Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: О повышении налоговых поступлений в сфере торговли нефтепродуктами ("Налоговый вестник", 1999, N 11)



"Налоговый вестник", N 11, 1999

О ПОВЫШЕНИИ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ

В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ НЕФТЕПРОДУКТАМИ

В рамках осуществляемых Правительством РФ мер по стабилизации социально - экономического положения и выходу из кризиса особую актуальность приобретает поиск резервов повышения налоговых поступлений в бюджет. В этом плане особого внимания заслуживает сфера обращения нефти и торговли нефтепродуктами, поскольку существующее правовое и техническое обеспечение товарного и финансового учета топлива, начиная от добычи нефти до конечного потребителя нефтепродуктов, не позволяет объективно оценить налогооблагаемую базу.

Известный проект федерального закона "О налоге на автозаправочные станции" предусматривает взимание фиксированной платы с каждой топливораздаточной колонки (ТРК) автозаправочной станции (АЗС), предназначенной для розничной реализации горюче - смазочных материалов (бензина автомобильного и дизельного топлива). При этом налоговая база определяется как количество ТРК отдельно для каждой АЗС. Таким образом, налог, предлагаемый данным законопроектом и предназначенный для зачисления в федеральный бюджет, является, по сути дела, патентным налогом.

Несмотря на кажущееся решение проблемы привлечения максимального количества АЗС к уплате данного налога, показатель количества ТРК не может непосредственно характеризовать товарные и денежные потоки. При такой постановке вопроса происходит подмена мониторинга оборота нефтепродуктов и действенного контроля за денежными и товарными потоками показателем количества ТРК, являющихся средствами производства. В итоге вместо обложения налогом объективно определенного и учитываемого количества топлива и получаемой от транзакций <*> с ним прибыли предлагается взимать налог с технических средств, обеспечивающих лишь прием, отпуск и хранение нефтепродуктов. Следуя такой логике, нужно взимать налоги с количества резервуаров на нефтебазах или количества транспортных средств на транспортных предприятиях. Очевидно, этот путь не приведет к существенному увеличению налогооблагаемой базы, может спровоцировать рост цен, технологические, пожароопасные и экологические нарушения.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Транзакция - фискальная регистрация товарных операций с нефтепродуктами и связанных с ними денежных средств.

В соответствии с Федеральным законом от 25.09.1998 N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в сфере нефтепродуктообеспечения лицензированию подлежат лишь хранение нефти и продуктов ее переработки, а также эксплуатация автозаправочных станций. Положение о лицензировании деятельности по хранению нефти и продуктов ее переработки, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 03.04.1996 N 394, определяет деятельность по хранению нефти и продуктов ее переработки "как технологический процесс от приема до реализации потребителям нефти и продуктов ее переработки". В части технического оснащения для получения лицензии на осуществление деятельности объектов нефтепродуктообеспечения достаточно представить "сведения о наличии емкостей и другого технологического оборудования, необходимого для осуществления деятельности по хранению нефти и продуктов ее переработки, а также документы, подтверждающие их соответствие действующим нормам и правилам технической, пожарной и экологической безопасности".

Таким образом, вышеуказанное Положение о лицензировании деятельности по хранению нефти и продуктов ее переработки рассматривает объект нефтепродуктообеспечения как юридическое лицо, осуществляющее лишь товаропроводящую технологию (прием, отпуск, хранение), для получения лицензии которому не требуется предоставление сведений о технических средствах учета и транзакциях продукта. Такая ситуация благоприятствует "теневому" нефтяному бизнесу, когда организации - призраки численностью в несколько человек, с техническим оснащением, ограниченным телефоном и факсом, проводят крупные оптовые операции с помощью "заинтересованных" в их деятельности поставщиков и покупателей. При этом крупные денежные средства бесконтрольно отчуждаются от товарных потоков и проходят параллельно товару, либо опережая его (предоплата), либо отставая (фьючерсные операции), либо преобразуются в товар (бартер), а иногда и исчезают (неплатежи, исчезновение посредника). Манипуляции через "посредников" приводят к баснословным неучтенным прибылям предприятий, занятых в финансовом обороте нефтепродуктов, в то время как сами предприятия нефтепродуктообеспечения зачастую находятся на грани банкротства и, естественно, не могут обеспечить налоговые поступления в казну государства. В подобном положении практически невозможно объективно создать налогооблагаемую базу на нефтепродукты.

