Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Вопрос: ...Организация оплатила услуги по безадресной рассылке рекламных каталогов в феврале 2007 г. Расходы принимаются в целях исчисления налога на прибыль в пределах 1% выручки. По итогам работы за январь - февраль норматив расходов на рекламу ниже, чем фактические затраты на рассылку, организация в феврале 2007 г. предъявила к вычету часть суммы "входного" НДС в пределах норматива. Можно ли в марте, апреле довычесть НДС по расходам на рассылку? (Консультация эксперта, 2007)



Вопрос: Организация оплатила услуги по безадресной рассылке рекламных каталогов. Эти расходы принимаются в целях исчисления налога на прибыль в пределах 1% выручки. Рассылка была произведена в феврале 2007 г. По итогам работы за январь - февраль норматив расходов на рекламу оказался ниже, чем фактические затраты на рассылку, поэтому на основании п. 7 ст. 171 НК РФ организация в феврале 2007 г. предъявила к вычету не всю сумму "входного" НДС, а только часть в пределах норматива. Может ли организация в следующих налоговых периодах по НДС (март, апрель) довычесть НДС по расходам на рассылку?

Ответ: Расходы на рекламу, не перечисленные в абз. 2 - 4 п. 4 ст. 264 Налогового кодекса РФ, принимаются в целях налогообложения прибыли в размере, не превышающем 1% выручки.

В соответствии с п. 7 ст. 171 НК РФ "входной" НДС по расходам, нормируемым в целях налогообложения прибыли, подлежит вычету в размере, соответствующем этим нормам.

Проблема заключается в том, что налоговым периодом по НДС является месяц или квартал, а налоговым периодом по налогу на прибыль является год.

И вполне возможна такая ситуация, которая изложена в вопросе. В начале года организация несет рекламные расходы, которые не укладываются в норматив. Соответственно, часть НДС принимается к вычету, а часть - нет. Затем за счет того, что показатель выручки нарастающим итогом с начала года растет, вся сумма рекламных расходов, произведенных в начале года, укладывается в норматив. Возникает вопрос: может ли организация в следующих месяцах предъявлять к вычету НДС, который ранее не был предъявлен к вычету как "сверхнормативный"?

По мнению Минфина России, так действовать нельзя. Финансовое ведомство считает, что суммы НДС, относящиеся к расходам на рекламу, подлежат вычету в размере, соответствующем нормативу, применяемому для целей налога на прибыль организаций, в тех периодах, в которых возникают эти расходы. При этом суммы НДС, относящиеся к сверхнормативным расходам на рекламу, которые в отчетных периодах не включаются в расходы при исчислении налога на прибыль организаций, к вычету не принимаются (см. Письмо Минфина России от 11.11.2004 N 03-04-11/201).

Пример 1. Организация уплачивает НДС ежемесячно.

В феврале организация оплатила услуги почты по безадресной рассылке рекламных каталогов в сумме 118 000 руб. (в том числе НДС 18 000 руб.). Такие расходы подлежат нормированию - принимаются в целях налогообложения прибыли в пределах 1% суммы выручки.

Предположим, что величина выручки без НДС за январь - февраль - 7 000 000 руб. Соответственно, предельная сумма расходов на рекламу, включаемая в расходы в целях налогообложения прибыли, - 70 000 руб. (7 000 000 руб. x 0,01).

Сумма НДС, приходящаяся на рекламные расходы в пределах нормы, - 12 600 руб. (70 000 руб. x 0,18). Эта сумма в феврале принимается к вычету. Оставшийся НДС по сверхнормативным рекламным расходам в сумме 5400 руб. (18 000 руб. - 12 600 руб.) к вычету в феврале не принимается.

Величина выручки (без НДС) за январь - март - 12 000 000 руб. Предельная сумма расходов на рекламу нарастающим итогом с начала года - 120 000 руб., т.е. вся стоимость рассылки учитывается в целях налогообложения прибыли в полном объеме. Если следовать указаниям Минфина, организация не имеет права при расчете НДС за март включить в состав вычетов сумму НДС в размере 5400 руб., не предъявленную к вычету в феврале.

Однако, на наш взгляд, такая позиция Минфина России не бесспорна.

Нормы гл. 21 НК РФ не запрещают налогоплательщикам производить вычеты "входного" НДС в более поздние налоговые периоды. Если все условия для вычета выполнены в феврале, то налогоплательщик не обязан заявлять вычет именно в феврале. Он может это сделать и в более поздний срок. Кроме того, такой подход может поставить в неравное положение налогоплательщиков, уплачивающих НДС ежемесячно и ежеквартально.

Пример 2. Допустим, что организация уплачивает НДС ежемесячно.

В январе организация оплатила услуги почты по безадресной рассылке рекламных каталогов в сумме 118 000 руб. (в том числе НДС 18 000 руб.). Предположим, что величина выручки без НДС за январь - 800 000 руб. Соответственно, предельная сумма расходов на рекламу, включаемая в расходы в целях налогообложения прибыли, - 8000 руб. (800 000 руб. x 0,01).

Сумма НДС, приходящаяся на рекламные расходы в пределах нормы, - 1440 руб. (8000 руб. x 0,18). Эта сумма в январе принимается к вычету. Оставшийся НДС по сверхнормативным рекламным расходам в сумме 16 560 руб. (18 000 руб. - 1440 руб.) к вычету в январе не принимается и фактически для организации "теряется".

А теперь предположим, что организация уплачивает НДС ежеквартально.

Выручка (без НДС) за январь - 800 000 руб., февраль - 900 000 руб., март - 990 000 руб. Предельная сумма расходов на рекламу, включаемая в расходы по итогам I квартала, - 26 900 руб. ((800 000 + 900 000 + 990 000) x 0,01).

Соответственно, сумма НДС, которую можно принять к вычету в I квартале, - 4842 руб.

Таким образом, в совершенно одинаковых условиях, но при разных налоговых периодах по НДС организация может принять к вычету разные суммы НДС. На наш взгляд, это не соответствует принципу равенства налогообложения, установленному в п. 1 ст. 3 НК РФ. Вид налогового периода не должен влиять на величину налоговых вычетов, которыми имеет право воспользоваться налогоплательщик.

По нашему мнению, организация имеет право в течение года довключать в состав вычетов суммы НДС по расходам на рекламу, которые по мере увеличения размера выручки соответствуют нормативу, признаваемому в целях налогообложения прибыли. Однако нужно иметь в виду, что такие действия могут привести к спору с контролирующими органами.

Т.Л.Крутякова

Издательско-консалтинговая группа

"АйСи Групп"

25.05.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: ...Общественная организация (конноспортивный клуб) применяет УСН ("доходы минус расходы"). Помимо общественной деятельности она оказывает услуги по обучению верховой езде на коммерческой основе. Вправе ли организация не учитывать для целей налогообложения суммы поступивших членских взносов? Как определить налоговую базу в случае, если невозможно выделить расходы, относящиеся к коммерческой деятельности? (Письмо Минфина РФ от 25.05.2007 N 03-11-04/2/141) >
Вопрос: ...Организация в марте 2007 г. приобрела программу для автоматизации бухгалтерского и налогового учета. В бухучете стоимость программы отражена на счете 97 с последующим списанием на расходы равномерно в течение двух лет. В целях исчисления налога на прибыль расходы на приобретение программы учитываются в уменьшение налоговой базы равномерно в течение двух лет. В каком порядке предъявить к вычету НДС, уплаченный при приобретении программы? (Консультация эксперта, 2007)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.