Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Особенности бухгалтерского учета в физкультурно - спортивных объединениях, организациях, спортивно - массовых подразделениях коммерческих предприятий ("Консультант Бухгалтера", 1999, N 12)



"Консультант Бухгалтера", N 12, 1999

ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

В ФИЗКУЛЬТУРНО - СПОРТИВНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ,

ОРГАНИЗАЦИЯХ, СПОРТИВНО - МАССОВЫХ

ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ КОММЕРЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Правовые основы деятельности

спортивных организаций.

Система физической культуры и спорта

в Российской Федерации

Правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно - спортивных организаций установлены Федеральным законом от 29 апреля 1999 г. N 80-ФЗ "О физической культуре и спорте" (далее - Закон N 80-ФЗ).

Обращаем внимание читателей на то, что со вступлением в силу указанного Закона Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте от 27 апреля 1993 г. N 4868-1 утрачивают силу (ст.43 Закона N 80-ФЗ).

В соответствии со ст.2 Закона N 80-ФЗ физическая культура является составной частью культуры, областью социальной деятельности, представляющей собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности. В свою очередь, составной частью физической культуры является спорт, исторически сложившийся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям.

Закон N 80-ФЗ определяет систему физической культуры и спорта в Российской Федерации как совокупность государственных и общественных организаций, целью деятельности которых является физическое воспитание населения и развитие спорта.

К физкультурно - спортивным объединениям, создаваемым и действующим в Российской Федерации (в том числе и с участием государства), относятся:

- физкультурно - спортивные общества профессиональных союзов;

- физкультурно - спортивные общества органов государственной власти;

- федерации (союзы и ассоциации) по различным видам спорта (в том числе их структурные подразделения профессионального спорта).

Закон N 80-ФЗ определяет физкультурно - спортивное объединение как общественное добровольное самоуправляемое некоммерческое объединение, создаваемое по инициативе граждан в целях развития физической культуры и спорта в Российской Федерации.

В соответствии с Законом N 80-ФЗ образование, регистрация, реорганизация и (или) ликвидация физкультурно - спортивных объединений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Закон N 82-ФЗ).

Физкультурно - спортивное объединение действует на основании устава, в котором должны быть освещены основные задачи, функции, структура объединения, а также раскрыты вопросы:

- членства;

- избрания органов управления;

- хозяйственной деятельности;

- финансирования;

- социальной защиты спортсменов и работников физической культуры и спорта.

В качестве одной из организационно - правовых форм физкультурно - спортивного объединения Закон N 80-ФЗ называет физкультурно - спортивную организацию, создаваемую на основе членства в целях совместной деятельности по проведению физкультурно - оздоровительной и спортивной работы и достижения своих уставных целей.

Физкультурно - спортивные организации - клубы (физкультурно - оздоровительные, спортивные, спортивно - технические) и коллективы физической культуры могут иметь любую организационно - правовую форму и форму собственности.

Основными видами деятельности, осуществляемыми спортивными клубами и коллективами физической культуры, являются:

- организация физкультурно - оздоровительной работы с гражданами, в том числе с детьми и с обучающимися в образовательных учреждениях, ветеранами, инвалидами;

- подготовка спортивного резерва, спортивных команд и спортсменов высокой квалификации.

Деятельность спортивных организаций, связанная с физическим воспитанием граждан и выявлением перспективных и талантливых спортсменов в различных видах спорта, подпадает под определение любительского спорта и носит некоммерческий характер.

Таким образом, из положений Закона N 80-ФЗ следует, что в общем случае физкультурно - спортивные организации (спортивные клубы и коллективы физической культуры) - это организации некоммерческие. Напомним, что в соответствии с ГК РФ некоммерческой считается та организация, которая не ставит извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Вместе с тем Закон N 80-ФЗ не запрещает, а, напротив, оговаривает возможность ведения спортивными организациями коммерческой (предпринимательской) деятельности.

Предпринимательская деятельность, целью которой является удовлетворение интересов профессиональных спортивных организаций, спортсменов, избравших спорт своей профессией, и зрителей, характеризует спорт профессиональный.

В соответствии со ст.24 Закона N 80-ФЗ организационная структура профессионального спорта определяется спецификой каждого вида спорта. Так, она может состоять из:

- профессиональных спортивных лиг;

- ассоциаций, союзов, входящих в официально признанную федерацию по какому-либо виду спорта;

- профессиональных спортивных клубов;

- спортивных команд и спортсменов - профессионалов, заключающих контракты в установленном порядке с указанными профессиональными физкультурно - спортивными объединениями.