Существенным тормозом для формирования налогооблагаемой базы являются также нормативные документы, регламентирующие метрологические требования к техническим средствам измерения количества нефтепродуктов. Сформированные в основном в 1970 - 1980 гг., они ориентированы на одного собственника - государство и не соотнесены с требованиями международных стандартов. Поэтому в настоящее время учет количества нефтепродуктов производится путем оформления документов материальной ответственности (товарно - транспортная накладная, сменный отчет, резервуарная книга и др.), как правило, на основании неточных ручных методов измерения и считывания физических параметров (плотность, температура, объем). До сих пор технический, метрологический и экономический аспекты коммерческого учета нефтепродуктов, который производится при всех операциях передачи товара от одного собственника (или материально - ответственного лица) другому, регламентируются устаревшей Инструкцией о приеме, хранении, отпуске нефтепродуктов, утвержденной еще в 1985 г. бывшим Госкомнефтепродуктом СССР. "Благодаря" предписанному этим документом "объемному методу" измерения количества нефтепродуктов на АЗС появляется возможность реализации до 5% неучтенных объемов нефтепродуктов только в результате элементарной манипуляции значениями плотности и объема в резервуаре.

Введенные в дальнейшем в действие нормативные документы также не отвечают современным требованиям. Например, Инструкция по учету на магистральных нефтепродуктопроводах не регламентирует измерение количества нефтепродуктов посредством коммерческих узлов учета - счетчиков объема и массы (счетчики на ТРК - это фактически единственное, что имеет соответствующее нормативное обеспечение). В то же время ведущие нефтяные компании во всем мире давно уже перешли на коммерческий учет нефтепродуктов посредством счетчиков.

Комплексное решение проблемы нормализации ситуации в нефтяном бизнесе обусловливает необходимость реализации системного подхода к определению налогового потенциала этого бизнеса посредством создания нормативно - правовой и технической базы, обеспечивающей контроль, учет и фискальную регистрацию товарных и денежных потоков на всех этапах технологической цепи движения нефти и нефтепродуктов - от скважины до бензоколонки (включая хозяйствующие субъекты, выполняющие либо функции собственника товара, либо функции услуг по транспортировке, хранению и реализации). Это означает, в первую очередь, необходимость внесения соответствующих изменений в лицензионное законодательство и нормативную техническую документацию, регламентирующую проектирование, эксплуатацию и контроль объектов нефтепродуктообеспечения. Особого внимания требуют технические средства учета и фискальной регистрации транзакций нефтепродуктов и связанных с ними денежных средств.

По нашему мнению, лицензии должны выдаваться лишь тем предприятиям, которые имеют на своем балансе или арендуют товаропроводящую сеть, оснащенную автоматизированной системой коммерческого учета продукта, обеспечивающей регистрацию товарных и денежных потоков на всех стадиях их движения. В этом случае анализ фискальной информации о регистрируемых коммерческих операциях позволит определить доходную составляющую каждого этапа и, следовательно, объективно оценить налоговый потенциал в этой сфере бизнеса.

В настоящее время подобного рода автоматизированная система коммерческого учета нефтепродуктов, разработанная специалистами ЗАО "Компания "ПАРКойл" и Государственного научно - технического центра информационно - измерительной техники (ГНТЦ ИИТ), внедрена на АЗС, совмещенной с пунктом налива и приемом нефтепродуктов по отводу с Московского нефтепродуктопровода, на 41 км Ярославского шоссе.

Опыт эксплуатации данной системы заслуживает внимательного изучения и анализа специалистов заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, в том числе и налоговых органов.

Подписано в печать А.М.Несговоров

20.10.1999 зам. Генерального директора

ЗАО "Компания "ПАРКойл",

к.т.н.

Р.А.Акопян

Главный метролог

ЗАО "Компания "ПАРКойл",

к.т.н.,

доцент

Ф.Х.Банхаева

Советник налоговой службы

I ранга,

к.э.н.

А.Д.Мельник

Советник налоговой службы

I ранга,

к.т.н.

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: К вопросу о разработке методики оценки эффективности работы налоговых органов ("Налоговый вестник", 1999, N 11)
Статья: Методологические и теоретические положения налогообложения ("Налоговый вестник", 1999, N 11)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.