Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Статистическая отчетность: сроки, формы, порядок представления и ответственность ("Консультант Бухгалтера", 1999, N 12)



"Консультант Бухгалтера", N 12, 1999

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ: СРОКИ, ФОРМЫ, ПОРЯДОК

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

В каждом государстве для его нормального развития и устранения возникающих дисбалансов создается система сбора, обработки и анализа статистической информации.

В Российской Федерации функции по осуществлению государственной статистической деятельности возложены на Российское статистическое агентство (Росстатагентство России) (до середины 1999 г. - Госкомстат России), указания которого обязательны для исполнения всеми хозяйствующими субъектами Российской Федерации вне зависимости от формы собственности.

За непредставление или ненадлежащее представление статотчетности виновные могут быть в соответствии с действующим законодательством привлечены к административной ответственности, в том числе к уплате значительных сумм штрафов.

При представлении статистической отчетности следует руководствоваться Положением о порядке представления государственной статистической отчетности в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Госкомстата России от 14 августа 1992 г. N 130 (далее по тексту - Положение по статотчетности).

Положение регламентирует порядок представления государственных статистических отчетов и других данных, необходимых для проведения государственных статистических наблюдений, соответствующим региональным органам государственной статистики и в другие адреса, предусмотренные на бланках форм государственной статистической отчетности, предприятиями, учреждениями, организациями, объединениями независимо от их форм собственности, а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью (далее по тексту - предприятия).

Государственная статистическая отчетность включает в себя все виды статистических наблюдений (регулярные и периодические отчеты, единовременные учеты, различного рода переписи, выборочные, анкетные, социологические, монографические обследования и т.д.), формы и программы которых, а также инструкции по их заполнению утверждены Госкомстатом России или по согласованию с ним органами государственной статистики республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов, г.г. Москвы и Санкт - Петербурга.

Регистрация в органах государственной статистики

Согласно ст.51 ГК РФ и ст.34 Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности" (ст.ст.34 и 35 остались действующими и после введения в действие ГК РФ) все предприятия должны пройти государственную регистрацию в органах юстиции по месту учреждения предприятия и быть включены в единый государственный реестр с указанием номера.

Деятельность незарегистрированного предприятия запрещена. Доходы же, полученные от деятельности незарегистрированного предприятия, взыскиваются через суд и направляются в местный бюджет.

В органы государственной статистики предприятия обращаются также на этапе государственной регистрации для присвоения идентификационных кодов (вид деятельности, территориальное расположение, подчиненность, форма собственности, организационно - правовая форма) определения классификационных признаков на основании общероссийских классификаторов технико - экономической информации для включения в единый государственный регистр предприятий и организаций (ЕГРПО) и отражения в государственной статистической отчетности.

При реорганизации или ликвидации организации в органы государственной статистики в обязательном порядке представляются соответствующие акты их о реорганизации или ликвидации для внесения изменений в ЕГРПО.

Порядок представления государственной

статистической отчетности

Статистическая информация представляется в форме отчетно - статистической документации.

Состав и методология исчисления показателей, совокупность хозяйствующих субъектов, представляющих статистическую информацию, адреса, сроки и способы ее представления указываются в отчетно - статистической документации и Инструкции по ее заполнению.

Все вышеперечисленные параметры являются обязательными для всех отчитывающихся субъектов и не могут быть изменены без санкции утвердившего их органа.

В соответствии с п.4 Положения по статотчетности статистические показатели, в том числе составляющие государственную, военную и коммерческую тайну, представляются в соответствии с установленным порядком бесплатно. Статистическая информация закрытого характера представляется органам государственной статистики в порядке, обеспечивающем сохранение государственной и военной тайны.

Статотчетность должна быть представлена на бумажных носителях на бланках установленной формы и в срок.

При реорганизации или ликвидации предприятия, учреждения, организации, объединения представляют органам статистики государственную статистическую отчетность за период своей деятельности в отчетном году до момента ликвидации на бланках форм годовой отчетности.

Постановлением Госкомстата России от 14 марта 1998 г. N 29 разрешено представление статистической информации по формам государственного статистического наблюдения с годовой периодичностью на машинных носителях или с использованием средств коммуникаций.

