Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Управленческий аудит реализации готовой продукции ("Аудиторские ведомости", 2003, N 8)



"Аудиторские ведомости", N 8, 2003

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АУДИТ РЕАЛИЗАЦИИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ

Управленческий аудит в России возник в связи с созданием крупных производственных предприятий и холдингов, развитием управленческого учета, повышением роли внешнего и внутреннего аудита и другими причинами.

Поэтому наряду с разработкой и внедрением методик проведения аудиторских проверок достоверности финансовой отчетности организаций представляется необходимым постепенное решение относительно новых вопросов управленческого аудирования.

Оценка управленческих систем производственных предприятий, т.е. управленческий аудит, приобретает особую актуальность в условиях обострения конкуренции между хозяйственными субъектами.

Управленческий аудит может осуществляться как внутренними, так и внешними аудиторами. Управленческий аудит, выполняемый независимыми (внешними) аудиторами, является одним из видов консультационных услуг клиенту, оказываемых в целях повышения эффективности использования ресурсов организации и достижения намеченных целей в области управленческого учета.

По нашему мнению, можно выделить три главные цели управленческого аудита:

- оценка эффективности систем управления организацией;

- выявление "узких мест" (например, внутрифирменных рисков организационной структуры системы реализации готовой продукции);

- разработка рекомендаций по совершенствованию систем управления.

Основные задачи управленческого аудита - совершенствование организации и управления предприятием и качественных сторон производственной деятельности, а также выявление скрытых внутрихозяйственных резервов и разработка путей повышения эффективности системы внутрихозяйственного расчета.

В систему управления реализацией готовой продукции входит множество подсистем. Следует выделить две основные подсистемы - сбытовая политика организации и аудиторские процедуры реализации готовой продукции. Поэтому применительно к системе реализации готовой продукции задачи управленческого аудита, на наш взгляд, можно сформулировать следующим образом:

- оценка эффективности сбытовой политики организации;

- оценка эффективности и целесообразности процедур контроля реализации.

В модели аудиторской оценки эффективности управления реализацией готовой продукции необходимо выделить объект аудирования, критерии эффективности состояния или функционирования объекта аудирования и собственно методику аудита. Предлагаемая модель должна быть конкретизирована исходя из специфики аудируемой организации.

В соответствии с задачами управленческого аудита методику проверки целесообразно разбить на два этапа - управленческий аудит сбытовой политики организации и управленческий аудит процедур контроля реализации готовой продукции.

На первом этапе проверяются несколько позиций.

Политика товародвижения. Объектами аудита выступают структуры товародвижения, формы товародвижения, направления прямого сбыта и др. Анализируется соответствие организационных документов целям предприятия (каковыми могут быть, например, увеличение доли рынка, определение объема реализации и т.п.) и разработанным рекомендациям по оптимизации политики товародвижения. При этом необходимо использовать аналитические данные службы логистики и отдела маркетинга.

Стратегия реализации. Объектом аудита является сбытовая стратегия, включающая ряд характеристик - уровень цен, уровень затрат производства, нацеленность на определенные сегменты рынка и др. Аудитор сопоставляет соответствующие организационные документы и цели организации; строит БКГ <*>, выявляет отклонения от принятых организацией сбытовых стратегий по отдельным видам продукции; разрабатывает предложения по совершенствованию стратегии реализации готовой продукции.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> БКГ (Бостонская консультационная группа) - инструмент для оценки конкурентного положения на рынке по отдельным видам продукции.

Ценовая политика. Объектом аудирования выступает стратегия ценообразования на виды продукции.

Товарная политика. Объект аудита - структура товарного ассортимента. Методика управленческого аудита товарной политики аналогична методике аудита сбытовой стратегии.

Инкассационная политика. Объектом аудита является дебиторская задолженность.

Рекламная политика. Объект аудита - реклама. Поскольку рекламная политика является составной частью маркетинговой политики, то одно из важных направлений анализа представляет собой выяснение у руководства отдела маркетинга применяемых методов определения рекламных расходов и направлений рекламных воздействий. Аудитор также анализирует масштабность рекламы и эффективность каналов ее распространения по каждой товарной группе, объемы продаж в зависимости от масштабов и типов рекламных мероприятий, формирует рекомендации по совершенствованию рекламной политики.

Политика транспортировки продукции. Объект аудита - поставка (транспортировка) готовой продукции покупателям. Осуществляется анализ расчетов по оптимизации форм транспортировки, маршрутов перевозок и параметров поставок.

