![]() |
| ![]() |
|
Статья: Управленческий аудит реализации готовой продукции ("Аудиторские ведомости", 2003, N 8)
"Аудиторские ведомости", N 8, 2003
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АУДИТ РЕАЛИЗАЦИИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ
Управленческий аудит в России возник в связи с созданием крупных производственных предприятий и холдингов, развитием управленческого учета, повышением роли внешнего и внутреннего аудита и другими причинами. Поэтому наряду с разработкой и внедрением методик проведения аудиторских проверок достоверности финансовой отчетности организаций представляется необходимым постепенное решение относительно новых вопросов управленческого аудирования. Оценка управленческих систем производственных предприятий, т.е. управленческий аудит, приобретает особую актуальность в условиях обострения конкуренции между хозяйственными субъектами. Управленческий аудит может осуществляться как внутренними, так и внешними аудиторами. Управленческий аудит, выполняемый независимыми (внешними) аудиторами, является одним из видов консультационных услуг клиенту, оказываемых в целях повышения эффективности использования ресурсов организации и достижения намеченных целей в области управленческого учета. По нашему мнению, можно выделить три главные цели управленческого аудита: - оценка эффективности систем управления организацией; - выявление "узких мест" (например, внутрифирменных рисков организационной структуры системы реализации готовой продукции); - разработка рекомендаций по совершенствованию систем управления.
Основные задачи управленческого аудита - совершенствование организации и управления предприятием и качественных сторон производственной деятельности, а также выявление скрытых внутрихозяйственных резервов и разработка путей повышения эффективности системы внутрихозяйственного расчета. В систему управления реализацией готовой продукции входит множество подсистем. Следует выделить две основные подсистемы - сбытовая политика организации и аудиторские процедуры реализации готовой продукции. Поэтому применительно к системе реализации готовой продукции задачи управленческого аудита, на наш взгляд, можно сформулировать следующим образом: - оценка эффективности сбытовой политики организации; - оценка эффективности и целесообразности процедур контроля реализации. В модели аудиторской оценки эффективности управления реализацией готовой продукции необходимо выделить объект аудирования, критерии эффективности состояния или функционирования объекта аудирования и собственно методику аудита. Предлагаемая модель должна быть конкретизирована исходя из специфики аудируемой организации. В соответствии с задачами управленческого аудита методику проверки целесообразно разбить на два этапа - управленческий аудит сбытовой политики организации и управленческий аудит процедур контроля реализации готовой продукции. На первом этапе проверяются несколько позиций. Политика товародвижения. Объектами аудита выступают структуры товародвижения, формы товародвижения, направления прямого сбыта и др. Анализируется соответствие организационных документов целям предприятия (каковыми могут быть, например, увеличение доли рынка, определение объема реализации и т.п.) и разработанным рекомендациям по оптимизации политики товародвижения. При этом необходимо использовать аналитические данные службы логистики и отдела маркетинга. Стратегия реализации. Объектом аудита является сбытовая стратегия, включающая ряд характеристик - уровень цен, уровень затрат производства, нацеленность на определенные сегменты рынка и др. Аудитор сопоставляет соответствующие организационные документы и цели организации; строит БКГ <*>, выявляет отклонения от принятых организацией сбытовых стратегий по отдельным видам продукции; разрабатывает предложения по совершенствованию стратегии реализации готовой продукции. ————————————————————————————————<*> БКГ (Бостонская консультационная группа) - инструмент для оценки конкурентного положения на рынке по отдельным видам продукции.