В рамках данной статьи рассмотрим основные принципы организации бухгалтерского учета и проблемы налогообложения в физкультурно - спортивных организациях (в том числе и в организациях профессионального спорта), а также в организациях физкультуры и спорта, не являющихся самостоятельными, т.е. состоящих на балансе других коммерческих предприятий.

Лицензирование

Прежде всего отметим, что деятельность организаций (за исключением государственных) и индивидуальных предпринимателей по оказанию физкультурно - оздоровительных и спортивных услуг подлежит обязательному лицензированию на основании ст.17 Федерального закона от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании). Заметим, что, устанавливая требование обязательного лицензирования, Закон N 158-ФЗ не делает различия между самостоятельными спортивными организациями и организациями, состоящими на балансе других предприятий.

Статьей 37 Закона N 80-ФЗ установлено, что лицензирование видов деятельности по оказанию физкультурно - оздоровительных и спортивных услуг организациями и индивидуальными предпринимателями осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта. Кроме того, лицензирование отдельных видов деятельности в области физической культуры и спорта могут осуществлять также органы исполнительной власти субъектов РФ в области физической культуры и спорта.

Из положений Закона N 158-ФЗ следует, что лицензирование конкретного вида деятельности должно осуществляться на основании указанного Федерального закона и соответствующего положения о лицензировании. Однако следует отметить, что в настоящее время такого положения в отношении деятельности по оказанию физкультурно - оздоровительных услуг не существует.

В связи с этим конкретный порядок лицензирования определяется на основании Закона о лицензировании местными органами власти. В частности, в г. Москве лицензирование рассматриваемых видов деятельности осуществляется в соответствии с Временным порядком лицензирования деятельности по оказанию физкультурно - оздоровительных и спортивных услуг в г. Москве, утвержденным Распоряжением мэра г. Москвы от 22 марта 1999 г. N 227-РМ. Указанный Порядок утвержден на период до принятия соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих порядок лицензирования рассматриваемых видов деятельности.

В соответствии с упомянутым Распоряжением мэра г. Москвы с 1 июля 1999 г. на территории г. Москвы запрещается осуществление деятельности по оказанию физкультурно - оздоровительных и спортивных услуг без лицензии.

В соответствии с п.1.3 Временного порядка деятельность по оказанию физкультурно - оздоровительных и спортивных услуг, подлежащая лицензированию, включает:

- организацию и проведение индивидуальных занятий, а также занятий в учебных группах, школах, клубах, командах, секциях по видам спорта (в том числе боевые искусства и восточные единоборства);

- организацию и проведение занятий физической культурой и спортом индивидуально, в учебных группах, школах и клубах, реабилитационных и восстановительно - оздоровительных физкультурных центрах (в том числе услуги спортивно - оздоровительных бань и саун);

- проведение медико - восстановительных и методических консультаций, тестирования;

- разработку и выдачу рекомендаций, программ, комплексов для занятий спортом;

- предоставление объектов физической культуры и спорта для населения, в том числе услуг тренажерных залов;

- предоставление услуг по проведению спортивного и оздоровительного массажа.

Не требуется получение лицензии на осуществление:

- деятельности по оказанию физкультурно - оздоровительных и спортивных услуг, осуществляемой в рамках утвержденного в установленном порядке учебного плана образовательными учреждениями, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности;

- деятельности, связанной с предоставлением услуг по проведению массажа и занятий лечебной физкультурой, иных физкультурно - оздоровительных услуг, осуществляемой организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности, в которой указано право предоставления перечисленных услуг;

- деятельности по реабилитации инвалидов, осуществляемой организациями, имеющими соответствующую лицензию, выданную в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Кроме того, не подлежит лицензированию деятельность по оказанию физкультурно - оздоровительных и спортивных услуг, осуществляемая государственными организациями, то есть юридическими лицами, имущество которых полностью находится в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и закреплено за указанными юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.

Рассмотрение заявления о выдаче лицензии, выдача и переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляются на платной основе.

Временным порядком предусмотрены следующие размеры платы за рассмотрение заявления и размера лицензионного сбора:

- за рассмотрение заявления - трехкратный размер установленной законом минимальной месячной оплаты труда;

- за выдачу лицензии - десятикратный размер установленной законом минимальной месячной оплаты труда (лицензионный сбор);

- при переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, - одна десятая установленной законом минимальной месячной оплаты труда.

