Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Особенности бухгалтерского учета в лесхозах Федеральной службы лесного хозяйства ("Консультант Бухгалтера", 1999, N 12)



"Консультант Бухгалтера", N 12, 1999

ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ЛЕСХОЗАХ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА

Особенностям отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций, осуществляемых лесхозами Федеральной службы лесного хозяйства посвящен материал, опубликованный в N 12 журнала "Консультант бухгалтера" за 1998 г. Необходимость нового обращения к теме, указанной в заголовке, обусловлена, во-первых, интересом читателей и многочисленными откликами на статью в N 1, а во-вторых, выходом в свет нового Положения (общего) о лесхозе Федеральной службы лесного хозяйства России, утвержденного Приказом Рослесхоза от 13 ноября 1998 г. N 188, далее - Положение (положения данного Приказа не могли быть учтены в предыдущей публикации, так как до июня месяца 1999 г. этот документ не носил характера нормативного: регистрация в Минюсте России осуществлена только 1 июня 1999 г. за N 1794).

Как можно заключить из текста нового Положения, основной целью его разработки было приведение нормативных актов, регулирующих деятельность лесхозов, в соответствие с Лесным кодексом РФ, утвержденным Федеральным законом от 22 января 1997 г. N 22-ФЗ.

В данной статье мы обратим внимание читателей лишь на некоторые из внесенных изменений, которые носят принципиальное или существенное значение для бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности или налогообложения.

Во-первых, п.20 Положения четко определено, что лесхоз владеет федеральным государственным имуществом на праве оперативного управления и распоряжается этим имуществом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Это значит, что лесхоз пользуется правами в отношении этого имущества, определенными ст.ст.296, 299, 300 и 398 ГК РФ. Право оперативного управления предоставляет организации существенно меньшие права, нежели право хозяйственного ведения. В частности, собственник имущества (в данном случае государство в лице Федеральной службы лесного хозяйства) в любой момент может определить, какое имущество необходимо лесхозу, а излишествующее или неиспользуемое - изъять и использовать по своему назначению. То есть возможности лесхоза по осуществлению предпринимательской деятельности теперь существенно ограничены (так как для такой деятельности необходимо, как минимум, наличие объектов основных средств, свободных от использования в основной деятельности).

Учитывая то, что для перевода бюджетных ассигнований и их расходования предполагается использовать систему Федерального казначейства, следует заключить, что лесхозы Федеральной службы лесного хозяйства по существу являются казенными предприятиями.

Для бухгалтерского учета это обстоятельство будет иметь последствия при формировании имущества лесхоза и прекращению его деятельности, а также при осуществлении предпринимательской (или иной приносящей доход) деятельности. Часть пунктов Положения носит отсылочный характер, то есть определяет права или обязанности лесхоза не прямо, а в соответствии с положениями действующего законодательства.

Закона, регулирующего предпринимательскую деятельность лесхоза, пока нет. Следовательно, такая деятельность может быть осуществлена только в пределах, установленных вышестоящим органом лесного хозяйства. На практике это означает, что при составлении сметы доходов и расходов на содержание лесхоза, утверждаемой вышестоящим органом, следует отдельным разделом предусматривать доходы от выполнения работ и оказания услуг на сторону и расходы по выполнению таких работ или оказанию услуг.

Источники формирования имущества лесхоза определены в п.21 Положения. По сравнению с ранее действовавшим Положением (п.5.4) внесено только одно изменение, а именно изменена формулировка четвертого абзаца: вместо "средств, полученных в результате хозяйственной деятельности", теперь указаны "иные источники, предусмотренные действующим законодательством". Таким образом, возможность приобретения имущества за счет средств, вырученных от ведения хозяйственной деятельности (впрочем, как и возможность осуществления самой такой деятельности), теперь должна быть установлена только федеральным законом. Подобная формулировка, на первый взгляд, неограниченно расширяет перечень источников формирования имущества. Фактически же в настоящее время данный пункт является недействующим.

