Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Вопрос: ...По результатам камеральной проверки по НДС принято решение о привлечении налогоплательщика к ответственности по п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление декларации в течение более 180 дней. Налогоплательщик с таким решением не согласился, указав, что в проверяемом периоде объект обложения НДС равен нулю и размер штрафа не может быть определен в процентах от суммы подлежащего уплате налога. Правомерно ли решение налогового органа? (Консультация эксперта, Минфин РФ, 2007)



Вопрос: По результатам камеральной налоговой проверки по налогу на добавленную стоимость налоговым органом принято решение о привлечении налогоплательщика к ответственности по п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством срока. Налогоплательщик с таким решением не согласился, указав, что в проверяемом периоде объект налогообложения по НДС равен нулю и размер штрафа, предусмотренного п. 2 ст. 119 НК РФ, не может быть определен в процентах от суммы подлежащего уплате налога. Правомерно ли данное решение налогового органа?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 80 Налогового кодекса РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Согласно п. 6 ст. 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

В соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в п. 2 ст. 119 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 руб.

Пунктом 2 ст. 119 НК РФ предусмотрена налоговая ответственность за непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации в виде штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.

В соответствии с п. 5 ст. 174 НК РФ установлено, что по налогу на добавленную стоимость налогоплательщики (налоговые агенты) обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено гл. 21 НК РФ.

МНС России в Письме от 04.07.2001 N 14-3-04/1279-Т890 разъяснило, что п. 2 ст. 119 НК РФ условия о минимальном размере штрафа не содержит, в связи с чем, если налогоплательщик по истечении 180 дней после установленного НК РФ срока представил налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость, по которой налог, не причитающийся к уплате, равен нулю, налоговая санкция, предусмотренная п. 2 ст. 119 НК РФ, не применяется.

Президиум ВАС РФ в п. 7 Информационного письма от 17.03.2003 N 71 указал, что отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации (ст. 80 НК РФ) по данному налоговому периоду, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах.

Исходя из положений вышеизложенных норм, налогоплательщик обязан представлять налоговые декларации в установленные законом сроки независимо от результатов расчетов сумм налогов к уплате по итогам тех или иных налоговых периодов.

Судебная практика, сформировавшая по данному вопросу, в основном поддерживает такую позицию.

К аналогичным выводам пришел ВАС РФ и в Решении от 03.02.2004 N 16125/03.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 10.10.2006 N 6161/06 указано, что базой для определения суммы штрафа определена сумма налога, подлежащая фактической уплате (доплате) в бюджет, а не сумма, указанная в декларации. По мнению Президиума ВАС РФ, поскольку сумма налога, подлежащего уплате, составляет ноль, то сумма штрафа за непредставление декларации за указанный период также составляет ноль.

В Решении N 16125/03 ВАС РФ указывал, что отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода объекта налогообложения и (или) суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления декларации по налогу на добавленную стоимость.

В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 11.01.2006 N Ф04-9275/2005(18259-А46-33) суд приходит к выводу, что, поскольку п. 2 ст. 119 НК РФ не установлен минимальный размер штрафа при отсутствии подлежащего перечислению в бюджет налога, штраф на основании п. 2 ст. 119 НК РФ не может быть взыскан. Аналогичные выводы выражены данным судом и в Постановлении от 15.12.2005 N Ф04-9039/2005(17986-А45-7), в котором суд указывает, что п. 2 ст. 119 НК РФ следует толковать буквально, а не в системной связи с п. 1 ст. 119 НК РФ.

Однако существует и противоположная судебная практика. Так, ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 23.03.2006 N Ф03-А51/06-2/556 считает, что установление нижнего предела наказания по п. 1 ст. 119 НК РФ является одновременно нижним пределом для определения наказания по п. 2 ст. 119 НК РФ. По мнению суда, то обстоятельство, что по спорным декларациям сумма налогов, подлежащих уплате в бюджет, равна нулю, не изменяет квалификацию правонарушения, следовательно, взыскание штрафа при таких обстоятельствах правомерно. К аналогичным выводам приходил ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 18.08.2005 N А58-803/05-Ф02-3961/05-С1 и ФАС Уральского округа в Постановлении от 26.11.2002 N Ф09-2476/02-АК.

Исходя из изложенного, поскольку сумма налога, подлежащего уплате, составляет ноль, налоговая санкция, предусмотренная п. 2 ст. 119 НК РФ, не применяется, и сумма штрафа за непредставление такой декларации также составляет ноль.

Таким образом, решение налогового органа в указанной ситуации неправомерно.

Ю.М.Лермонтов

Минфин России

31.05.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: О налогообложении НДФЛ по ставке 13% доходов иностранного физлица, которое признается налоговым резидентом РФ, в случае если срок нахождения указанного физлица на территории РФ за 12 месяцев, предшествующих дате выплаты дохода, составляет не менее 183 дней, а также о документах, которые могут подтверждать фактическое нахождение физлица на территории РФ. (Письмо Минфина РФ от 31.05.2007 N 03-04-06-01/170) >
Вопрос: ...Автономное учреждение в октябре 2007 г. подало заявление о переходе на УСН. Учредителем учреждения является государство. Доходы учреждения за 9 месяцев 2007 г. не превысили 15 млн руб. Налоговый орган рассмотрел заявление автономного учреждения и вынес решение об отказе в переходе на УСН, указав, что бюджетные учреждения не вправе применять УСН. Правомерен ли отказ налогового органа? (Консультация эксперта, Минфин РФ, 2007)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.