Физкультурно - спортивные организации

Источники финансирования

В соответствии со ст.31 Закона N 82-ФЗ в общем случае имущество общественного объединения, которым согласно Закону N 80-ФЗ и является физкультурно - спортивная организация, формируется на основе:

- вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом;

- добровольных взносов и пожертвований;

- поступлений от проводимых в соответствии с уставом общественного объединения лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий;

- доходов от предпринимательской деятельности общественного объединения;

- гражданско - правовых сделок;

- внешнеэкономической деятельности общественного объединения;

- других не запрещенных законом поступлений.

Закон N 80-ФЗ (п.6 ст.8) называет следующие формы финансирования физкультурно - спортивных объединений, в том числе спортивных клубов и коллективов физической культуры:

- финансовая поддержка со стороны организаций и спонсоров (в соответствии с их уставами);

- пожертвования граждан;

- часть доходов от проведения спортивных лотерей;

- часть доходов от проведения соревнований;

- доходы от предпринимательской деятельности.

Что касается физкультурно - спортивных объединений, являющихся исполнителями отдельных разделов федеральных программ развития физической культуры и спорта, то они имеют право на получение финансовой и иной государственной поддержки за счет средств, предусмотренных для этих целей федеральным бюджетом, и на основе договоров со специально уполномоченным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.

При этом Законом N 80-ФЗ оговорено, что в компетенции органов государственной власти Российской Федерации в области физической культуры и спорта находится финансирование:

- научных исследований в области физической культуры и спорта, в том числе в области разработки спортивных изделий, в соответствии с федеральной программой развития физической культуры и спорта;

- содержания центров спортивной подготовки, образовательных учреждений и научных организаций в области физической культуры и спорта федерального значения;

- подготовки, в том числе научно - медицинского обеспечения, совместно с федерациями по различным видам спорта молодежных (резервных) сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта и их выступлений на официальных международных спортивных соревнованиях.

Кроме того, в рамках осуществления основных видов деятельности (организация физкультурно - оздоровительной работы с гражданами и подготовка спортивного резерва, спортивных команд и спортсменов высокой квалификации) физкультурно - спортивные организации оказывают платные услуги населению, доход от оказания которых является одним из источников финансирования деятельности спортивной организации.

Перечень платных услуг физической культуры и спорта установлен Инструкцией по учету платных услуг населению, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 24 сентября 1992 г. N 156 (далее - Инструкция N 156). В соответствии с п.9 Инструкции N 156 в платные услуги физической культуры и спорта включаются:

- стоимость билетов на спортивные соревнования, праздники, спортивно - зрелищные мероприятия, календарные и матчевые встречи, проводимые на спортивных сооружениях;

- стоимость абонементов и разовых билетов на занятия физической культурой и спортом в учебных группах и командах по видам спорта, школах, клубах оздоровительной направленности общей физической подготовки, здоровья, закаливания, плавания, оздоровительного бега и ходьбы, атлетической, ритмической и лечебной гимнастики, ходьбы на лыжах и т.п.;

- плата за обучение навыкам спорта и развитию физических качеств на курсах, услуг по подготовке инструкторов физической культуры и спорта для работы в платных группах;

- плата населения за пользование спортивно - технологическим оборудованием, тренажерами, инвентарем, формой и другие услуги, предоставляемые посетителям спортивных сооружений (бани, сауна, присмотр за детьми, приведение в порядок одежды, физиотерапевтические процедуры, массаж, водотермические процедуры).

Для организаций профессионального спорта, деятельность которых расценивается Законом N 80-ФЗ как предпринимательская, наряду с вышеперечисленными источниками финансирования характерно получение дохода от "продажи" игроков. Поскольку в качестве основной цели деятельности профессиональных спортивных организаций Закон N 80-ФЗ называет удовлетворение интересов самих организаций, спортсменов, избравших спорт своей профессией, и зрителей, можно утверждать, что такая деятельность предусматривает экономическую эффективность и высокую информационно - развлекательную ценность спортивных мероприятий.

Организация бухгалтерского учета

в физкультурно - спортивных организациях

Напомним, что в соответствии с Законом N 80-ФЗ в общем случае физкультурно - спортивная организация - это организация некоммерческая. Основным счетом для учета поступивших и израсходованных организацией средств является счет 96 "Целевые финансирование и поступления". По кредиту этого счета в корреспонденции со счетами учета денежных средств или счетом 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" отражается поступление средств целевого финансирования:

дебет счета 51 "Расчетный счет" (50 "Касса", 76) кредит счета 96 - на сумму средств целевого финансирования (спонсорские и благотворительные взносы, членские взносы).

