|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Договор на оказание услуг: рекомендации по составлению ("Главбух". Приложение "Учет в туристической деятельности", 2004, N 1)
"Главбух". Приложение "Учет в туристической деятельности", N 1, 2004
ДОГОВОР НА ОКАЗАНИЕ УСЛУГ: РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ
Наверное, излишне говорить, насколько для турфирмы важно грамотно составить договор с туристом на оказание услуг. Ведь в дальнейшем это позволит ей избежать многих конфликтов. Кроме того, правильно составленный договор создает у клиента благоприятное впечатление о турфирме. Конечно, каждая турфирма сама разрабатывает "шаблон" договора на оказание услуг. Однако в нашей статье мы перечислим основные условия, которые нужно обязательно включить в договор. Также мы остановимся на некоторых нюансах договора, разная формулировка которых может стать "зацепкой" для туриста, чтобы затем предъявить претензию турфирме.
Какие условия нужно включить в договор
Все условия, которые обязательно должны быть указаны в договоре с туристом, перечислены в ст.10 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"). К ним относятся: - информация о продавце - туроператоре или турагенте (в том числе данные о его лицензии, юридический адрес фирмы и ее банковские реквизиты); - сведения о туристе в объеме, необходимом для реализации туристского продукта (обычно в договоре указывается Ф.И.О. туриста, его паспортные данные, адрес места жительства, контактный телефон);
- информация о потребительских свойствах туристского продукта, включая информацию о программе пребывания и маршруте путешествия, об условиях безопасности туристов, о результатах сертификации туристского продукта; - дата и время начала и окончания путешествия, его продолжительность; - порядок встречи, проводов и сопровождения туристов; - права, обязанности и ответственность сторон; - розничная цена туристского продукта и порядок его оплаты; - минимальное количество туристов в группе, срок информирования туриста о том, что путешествие не состоится из-за недобора группы; - условия изменения и расторжения договора, порядок урегулирования возникших в связи с этим споров и возмещения убытков сторон; - порядок и сроки предъявления претензий туристом. Как видите, перечень условий, которые нужно включить в договор, достаточно обширен. И если турфирма какое-то из них нарушит, это позволит туристу предъявить ей претензию <*>. ————————————————————————————————<*> Подробнее о том, в каких случаях и в какие сроки турист может предъявить претензию турфирме, читайте в статье, опубликованной в журнале на с. 29.
Пример. Турист заключил договор с туроператором на организацию отдыха для него и членов его семьи. В договоре было указано, что во время отдыха все они будут проживать в гостинице категории "*****". Услуги по размещению в отеле оказывал туроператор. Однако состояние предложенного номера оказалось неудовлетворительным. Заменить номер, то есть устранить недостатки выполняемых услуг в разумный срок, туроператор не смог. Турист отказался проживать в предложенном ему отеле, что было подтверждено справкой менеджера гостиницы. После этого турист заключил договор с третьим лицом об оказании услуг по отдыху и проживанию в другом отеле равной категории. Вернувшись из поездки, турист предъявил претензию туроператору. В ней он потребовал, чтобы ему вернули уплаченные по договору деньги за вычетом стоимости авиабилетов и страхового полиса, а также выплатили компенсацию за потерю времени в связи с переездом в другой отель. Данные требования были подкреплены ссылками на ст.ст.29 и 30 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон "О защите прав потребителей"). Туроператор удовлетворил требования туриста, не доводя дело до суда.
На что нужно обратить внимание при составлении договора
Информация о туре
Рассматривая требования потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или неполной информацией о товаре (работе, услуге), всегда исходят из того, что у потребителя нет специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги). Такой порядок установлен п.4 ст.12 Закона "О защите прав потребителей". Поэтому, описывая в договоре потребительские свойства туристского продукта и иные особенности путешествия, не нужно использовать малопонятные сокращения - информация о туре должна быть подробной. К примеру, лучше написать, что в гостинице клиент будет обеспечен только завтраком, чем ставить значок "BB". Или написать, что турист будет размещен в номере с видом на сад, чем указывать "garden room".
Оформление страхового полиса
Турфирмы очень мало внимания уделяют вопросам безопасности туристов. Зачастую турист, с которым произошел несчастный случай за границей, не может получить необходимую медицинскую помощь. Это происходит из-за того, что страховой полис <**> иногда оформляют только на русском языке. Тогда как в соответствии со ст.17 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" он должен быть оформлен как на русском языке, так и на государственном языке той страны, в которую направляется турист. Если турист посещает несколько стран, то страховой полис оформляется на русском языке и на государственных языках всех стран пребывания либо на языках, предусмотренных международными договорами. ————————————————————————————————<**> Подробнее о порядке страхования туристов читайте в статье, опубликованной в журнале N 3, 2003, с. 31.
Кроме того, туристу нужно сообщить адреса и телефоны филиалов, представительств или страховых агентов той страховой компании, с которой у него заключен договор страхования. Иначе говоря, информацию о том, куда туристу следует обратиться, если с ним произошел несчастный случай.
Продолжительность поездки
Довольно часто турфирмы указывают в договоре дату и время начала и окончания путешествия. А точное время прибытия на место проживания и время, когда турист его покидает, не приводится. И порой оказывается, что человек, прибыв в отель, в котором у него забронирован номер, вынужден полдня ждать, пока из его номера съедет предыдущий постоялец. В день же отъезда его просят освободить номер с утра, тогда как вылет домой запланирован на поздний вечер. Фактически турист теряет два оплаченных дня отдыха, поскольку стоимость тура производится из расчета за целый день. В таких случаях турист может попросить у администрации отеля справку о том, когда его поселили в номер и когда он освободил номер, а затем предъявить турфирме претензию, потребовав вернуть деньги за два дня тура.
О.В.Трошин Юрисконсульт ЗАО "Юридическая группа "Эксперт" Подписано в печать 19.02.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |