Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Обзор наиболее существенных изменений и дополнений, внесенных в Налоговый кодекс Российской Федерации (Начало) ("Налоговый вестник", 1999, N 11)



"Налоговый вестник", N 11, 1999

ОБЗОР НАИБОЛЕЕ СУЩЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ,

ВНЕСЕННЫХ В НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральным законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ, вступившим в силу с 17 августа 1999 г., в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) были внесены изменения и дополнения, затронувшие практически весь текст этого документа:

- из текста НК РФ исключены две статьи (121, 127);

- изложены в новой редакции сто тринадцать статей НК РФ, за исключением двадцати семи (7, 13 - 15, 22, 25 - 28, 33, 37, 41, 44, 53, 71, 92, 94, 98, 99, 105, 107, 109, 110, 129, 138, 141, 142), оставшихся в прежней редакции;

- текст НК РФ дополнен девятью новыми статьями 6.1, 34.1, 86.1, 86.2, 86.3, 87.1, 101.1, 129.1, 135.1.

Кроме того, с 14 июля 1999 года вступил в силу Федеральный закон от 09.07.1999 N 155-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", в котором на законодательном уровне были урегулированы некоторые проблемные вопросы переходного периода (далее по тексту - изменения во Вводный закон).

Глава 1. Законодательство о налогах и сборах

и иные нормативные правовые акты

о налогах и сборах

Статья 1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах.

1. Новая редакция ст.1 НК РФ в несколько измененном виде определяет, что включает понятие "законодательство о налогах и сборах":

- НК РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах;

- законы и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, принятые в соответствии с НК РФ;

- нормативные правовые акты органов местного самоуправления, принятые представительными органами местного самоуправления в соответствии с НК РФ.

2. Являясь основой российского налогового законодательства, НК РФ указывает на иные федеральные законы, включаемые в состав законодательства о налогах и сборах. Эти федеральные законы должны быть приняты в соответствии с НК РФ, то есть прямо или косвенно упоминаться в тексте НК РФ.

К таким федеральным законам будут относиться законы, регулирующие специальные налоговые режимы: "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", "О закрытом административно - территориальном образовании" и т.п.

Вышеуказанные федеральные законы, безусловно, будут применяться для регулирования налоговых правоотношений, в том числе в части установления дополнительных налоговых льгот.

3. Новая редакция НК РФ по-прежнему оставляет открытым вопрос о возможности применения налоговых льгот, ранее установленных иными федеральными законами.

С одной стороны, в соответствии с п.2 ст.17, пп.3 п.1 ст.21, п.1 ст.56 НК РФ льготы по налогам и сборам должны быть предусмотрены законодательством о налогах и сборах, к которому федеральные законы, принятые до 1 января 1999 г., не относятся. Из этого следует, что льготы, установленные иными федеральными законами, кроме НК РФ и законов, принятых в соответствии с ним, применяться с 1 января 1999 г. не должны. Единственное исключение из данного правила (до введения в действие ст.18 НК РФ) может делаться для федеральных законов, регулирующих специальные налоговые режимы. Кроме традиционных ссылок на ст.ст.1 и 56 НК РФ сторонники данной позиции упоминают также п.5 ст.3 НК РФ, согласно которому федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются НК РФ.

С другой стороны, НК РФ является таким же Федеральным законом, как и иные Законы, например: "Об образовании", "О пожарной безопасности", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС" и т.п., а ст.6 НК РФ не урегулирован порядок разрешения противоречий между двумя федеральными законами прямого действия (двумя актами равной юридической силы).

Представляется, что принятые до 1 января 1999 г. федеральные законы, содержащие те или иные налоговые нормы, действуют в части, не противоречащей НК РФ, и подлежат приведению в соответствие с НК РФ (ст.7 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации"). Например, Федеральным законом от 17.04.1999 N 79-ФЗ внесены соответствующие изменения в ст.14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС": теперь таким гражданам гарантируется не "освобождение от уплаты подоходного налога и всех других видов налогов", а "льготы по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах".