В дебет счета 96 с кредита соответствующих счетов списываются суммы, израсходованные на те или иные мероприятия, связанные с непредпринимательской деятельностью.

Как уже отмечалось ранее, некоммерческая физкультурно - спортивная организация наряду со своей основной деятельностью может осуществлять и предпринимательскую деятельность.

В соответствии с п.2.12 Инструкции о порядке исчисления налога на прибыль некоммерческие организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог на прибыль с суммы превышения доходов над расходами. Поэтому возникает необходимость организации раздельного учета доходов и расходов от предпринимательской и непредпринимательской деятельности.

Обращаем внимание на то, что при проведении мероприятий, носящих коммерческий характер, включение в состав расходов по предпринимательской деятельности расходов по основной деятельности является недопустимым. Так, в состав расходов по проведению мероприятия, осуществляемого в рамках предпринимательской деятельности, не могут быть включены суммы оплаты труда штатных работников управления (даже если они принимали непосредственное участие в подготовке мероприятия), расходы по аренде помещения правления и т.п. Это подтверждается Постановлением ВАС РФ от 19 декабря 1994 г. N К4-Н-7/2501.

Учет расходов, связанных с осуществлением спортивной организацией предпринимательской деятельности, ведется в порядке, предусмотренном для коммерческих предприятий:

дебет счетов 20 "Основное производство", 26 "Общехозяйственные расходы" и т.д. кредит счетов 10 "Материалы", 13 "Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", 76 и т.д.

Обязательной расчетной формой при проведении физкультурно - спортивными организациями платных мероприятий являются билеты.

Затраты организации спорта по изготовлению (приобретению) бланков билетов составляют их покупную стоимость и учитываются на счете 10 следующим образом:

дебет счета 10 кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (76) - на сумму расходов, связанных с изготовлением (приобретением) бланков билетов. В данном случае предпочтительнее использовать счет 60, поскольку отношения спортивных организаций с типографиями носят, как правило, постоянный характер и основаны на заключенных договорах.

Выдача билетов под отчет кассиру сопровождается проводкой:

дебет счета 20 кредит счета 10 - на сумму фактической стоимости выданных билетов.

Одновременно выданные билеты зачисляются на забалансовый учет по своей номинальной стоимости:

дебет счета 006 "Бланки строгой отчетности" - на сумму номинальной стоимости выданных билетов.

На сумму выручки, полученной от реализации билетов, оформляется проводка:

дебет счета 50 кредит счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)".

Со счета 20 фактическая стоимость бланков билетов в составе расходов, связанных с проведением мероприятия, списывается на счет 46 вне зависимости от поступления средств от реализации билетов:

дебет счета 46 кредит счета 20.

В соответствии с п.11 ст.33 Закона N 80-ФЗ регулирование цен за посещение спортивных соревнований, продажу абонементов гражданам за пользование спортивными сооружениями может находиться в компетенции органов местного самоуправления.

Особенности оплаты труда работников

физкультурно - спортивных организаций

В соответствии со ст.27 Закона N 80-ФЗ работниками физкультурно - спортивных организаций считаются лица, занимающиеся физкультурно - оздоровительной и спортивно - педагогической работой и имеющие установленную законодательством спортивную и профессиональную квалификацию.

Квалификационные категории, порядок присвоения которых регулируется нормативными актами Правительства РФ, устанавливаются работникам физкультурно - спортивных организаций в зависимости от образования, стажа работы, уровня профессиональной подготовки.

Учет труда и заработной платы работников физкультурно - спортивных организаций независимо от их организационно - правовых форм собственности, подведомственных ГКФТ России, ЦС ФСО профсоюзов "Россия", РК ФСО "Юность России", АО "ЦСТЭ - ИНТУР Центральный Совет по туризму" регулируется Отраслевым тарифным соглашением по физической культуре, спорту и туризму от 29 июня 1998 г. N 377 (далее - Отраслевое тарифное соглашение).

Отраслевое тарифное соглашение является основой для заключения региональных соглашений и коллективных договоров.

В соответствии с Отраслевым тарифным соглашением организации отрасли, основанные на праве хозяйственного ведения, определяют самостоятельно вид, формы, системы оплаты труда, размер тарифных ставок, окладов, премий, иных поощрительных выплат, а также соотношение в их размерах между отдельными категориями работников и фиксируют их в коллективных договорах или положениях, согласованных с соответствующим профсоюзным органом.

При заключении срочных индивидуальных трудовых договоров (контрактов) с тренерами и спортсменами условия оплаты их труда устанавливаются по согласованию сторон, но не ниже определенных государством гарантий.

Конкретные формы социально - бытового обслуживания, льготы, гарантии и компенсации устанавливаются коллективными договорами организаций с учетом местных условий и финансовых возможностей каждой конкретной организации.

Работодатели при наличии финансовых средств и возможностей могут предусматривать в коллективных договорах различные дополнительные выплаты социального характера работникам, в том числе:

- единовременные выплаты работникам за длительную и безупречную работу в одной организации;

- увеличение размера надбавки к заработной плате работникам, удостоенным почетного звания "Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации"; "Заслуженный мастер спорта";

- надбавки к пенсиям и единовременные пособия уходящим на пенсию работникам в зависимости от стажа работы и трудового вклада, а также взносы на дополнительное пенсионное обеспечение;

- взносы на добровольное медицинское страхование, расходы по оплате учреждениям здравоохранения услуг, оказываемых работникам;

- оплату (полную, частичную) путевок работникам и членам их семей на лечение, отдых, экскурсии и путешествия, включая оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно;

- оплату абонементов в группах здоровья, занятий в спортивных секциях;

- возмещения платы родителей за детей, содержащихся в дошкольных учреждениях;

- дополнительное выходное пособие при прекращении трудового договора, а также уволенным работникам на период трудоустройства в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата;

- страховые платежи (взносы) по договорам личного, имущественного и иного страхования в пользу своих работников;

- расходы по возмещению стоимости питания;

- оплату проезда к месту работы транспортом общего пользования или специальными маршрутами;

- материальную помощь;

- расходы на погашение ссуд, предоставляемых работникам для первоначального взноса, или частичное (полное) погашение кредита на жилищное строительство;

- предоставление по просьбе работника оплачиваемого отпуска (не в счет ежегодного отпуска) продолжительностью до 3 рабочих дней в случаях собственной свадьбы, свадьбы его детей, рождения ребенка, смерти близких родственников;

- установление пониженных норм выработки работникам за два года до их выхода на пенсию.

Начисление сумм оплаты труда работникам спортивных организаций отражается в бухгалтерском учете следующим образом:

дебет счета 96 кредит счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" - в некоммерческих спортивных организациях;

дебет счета 20 кредит счета 70 - в коммерческих организациях.

Оплата стоимости проживания, питания судей, а также выплата им гонорара за проведенное судейство осуществляется за счет сумм, поступающих целевым назначением из фонда, который формируется вышестоящей организацией за счет взносов спортивных организаций и иных предусмотренных действующим законодательством источников. Такая схема представляется наиболее рациональной, т.к. исключает возможность прямого расходования средств спортивной организации на указанные цели.

Поступление указанных сумм на расчетный счет организации оформляется проводкой:

дебет счета 51 кредит счета 96.

Списание израсходованных сумм оформляется проводками:

дебет счета 96 кредит счета 60

и

дебет счета 60 кредит счета 51 - на сумму произведенной сторонним организациям оплаты стоимости питания и проживания судей;

дебет счета 96 кредит счета 76

и

дебет счета 76 кредит счета 50 - на сумму платы за проведение судейства.

Использование счета 70 в данном случае представляется неправомерным, т.к. судьи не являются сотрудниками спортивных организаций.

В идеальном случае суммы для осуществления перечисленных расходов должны поступать на расчетный счет заблаговременно, т.е. до начала матча и приезда судейской бригады. На практике нередки случаи, когда вышестоящая организация производит перечисления с большим опозданием. В этом случае схема бухгалтерских проводок будет аналогичной. Дебетовое сальдо по данному субсчету счета 96 будет показывать размер задолженности вышестоящей организации.

Порядок налогообложения доходов физических лиц - работников физкультурно - спортивных организаций определен п.2 ст.36 Закона N 80-ФЗ.

В соответствии с указанным пунктом при налогообложении доходов физических лиц в совокупный облагаемый доход не включаются:

- стоимость питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно - спортивных организаций для учебно - тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;

- премии и призы (в денежной и натуральной формах), получаемые спортсменами за завоевание первых и призовых мест на Олимпийских играх, чемпионатах и кубках мира и Европы от организаторов указанных спортивных соревнований и на основании постановлений Правительства Российской Федерации, на чемпионатах и кубках Российской Федерации - от организаторов указанных спортивных соревнований.

