категории "*****".

Услуги по размещению в отеле оказывал туроператор. Однако состояние предложенного номера оказалось неудовлетворительным. Заменить номер, то есть устранить недостатки выполняемых услуг в разумный срок, туроператор не смог. Турист отказался проживать в предложенном ему отеле, что было подтверждено справкой менеджера гостиницы. После этого турист заключил договор с третьим лицом об оказании услуг по отдыху и проживанию в другом отеле равной категории.

Вернувшись из поездки, турист предъявил претензию туроператору. В ней он потребовал, чтобы ему вернули уплаченные по договору деньги за вычетом стоимости авиабилетов и страхового полиса, а также выплатили компенсацию за потерю времени в связи с переездом в другой отель. Данные требования были подкреплены ссылками на ст.ст.29 и 30 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон "О защите прав потребителей").

Туроператор удовлетворил требования туриста, не доводя дело до суда.

На что нужно обратить внимание при составлении договора

Информация о туре

Рассматривая требования потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или неполной информацией о товаре (работе, услуге), всегда исходят из того, что у потребителя нет специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги). Такой порядок установлен п.4 ст.12 Закона "О защите прав потребителей".

Поэтому, описывая в договоре потребительские свойства туристского продукта и иные особенности путешествия, не нужно использовать малопонятные сокращения - информация о туре должна быть подробной. К примеру, лучше написать, что в гостинице клиент будет обеспечен только завтраком, чем ставить значок "BB". Или написать, что турист будет размещен в номере с видом на сад, чем указывать "garden room".

Оформление страхового полиса

Турфирмы очень мало внимания уделяют вопросам безопасности туристов. Зачастую турист, с которым произошел несчастный случай за границей, не может получить необходимую медицинскую помощь. Это происходит из-за того, что страховой полис <**> иногда оформляют только на русском языке. Тогда как в соответствии со ст.17 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" он должен быть оформлен как на русском языке, так и на государственном языке той страны, в которую направляется турист. Если турист посещает несколько стран, то страховой полис оформляется на русском языке и на государственных языках всех стран пребывания либо на языках, предусмотренных международными договорами.

     
   ————————————————————————————————
   
<**> Подробнее о порядке страхования туристов читайте в статье, опубликованной в журнале N 3, 2003, с. 31.

Кроме того, туристу нужно сообщить адреса и телефоны филиалов, представительств или страховых агентов той страховой компании, с которой у него заключен договор страхования. Иначе говоря, информацию о том, куда туристу следует обратиться, если с ним произошел несчастный случай.

Продолжительность поездки

Довольно часто турфирмы указывают в договоре дату и время начала и окончания путешествия. А точное время прибытия на место проживания и время, когда турист его покидает, не приводится. И порой оказывается, что человек, прибыв в отель, в котором у него забронирован номер, вынужден полдня ждать, пока из его номера съедет предыдущий постоялец. В день же отъезда его просят освободить номер с утра, тогда как вылет домой запланирован на поздний вечер. Фактически турист теряет два оплаченных дня отдыха, поскольку стоимость тура производится из расчета за целый день.

В таких случаях турист может попросить у администрации отеля справку о том, когда его поселили в номер и когда он освободил номер, а затем предъявить турфирме претензию, потребовав вернуть деньги за два дня тура.

О.В.Трошин

Юрисконсульт

ЗАО "Юридическая группа "Эксперт"

Подписано в печать

19.02.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Различные варианты составления счетов-фактур ("Главбух". Приложение "Учет в туристической деятельности", 2004, N 1)
Вопрос: Можно ли вносить исправления в туристические документы: авиабилеты, путевки, страховые полисы? ("Главбух". Приложение "Учет в туристической деятельности", 2004, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.