Статистическая информация, представленная на машинных носителях, в обязательном порядке одновременно подтверждается сопроводительным письмом, оформленным на основании ГОСТ 6.10.4-84 "Унифицированные системы документации. Придание юридической силы документам на машинном носителе и машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники. Основные положения".

Статистическая информация, представляемая с использованием средств коммуникаций, в обязательном порядке подтверждается копией на бланке формы. При этом подтверждение на бланке формы представляется организациями в течение месяца с момента передачи статистической информации с использованием средств коммуникаций.

При представлении информации на машинных носителях или с использованием телекоммуникаций должны быть обеспечены следующие условия:

- идентичность статистической информации, представляемой организациями на машинных носителях или с использованием средств телекоммуникаций, с бумажным носителем;

- соблюдение структуры файлов, заявленной организациям территориальными комитетами государственной статистики.

При невыполнении данных требований отчетность считается непредставленной.

Датой представления государственной статистической отчетности для одногородних предприятий считается день фактической передачи ее по принадлежности, а для иногородних - дата отправления, обозначенная в штемпеле почтового предприятия.

Для одногородних предприятий и организаций почтовые отправления не допускаются.

Юридическим лицам, их представительствам и филиалам, гражданам, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, представляющим статистическую отчетность (информацию), в соответствии с действующим законодательством гарантируется защита представленной ими информации, соблюдение государственной и иной охраняемой законом тайны, а также конфиденциальность сведений.

В связи с этим статистические и иные органы, получающие и использующие в рамках осуществления статистической деятельности информацию, несут ответственность за нарушение ее конфиденциальности в соответствии с действующим законодательством.

Состав и сроки представления государственной

статистической отчетности

Статистические отчеты могут быть единовременными или периодическими.

Единовременные формы составляются только по состоянию на одну дату и в дальнейшем утрачивают свою силу.

В связи с тем, что состав периодических отчетов достаточно большой и их перечисление занимает более 12 журнальных страниц, советуем читателям журнала ознакомиться с полным перечнем таких ответов и сроками их представления в местных органах статистики.

При заполнении отчетности предприятия должны также соблюдать положения Инструкции по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 7 декабря 1998 г. N 121, и Методических указаний по определению оборота розничной и оптовой торговли на принципах статистики предприятий, утвержденных Постановлением Госкомстата России от 19 августа 1998 г. N 89.

Ответственность

В соответствии с Законом РФ от 13 мая 1992 г. N 2761-1 "Об ответственности за нарушения порядка представления государственной статистической отчетности" руководители и другие должностные лица, подписавшие отчет, несут административную ответственность за непредставление отчетов и других данных, необходимых для проведения государственных статистических наблюдений, искажение отчетных данных или нарушение сроков представления отчетов.

Так, согласно ст.3 данного Закона органам государственной статистики предоставлено право применять к руководителям и другим должностным лицам организаций вне зависимости от их формы собственности административные взыскания в виде предупреждения или штрафа в размере от трехкратного до восьмикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности, выразившееся в непредставлении отчетов и других данных, необходимых для проведения государственных статистических наблюдений, искажении отчетных данных или нарушении сроков представления отчетов, а за те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, - в виде штрафа в размере от восьмикратного до десятикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

Нарушением сроков представления государственной статистической отчетности согласно п.7 Положения по статотчетности является опоздание, длящееся до одних суток, а опоздание, длящееся более одних суток, рассматривается как ее непредставление.

Искажением отчетных данных считается неправильное их отражение в государственной статистической отчетности, допущенное как в результате умышленных действий должностных лиц с целью сокрытия доходов и в других корыстных целях, так и вследствие нарушения действующих инструкций и методических указаний по составлению государственной статистической отчетности, а также арифметических ошибок (п.8 Положения по статотчетности).

Дела о таких административных правонарушениях рассматривают Председатель Росстатагентства России (Госкомстата России) и его заместители, руководители республиканских (республик в составе Российской Федерации), краевых, областных, автономной области, окружных, Московского городского, Санкт - Петербургского комитетов и управлений статистики и их заместители, начальники районных и городских отделов статистики.