Стоимость призов в денежной и натуральной форме, полученных на конкурсах и соревнованиях в течение года, отличных от указанных выше, не превышающая сумму двенадцатикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда, также не включается в совокупный облагаемый доход на основании пп."ч" п.8 Инструкции о подоходном налоге.

Стоимость призов в части, превышающей двенадцатикратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда, подлежит включению в облагаемый налогом доход на общих основаниях.

В соответствии с п.6 ст.32 Закона N 80-ФЗ на работников физкультурно - спортивных организаций, работающих и проживающих в сельских муниципальных образованиях, распространяются льготы, установленные в законодательном порядке для учителей сельских образовательных учреждений и медицинских работников.

Особенности бухгалтерского учета

в организациях профессионального спорта

Деятельность спортивных организаций основана на определенных взаимоотношениях со спортсменами, т.е. лицами, систематически занимающимися любительским или профессиональным спортом и выступающими на спортивных соревнованиях.

При этом спортсмен - любитель (физкультурник) - это спортсмен, систематически занимающийся спортом и принимающий участие в спортивных соревнованиях на началах добровольности, а спортсмен - профессионал - спортсмен, для которого занятия спортом являются основным видом деятельности и который получает в соответствии с контрактом заработную плату и иное денежное вознаграждение за подготовку к спортивным соревнованиям и участие в них.

Закон N 80-ФЗ (ст.26) допускает переход спортсмена - профессионала из одной физкультурно - спортивной организации (спортивного клуба) в другую спортивную организацию (спортивный клуб). Поскольку трудовые отношения спортсмена и клуба строятся на основе контракта (который заключается, как правило, на определенный срок), то такой переход спортсмена из одного клуба в другой может быть осуществлен только после окончания срока контракта и выполнения указанных в таком контракте обязательств.

Переход спортсмена из одной спортивной организации в другую до истечения срока или при невыполнении предусмотренных в контракте обязательств также возможен. Условием такого перехода Закон N 80-ФЗ называет взаимное согласие физкультурно - спортивных организаций.

На практике взаимное согласие на переход спортсмена из одного клуба в другой выражается, как правило, заключением между клубами контракта на продажу игрока.

Таким образом, процесс продажи (покупки) спортсмена (игрока) сопровождается заключением двух видов контрактов:

- между двумя спортивными клубами;

- между игроком и покупающим его клубом.

Контрактом, заключаемым между двумя спортивными клубами, определяется "цена" продаваемого (покупаемого) игрока.

Поскольку игрок не числится на балансе организации как часть имущества, средства, полученные за него, по нашему мнению, целесообразно отражать в составе операционных доходов (т.е. минуя счет 46). Таким образом, у продающей стороны на сумму заключенного между клубами контракта будут сделаны бухгалтерские проводки:

дебет счета 51 кредит счета 76;

дебет счета 76 кредит счета 80.

Соответственно, покупающей стороной будут оформлены следующие проводки:

дебет счета 76 кредит счета 51;

дебет счета 80 кредит счета 76.

Сумма, причитающаяся продаваемому игроку, определяется контрактом, заключаемым между игроком и покупающим его клубом. Как правило, это сумма значительно меньшая, нежели сумма, выплачиваемая продающему клубу.

В соответствии со ст.24 Закона N 80-ФЗ деятельность спортсменов - профессионалов регулируется трудовым законодательством Российской Федерации, а также нормами, разработанными на основе уставов международных и российских физкультурно - спортивных организаций и утвержденными профессиональными физкультурно - спортивными объединениями по согласованию с общероссийскими федерациями по соответствующим видам спорта.

В соответствии со ст.25 Закона N 80-ФЗ контракт о спортивной деятельности представляет собой соглашение в письменной форме между спортсменом, спортсменом - профессионалом (тренером, специалистом) и руководителем физкультурно - спортивной организации, в том числе профессионального спортивного клуба и команды.

Контракт о спортивной деятельности должен содержать:

- обязанности спортсмена;

- права спортсмена на социальное и медицинское страхование;

- условия заключения и расторжения такого контракта;

- другие условия и обязательства.

