|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Вопрос: Облагаются ли НДС агентские услуги по обслуживанию морских судов в период стоянки в портах? (Консультация эксперта, 2007)
Вопрос: Облагаются ли НДС агентские услуги по обслуживанию морских судов в период стоянки в портах?
Ответ: Подпунктом 23 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ предусмотрена льгота по НДС в отношении операций по реализации работ (услуг, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах (все виды портовых сборов, услуги судов портового флота). При этом в НК РФ не конкретизирован перечень услуг, подпадающих под действие этой льготы, поэтому от НДС должны освобождаться все виды работ (услуг), связанные с обслуживанием судов в период стоянки в портах. Однако нужно иметь в виду следующее. В соответствии с п. 7 ст. 149 НК РФ льготы, предусмотренные ст. 149 НК РФ, не применяются при осуществлении посреднической деятельности (поручение, комиссия, агентирование), если иное не предусмотрено НК РФ. По договору морского агентирования морской агент обязуется за вознаграждение совершать по поручению и за счет судовладельца юридические и иные действия от своего имени или от имени судовладельца в определенном порту или на определенной территории (ст. 232 Кодекса торгового мореплавания РФ). То есть по сути договор морского агентирования является разновидностью агентского договора. В пп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ нет специальных указаний на то, что эта льгота применяется в том числе и в отношении посреднических услуг. Поэтому, на наш взгляд, в силу п. 7 ст. 149 НК РФ услуги по договору морского агентирования должны облагаться НДС в общеустановленном порядке. Отметим, что позиция контролирующих органов по данному вопросу не однозначна. Минфин России (Письмо от 23.01.2006 N 03-04-08/20) считает, что агентское обслуживание относится к услугам по обслуживанию судов в период стоянки в портах и поэтому подпадает под льготу, предусмотренную пп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ. А ФНС России (Письмо от 01.02.2006 N 03-2-03/210@), напротив, считает, что услуги по договору морского агентирования подлежат обложению НДС, мотивируя свою позицию ссылкой на п. 7 ст. 149 НК РФ. Арбитражная практика по данному вопросу также противоречива.
Так, например, ФАС Дальневосточного округа посчитал, что агентское обслуживание подпадает под льготу, предусмотренную пп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ (Постановление от 04.02.2005 N Ф03-А51/04-2/4189). В то же время ФАС Северо-Западного округа согласился с тем, что договор морского агентирования является одной из разновидностей агентского договора. Поэтому, руководствуясь п. 7 ст. 149 НК РФ, суд признал, что услуги по агентированию судов не подпадают под действие льготы и подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке (Постановления от 22.06.2006 N А56-23719/2005 и от 26.05.2005 N А05-15861/04-29). Учитывая изложенное, налогоплательщику следует самостоятельно принять решение о возможности применения льготы по НДС. При этом нужно иметь в виду, что применение льготы может привести к спору с налоговым органом.
Т.Л.Крутякова Издательско-консалтинговая группа "АйСи Групп" 12.07.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |