Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Предоплата за путевку ("Главбух". Приложение "Учет в туристической деятельности", 2004, N 1)



"Главбух". Приложение "Учет в туристической деятельности", N 1, 2004

ПРЕДОПЛАТА ЗА ПУТЕВКУ

Практически все турфирмы работают по предоплате. Разница состоит лишь в том, что одни фирмы требуют с туристов 100-процентную предоплату за путевку, другие же - в размере примерно половины стоимости путевки. Это и понятно. Ведь турфирме нужно быть уверенной, что после того, как она забронирует для туриста гостиницу, подготовит документы для оформления выездной визы, он не откажется от запланированной поездки.

У бухгалтера же при этом возникает вопрос: как документально оформить полученную предоплату? Нужно ли при этом выбивать туристу кассовый чек или же ему нужно выдать путевку?

Мы рассмотрим этот вопрос на примере арбитражной практики: Постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 декабря 2002 г. N А56-23789/02 и Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 февраля 2003 г. N Ф09-207/03-АК.

Суть спора

Турфирма получила от своего клиента частичную предоплату за тур. При этом туристу не выбили контрольно-кассовый чек и не оформили путевку, которая является бланком строгой отчетности (форма туристской путевки как бланка строгой отчетности утверждена Письмом Минфина России от 16 июня 1994 г. N 16-30-65).

За такое нарушение налоговая инспекция оштрафовала турфирму по ст.14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Надо сказать, что в ст.14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена ответственность организаций и индивидуальных предпринимателей за продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг) без применения ККМ.

Ответственности за то, что покупателю не выдали бланк строгой отчетности, здесь не установлено.

Однако положения ст.14.5 Кодекса применяются и в том случае, когда покупателю не выдали бланк строгой отчетности.

Об этом сказано в п.4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 июля 2003 г. N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин".

Что решил суд

Привлекая фирму к ответственности, налоговая инспекция нарушила Закон РФ от 18 июня 1993 г. N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее - Закон о ККМ), который действовал в тот период.

Как следует из ст.2 Закона о ККМ, организации обязаны выдавать покупателю (клиенту) отпечатанный чек за покупку (услугу), но только после того, как покупка выдана, а услуга оказана. В данном случае турфирма получила от клиента только предоплату за путевку. Поэтому она не обязана выдавать кассовый чек (или вместо него бланк строгой отчетности).

Как обстоит дело сейчас

В настоящее время действует Федеральный закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон о ККТ).

В п.1 ст.2 этого Закона указано, в каких случаях организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять кассовую технику и выдавать покупателям (клиентам) кассовые чеки - при наличных денежных расчетах или расчетах с использованием платежных карт. Определение того, что считается наличными денежными расчетами, приведено в ст.1 Закона о ККТ. Это расчеты за приобретенные товары, выполненные работы и оказанные услуги, произведенные с использованием средств наличного платежа.

Одновременно с этим ст.5 Закона о ККТ (в отличие от ст.2 Закона о ККМ) обязывает организации и индивидуальных предпринимателей выдавать кассовые чеки покупателям (клиентам) в момент оплаты. При этом в Законе не указано, что чек выдается вместе с покупкой или после оказания услуги. Такое противоречие между нормами ст.ст.2 и 5 Закона о ККТ может позволить налоговым органам привлекать организации и предпринимателей к ответственности за то, что они не использовали ККТ, получив предоплату от туриста.

В том случае, когда покупателю выдается кассовый чек, не так уж сложно выдавать отдельные чеки на суммы предоплаты и оплаты оставшейся части. Я бы порекомендовала поступать именно так.

Однако при оплате путевки такая рекомендация неприменима. Ведь путевку можно выдать только один раз - после ее полной оплаты.

Но если турфирма не выдала клиенту путевку (бланк строгой отчетности), получив от него предоплату, то ее или ее должностных лиц все равно не смогут привлечь к ответственности по ст.14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Почему?

Дело в том, что организация признается виновной в административном правонарушении, если будет установлено, что она могла соблюсти правила и нормы, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но не приняла все меры для этого. Так установлено в п.2 ст.2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. А как мы уже отметили, турфирма может выдать клиенту путевку только после того, как она будет полностью оплачена, а не когда от него получена предоплата.

С.Ю.Чемерис

Адвокат

Подписано в печать

19.02.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Претензии туристов ("Главбух". Приложение "Учет в туристической деятельности", 2004, N 1)
Статья: Структура финансовой службы турфирмы ("Главбух". Приложение "Учет в туристической деятельности", 2004, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.