Ценовая политика. Объектом аудирования выступает стратегия ценообразования на виды продукции. Товарная политика. Объект аудита - структура товарного ассортимента. Методика управленческого аудита товарной политики аналогична методике аудита сбытовой стратегии. Инкассационная политика. Объектом аудита является дебиторская задолженность. Рекламная политика. Объект аудита - реклама. Поскольку рекламная политика является составной частью маркетинговой политики, то одно из важных направлений анализа представляет собой выяснение у руководства отдела маркетинга применяемых методов определения рекламных расходов и направлений рекламных воздействий. Аудитор также анализирует масштабность рекламы и эффективность каналов ее распространения по каждой товарной группе, объемы продаж в зависимости от масштабов и типов рекламных мероприятий, формирует рекомендации по совершенствованию рекламной политики. Политика транспортировки продукции. Объект аудита - поставка (транспортировка) готовой продукции покупателям. Осуществляется анализ расчетов по оптимизации форм транспортировки, маршрутов перевозок и параметров поставок. Организационные аспекты сбыта. Объектами аудита являются: структура управления сбытом; регламентация деятельности по реализации продукции; система планирования сбыта; система контроля издержек, связанных с реализацией; система управления коммерческими, финансовыми и внутрифирменными рисками. В целях контроля за соответствием отдельных положений принятой сбытовой политики изменяющимся внешним и внутренним условиям представляется целесообразным проводить регулярные заседания с обсуждением контроля за эффективностью сбытовой политики. На втором этапе проверяются следующие позиции. Договоры поставки, заключенные с покупателями. Аудитор контролирует соответствие договоров поставки установленным законодательством правилам, а также знакомится с условиями поставки продукции, указанными в договорах. Проверяется наличие подписей должностных лиц на всех экземплярах товарно-транспортных накладных, счетах-фактурах, счетах. Заказы на поставку продукции. Способом выборочной проверки осуществляется контроль за соответствием заказов (по документам) необходимым условиям поставки. Отражение в бухгалтерском учете реализации продукции. Проверяются счета-фактуры, книги продаж и покупок. Кроме того, аудитор контролирует правильность установления цен по каждому виду реализованной продукции. Расчеты с покупателями за полученную продукцию. Проверяются достоверность данных аналитического учета расчетов с покупателями, правильность списания неистребованной задолженности, дебиторской задолженности; акты сверки дебиторской задолженности. В целях совершенствования управленческого аудита реализации готовой продукции необходимо разрабатывать синтетические и аналитические регистры, а также рабочие документы аудитора. Ниже приведен пример рабочего документа аудитора, в котором указаны выявленные в ходе управленческого аудита отклонения.
Рабочий документ аудитора
Аудит операций по готовой продукции (счет 43 "Готовая продукция")
Организация ОАО "Лотос" Аудитор Логинов В.А. Проверяемый период 01.01.2003 - 10.07.2003 Дата начала проверки 26.07.2003 Дата окончания проверки 26.09.2003
——————T————————————————————————————T—————————————————————————————¬ |N п/п| Характер нарушений | Влияние нарушений на | | | | достоверность бухгалтерской | | | | отчетности, налогообложение | | | |и соблюдение законодательства| +—————+————————————————————————————+—————————————————————————————+ | 1|Отсутствие некоторых |Низкий уровень внутреннего | | |договоров поставки |контроля | | | |Недостоверность данных | | | |синтетического и | | | |аналитического учета готовой | | | |продукции | | | |Искажение управленческой | | | |отчетности | +—————+————————————————————————————+—————————————————————————————+ | 2|Наличие невостребованной |Искажение бухгалтерской | | |дебиторской задолженности |отчетности | | | |Искажение данных | | | |управленческого учета | | | |Нарушение платежно—расчетной | | | |дисциплины | +—————+————————————————————————————+—————————————————————————————+ | 3|Наличие арифметических |Искажение данных | | |ошибок в счетах—фактурах |синтетического и | | | |аналитического учета | | | |реализации готовой продукции | +—————+————————————————————————————+—————————————————————————————+ | 4|Отсутствие актов сверки |Нарушение документального | | |дебиторской задолженности |оформления расчетов с | | | |покупателями | | | |Искажение данных | | | |управленческого учета и | | | |отчетности | L—————+————————————————————————————+—————————————————————————————— Итоговым этапом аудиторской проверки хозяйственных операций, связанных с поступлением и выбытием готовой продукции, являются обобщение результатов аудита, анализ систем бухгалтерского и управленческого учета, системы внутреннего контроля. По обобщенным результатам аудитор подготавливает предложения и рекомендации по совершенствованию проверенных систем.
О.А.Александров Московский университет потребительской кооперации Подписано в печать 15.07.2003
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |