Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Торговля под контролем ("Налоговый вестник", 1999, N 11)



"Налоговый вестник", N 11, 1999

ТОРГОВЛЯ ПОД КОНТРОЛЕМ

Пристальное внимание к предприятиям торговли со стороны налоговых органов не случайно. Именно в них обращается основная масса денег рядовых налогоплательщиков. Сказать же с полной уверенностью, что предприятия торговли законопослушно исполняют свои обязательства по уплате налогов, не представляется возможным.

По статистике МВД России среди стран Европейского содружества именно в России самый высокий уровень нелегальных доходов. Так, если в странах Скандинавии этот уровень колеблется от 4 до 7%, в Германии, Франции составляет около 15%, то в России на "теневой" сектор приходится более 40% ВВП <*>.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Экономика и жизнь. N 37, сентябрь, 1999.

Исходя из специфики торговли можно с уверенностью сказать, что основные суммы сокрытых доходов находятся именно в этой сфере. Такое утверждение не случайно и подтверждается рядом фактов. Когда в МНС России сравнили списки своих крупных налогоплательщиков со списками крупных плательщиков таможенных пошлин ГТК России, то выяснилось, что в списках налогового ведомства России отсутствует ряд фирм, которые ввозят в Россию и реализуют крупные партии товаров. Когда в свое время налоговики Саратовской области на рабочих местах кассиров крупнейших магазинов организовали налоговые посты, то ежедневная выручка от реализации товара возросла в среднем на 20%, а при реализации алкоголя - на 45%. По данным Управления МНС России по Саратовской области более 30% зарегистрированных предприятий торговли уклоняются от налогообложения по той или иной причине.

Среди налогоплательщиков бытует мнение о тяжести российского налогового законодательства. Разделяя такое мнение в отношении предприятий сферы материального производства, никак нельзя причислить торговлю к числу пострадавших от непомерно тяжелого налогового груза. Напротив, на наш взгляд, здесь имеются немалые резервы налоговых поступлений. Перед налоговиками области поставлена задача - изыскать и использовать эти резервы.

Учитывая сказанное, а также подготавливая базу для широкомасштабного введения в области единого налога на вмененный доход, специалистами Управления МНС России по Саратовской области проведен комплексный анализ работы предприятий торговой сферы за 8 месяцев текущего года на предмет соблюдения ими налогового законодательства, повышения эффективности контроля за его исполнением со стороны налоговых органов и определения тяжести налогового бремени для отдельных плательщиков. Проверив документально около 1350 организаций торговли (четверть от всех работающих) и более 1000 их торговых точек, установили, что в каждой третьей торговой организации так или иначе нарушается налоговое законодательство. Наиболее характерным нарушением, как и ожидалось, явилось нарушение по занижению или сокрытию выручки от реализации товаров. Только по этой причине налогооблагаемая прибыль была занижена более чем на 2,5 млн руб. По результатам проверок удалось дополнительно доначислить в бюджеты всех уровней около 4 млн руб. налогов и штрафных санкций. Правда в бюджет удалось мобилизовать пока около 40% начисленных сумм.

Специалистами областного аппарата также всесторонне была проанализирована деятельность 100 предприятий розничной торговли. Всплыли интересные факты. Работая, казалось бы, в одной сфере, предприятия по уровню налогообложения находятся, мягко говоря, в неравных условиях. Так, универмаг "Меркурий" с широким ассортиментом товаров, применяя относительно невысокую торговую наценку (22%), отдает из суммы наценки более 80% на налоги, в то же время ООО "Медуница", реализующее социально значимую продукцию - медикаменты, "накрутив" наценку более 40%, имеет налоговую нагрузку чуть более 20%. Иными словами, высокорентабельное предприятие, используя льготный режим налогообложения, тратит деньги налогоплательщиков в основном на собственные нужды, перечисляя в бюджет незначительные суммы. Такая же ситуация наблюдается в ООО "Ваш Шанс", ТОО "Магазин "Свет" и ряде других предприятий торговли. Данная проблема требует незамедлительного разрешения.