Необходимо отметить, что формулировка "освобождение от всех видов налогов" особенно в сочетании с каким-либо законодательно установленным условием (например, при условии направления полученных доходов на определенные цели - см. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании") не позволяет определить порядок применения данной льготы, поскольку в вышеуказанных федеральных законах нет указаний на налоговый период, по итогам которого проверяется соблюдение условий предоставления льготы.

4. При сравнении с предыдущей редакцией НК РФ выявляется нововведение, касающееся актов законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах. В отношении таких актов исключено упоминание об их обязательном принятии законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации.

По-видимому, данная поправка все-таки не влечет за собой включение в региональное законодательство о налогах и сборах каких-либо нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (распоряжений мэра, губернатора и т.п.), в то время как из федерального налогового законодательства указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства РФ и ведомственные нормативные акты с 1 января 1999 г. исключены.

Издание органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, связанных с налогообложением и сборами, возможно в соответствии с п.1 ст.4 НК РФ в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях (с условием, что такие акты не изменяют и не дополняют законодательство о налогах и сборах). Кроме того, ст.12 НК РФ в новой редакции предусматривает со дня введения ее в действие установление региональных налогов в части определения предусмотренных НК РФ элементов налогообложения только законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.

Статья 3. Основные начала законодательства о налогах и сборах.

1. Из п.1 ст.3 НК РФ исключено положение, требующее соблюдения при установлении налогов принципа справедливости.

Казалось бы, данное изменение подчеркивает сущность налогового обязательства как изначально несправедливого. Однако такое понимание данного изменения представляется неверным. Дело в том, что налоговое обязательство несправедливо по отношению к конкретному субъекту налогообложения (налогоплательщику) в силу определения налога, содержащегося в ст.8 НК РФ. Вместе с тем не вызывает сомнений, что понятие справедливости с точки зрения конкретного субъекта не всегда совпадает с понятием общественной справедливости. Поскольку налоговые поступления обеспечивают исполнение государством публично - правовых функций, любой налог справедлив по отношению к той части общества, которая эти функции выполняет (судьи, прокуроры, сотрудники правоохранительных органов, военнослужащие и др.), а также к той части общества, в интересах которой эти функции исполняются, то есть практически все население. Учитывая, что названные группы субъектов в силу ст.9 НК РФ не являются участниками налоговых отношений, законодатель во избежание ненужной полемики при установлении налогов абсолютно обоснованно исключил принцип справедливости из основных начал законодательства о налогах и сборах.

2. НК РФ определяет, что ряд налоговых правоотношений может быть урегулирован исключительно Кодексом. Так, согласно п.5 ст.3 НК РФ федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются настоящим Кодексом. Это означает, что не допускается установление, изменение или отмена конкретного налога законом, не вносящим изменения в сам НК РФ. С позиции этой статьи не подлежат применению различные нормы о налогах (например, о предоставлении льгот), включенные в неналоговое законодательство.

Такой вывод обусловлен тем, что под установлением налога НК РФ понимает не столько включение конкретного налога в перечень федеральных, региональных и местных налогов, сколько установление всех элементов налогообложения (обязательных и факультативных, включая налоговые льготы), поименованных в ст.17 НК РФ. В связи с этим представляется логичным дополнение п.6 ст.3 НК РФ фразой о том, что при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения.

Необходимо обратить внимание на то, что ссылка в п.5 ст.3 на положения НК РФ включена в перечень норм, в которых эти ссылки до принятия части второй НК РФ приравниваются к ссылкам на Закон РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон РФ N 2118-1) и отдельные законы о налогах, устанавливающие порядок уплаты конкретных налогов. Таким образом, до введения в действие части второй НК РФ налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются в соответствии с Законом РФ N 2118-1 и отдельными законами о налогах, устанавливающими порядок уплаты конкретных налогов.

