|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Предоплата за путевку ("Главбух". Приложение "Учет в туристической деятельности", 2004, N 1)
"Главбух". Приложение "Учет в туристической деятельности", N 1, 2004
ПРЕДОПЛАТА ЗА ПУТЕВКУ
Практически все турфирмы работают по предоплате. Разница состоит лишь в том, что одни фирмы требуют с туристов 100-процентную предоплату за путевку, другие же - в размере примерно половины стоимости путевки. Это и понятно. Ведь турфирме нужно быть уверенной, что после того, как она забронирует для туриста гостиницу, подготовит документы для оформления выездной визы, он не откажется от запланированной поездки. У бухгалтера же при этом возникает вопрос: как документально оформить полученную предоплату? Нужно ли при этом выбивать туристу кассовый чек или же ему нужно выдать путевку? Мы рассмотрим этот вопрос на примере арбитражной практики: Постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 декабря 2002 г. N А56-23789/02 и Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 февраля 2003 г. N Ф09-207/03-АК.
Суть спора
Турфирма получила от своего клиента частичную предоплату за тур. При этом туристу не выбили контрольно-кассовый чек и не оформили путевку, которая является бланком строгой отчетности (форма туристской путевки как бланка строгой отчетности утверждена Письмом Минфина России от 16 июня 1994 г. N 16-30-65). За такое нарушение налоговая инспекция оштрафовала турфирму по ст.14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Надо сказать, что в ст.14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена ответственность организаций и индивидуальных предпринимателей за продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг) без применения ККМ. Ответственности за то, что покупателю не выдали бланк строгой отчетности, здесь не установлено. Однако положения ст.14.5 Кодекса применяются и в том случае, когда покупателю не выдали бланк строгой отчетности. Об этом сказано в п.4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 июля 2003 г. N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин".
Что решил суд
Привлекая фирму к ответственности, налоговая инспекция нарушила Закон РФ от 18 июня 1993 г. N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее - Закон о ККМ), который действовал в тот период. Как следует из ст.2 Закона о ККМ, организации обязаны выдавать покупателю (клиенту) отпечатанный чек за покупку (услугу), но только после того, как покупка выдана, а услуга оказана. В данном случае турфирма получила от клиента только предоплату за путевку. Поэтому она не обязана выдавать кассовый чек (или вместо него бланк строгой отчетности).
Как обстоит дело сейчас
В настоящее время действует Федеральный закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон о ККТ). В п.1 ст.2 этого Закона указано, в каких случаях организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять кассовую технику и выдавать покупателям (клиентам) кассовые чеки - при наличных денежных расчетах или расчетах с использованием платежных карт. Определение того, что считается наличными денежными расчетами, приведено в ст.1 Закона о ККТ. Это расчеты за приобретенные товары, выполненные работы и оказанные услуги, произведенные с использованием средств наличного платежа. Одновременно с этим ст.5 Закона о ККТ (в отличие от ст.2 Закона о ККМ) обязывает организации и индивидуальных предпринимателей выдавать кассовые чеки покупателям (клиентам) в момент оплаты. При этом в Законе не указано, что чек выдается вместе с покупкой или после оказания услуги. Такое противоречие между нормами ст.ст.2 и 5 Закона о ККТ может позволить налоговым органам привлекать организации и предпринимателей к ответственности за то, что они не использовали ККТ, получив предоплату от туриста. В том случае, когда покупателю выдается кассовый чек, не так уж сложно выдавать отдельные чеки на суммы предоплаты и оплаты оставшейся части. Я бы порекомендовала поступать именно так. Однако при оплате путевки такая рекомендация неприменима. Ведь путевку можно выдать только один раз - после ее полной оплаты. Но если турфирма не выдала клиенту путевку (бланк строгой отчетности), получив от него предоплату, то ее или ее должностных лиц все равно не смогут привлечь к ответственности по ст.14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Почему? Дело в том, что организация признается виновной в административном правонарушении, если будет установлено, что она могла соблюсти правила и нормы, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но не приняла все меры для этого. Так установлено в п.2 ст.2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. А как мы уже отметили, турфирма может выдать клиенту путевку только после того, как она будет полностью оплачена, а не когда от него получена предоплата.
С.Ю.Чемерис Адвокат Подписано в печать 19.02.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |