Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Вопрос: ...Налоговой инспекцией проведена контрольная закупка товара у организации, применяющей ККТ. Организация привлечена к ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ. В решении указано, что продавец выбил чек на сумму покупки меньшую, чем приобрел покупатель. Правомерно ли привлечение организации к административной ответственности? Вправе ли налоговая инспекции проводить закупочные мероприятия не в рамках налогового контроля? (Консультация эксперта, 2007)



Вопрос: Налоговой инспекцией проведена контрольная закупка товара у организации в рамках проверки за соблюдением законодательства о контрольно-кассовой техники. По результатам проверки вынесены решение и постановление об административном правонарушении, согласно которым организация привлечена к ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ. В решении, в частности, указано, что продавец в результате ошибки выбил чек на сумму покупки меньшую, чем приобрел покупатель. Правомерно ли организация привлечена к административной ответственности вследствие ошибки, допущенной продавцом? Имеют ли право сотрудники налоговой инспекции проводить контрольные закупочные мероприятия не в рамках осуществляемого налогового контроля?

Ответ: В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Исходя из указанной нормы обязанность применения контрольно-кассовой машины и выдачи чека лежит на организации. Следовательно, именно юридическое лицо, как субъект возникающих правоотношений между продавцом и покупателем, обязано обеспечить выполнение этого требования, осуществлять контроль за работой своих работников, с которыми заключены трудовые соглашения, и именно оно несет ответственность за неисполнение работниками этой обязанности. Вышеизложенная позиция нашла свое отражение в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 03.08.2005 N 5960/04, от 28.09.2004 N 6429/04, от 28.06.2005 N 480/05.

Согласно ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

Под неприменением контрольно-кассовых машин следует понимать, в частности, пробитие контрольно-кассовой машиной чека с указанием суммы менее уплаченной покупателем (клиентом) (Постановление Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин").

При этом ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ установлено, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Исходя из вышеизложенного, действия сотрудников налоговой инспекции по привлечению к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ следует признать правомерными. Указанная позиция подтверждается судебной практикой в Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 07.02.2007, 31.01.2007 N Ф03-А51/06-2/5278 по делу N А51-11087/2006-8-263, ФАС Западно-Сибирского округа от 16.08.2005 N Ф04-5198/2005(13770-А70-32), ФАС Московского округа от 01.09.2004 N КА-А41/7383-04 и др.

Отметим, что согласно позиции Конституционного Суда РФ в Определении от 14.12.2000 N 244-О установлено, что в случае неприменения контрольно-кассовой машины штраф может быть наложен при условии, что доказан не только сам факт совершения правонарушения, но и вина организации - юридического лица, которая проявляется в виновном действии (бездействии) соответствующих лиц, действующих от имени организации и допустивших неприменение контрольно-кассовой машины. При этом наложенное взыскание (конкретная сумма штрафа) должно быть соразмерно степени вины правонарушителя. Возложение ответственности на организацию не может служить препятствием юридическому лицу в установленном законодательством порядке требовать возмещения ущерба, нанесенного ему по вине его работника.

По второму вопросу необходимо отметить следующее. Право налоговых органов осуществлять контроль за соблюдением законодательства о применении контрольно-кассовой техники закреплено в ст. 7 Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ. В частности, они проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков.

Кроме того, Федеральная налоговая служба в соответствии со ст. 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", п. 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения. При этом вышеизложенные положения не связывают проведение контрольных мероприятий с проведением налогового контроля.

Таким образом, по нашему мнению, налоговым органом предоставлено право осуществлять контрольные мероприятия по применению ККТ с соблюдением порядка, регламентированного в Законе от 22.05.2003 N 54-ФЗ. Данной позиции придерживается как Минфин России в Письме от 07.02.2006 N 03-01-15/1-23, так и многочисленная арбитражная практика в Постановлениях ФАС Дальневосточного округа от 10.05.2006 N Ф03-А51/06-2/1259, от 18.05.2006, 11.05.2006 N Ф03-А16/06-2/1242, ФАС Западно-Сибирского округа от 26.07.2004 N Ф04-5024/2004(А70-3099-27), ФАС Центрального округа от 20.03.2006 по делу N А08-9119/05-21, Решении Арбитражного суда Московской области от 12.09.2005 по делу N А41-К2-17836/05, ФАС Северо-Западного округа от 05.05.2005 N А56-41328/04 и др.

Однако по данному вопросу есть и другая позиция, которую нельзя не указать. Закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ не предусматривает особого порядка осуществления контроля по применению законодательства о контрольно-кассовой техники. Понятие закупки как проводимого контрольного мероприятия предусматривается Федеральным законом от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", Федеральным законом от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" и осуществляется в рамках оперативно-розыскной деятельности. Право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям, указанным в ст. 13 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", согласно которой налоговые органы не поименованы в указанной статье. При этом согласно п. 2 ст. 7 Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ органы внутренних дел взаимодействуют в пределах своей компетенции с налоговыми органами при осуществлении последними указанных в ст. 7 Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ контрольных функций.

Соответственно, сотрудникам инспекции ФНС России на основании вышеизложенных норм не предоставлено права осуществлять оперативно-розыскную деятельность, а контрольные мероприятия (закупку) возможно проводить только с органами внутренних дел. Указанную позицию поддерживает и арбитражная практика в Постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 05.09.2006 N Ф04-7909/2005(25811-А03-29), ФАС Поволжского округа от 19.01.2006 по делу N А65-15804/05-СА1-36, ФАС Дальневосточного округа от 30.08.2004 N Ф03-А51/04-2/2128 и др.

Г.А.Ковальчук

Аудиторско-консалтинговая группа

"АИС"

22.06.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Организация арендует помещение по месту осуществления деятельности. Одновременно планируется переезд, в связи с чем заключен еще один договор аренды нежилого помещения, в котором осуществляется отделка. Включаются ли в состав расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль, арендные платежи одновременно за два офиса до переезда в период ремонта? (Консультация эксперта, 2007) >
Вопрос: Для удовлетворения требований кредиторов было реализовано имущество, составляющее конкурсную массу. Необходимо ли исчислять НДС? Правомерно ли начислять пени на задолженность по НДС, образовавшуюся в период конкурсного производства? Если да, то каков порядок исполнения требования по уплате пени? (Консультация эксперта, 2007)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.