Статья 4. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти, исполнительных органов местного самоуправления и органов государственных внебюджетных фондов о налогах и сборах.

1. В ст.4 НК РФ впервые упоминаются органы государственных внебюджетных фондов, включенные ст.9 новой редакции НК РФ в число участников налоговых правоотношений (в том числе Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, фонды обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения). С введением в действие нового перечня федеральных налогов, установленного ст.13 НК РФ, одновременно с частью второй НК РФ взносы в государственные социальные внебюджетные фонды войдут в налоговую систему России и будут регулироваться законодательством о налогах и сборах, а также нормативными правовыми актами органов государственных внебюджетных фондов, издаваемыми в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях.

2. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти, исполнительных органов местного самоуправления и органов государственных внебюджетных фондов о налогах и сборах регулируют налогообложение и обязательны для всех участников налоговых правоотношений, если эти акты:

- изданы в прямо предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях;

- изданы по вопросам, связанным с налогообложением и сборами;

- не изменяют и не дополняют законодательство о налогах и сборах.

3. НК РФ предусматривает издание Правительством РФ отдельных нормативных правовых актов, из которых в настоящее время приняты:

- Постановление Правительства РФ от 06.04.1999 N 382 "О перечне сезонных отраслей и видов деятельности, применяемых для целей налогообложения" (п.2 ст.64 НК РФ);

- Постановление Правительства РФ от 10.03.1999 N 266 "О порядке ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков" (п.8 ст.84 НК РФ);

- Постановление Правительства РФ от 16.03.1999 N 298 "О порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля" (п.4 ст.131 НК РФ).

Кроме того, Правительством РФ должен быть установлен порядок списания безнадежных долгов по федеральным налогам и сборам, включая недоимку и пени (ст.59 НК РФ).

4. Из предусмотренных НК РФ нормативных правовых актов иных органов исполнительной власти в настоящее время приняты:

- Приказ Минфина России и МНС России от 10.03.1999 N 20н, N ГБ-3-04/39 "Об утверждении Положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке", зарегистрированный в Минюсте России 11.06.1999 N 1804 (п.1 ст.31 НК РФ);

- Приказ Госналогслужбы России от 07.09.1998 N БФ-3-10/228 "Об утверждении формы требования об уплате налогов и сборов", без регистрации в Минюсте России (ст.69 НК РФ);

- Приказ Госналогслужбы России от 27.11.1998 N ГБ-3-12/309 "Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц", зарегистрированный в Минюсте России 22.12.1998 N 1664 (ст.84 НК РФ);

- Приказ МНС России от 31.03.1999 N ГБ-3-16/66 "Об утверждении Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 31.03.1999 N 52 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и вынесения решения по результатам рассмотрения ее материалов"", зарегистрированный в Минюсте России 28.04.1999 N 1768 (п.3 ст.100 НК РФ предусматривает установление МНС России только формы и требований к составлению акта выездной налоговой проверки, в остальной части данный документ является методическим руководством для налоговых органов);

- Приказ МНС России от 31.03.1999 N ГБ-3-16/67 "Об утверждении порядка назначения выездных налоговых проверок", зарегистрированный в Минюсте России 28.04.1999 N 1767 (ч.6 ст.89 НК РФ).

Кроме этого, Минфином России и МНС России должен быть определен порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуальными предпринимателями (п.2 ст.54 НК РФ), разработана форма специальной декларации для ведения налогового контроля за расходами физического лица (п.4 ст.86.3 НК РФ). Органы государственных внебюджетных фондов и МНС России должны разработать формы заявлений о постановке на учет в органах государственных внебюджетных фондов (п.11 ст.84 НК РФ).

В соответствии с НК РФ МНС России должно установить также формы налоговых деклараций и инструкции по их заполнению, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (п.3 ст.31, п.п.3 и 7 ст.80 НК РФ); форму налогового уведомления (ст.52 НК РФ); форму и требования к составлению акта о нарушении лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами, законодательства о налогах и сборах (п.3 ст.101.1 НК РФ).

