Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Планирование аудита страховой организации ("Аудиторские ведомости", 2003, N 12)



"Аудиторские ведомости", N 12, 2003

ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТА СТРАХОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Первым и основополагающим этапом аудиторской проверки страховой компании, как и любой другой организации, является планирование аудита. На этапе планирования, после получения предложения от потенциального заказчика, аудиторами определяются все наиболее существенные аспекты будущей проверки, к основным из которых относятся:

- проведение предварительной экспертизы страховой организации;

- заключение договора на аудиторское обслуживание;

- формирование общего плана и программы аудита;

- составление перечня основных нормативных и законодательных документов, которыми аудиторы будут руководствоваться при проведении проверки;

- формирование аудиторской группы и определение задач каждого из специалистов.

Проведение предварительной экспертизы

страховой организации

На этом этапе перед аудиторами ставятся задачи, связанные с определением основных особенностей планируемой аудиторской проверки; оценкой объема документооборота клиента за проверяемый период и трудоемкости работ.

Одним из наиболее эффективных способов проведения предварительной экспертизы является анкетирование потенциального заказчика. Этот метод в значительной степени оптимизирует процесс проведения экспертизы, существенно сокращая количество времени, затрачиваемое на ее проведение, и упрощая процесс последующей обработки ее результатов. Возможно осуществление заочного анкетирования, без непосредственного выезда аудитора к клиенту. Эта возможность наиболее часто используется аудиторскими организациями в случаях, когда клиент находится в регионе, отличном от места нахождения аудитора.

Однако, если ограничиться одним лишь анкетированием, при дальнейшем проведении аудиторской проверки можно столкнуться с проблемой, когда из-за нечеткой оценки объема трудозатрат аудиторов продолжительность и стоимость работ могут быть определены недостаточно верно. Эта ситуация возникает чаще всего по причине недостаточно корректных ответов клиентов на вопросы анкеты, в особенности в части объемов документооборота. Так, на вопрос о количестве действующих в проверяемом периоде договоров страхования имущества предприятий клиентом указывается 25 действующих договоров страхования, которые на практике могут оказаться договорами, заключенными клиентом только в проверяемом периоде, без учета еще 40 договоров предыдущего года, срок действия которых продолжается в периоде аудита. В результате такого недостаточно корректного ответа аудитор не может полноценно оценить объем трудозатрат, предварительно определить объем выборки и т.д.

В дополнение к анкетированию на этапе проведения преддоговорной экспертизы можно порекомендовать аудиторам применять методику опросов, результаты которой, как правило, способствуют конкретизации результатов анкетирования. На это в значительной степени влияет и психологический фактор: подчас клиенту проще рассказать о своих проблемах доброжелательно настроенному собеседнику - представителю аудиторской организации, а также показать фактический объем документооборота, чем сформулировать соответствующую информацию в письменном виде.

Если же возможность очного проведения экспертизы и беседа с потенциальным клиентом оказываются невозможными из-за территориальной удаленности либо по каким-то иным причинам, то нам представляется целесообразным максимально четко формулировать вопросы анкеты, которая будет направлена клиенту. Аудитор должен представлять, что от корректности и четкости постановки вопроса в анкете во многом зависят результаты анкетирования. Как справедливо говорится, "в любом вопросе присутствует 50% ответа".

Примерная форма анкеты страховщика приведена ниже.

АНКЕТА СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ _______

1. Какова организационно-правовая форма вашей страховой организации?

2. Где расположен офис вашей компании?

3. Имеет ли ваша компания филиалы и представительства? Если имеет, то в каких регионах они расположены?

4. Укажите реквизиты свидетельства о государственной регистрации, ОГРН, свидетельства о постановке на налоговый учет, ИНН, КПП.

5. Какова величина оплаченного уставного капитала вашей компании?

6. Укажите реквизиты лицензии на право осуществления страховой деятельности, регистрационный номер вашей компании в государственном реестре страховщиков.

7. Какие виды добровольного и обязательного страхования ваша компания имеет право осуществлять в соответствии с приложениями к лицензии? Какие виды осуществлялись фактически в проверяемом периоде?

8. Укажите примерное количество действовавших в проверяемом периоде договоров страхования по каждому из осуществляемых видов.