В соответствии с заключенным контрактом физкультурно - спортивная организация обеспечивает спортсмену условия для подготовки к спортивным соревнованиям и участия в них, своевременную выплату заработной платы, выполняет иные обязательства, предусмотренные контрактом о спортивной деятельности и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Спортивно - массовые подразделения

коммерческих предприятий

Источники финансирования

В соответствии с п.1 ст.16 Закона N 80-ФЗ руководители организаций независимо от форм собственности, в том числе организаций агропромышленного комплекса:

- обеспечивают условия для реализации работниками организаций права на занятия физической культурой, в том числе права на профессионально - прикладные, физкультурно - оздоровительные и реабилитационные мероприятия в течение трудового дня, послетрудовое восстановление, а также условия для организации массовых спортивных мероприятий;

- на основе соглашений с физкультурно - спортивными объединениями предоставляют работникам организаций и членам их семей для занятий физической культурой и спортом имеющиеся на балансе организаций спортивные сооружения и базы, обеспечивают обслуживание таких спортивных сооружений и баз, их капитальный и текущий ремонт, содержат работников таких спортивных сооружений и баз, в том числе работников детско - юношеских спортивных школ, выделяют средства на приобретение спортивного оборудования и инвентаря.

Указанные действия могут совершаться работодателями совместно с профессиональными союзами при условии заключения коллективных договоров.

Основным источником финансирования деятельности физкультурно - спортивных подразделений неспортивных коммерческих предприятий является часть прибыли коммерческого предприятия (счет 88).

Другим источником финансирования являются членские взносы, начисление и получение которых отражается в учете проводками:

дебет счета 76 кредит счета 96 - начисление членских взносов;

дебет счета 50 (51) кредит счета 76 - поступление членских взносов.

Кроме того, согласно п.2 ст.16 Закона N 80-ФЗ на развитие физической культуры и спорта в организации, содержание детско - юношеских спортивных школ могут направляться средства государственного социального страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Учет доходов и расходов спортивных подразделений коммерческих предприятий ведется на счете 29 "Обслуживающие производства и хозяйства".

Суммы расходов, связанных с осуществлением деятельности спортивных организаций, отражаются по дебету счета 29 в корреспонденции с кредитом счетов учета производственных запасов, расчетов с персоналом по оплате труда и т.д.:

дебет счета 29 кредит счета 10, 13, 70, 69, 76 и т.д. - на сумму расходов.

Фактическая себестоимость услуг, оказанных такого рода спортивными организациями, списывается со счета 29 на счет реализации:

дебет счета 46 кредит счета 29 - на сумму расходов, в части, приходящейся на реализацию.

В соответствии с Инструкцией N 156 объем реализации платных услуг, оказываемых населению спортивными сооружениями профсоюзов, находящимися на балансе предприятия, включается в отчет этого предприятия. В этом случае информация о поступлениях средств от реализации платных услуг населению представляется в установленном порядке профсоюзными комитетами в бухгалтерию предприятия, на балансе которого они находятся.

Общий объем реализации платных услуг определяется суммой платежей, полученных предприятиями, оказавшими услуги своими силами, от населения и других предприятий.

Оплата услуг может быть произведена как непосредственно в кассу предприятия, так и через банковские учреждения:

дебет счета 50 (51) кредит счета 46 (76) - на сумму поступивших денежных средств.

Особенности налогообложения деятельности

организаций физической культуры и спорта

Статьей 36 Закона N 80-ФЗ "Особенности налогообложения в области физической культуры и спорта" вопросы налогообложения организаций физической культуры и спорта освещены лишь в общих чертах. Так, статьей допускается возможность освобождения от налогообложения отчислений организаций, спонсоров на нужды физического воспитания граждан, содержание спортивных команд, сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта, а также доходов от предпринимательской деятельности физкультурно - спортивных объединений (за исключением ввоза на таможенную территорию Российской Федерации, производства и реализации подакцизных товаров), перечисляемых на специальные счета и используемых на уставные цели указанных объединений.

Конкретные виды льгот и порядок их применения установлены законодательством о налогах и сборах.

Налог на прибыль

Как уже отмечалось ранее, некоммерческие физкультурно - спортивные организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с полученной от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами.

При определении налогооблагаемой базы не учитываются:

- доходы, образующиеся в результате целевых отчислений на содержание указанных организаций, поступившие от других предприятий и граждан;

- членские вступительные взносы;

- долевые (паевые и целевые вклады участников этих организаций);

- расходы, производимые за счет указанных выше средств.

Что касается коммерческих предприятий, имеющих на своем балансе объекты и учреждения спорта, то они при исчислении налога на прибыль имеют право на льготу. В соответствии с п.4.1.2 Инструкции о порядке исчисления налога на прибыль при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы затрат предприятий (в соответствии с утвержденными местными органами власти нормативами) на содержание находящихся на их балансе спортивных объектов и учреждений.