Всестороннему анализу подвергся и рынок алкогольной продукции. Это - особый рынок, отличающийся повышенной криминальной опасностью. По оценкам МНС России ежегодно в бюджеты всех уровней от этой сферы недопоступает более 2,5 млрд руб. В Саратовской области этот рынок представлен 20 заводами - производителями, 35 оптовыми предприятиями и свыше 4 тыс. торговых точек, реализующих алкоголь в розницу.

По сравнению с прошлым годом производство алкогольной продукции в денежном выражении выросло на 65,5%. Рост производства алкоголя, а также меры, принятые на уровне области и Федерации по ужесточению контроля за его оборотом и реализацией (введение новых специальных акцизных марок, в том числе губернских, аккредитация, укрупнение оптовых предприятий торговли), позволили увеличить собираемость налогов в этой сфере. Поступление налогов от предприятий - производителей за 8 месяцев текущего года возросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года более чем в 2 раза, что значительно больше, чем по другим видам деятельности.

Казалось, можно порадоваться за цифры, но такой результат нас устроить не может, поскольку доля поступлений налогов из этой сферы слишком мала - всего 4%. Нарушений же налогового законодательства в алкогольном бизнесе предостаточно. В ходе проверок на каждом десятом предприятии выявлялись те или иные нарушения, причем в 50 случаях были установлены факты торговли без лицензии. В результате из незаконного оборота изъято около 3 тыс. дал алкогольной продукции.

Анализ полученных сведений позволил выработать комплекс мероприятий, которые, на наш взгляд, позволят повысить уровень собираемости налогов в торговой сфере и будут способствовать скорейшему введению на территории области налога на вмененный доход.

С широким применением этого налога связаны наши основные надежды. Из цифр, приведенных в статье, наглядно показано, что усилия, затрачиваемые работниками налоговых органов, значительны, но не всегда продуктивны. Они не в силах проверить все предприятия торговли. Нагрузка на одного налогового инспектора уже сейчас достаточно высока.

В настоящее время ведется активная подготовка к введению упомянутого налога в торговле. По оценкам специалистов ожидается прирост налоговых поступлений при этом в 1,6 раза. Однако введение единого налога ни в коей мере не предполагает отказа от традиционных форм контроля. Напротив, имеются намерения ужесточить контроль в отношении нерадивых плательщиков из сферы торгового бизнеса. В ближайшей перспективе намечается:

- ввести единую систему контроля за грузопотоками на территории области (из представителей органов УВД, УГИБДД, налоговой полиции и инспекции создаются рабочие посты на КП ГАИ, железной дороге, в речных портах, аэропортах, на оптовых торговых базах);

- создать на основании информации всех контролирующих органов единый банк данных по неблагонадежным предприятиям;

- принять меры по усилению контроля за фирмами, изготавливающими штампы и печати, с целью пресечения практики изготовления фальшивых печатей и приобретения с их помощью по фальсифицированным документам товаров, доход от реализации которых уходит из-под налогообложения;

- выйти с законодательной инициативой в Государственную Думу РФ о принятии федерального закона "Об ответственности за нарушения в сфере налично - денежного обращения";

- усилить контроль в сфере оборота алкогольной продукции, а именно: внедрить систему ежемесячного декларирования в налоговых инспекциях оборота алкогольной продукции предприятиями розничной торговли; оснастить инспекции необходимым количеством приборов, определяющих подлинность специальных и акцизных марок;

- создать в структуре Управления МНС России по Саратовской области специальный оперативный отдел по контролю за работой предприятий торговли.

Все принимаемые меры позволят, на наш взгляд, увеличить налоговые поступления в бюджет от торговой деятельности.

Подписано в печать А.В.Макрушин

20.10.1999 Руководитель Управления

МНС России

по Саратовской области

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Регистрация юридических лиц и собираемость налогов в Российской Федерации ("Налоговый вестник", 1999, N 11)
Статья: К вопросу о разработке методики оценки эффективности работы налоговых органов ("Налоговый вестник", 1999, N 11)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.