9. Сколько партнеров-перестраховщиков и перестрахователей имеет ваша компания?

10. Укажите примерное количество действовавших в проверяемом периоде договоров, принятых в перестрахование по каждому из осуществляемых видов.

11. Укажите примерное количество действовавших в проверяемом периоде договоров, переданных в перестрахование по каждому из осуществляемых видов.

12. Какая система организации бухгалтерского учета применяется вашей компанией? Какие программные продукты применяются для ведения бухгалтерского учета?

13. Какие программные продукты применяются для ведения оперативного страхового учета и формирования страховых резервов? Являются ли бухгалтерская и "оперативная страховая" программы единым информационным массивом или учет ведется обособленно?

14. Когда была проведена последняя налоговая проверка вашей компании?

15. С какой периодичностью осуществляется сверка расчетов с бюджетом по налоговым платежам?

16. Имеет ли ваша компания лицензию ФСБ России на право осуществления действий со сведениями, составляющими государственную тайну? Укажите ее реквизиты.

17. Имеются ли в финансовой документации вашей компании сведения, содержащие государственную тайну?

18. Применялись ли в проверяемом периоде к вашей организации санкции со стороны Департамента страхового надзора Минфина России в виде предписания или приостановления действия лицензии? Если да, то по каким причинам?

Ответ на вопрос N 3 о наличии филиалов страховой организации может существенно повлиять на величину планируемых трудозатрат аудиторов, на объем анализируемой информации и, как следствие, на стоимость аудиторской проверки. В качестве факторов, влияющих на оптимизацию процесса аудиторской проверки филиалов страховой компании, можно выделить следующие:

- предоставление филиалами договорной документации (договоров страхования и перестрахования, страховых актов и т.д.) непосредственно в головной офис;

- наличие в головной организации возможности оперативного обмена учетной информацией (возможность выгрузки данных бухгалтерского учета филиала в общий информационный ресурс компании и т.д.);

- использование независимой аудиторской организацией результатов работы внутренних аудиторов страховой организации, осуществлявших проверку филиалов, при наличии достаточного объема достоверной информации, содержащейся в отчетах внутренних аудиторов;

- использование аудиторской организацией результатов работы другой аудиторской организации, привлеченной для проведения проверки филиалов.

При подведении итогов анкетирования аудиторам следует внимательно проанализировать ответы страховой компании на вопросы N N 7 - 11 для наиболее точного определения планируемого объема трудозатрат. Кроме того, полученная информация может повлиять на качественный состав аудиторской группы в части распределения функциональных обязанностей между ее членами.

Особое внимание, на наш взгляд, аудиторам следует уделить ответам на вопрос N 17 о наличии в финансовой документации потенциального клиента информации, содержащей государственную тайну, поскольку согласно требованиям п.3 ст.7 Федерального закона от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" аудит таких организаций осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства о защите государственной тайны. Иными словами, в случае положительного ответа клиента на вопрос N 17 для проведения аудита данного заказчика аудиторская организация должна получить специальную лицензию ФСБ России на право осуществления действий с документами, содержащими государственную тайну, а аудиторы, участвующие в проверке такого клиента, должны иметь соответствующий допуск к такого рода сведениям.

К сожалению, как показывает практика, этому вопросу уделяется недостаточно внимания при аудите страховых организаций, поскольку широко распространено мнение, что страховая компания по своей экономической сути является публичной организацией, следовательно, в ее финансовой документации по определению не может содержаться сведений, составляющих государственную тайну. Однако нередки ситуации, когда аудируемая страховая компания выступает в качестве одного из основных страховщиков какого-либо крупного оборонного предприятия. В этом случае, в особенности при страховании имущества или грузоперевозок оборонного назначения, сведения, составляющие государственную тайну, могут содержаться в описании объекта страхования либо в приложениях к договорам страхования (товарно-транспортных накладных, справках о стоимости имущества и т.д.).

Каким же образом аудитор может определить наличие такой информации в финансовой документации потенциального заказчика? Первым "звонком", к которому следует в данном случае прислушаться, является положительный ответ клиента на вопрос N 16 анкеты. Если клиент имеет лицензию на право осуществления деятельности со сведениями, составляющими государственную тайну, то необходимо уточнить, для каких целей она была получена, продолжаются ли в проверяемом периоде договорные отношения с этими страхователями, по каким видам страхования. Ответы на эти вопросы в значительной степени помогут аудитору принять правильное решение о возможности заключения договора и проведения аудита у данного клиента. Иногда возникают ситуации, при которых страховая организация, прошедшая лицензирование на право осуществления деятельности со сведениями, составляющими государственную тайну, не имеет в составе своей финансовой отчетности подобных сведений: срок действия лицензии, как правило, составляет от 1 года до 3 лет, а договор страхования, для заключения которого она была получена, мог быть завершен в периоде, предшествующем периоду аудита; либо планы взаимодействия страховщика и страхователя изменились и т.д.

Проведение предварительной экспертизы аудируемого лица, как правило, поручается руководителю планируемой проверки, а полученные в результате экспертизы сведения в форме отчета, подготавливаемого в соответствии с внутрифирменными стандартами аудиторской компании, представляются руководству аудиторской организации для принятия дальнейших управленческих решений.

По результатам предварительной экспертизы, если это предусмотрено внутрифирменными аудиторскими стандартами, может быть составлена калькуляция стоимости аудиторских услуг, которая поможет руководству аудиторской организации более точно оценить и обосновать заказчику стоимость аудита.

Заключение договора на аудиторское обслуживание

В настоящее время федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности не регламентирована форма договора на оказание аудиторских услуг, однако в качестве одного из возможных вариантов, на наш взгляд, можно использовать форму договора на аудиторское обслуживание, рекомендованную к применению Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации в рамках Правила (стандарта) "Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг". Каждая аудиторская организация имеет право самостоятельно, руководствуясь положениями ГК РФ, Закона N 119-ФЗ, федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и внутрифирменными стандартами аудита, разработать и применить свою форму договора на оказание аудиторских услуг.

Одним из важных документов, которые, по нашему мнению, следует оформлять при заключении договора на аудиторское обслуживание, является письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита. Указанный документ также рекомендован Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации в рамках Правила (стандарта) "Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита" еще до вступления в силу Закона N 119-ФЗ и не является обязательным к применению аудиторскими организациями. Нам представляется, что указанное письмо как самостоятельный документ либо как составная часть договора на аудиторское обслуживание играет существенную роль при определении объема обязательств аудиторской организации перед заказчиком и может рассматриваться в качестве дополнительного аргумента в пользу аудитора в случае возникновения спорных ситуаций.

При заключении договора на аудиторское обслуживание необходимо определить следующие важнейшие организационные аспекты планируемого аудита:

- этапность и периодичность проведения проверки (одномоментная проверка за весь проверяемый период в целом; либо поэтапный аудит, включающий несколько проверок);

- потребности заказчика в оказании сопутствующих аудиту услуг и их конкретный перечень;

- сроки выполнения работ и представления аудиторского заключения;

- условия проведения работ (аудиторская организация может попросить клиента предоставить отдельное помещение, обеспечить непосредственный доступ аудиторов к бухгалтерской программе, предоставить аудиторам на период проведения проверки копировально-множительную и компьютерную технику и т.д.);

- стоимость аудиторской проверки и стоимость сопутствующих аудиту услуг и т.д.

Права и обязанности сторон также являются обязательным разделом договора на аудиторское обслуживание. Однако отметим, что нередки случаи включения в договоры аудиторского обслуживания условий, не соответствующих требованиям Закона N 119-ФЗ. Это касается, например, стоимостных ограничений объема ответственности аудиторской организации (в пределах полученного гонорара или в размере иного лимита, установленного договором), ограничений, касающихся объема выборки, либо неполного предоставления клиентом финансовой документации и т.д. Хочется обратить внимание читателей на то, что включение такого рода оговорок в договор на оказание аудиторских услуг не исключает их ничтожности в силу положений ст.168 ГК РФ.

Формирование общего плана и программы аудита

От того, насколько четко сформирован план проверки и детализирована ее программа, во многом зависит эффективность полученных результатов. На этом этапе руководитель аудиторской проверки должен сформулировать и документально отразить основные задачи, стоящие перед аудиторами, сформировать так называемый механизм проверки, т.е. обозначить все значительные этапы предстоящего аудита, отразив их в плане, а затем в программе аудита, конкретизировав задачи по каждому из направлений проверки.