Постановление о наложении административного взыскания должно быть вынесено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения.

Постановление о наложении административного взыскания может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его вынесения начальнику вышестоящего органа государственной статистики или в районный (городской) суд, решение которого является окончательным.

Штраф уплачивается нарушителем в учреждение банка не позднее 15 дней со дня получения постановления или со дня уведомления его об оставлении жалобы на постановление без удовлетворения. Органу государственной статистики предъявляется квитанция об уплате штрафа.

При неуплате штрафа в пятнадцатидневный срок штраф согласно п.15 Положения по статотчетности взыскивается налоговыми органами.

В случае представления искаженных статистических данных, повлекших необходимость исправления итогов сводной отчетности, органы государственной статистики на основании ст.3 Закона РФ от 13 мая 1992 г. N 2761-1 имеют право взыскивать с предприятий, учреждений, организаций, объединений возникший в результате этого ущерб.

Дополнительные работы по исправлению итогов сводной отчетности оформляются актом выполненных работ, где указывается сумма произведенных затрат, т.е. нанесенного ущерба.

В соответствии с Положением о претензионном порядке урегулирования споров, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 июня 1992 г. N 3116, в адрес предприятий, представивших искаженные данные, направляется претензия, к которой прилагается копия акта выполненных работ и другие документы, необходимые для урегулирования спора.

В случае отказа предприятия добровольно возместить нанесенный ущерб взыскание производится через арбитражный суд.

Порядок внесения исправлений

в статистические отчеты

Внесение исправлений в уже представленные по назначению статистические отчеты производится в соответствии с Инструкцией о порядке исправления отчетных данных в случаях выявления приписок и других искажений в государственной отчетности, утвержденной Постановлением Госкомстата СССР от 22 июня 1988 г. N 69.

Предприятия, объединения, учреждения, организации, а также министерства, государственные комитеты и ведомства, в отчетах которых выявлены приписки и другие искажения данных, вносят исправления в отчеты, а также во все взаимосвязанные показатели этих и других отчетов и не позднее трехдневного срока представляют исправленные отчеты статистическим органам и во все другие адреса, в которые были представлены отчеты, содержащие недостоверные данные, сделав соответствующие примечания о причинах изменения данных.

Исправления в отчеты вносятся вне зависимости от того, кем были выявлены приписки и другие искажения в отчетности: вышестоящей организацией, органами государственной статистики и другими органами, которые в соответствии с возложенными на них функциями проверяют достоверность отчетных данных или работниками самого предприятия.

Исправления отчетов производятся в следующем порядке:

1) В случаях выявления приписок и других искажений в отчетности текущего года исправления вносятся в отчет за тот отчетный период, в котором были допущены приписки и другие искажения, в данные за все периоды, предусмотренные формой отчетности, и во всех последующих отчетах.

2) При выявлении приписок и других искажений в отчетах за какой-либо период прошлого года все исправления вносятся в отчет за тот же период прошлого года (в данные за все периоды, предусмотренные формой отчетности), в нарастающие итоговые данные отчетов за последующие периоды, а также за прошлый год в целом.

3) В случаях, когда исправление данных вызывает необходимость изменения системных записей бухгалтерского учета, исправление отчетных данных как текущего, так и прошлого года производится в первом отчете после обнаружения приписок и других искажений в отчетности при этом исправления вносятся в данные за все периоды, предусмотренные формой отчетности.

4) Если не установлен период совершения приписки или искажения, исправление отчетных данных вносится в первом отчете после обнаружения приписки или искажения в отчетности.

Подписано в печать И.В.Гейц

09.11.1999

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Организацией приобретено здание. Акт приемки - передачи здания составлен значительно позже даты перехода права собственности на это здание. Когда здание должно быть отражено в учете? ("Консультант Бухгалтера", 1999, N 12)
Статья: Особенности бухгалтерского учета в физкультурно - спортивных объединениях, организациях, спортивно - массовых подразделениях коммерческих предприятий ("Консультант Бухгалтера", 1999, N 12)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.