Организационные аспекты сбыта. Объектами аудита являются: структура управления сбытом; регламентация деятельности по реализации продукции; система планирования сбыта; система контроля издержек, связанных с реализацией; система управления коммерческими, финансовыми и внутрифирменными рисками.

В целях контроля за соответствием отдельных положений принятой сбытовой политики изменяющимся внешним и внутренним условиям представляется целесообразным проводить регулярные заседания с обсуждением контроля за эффективностью сбытовой политики.

На втором этапе проверяются следующие позиции.

Договоры поставки, заключенные с покупателями. Аудитор контролирует соответствие договоров поставки установленным законодательством правилам, а также знакомится с условиями поставки продукции, указанными в договорах. Проверяется наличие подписей должностных лиц на всех экземплярах товарно-транспортных накладных, счетах-фактурах, счетах.

Заказы на поставку продукции. Способом выборочной проверки осуществляется контроль за соответствием заказов (по документам) необходимым условиям поставки.

Отражение в бухгалтерском учете реализации продукции. Проверяются счета-фактуры, книги продаж и покупок. Кроме того, аудитор контролирует правильность установления цен по каждому виду реализованной продукции.

Расчеты с покупателями за полученную продукцию. Проверяются достоверность данных аналитического учета расчетов с покупателями, правильность списания неистребованной задолженности, дебиторской задолженности; акты сверки дебиторской задолженности.

В целях совершенствования управленческого аудита реализации готовой продукции необходимо разрабатывать синтетические и аналитические регистры, а также рабочие документы аудитора.

Ниже приведен пример рабочего документа аудитора, в котором указаны выявленные в ходе управленческого аудита отклонения.

Рабочий документ аудитора

Аудит операций по готовой продукции

(счет 43 "Готовая продукция")

Организация ОАО "Лотос"

Аудитор Логинов В.А.

Проверяемый период 01.01.2003 - 10.07.2003

Дата начала проверки 26.07.2003

Дата окончания проверки 26.09.2003

     
   ——————T————————————————————————————T—————————————————————————————¬
   |N п/п|     Характер нарушений     |     Влияние нарушений на    |
   |     |                            | достоверность бухгалтерской |
   |     |                            | отчетности, налогообложение |
   |     |                            |и соблюдение законодательства|
   +—————+————————————————————————————+—————————————————————————————+
   |    1|Отсутствие некоторых        |Низкий уровень внутреннего   |
   |     |договоров поставки          |контроля                     |
   |     |                            |Недостоверность данных       |
   |     |                            |синтетического и             |
   |     |                            |аналитического учета готовой |
   |     |                            |продукции                    |
   |     |                            |Искажение управленческой     |
   |     |                            |отчетности                   |
   +—————+————————————————————————————+—————————————————————————————+
   |    2|Наличие невостребованной    |Искажение бухгалтерской      |
   |     |дебиторской задолженности   |отчетности                   |
   |     |                            |Искажение данных             |
   |     |                            |управленческого учета        |
   |     |                            |Нарушение платежно—расчетной |
   |     |                            |дисциплины                   |
   +—————+————————————————————————————+—————————————————————————————+
   |    3|Наличие арифметических      |Искажение данных             |
   |     |ошибок в счетах—фактурах    |синтетического и             |
   |     |                            |аналитического учета         |
   |     |                            |реализации готовой продукции |
   +—————+————————————————————————————+—————————————————————————————+
   |    4|Отсутствие актов сверки     |Нарушение документального    |
   |     |дебиторской задолженности   |оформления расчетов с        |
   |     |                            |покупателями                 |
   |     |                            |Искажение данных             |
   |     |                            |управленческого учета и      |
   |     |                            |отчетности                   |
   L—————+————————————————————————————+——————————————————————————————
   

Итоговым этапом аудиторской проверки хозяйственных операций, связанных с поступлением и выбытием готовой продукции, являются обобщение результатов аудита, анализ систем бухгалтерского и управленческого учета, системы внутреннего контроля. По обобщенным результатам аудитор подготавливает предложения и рекомендации по совершенствованию проверенных систем.

О.А.Александров

Московский университет

потребительской кооперации

Подписано в печать

15.07.2003

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Реорганизация в форме слияния: права и обязанности плательщика НДС ("Аудиторские ведомости", 2003, N 8) >
Статья: Имущество унитарных предприятий: правовой статус ("Аудиторские ведомости", 2003, N 8)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.