При формировании указанных документов аудиторская организация должна руководствоваться требованиями Закона N 119-ФЗ, федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и внутрифирменными стандартами аудита. Форма общего плана аудиторской проверки и программы аудита рекомендована Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации в рамках Правила (стандарта) "Планирование аудита". Указанный Стандарт не является в настоящее время обязательным для применения аудиторами и аудиторскими организациями, однако может быть рекомендован в качестве внутрифирменного аудиторского стандарта.

Общий план аудита представляет собой укрупненную поэтапную модель планируемой аудиторской проверки. При подготовке общего плана аудита страховой организации руководителю аудиторской проверки следует выделить несколько наиболее крупных этапов, к которым можно отнести аудит:

- учредительных документов, полноты и своевременности формирования уставного капитала, наличия лицензий;

- договоров страхования и перестрахования, соответствия договоров правилам страхования и требованиям действующего законодательства;

- страховых выплат по договорам страхования и перестрахования;

- порядка отражения в бухгалтерском и налоговом учете страховых и перестраховочных премий и страховых выплат;

- страховых резервов: правильность и обоснованность формирования и отражения в учете и отчетности и т.д.

В соответствии с требованиями федерального Правила (стандарта) N 3 "Планирование аудита" при разработке общего плана аудита страховой организации аудиторам необходимо принимать во внимание:

- деятельность аудируемого лица (общие экономические факторы и условия развития страхового рынка, влияющие на деятельность аудируемого лица; особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита; общий уровень компетентности руководства);

- систему бухгалтерского учета и внутреннего контроля (учетная политика, принятая аудируемым лицом, и ее изменения; влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица; планы использования в ходе аудиторской проверки тестов средств контроля и процедур проверки по существу);

- риск и существенность (ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита; установление уровней существенности для аудита; возможность (в том числе на основе аудита прошлых лет) существенных искажений или мошеннических действий; выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера, например при подготовке оценочных показателей);

- характер, временные рамки и объем процедур (ранжирование по важности различных разделов учета для проведения аудита; влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и ее особенностей; существование подразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита);

- координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы (привлечение других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица; привлечение экспертов; количество территориально обособленных подразделений одного аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга; количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с данным аудируемым лицом);

- прочие аспекты (возможность того, что допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица может оказаться под вопросом; обстоятельства, требующие особого внимания, например существование аффилированных лиц; особенности договора об оказании аудиторских услуг и требования законодательства; срок работы сотрудников аудитора и их участие в оказании сопутствующих услуг аудируемому лицу; форма и сроки подготовки и представления аудируемому лицу заключений и иных отчетов в соответствии с законодательством, правилами (стандартами) аудиторской деятельности и условиями конкретного аудиторского задания).

При формировании программы аудиторской проверки страховой организации целесообразно максимально полно детализировать каждый раздел аудита. Руководствуясь требованиями федерального Правила (стандарта) аудиторской деятельности N 3 "Планирование аудита", аудиторам необходимо составить и документально оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита является набором инструкций для аудиторов, выполняющих проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы. В программу аудита также могут быть включены проверяемые предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по каждой из областей аудита и время, запланированное на различные области или процедуры аудита.

В процессе подготовки программы аудита аудиторы обязаны принимать во внимание полученные им оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, а также требуемый уровень уверенности, который должен быть обеспечен при процедурах проверки по существу, временные рамки тестов средств контроля и процедур проверки по существу, координацию любой помощи, которую предполагается получить от аудируемого лица, а также привлечение других аудиторов или экспертов.

Е.В.Лахова

Генеральный директор

ООО "Центр аудита и консалтинга

"Профессионал"

Подписано в печать

14.11.2003

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
"РАСХОДЫ, ВОЗМЕЩАЕМЫЕ ФОНДОМ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ" (Федотов А.В.) ("Главбух", 2003) >
Вопрос: Находясь на упрощенной системе налогообложения (доходы и расходы), может ли организация перейти на добровольную уплату НДС в бюджет? В этом случае будет ли возмещение НДС? Будет ли организация сдавать декларацию по НДС? Если да, то с какого периода мы имеем право такого перехода? ("Московский налоговый курьер", 2004, N 5)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.