Еще большие изменения претерпел перечень источников финансирования текущей деятельности лесхоза. В Положении этот перечень приведен в п.22 (в ранее действовавшем Положении - п.5.6).

Из числа источников финансирования деятельности исключены:

- выручка от реализации лесопродукции, полученной от проведения рубок промежуточного пользования;

- выручка от реализации семян и посадочного материала;

- плата за услуги, оказанные сторонним организациям и населению.

Подпункт "прочие поступления" заменен подпунктом "иные источники, предусмотренные действующим законодательством".

Таким образом, ведение хозяйственной деятельности лесхоза практически исключается.

В случае несвоевременного или неполного финансирования лесхозов, а также отсутствия поступлений за счет других источников, предусмотренных Положением, получать доходы от хозяйственной деятельности и направлять их на финансирование основной деятельности лесхозов фактически запрещено.

Не совсем понятно, каким образом теперь отражать в учете реализацию лесопродукции, полученной от рубок, ухода и санитарных рубок, объемы и сортамент которых (особенно при проведении санитарных и проходных рубок) могут представлять серьезный интерес для покупателей. Рискнем предположить, что теперь все суммы выручки от реализации такой продукции будут направляться непосредственно собственнику (то есть в федеральный бюджет), а лесхозы станут получать часть этих сумм в виде бюджетных ассигнований.

В этих условиях ведение бухгалтерского учета с применением Плана счетов финансово - хозяйственной деятельности организаций, утвержденного Приказом Минфина СССР от 1 ноября 1991 г. N 56, уже не представляется обязательным. То есть весьма вероятен переход всех лесхозов на ведение бухгалтерского учета и представление отчетности по правилам и планам счетов, установленным для бюджетных организаций.

В отдельные пункты выделены источники, образующиеся за счет:

- части лесных податей и арендной платы;

- средств, получаемых при проведении лесных аукционов и конкурсов;

- средств, поступивших на возмещение убытков и потерь лесного хозяйства в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- средств, получаемых за перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользование лесным фондом и (или) изъятие земель лесного фонда. Ранее эти источники приравнивались к средствам бюджетов субъектов РФ, так как лесхозы имели право оставлять в своем распоряжении указанные поступления только в части, определенной соответствующими органами государственной власти субъектов РФ.

Напомним, что в соответствии с Лесным кодексом РФ за счет бюджетов субъектов РФ финансируются расходы по восстановлению лесов (расходы по содержанию лесхозов и связанные с выполнением лесхозами своих функций - за счет федерального бюджета). То есть практическое значение выделения перечисленных источников в отдельные пункты состоит в том, что средства, полученные за счет поступлений лесных податей, арендной платы, от аукционов и конкурсов и т.п. теперь допускается использовать не только на лесовосстановление, но и на иные потребности лесхозов.

Исключено положение, в соответствии с которым лесхозы являлись владельцами лесного фонда и земель, занятых этим фондом. В данном случае могло возникнуть противоречие между отдельными пунктами Положения: с одной стороны, все имущество лесхоза является федеральной собственностью, с другой - владельцем лесного фонда выступает сам лесхоз. Так как лесной фонд можно отнести к специфическому виду имущества, то логично предположить, что он передан лесхозу в оперативное управление.

Вопросы бухгалтерского учета лесного фонда, передаваемого лесхозам при их образовании и расширении, а также при передаче участков лесного фонда в пользование, пока остаются открытыми - до принятия Земельного кодекса РФ. Кроме того, определенные проблемы могут возникнуть с оценкой фонда: кадастровая оценка не предполагает учета инфляционных процессов. Проведение оценки по величине лесных податей в расчете на лесонасаждения, находящиеся в ведении лесхоза, не отражает всей стоимости лесного фонда, так как не учитывает всех возможных направлений его использования. Нельзя не считаться и с тем, что размер лесных податей зависит не только от установленных ставок, но и от возраста лесонасаждений.

Таким образом, по нашему мнению, преждевременно отнесение стоимости лесного фонда на счет 01 "Основные средства" (или 03 "Доходные вложения в материальные ценности" - учитывая то, что лесной фонд передается для использования только на определенное время).

Определенного внимания заслуживают положения, касающиеся специализированных лесхозов. Специализация лесхоза определяется приказом Федеральной службы лесного хозяйства России по предложениям органов управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и других организаций лесного хозяйства.

В качестве основных форм специализации Положение выделяет:

- лесхоз - техникум;

- опытный лесхоз;

- лесхоз, специализирующийся по семеноводству.

Лесхоз - техникум осуществляет подготовку специалистов лесного хозяйства и выполняет функции среднего профессионального образовательного учреждения и действует в соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (в ред. от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ) на основании устава, который является его учредительным документом.

Помимо образовательной деятельности лесхоз - техникум осуществляет мероприятия по использованию, охране, защите лесного фонда и воспроизводству лесов, охране объектов животного мира. При осуществлении такой деятельности лесхозы - техникумы руководствуются Положением.

Таким образом, в части образовательной деятельности лесхоз - техникум может осуществлять предпринимательскую деятельность, доходы от которой, будучи направленными на финансирование уставных целей, подлежат освобождению от налога на прибыль (при условии выполнения требований, предъявляемых законодательством к образовательным учреждениям).

Разумеется, бухгалтерский учет в лесхозах - техникумах должен организовываться раздельно - по образовательной деятельности и по лесохозяйственной.

Опытный лесхоз выполняет опытные работы под руководством научных организаций по планам, утверждаемым руководством научных организаций и органов управления лесным хозяйством в субъектах РФ.

Выполнение научно - исследовательских работ может финансироваться за счет средств бюджетов, а также за счет иных источников, установленных законодательством (например, средств сельскохозяйственных организаций по работам, выполняемым для применения в лесах, принадлежащих этим организациям, так называемым "колхозным лесам").

В этих условиях также возникает необходимость организации раздельного бухгалтерского учета по источникам финансирования и по заказчикам.

Лесхоз, специализирующийся по семеноводству (по созданию и использованию постоянной лесосеменной базы и других объектов единого генетико - селекционного комплекса, получения лесных семян наиболее ценных в хозяйственном отношении древесных пород с высокими посевными качествами и известными наследственными свойствами и селекционного посадочного материала), осуществляет свою деятельность под руководством Научно - производственного центра лесного семеноводства "Центрлессем" Федеральной службы лесного хозяйства России по планам, утверждаемым органом управления лесным хозяйством в субъекте Российской Федерации.

В своей деятельности такие лесхозы руководствуются не только положениями законодательных и нормативных актов по лесному хозяйству (в частности, Лесным кодексом РФ и Положением), но и требованиями документов, регулирующими деятельность семеноводческих хозяйств (в частности, Федеральный закон от 17 декабря 1997 г. N 149-ФЗ "О семеноводстве"). Деятельность таких лесхозов также вряд ли осуществима без возможности реализации выращенных семян. То есть и для таких лесхозов хозяйственная деятельность является не только допустимой, но и весьма вероятной. В сметах на содержание таких лесхозов также должны предусматриваться доходы от реализации семян как источники финансирования текущей деятельности.

Подписано в печать В.Р.Захарьин

09.11.1999

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Особенности бухгалтерского учета в физкультурно - спортивных объединениях, организациях, спортивно - массовых подразделениях коммерческих предприятий ("Консультант Бухгалтера", 1999, N 12)
Вопрос: ...Помимо осуществления основной деятельности организация предоставляет своим работникам автотранспорт для личных нужд, отражая выручку от реализации этих услуг на счете 48. Правомерна ли позиция налоговых органов относительно отражения указанной выручки на счете 46 и включения в налогооблагаемую базу для уплаты налога на пользователей автомобильных дорог? ("АКДИ "Экономика и жизнь", 1999, N 11(22))



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.