Предприятия, осуществляющие взносы учреждениям и организациям спорта, имеют право в соответствии с п.4.1.3 Инструкции о порядке исчисления налога на прибыль уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму этих взносов, но не более трех процентов облагаемой налогом прибыли. При этом спортивные организации, получившие такие средства, обязаны подтвердить их целевое использование, представив в налоговый орган по месту своего нахождения отчет о поступивших суммах и их расходовании.

Налог на добавленную стоимость

В соответствии с пп."д" п.7 Инструкции о порядке исчисления НДС "при реализации услуг объектом налогообложения является выручка, полученная от оказания ...услуг физической культуры и спорта".

Освобождение от налога на добавленную стоимость предусмотрено лишь для особого вида услуг физической культуры и спорта, определенного Инструкцией о порядке исчисления НДС как "услуги, оказываемые детям и подросткам с использованием спортивных сооружений" (пп."л" п.12 Инструкции о порядке исчисления НДС).

При предоставлении указанной льготы от налога освобождается плата за занятия:

- физической культурой и спортом в учебных группах и командах по видам спорта;

- общей физической подготовкой;

- лечебной гимнастикой;

- плаванием;

- оздоровительным бегом и т.п.

Кроме того, от налога на добавленную стоимость освобождена плата за посещение спортивных мероприятий (т.е. стоимость билетов).

В соответствии с пп."и" п.10 Инструкции о порядке исчисления НДС налогом не облагаются спонсорские средства, направляемые на целевое финансирование некоммерческих организаций, не занимающихся предпринимательской деятельностью и не имеющих оборотов по реализации продукции (работ, услуг), кроме выбывшего имущества, при условии, что данные средства учитываются на отдельном счете и об их целевом использовании представлены отчеты в налоговые органы.

Налог на имущество

В соответствии с пп."з" п.5 Инструкции Госналогслужбы России от 8 июня 1995 г. N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" налогом не облагается имущество общественных объединений, ассоциаций, осуществляющих свою деятельность за счет целевых взносов граждан и отчислений предприятий и организаций из оставшейся в их распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей прибыли на содержание указанных общественных объединений, ассоциаций, если они не осуществляют предпринимательскую деятельность.

Таким образом, физкультурно - спортивные общественные объединения, не осуществляющие предпринимательской деятельности, не являются плательщиками налога на имущество.

Если физкультурно - спортивное объединение осуществляет предпринимательскую деятельность, налог на имущество уплачивается им в общеустановленном порядке. Уплата налога производится за период осуществления предпринимательской деятельности.

Что касается коммерческих предприятий, имеющих на своем балансе объекты физкультуры и спорта, то они в соответствии с п.6 указанной Инструкции для целей налогообложения уменьшают стоимость имущества предприятия на балансовую стоимость указанных объектов (за вычетом сумм износа).

Порядок представления статистической отчетности

В соответствии с Постановлением Госкомстата России от 11 сентября 1998 г. N 94 юридические лица и их обособленные подразделения, осуществляющие деятельность по физической культуре и спорту, представляют районному (городскому) органу управления физической культурой и спортом государственную статистическую отчетность по форме N 1-фк "Сведения о физической культуре и спорте". В Постановлении сообщается, что сбор и обработка данных по указанной форме не централизованы в органах государственной статистики.

В рамках данной формы юридические лица представляют следующие данные:

в разд.I "Спортивные сооружения на конец года":

- количество спортивных сооружений;

- их единовременная пропускная способность;

в разд.II "Физкультурные кадры на конец года":

- число работников,

- в том числе с физкультурным образованием;

в разд.III "Физкультурно - оздоровительная и спортивная работа на конец года":

- число коллективов физкультуры, спортивных клубов;

- численность занимающихся в секциях и группах по видам спорта, клубах и группах физкультурно - оздоровительной направленности;

- численность посещающих учебные занятия по физической культуре;

- численность учащихся студентов, отнесенных по состоянию здоровья к спецмедгруппе (из них численность посещающих занятия по физической культуре в спецмедгруппе);

в разд.IV "Финансирование за год" указывается следующая информация о средствах, направляемых на развитие физической культуры и спорта, утвержденных в бюджете администрации субъекта РФ:

- в процентах от всего бюджета;

- фактически выделено;

- получено из других источников;

- всего израсходовано на развитие физической культуры и спорта.

Подписано в печать Ю.Н.Самохвалова

09.11.1999

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Статистическая отчетность: сроки, формы, порядок представления и ответственность ("Консультант Бухгалтера", 1999, N 12)
Статья: Особенности бухгалтерского учета в лесхозах Федеральной службы лесного хозяйства ("Консультант Бухгалтера", 1999, N 12)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.