НК РФ предусматривает установление финансовыми и иными уполномоченными органами формы договора о налоговом кредите (п.3 ст.65 НК РФ), формы договора об инвестиционном налоговом кредите (п.3 ст.67 НК РФ).

МНС России, органы государственных внебюджетных фондов и ГТК России должны определить перечни должностных лиц, имеющих доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну (п.3 ст.102 НК РФ).

5. Кроме нормативных правовых актов, обязательных для всех участников налоговых правоотношений, МНС России, Минфин России, ГТК России и органы государственных внебюджетных фондов имеют право издавать обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания. При этом данные акты не подлежат обязательной государственной регистрации в Минюсте России.

Подобная норма, касающаяся актов Госналогслужбы России, содержалась в последнем абзаце п.3 ст.31 прежней редакции НК РФ.

Среди таких актов МНС России, изданных в целях реализации отдельных положений НК РФ и их единообразного применения налоговыми органами, следует упомянуть:

- Приказ Госналогслужбы России от 23.12.1998 N ГБ-3-12/340 "Об утверждении формы "Сообщение банка налоговому органу об открытии (закрытии) банковского счета и порядка ее заполнения" (ст.86 НК РФ);

- Приказ МНС России от 05.05.1999 N ГБ-3-15/120 "Об утверждении Положения об информировании налогоплательщиков по вопросам налогов и сборов" (ст.ст.21 и 32 НК РФ).

Статья 5. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени.

В п.1 ст.5 НК РФ установлено дополнительное ограничение, касающееся порядка вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, предусматривающих установление (введение) новых налогов и (или) сборов. Указанные акты должны вступать в силу не только не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но и не ранее одного месяца со дня их официального опубликования. Однако данное ограничение, как и весь п.1 ст.5 НК РФ, вступает в силу с 1 января 2000 г. (см. Федеральный закон от 30.03.1999 N 51-ФЗ "О приостановлении действия пункта 1 статьи 5 части первой Налогового кодекса Российской Федерации").

Статья 6. Несоответствие нормативных актов о налогах и сборах настоящему НК РФ.

Новая редакция п.3 ст.6 НК РФ подчеркивает необходимость соблюдения судебного порядка признания какого-либо нормативного правового акта не соответствующим Кодексу. Правительство РФ, а также иной орган исполнительной власти или исполнительный орган местного самоуправления, принявшие указанный акт, либо их вышестоящие органы вправе до судебного рассмотрения отменить этот акт или внести в него необходимые изменения.

Таким образом, законодатель определил преимущественно судебный порядок определения, например того, что положение нормативного правового акта МНС России изменяет и дополняет законодательство о налогах и сборах. Такой подход представляется правильным, поскольку налогоплательщики (налоговые агенты), с одной стороны, и налоговые органы (таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов и т.п.), с другой стороны, не могут осуществлять деятельность в различных правовых пространствах. Лишь независимый профессиональный суд вправе определить его единство.

(Окончание см. "Налоговый вестник" N 12, 1999)

Подписано в печать М.С.Мухин

20.10.1999 Начальник отдела

оперативного документирования

налоговых правонарушений

Управления ФСНП России

по Санкт - Петербургу

А.Н.Миронин

Начальник правового отдела

С.В.Земляченко

Специалист I категории

правового отдела

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Методологические и теоретические положения налогообложения ("Налоговый вестник", 1999, N 11)
Вопрос: ...Должен ли субъект малого предпринимательства, перешедший на упрощенную систему налогообложения, как генподрядчик предъявлять заказчикам счета за выполненные своими силами строительно - монтажные работы, а также силами субподрядных организаций, не являющихся малыми предприятиями? Вправе ли генподрядчик возмещать НДС, предъявляемый к оплате субподрядчиком? ("Налоговый вестник", 1999, N 11)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.